Master Delivery

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Наша картографическая команда разрабатывает линейку геопродуктов для эффективной и быстрой доставки заказов в сложных городских и погодных условиях в любое время. Ядро геосервисов Master Delivery — собственный движок маршрутизации, который обеспечивает построение геозон, расчет маршрутов, определение времени и расстояния движения в процессе доставки единичных и групповых заказов. Алгоритмы маршрутизации позволяют запрашивать и получать расчеты перемещений между локациями и районами города в формате матрицы корреспонденций, что значительно ускоряет вычисления для больших объемов запрашиваемой информации. Широкий функционал позволяет использовать наш движок маршрутизации и в локальной, и в гиперлокальной доставке.

Текущий инструментарий платформы Web GIS можно разделить на 3 основных направления:

  • Работа с геозонами
  • Геоналитика операционной деятельности при доставке заказов
  • Геомаркетинг: анализ территории, населения, конкурентной среды с целью принятия решения о выборе наиболее подходящей локации для размещения ресторана, ПВЗ, dark store или dark kitchen, торговой точки.

Таким образом, Web GIS платформа Master Delivery позволяет выполнить полный перечень задач для запуска качественной доставки на последней миле и эффективного управления ею.

Остановимся пока на работе с геозонами, к остальным сервисам вернемся в следующих публикациях. Весь процесс мы разделили на 3 этапа.

1 этап: анализ территории

Это подготовительный этап, который происходит до того, как начнутся доставки. Анализ информации о плотности и количестве населения помогает определить максимально выгодные локации для размещения даркстора или ресторана и сделать предварительный прогноз количества заказов. Цвета на карте обозначают плотность населения: чем ближе к красному, тем больше людей сосредоточено в этой части города и тем больше вероятность, что в этой зоне понадобится доставка.

Также на платформе Web GIS доступна оперативная информация о пробках, спутниковые снимки местности и данные об организациях, работающих на территории. Функционал геосистемы позволяет оперативно вывести на карту и проанализировать расположение торговых точек конкурентов или партнеров и использовать эту информацию в процессе принятия решения о расположении новых торговых точек.

На сегодняшний день анализ территории доступен для любой точки России, Италии и Германии, ведется работа по расширению функционала на всю Европу.

2 этап: построение геозон доставки

Сразу определимся, что называть геозоной. Геозона — это территория, до границы которой курьер успеет добраться из определенной точки за определенное время на определенном транспорте. Кроме того, геозона может быть построена и исходя из того расстояния, которое преодолевает курьер до ее границы. Пользователи геосистемы Web GIS Master Delivery могут выбирать, что важнее для доставки их заказов: время, которое тратит курьер в пути, или расстояние, которое ему нужно проехать.

Алгоритмы Web GIS рассчитывают геозоны для курьеров на различных видах транспорта:

  • Курьеры на авто (можно построить геозоны с учетом или без учета пробок, а для вечера пятницы есть отдельный алгоритм расчета: как правило, это самое “пробочное” время в городах).
  • Велокурьеры (расчет геозон можно сделать для самоката, обычного велосипеда и электровелосипеда, в городах с большими перепадами высот реализована 3D-модель движения курьера с учетом подъема в гору).
  • Пешие курьеры (геозоны для гиперлокальной доставки шаговой доступности или с учетом общественного транспорта).

В ближайшее время будет реализован инструмент построения геозон для курьеров на мотоскутерах (особенно актуальна эта задача для южной части нашей страны и европейских стран) и на грузовиках (в этом алгоритме будут учтены разрешения на въезд в города для транспорта разной грузоподъёмности).

Также в процессе планирования доставки и создания геозон Web GIS позволяет построить предполагаемый маршрут движения курьера, чтобы наглядно увидеть и проанализировать доставку в геозоне. Построение маршрутов доступно для всех видов транспорта, включая курьеров на автомобиле (с учетом пробок).

Для финальной подготовки геозон, их стыковки в Web GIS мы используем методы полигонов Вороного и собственные алгоритмы. Система учитывает данные, полученные в результате анализа территории, и строит динамические зоны с учетом транспорта курьера (автомобиль, велосипед, самокат, электротранспорт, пеший курьер или курьер на общественном транспорте) и дорожной ситуации в конкретное время доставки.

Геоплатформа Master Delivery строится на микросервисах, алгоритмы быстро адаптируются под разные пользовательские задачи. Например, для крупных сетей постаматов и ПВЗ, где точки старта расположены гораздо ближе друг к друга, нужен иной подход. Клиенту достаточно ввести или загрузить адреса, задать параметры доставки (целевое время и тип транспорта курьера), и система автоматически рассчитает и состыкует зоны.

3 этап: оптимизация и редактирование геозон

Расчет геозон доставки нужен, в первую очередь, ресторанам: еда должна быть доставлена прежде, чем успеет остыть. Рестораны используют геозоны и в логистических, и в операционных процессах для повышения качества сервиса. Клиент просто вводит свой адрес на сайте или в приложении ресторана и сразу видит, возможна ли доставка на нужный адрес и сколько минут она займет. Однако для таких задач нужна более детальная прорисовка зон — на этом этапе подключаются картографы и операционисты для ручной корректировки зон, созданных искусственным интеллектом системы Web GIS.На этапе оптимизации и редактирования зон учитывается информация о населении и статистика уже доставленных заказов (если она доступна для этой территории) — это позволяет сделать геозоны максимально точными, а доставку еды — быстрой и эффективной.

