Как начать торговать в Китае

Многие российские предприниматели думают, что вывести свой продукт на китайский рынок невозможно, а в реальности – в Поднебесной востребован любой товар. Об особенностях работы и продвижения на рынке Китая рассказал Андрей Ермошкин, коммерческий директор digital-агентства «Интериум» на воркшопе от МТС Банка и компании «Ашманов и партнеры».

Как начать торговать в Китае
Андрей Ермошкин
Коммерческий директор Digital-агентства «Интериум»

Сейчас Китай для российского бизнеса – это основа основ. И в ближайшие пять, а может быть и 10 лет, мы будем еще плотнее взаимодействовать с этим рынком, причем на всех уровнях: на уровне государства, на уровне крупного, среднего и малого бизнеса, как в плане экспорта, так и импорта.

Китай со своей стороны тоже начал активно наращивать бизнес-отношения во всех секторах: и B2B, и B2C. Благодаря этому, сегодня есть много возможностей выхода на этот рынок, которых не было еще пару лет назад.

Китай – вторая digital-экономика в мире, рост у которой молниеносный. И если она не остановится, то уже буквально года через три она может стать первой.

E-commerce Китая – это самое главное, что там есть. Объём рынка электронной торговли – 1,5 трлн долларов.

Любой продукт в Китае востребован

Этого многие не знают. Предприниматели думают, что вывести продукт на китайский рынок невозможно. Там же есть AliExpress, там же все всё продают, кому мы там нужны? На самом деле, AliExpress – это не внутренний рынок Китая, а международный, как и Tmall Global, и остальные международные маркетплейсы.

Что касается внутреннего рынка Китая – это совсем другая история с населением в 1,4 млрд человек. Идти туда можно смело, и каждый сможет найти своего покупателя.

Активный рост покупательной способности в Китае обусловлен ростом провинции. Китай очень похож в этом плане на Россию. Провинции там растут, по аналогии с тем, как развиваются у нас регионы – там становится все больше платежеспособных людей. Речь, конечно, не про Пекин и Шанхай, а про города пятой-шестой линии – это то, куда нужно сегодня направить свое внимание малому и среднему бизнесу из России.

Минувшая пандемия тоже повлияла на рост покупательной способности. Китайцы сидели дома, никуда не ездили, деньги не тратили, а, наоборот, аккумулировали.

Плюс онлайн-коммерции в Китае – среднее время доставки внутри страны в любую точку провинции – до 6 часов. Поэтому китайцы, живущие в провинции, глобально все скупают.

Российскому бизнесу выходить туда очень полезно и можно довольно быстро найти активную аудиторию для своей продукции.

Если говорить о товарных категориях, то на маркетплейсах ничего глобально не меняется, какие-то продукты выходят на первое место, какие-то опускаются, но в целом все выглядит примерно так – около 90% пищевая продукция: вода, продукты питания, кондитерские изделия и т.п. Что касается непродовольственной продукции, в Китае очень хорошо заходит все, что натуральное, к примеру, косметика. В России – самая крутая натуральная косметика, и для китайцев – она и качество, и цена. Потому что у нас стоимость не как у европейцев, а качество иногда даже выше. Вообще, любая продукция в Китае бьется в этой схеме – качество-цена.

Этапы выхода на китайский рынок

Для выхода на рынок Китая нужно исследовать рынок, нужно смотреть, как представлены конкуренты, откуда эти конкуренты. Делать маркетинговые исследования – все стандартные банальные вещи. Но самое главное – это смелость и желание от бизнеса.

В Китае все начинается с WeChat – это главное приложение, которое есть у каждого китайца. Это глобалап, через который они заказывают такси, подают заявление в загс, оплачивают ЖКХ, покупают продукты – абсолютно все, что есть в Китае – делается в WeChat.

И если вы решили выйти на рынок Китая, то в первую очередь вам нужно в WeChat. Даже ваш китайский партнер, живущий не в России, не будет с вами общаться ни в WhatsApp, ни в Telegram, он будет общаться с вами только в WeChat. Это очень удобное приложение, в котором есть два вида аккаунтов: пользовательский и технический или бизнес-аккаунт. Очень много слухов и стереотипов, о том, чтобы завести этот аккаунт – нужно иметь юрлицо в Китае – нет, ничего не нужно. Можно спокойно регистрировать его на любой бизнес и взаимодействовать с китайцами. Вообще, из России можно зарегистрироваться на любой площадке в Китае.

Следующий шаг – Weibo – китайский сервис микроблогов, нечто среднее между Twitter и Facebook, является одним из самых популярных сайтов в Китае.

Продукты Baidu: поисковик и аналог википедии. Для китайцев, прежде чем купить, очень важно найти информацию о компании. Представлена ли она вообще на рынке?

И видео-площадки. На самом деле, в Китае видео – это основа основ и с этого нужно начинать, но для российского бизнеса практически невозможно создавать нормальное видео. Там очень быстро меняются тренды, и все эти тренды очень и очень специфичные и сложные для понимания в нашем сознании.

Что касается входа конкретно на маркетплейсы, их огромное количество и тут надо делать выбор в зависимости от специфики продукции и объемов продаж.

Полная версия лекции доступна на YouTube

44
Начать дискуссию