Master Delivery

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов Master Delivery, рассказывает, откуда мы знаем о зданиях, которых нет на картах, и зачем нам нужна собственная геоинформационная система.

Карты есть, но это не точно

По данным Росстата в России более 150 тыс. населенных пунктов, причем только в 87% из них действительно есть жители. Около 19 тыс. населенных пунктов существуют лишь номинально. Наряду с этим на картах есть жилые поселки без единого адреса, только названия.

За информацию о территории РФ в картографическом виде отвечает Росреестр. Кроме того, есть коммерческие сервисы Яндекс, 2ГИС, Гугл и ряд других компаний, которые работают с адресной и картографической информацией. В работе логистической платформы Master Delivery мы используем все доступные источники и объединяем их данные, чтобы строить максимально эффективные маршруты для курьеров. Однако с первых же дней работы мы столкнулись с тем, что информация на картах расходится с тем, что видят курьеры на местах. Скорость и стоимость доставки напрямую зависят от точности работы алгоритмов маршрутизации, которые, в свою очередь, опираются на картографические данные. Проще говоря, чем более точные карты будут использованы в работе алгоритмов, тем быстрее каждый клиент получит свой заказ. Поэтому для нас крайне важно иметь актуальные геоданные по всей территории присутствия.

Полнота адресных данных на картах — еще один важный для нас вопрос. Служба доставки Прямиком развозит заказы в 200+ городах России и Европы, и мы будем продолжать расширять территорию присутствия. Мы стремимся работать не только в крупных городах, но и развивать сервис в районных центрах, небольших региональных городах. В нашей стране даже в больших городах далеко не все объекты представляют собой многоквартирную или капитальную застройку и имеют полные адреса. Информация по частному сектору, СНТ и дачам зачастую отсутствует — на карты не нанесены ни сами строения, ни их адреса. А если нанесены, то содержат существенные неточности или попросту устарели. Доставку люди заказывают и на дачи, и в частный сектор, и в новостройки без адресов, так что полнота адресных данных для нас так же важна, как актуальность самих карт.

Интересная ситуация с точки зрения полноты данных на картах сложилась с адресами в населенном пункте Лорино, мы с командой давно за ним наблюдаем. Лорино — крупнейшее национальное село Чукотки с населением около 1 тысячи (!) человек. На картах Яндекса Лорино обозначено только границей.

Немного больше информации о Лорино дают карты Гугл:

Дальний Восток в целом не самая изученная территория и удивительно то, что максимально полные и актуальные данные по Дальневосточному округу, причем как по крупным городам, так и по малым населенным пунктам, мы обнаружили на картах OpenStreetMap (OSM). Например, вот так выглядит уже знакомое нам село Лорино на картах OSM:

OpenStreetMap — это карты, которые создавались и поддерживаются картографами-волонтерами. Через OSM-сообщество мы узнали, что дальневосточные компании, деятельность которых зависит от картографических данных о территории региона, взяли дело в свои руки и самостоятельно наполнили карты актуальной информацией. Примерно тем же путем, только гораздо дальше, мы пошли в Master Delivery.

Мы решили, что если ни один из доступных источников, ни все они вместе не могут обеспечить нужной нам точности и полноты геоданных, то мы создадим свою картографическую платформу, которая будет отвечать всем нашим требованиям и сможет обеспечить алгоритмы Прямиком качественными исходными данными.

Если данные собирают, значит, это кому-нибудь нужно

Создание собственной геоинформационной платформы — длительный и кропотливый процесс. Мы постепенно движемся вперед и оцифровываем новые территории своего присутствия. Для работы используем данные из открытых источников, соотносим их со спутниковыми снимками с помощью нейросетей и дополняем информацией от курьеров и супервайзеров на местах.

Курьеры — самые заинтересованные в наполнении карт люди, и они же — самый ценный источник информации о местности. От курьеров мы оперативно получаем данные о фактических адресах, открытых проездах, новых дорогах и микрорайонах. Курьеры помогают дополнить адресные данные информацией о времени работы инфраструктуры. Например, указывают, что въезд на территорию через шлагбаум возможен только с 9 до 18 часов, чтобы алгоритм маршрутизации Прямиком мог использовать эти данные для более точного расчета времени доставки.

Мы постоянно обрабатываем заказы на доставку по всей стране — собираем огромные массивы данных. В обезличенном виде информацию о заказах мы соотносим с данными о населении и анализируем потребительское поведение разных территорий, чтобы построить прогнозы на будущее: когда, где, сколько и каких курьеров потребуется. Фактически мы заранее знаем, в какой район чаще заказывают пиццу и электронику, а в какой — подгузники и детские товары. На сегодняшний день в 9 случаях из 10 мы даем точный прогноз спроса, это сокращает время курьера в пути в среднем на 6 минут. Таким образом картографический инструмент влияет и на работу предиктивных алгоритмов Прямиком.

Пока картографическая геоинформационная платформа Master Delivery используется только в работе сервиса Прямиком.

Наша цель — обеспечить максимально точной и подробной картографической информацией собственные логистические алгоритмы.

Но в будущем мы не исключаем возможность выпустить геоаналитические разработки отдельным продуктом. Уже сейчас мы предлагаем отдельные инструменты геоплатформы в качестве дополнительного сервиса для наших клиентов. Например, делаем расчет геозон доставки и помогаем определить локации для открытия новых торговых точек на основе анализа территории. Мы рассматриваем развитие геомаркетинговых инструментов как еще одно направление бизнеса по модели SaaS (software-as-a-service).

0
1 комментарий
Популярные
По порядку
Михаил Грозовский

К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Удобство и забота: за что пользователи любят приложение BestDoctor

Приложение BestDoctor — единое окно для получения всех услуг нашей экосистемы медицинских сервисов: записи в клинику, проведения онлайн-консультаций с врачом, страхования путешествий и многих других. 80% пользователей BestDoctor регулярно обращаются к нему и оставляют хорошие отзывы. В этой статье мы расскажем, как медицинские сервисы BestDoctor…

Tesla отчиталась о рекордной прибыли за год в $5,5 млрд и проблемах в цепочке поставок из-за дефицита чипов Статьи редакции

Компания не будет выпускать новые модели в 2022 году, а сосредоточится на расширении производства.

Битые монеты, побеги из страны в страну и никакой штаб-квартиры: прошлое и будущее криптобиржи Чанпэна Чжао Binance Статьи редакции

Работавший в McDonald's основатель Чжао, возможно, богаче Цукерберга, а биржа — самая быстрорастущая финансовая мекка в мире с гипотетической оценкой $300 млрд. Как он пришёл к идее, что получилось за первые 45 дней работы и почему его отношения с регуляторами так противоречивы.

Источник: NDTV Gadgets
RamblerMeetup&Frontend – уже 10 февраля

Медиа и музыка ещё никогда не были так близки, как на совместном митапе Rambler&Co и СберЗвука (входят в группу компаний СберИнтертеймент).

Apple в ближайшие месяцы представит функцию для использования iPhone как платёжного терминала — Bloomberg Статьи редакции

Компания купила разработчика такой технологии Mobeewave в 2020 году.

Российские маркетплейсы и магазины продают опасный аппарат для сварки пластиковых труб

Aliexpress, OZON, Yandex, DNS, Eldorado нам нужно серьезно поговорить.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

«Пятёрочка» попробует дать больше полномочий директорам магазинов, чтобы они сами повышали прибыльность Статьи редакции

В тестах участвуют 16 магазинов в Москве, Подмосковье, Кирове и Воронеже.

null