Управление инструментом Web GIS реализовано через веб-интерфейс, который позволяет автоматически рассчитывать геозоны по любым исходным данным, загружать и выгружать готовые геозоны по разным торговым точкам, отслеживать и контролировать реализацию геозон на местности. Также поддерживается ролевая модель управления, когда сотрудник может получить доступ только к части функционала, территорий или данных.

Мы используем инструмент пространственных вычислений геозон для работы сервиса гиперлокальной доставки Прямиком. В качестве дополнительной услуги для наших клиентов мы определяем локации для открытия новых торговых точек и уже видим спрос на этот инструмент как на отдельный сервис.

Для внешних пользователей геосервисы доступны в формате Web GIS платформы, API сервисов и WMTS сервиса предоставления картографической подложки.

Один из недавних кейсов компании показал, что расчет геозон доставки — отличный способ познакомиться с нашим сервисом: клиент обратился, чтобы проанализировать предполагаемые места открытия ресторанов, потом мы сделали для него расчет зон доставки по каждому ресторану, сейчас готовим договор на доставку заказов. Мы видим спрос на геоаналитические сервисы не только внутри нашей компании, но и на внешнем рынке, а значит, будем развивать это направление и дальше. Наша цель — максимально автоматизировать процесс запуска доставки, чтобы техническая подготовка старта занимала не более 1 часа.

0
4 комментария
Популярные
По порядку
Alexey Matal

Отличный материал, спасибо! Занимаемся схожими задачами, хотя область другая.

Подскажите:
1. Насколько я понял, доставка в основном городская (есть дороги, четкие ориентиры, дворы)
2. Не было кейсов доставки по бездорожью и в отдаленные районы? Есть такой запрос вообще? На других территориях РФ

Ответить
0
Развернуть ветку
Master Delivery

Спасибо за высокую оценку нашей работы!
Запуск доставки Мастер Деливери начинался с отдаленных от Москвы регионов, где мы как раз столкнулись с отсутствием на картах зданий, адресов и дорог, поэтому такая проблематика нам хорошо известна. В предыдущей статье (https://vc.ru/masterdelivery/325045-zachem-my-ishchem-zdaniya-kotoryh-net-na-kartah) мы рассказали о решении, которое мы развиваем для того, чтобы осуществлять качественную доставку в сложных картографических условиях.
Если Вам интересно обсудить эту тему, Вы видите точки, по которым мы можем повзаимодействовать - напишите на почту partners@masterdelivery.ru ваши контакты и описание предложения, мы открыты к сотрудничеству.

Ответить
0
Развернуть ветку
Нұрбол Сүлейменұлы

Хорошо когда маршрут точно указывается.
Сторонные приложение по доставке могут внедрить ваши движки в своих приложениях?

Ответить
0
Развернуть ветку
Master Delivery

Да, могут! Для сторонних приложений геосервисы Master Delivery доступны в формате Web GIS платформы, API сервисов и WMTS сервиса предоставления картографической подложки. Напишите напрямую Ильдару Бикташеву на почту ildar.biktashev@masterdelivery.ru, чтобы обсудить варианты подключения к сервису.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
Как попасть в ЧС телефонных спамеров?

Реальная рабочая схема попадания в черный список телефонных спамеров. Сработала против спама от Совкомбанка, Альфа-банка, Дом.ру, Билайна, ремонта оконных рам, расчетных счетов для бизнеса и не только.

Python-разработчик, UX-писатель и Product-менеджер. На кого учатся россияне и сколько тратят на онлайн-образование

Ко Дню студента мы выяснили, как в 2021 году изменился спрос на онлайн-образование по сравнению с 2020 годом. Рассказываем, что изменилось за год, и какие направления онлайн-образования пользуются наибольшей популярностью.

Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

Японская компания выпустила устройство с колёсиком для прокрутки, которым нужно управлять ногой Статьи редакции

Стоит $27.

Разбор "живого бота", который продвигает статьи на vc.ru

В статье, которую написал Аркадий Кашковский, я оставил сообщение о том, что в обсуждении присутствуют боты.

Анастасии звонят чаще, чем Владимиры — Yota подготовила статистику клиентов по именам

По данным Yota за 2021 год, самые часто встречающиеся мужские имена среди пользователей мобильного оператора – Александр, Сергей, Алексей. Женские – Елена, Наталья, Татьяна. При этом Александров на 21,4% больше, чем Елен.

МТС выдает микрозаймы под видом безвозмездной ссуды

Как говорится, хочешь рассмешить судьбу расскажи какой ты умный. Ситуация следующая: уже 12 лет являюсь примерным и счастливым отцом подрастающего оболтуса, которому присущи пороки поколения, включая какое-то сверхестественное отвращение к печатному слову. И конечно же у оболтуса имеется современная трубка с мессенджерами, браузерами и прочими…

Патенты и электромобили: что охраняют «Яндекс», автогиганты и стартапы

Технологии совершенствования аккумуляторов и системы управления стали самыми патентуемыми разработками, связанными с электромобилями. Такие данные представил в своем исследовании крупнейший агрегатор американских и общемировых патентных данных IFI Claims.

Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Статьи редакции

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.

Ночники Brezhnevka и «Свечка». Фото предоставлены мастерской.
Samsung представила сканер отпечатков пальцев для платёжных карт и пропусков Статьи редакции

Биометрический датчик, процессор и модуль безопасности впервые объединили на одном кристалле.

Леонид Агутин стал лицом новой кампании Авито по цифровой безопасности

В новой digital-кампании Авито, направленной на обучение цифровой безопасности, Леонид Агутин рассказывает, как заботиться о близких в онлайн-среде, и о главных правилах поведения в сети. Ролик с участием Леонида Агутина появился на YouTube и в социальных сетях, также он будет распространяться в популярных сообществах в мессенджерах.

null