{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Блогинг как подвид традиционной журналистики в России

Сегодня человек, ведущий свой блог в Интернете, имеет возможность представлять информацию объективно; самое главное, что это идёт без оглядки на то, какую политику ведёт редакция, и каков формат СМИ выбран. Автор блога выражает собственное мнение, корректируя его в ходе коммуникации с читателями (или подписчиками), а также уточняет некоторые аспекты информации. В ходе этого процесса реализуются субъект-субъектные отношения с ЦА (в отличие от традиционных СМИ, реализующих субъект-объектные отношения).

Отличие блогера от традиционного журналиста в том, что он – не миссионера и не советник по общественным вопросам; он – не основополагающий источник информации. Он – член дискуссии, профессионализм, объективизм и полнота исходящих от него сообщений напрямую зависит от взаимодействия с ЦА [1].

Важной характерной чертой блога являются его открытость и доступность. Любой пользователь, любой желающий может стать свидетелем публикуемого в блоге контента. Из-за этого блоги считаются формой «живого общения» в глобальной сети. Сегодня блогосфера – это важная среда для изучения мнения общества по тем или иным насущны общественно важным вопросам; делается это за счёт личных видеоблогов. В 2001 г. понятие «блог» рассматривалось не только, как существительное, но и как глагол. Вскоре в нашей стране реализует себя первый «макет» современных блогов [2].

Термин «блог» также переводится, как «дневник в Сети» [3]. Но в 2004-2006 гг. он становится настоящим бумом для всей медиасистемы в стране. Некоторые персональные пользователи начали сотрудничать и пробовать себя на этом поприще ещё в 2001 г. (в это самое время на Западе набирает популярность такая платформа для блогов, как «LiveJournal»). А официальный день рождения блогосферы (когда идёт в поисковых системах «Яндекса» и «Google» поиск) считается соответственно 2004 и 2005 гг.

Блогосфера в России становится значимым явлением в общекультурном пространстве, ЦА n-ого количества блогов становится в сотни раз больше, чем ЦА традиционных СМИ: телевидение, печать, радио, а сообщения в блогах стали инструментом влияния на поведение общественности. Платформы блогов очень сильно понизили статусность традиционных СМИ, как единственно достоверного, правильного и авторитетного источника информации [5].

Найденные альтернативы традиционным СМИ берут в фундамент контента не только существующие и распространённые инфоповоды в Сети, но и обращают внимание на такой важный аспект, как пользовательский контент. Примером тому может стать ссылка на сайте РИА с расположенным по ней проектом «Ты – репортёр». Проект был направлен на работу (мониторинг, анализ, хранение и использование) с материалами различных форматов (аудио, фото, видео), которые были отправлены самим пользователем.

В 2006 г. трендом становится такое направление блогинга, как видеоконтент. Родоначальником является видеохостинг YouTube. Именно с этого момента рост популярности контента с пометкой «видео» увеличивается в разы, а используется чуть ли не каждым 5-ым пользователем. Своеобразные материалы с пометкой «видео» вбирали в себя информацию самого различного уровня и длительностью примерно в 3-6 минут. А уже с 2008 г. самые сильные Интернет-СМИ начинают работу с видеоконтентом, подстраиваясь тем самым под современные реалии того времени. В «Ъ» и «Известиях» стали появляться целые мобильные группы профессиональных работников телевидения, которые специализировались на видеоконтенте. Сейчас это существует в видео холдинга «Национальная Медиа Группа» и включает в себя несколько телевизионных каналов и интернет-проектов («Iz.ru», например). Печатные СМИ для своих интернет-площадок используют обычных фото и видеокорреспондентов.

Повышается конкурентоспособность в 2009 г., когда на рынок выходят деловые СМИ. Причины такого явления в том, в то врем рынок на нефть был довольно стабильным, и в ответ на это медиапространство и его рынок отвечают появлением новых изданий. Интернет-площадки» Коммерсант.Ру» и «Ведомости.Ру» подвергаются реструктуризации и превращаются в отдельные проекты (отходят от моделей клонов печатных своих версий) [8].

Развитие российской блогосферы отличается от развития её заграничной сестры. Особливо важную роль в этом играет т.н. «ЖЖ» («Живой Журнал» или ««LiveJournal») за счёт того, что именно туда отправились потоки целевых аудиторий, избрав эту площадку как инструмент для реализации своих проектов. Начали этот процесс тех.специалисты интернет-компаний, затем журналисты и узкого рода представители профессиональных групп. Отсюда и зарождение блогов различных жанров и направленностей: новые читатели, новая живая аудитория, а разговоры и обсуждения, вызываемые авторами блогов, исчезали со страниц печатных СМИ и телеканалов и появлялись на площадке «ЖЖ».

На Западе автор блога ведёт свою площадку на интернет-сайте своей газеты или того СМИ, на которое он работает – и это логично достаточно. Но бывает, что блог ведёт непрофессионал, которые завлёк своим контентом несколько сотен тысяч человек живой аудитории (а про объём потенциальной можно догадываться!). Что он сделает в этом случае? Конечно же, организует собственный сайт, будет зарабатывать, распространяя рекламу товаров и услуг. Этот подход называется конвертацией внимания представителей своей ЦА в денежный эквивалент, в заработок, на который существует непрофессиональный журналист.

Типичный представитель Запада, пользующийся «ЖЖ» - это студент, у него четыре десятка читателей (друзья, например) и разговаривает он с ними посредством чата. Согласитесь, напоминает современный формат социальной сети «ВКонтакте». Но что сделали наши соотечественники? Им принадлежит задумка публикации материала (фото, видео, аудио, текст) в режиме реального времени с перспективой offline-анализа и комментирование его с получением обратной связи от автора. С одной стороны, это да, любопытно и очень комфортно, когда не только твоё близкое окружение, но и иные пользователи, коим так же интересен твой формат «общения», собраны в одном месте, на одной платформе, и нет необходимости путешествовать с одного портала на другой, с одного сайта на другой. А с другой стороны, именно этот формат «общения» и притормозил отделение профессиональных журналистов и появление тем самым самостоятельных блогов журналистов.

Вся активная ЦА сегодня в «ЖЖ». В современном мире к блогерам «стучатся» не только подписчики, представители по интересам и взглядам, но и всё те же профессиональные журналисты. Они не только публикуют материалы из собственного «архива», но и научились использовать блоги как источники профессиональной информации. Сам же «ЖЖ» - это нынешнее современное «новостное медиа» с собственными рейтингами. А блогосфера в целостности гораздо полнее «ЖЖ», блогеров и тех отдельно взятых авторов, которые используют интернет-площадку подобного рода для выражения собственных идей и взглядов.

В 2015 г. сильное влияние на рынок интернет-площадок оказывает социальная сеть «Periscope». Суть социальной сети в трансляции прямых эфиров «с места событий» каждым пользователем. За счёт этих трансляций формируется у представителей ЦА того или иного пользователя желания прямой связи с лидером мнений через всё тот же видеоконтент. Отсюда вытекает новое понятие – «стриминг» - прямой эфир «online». И уже стриминг выступает постоянным инструментом пользователей, а у ЦА появляется новый вид потребности, требования и пожелания.

Сходят на «нет» потребности в тяжёлой аппаратуре, специальных технических средствах, дополнительной обработке. Есть потребность в простом включении телефона и начале транслирования. И этот процесс – фантастически быстр и удобен. Стриминг – развитие соединение сразу же трёх родов: видеоблогинг, вебинар, реалити-шоу. В это время формируются перспективы развития пранков (розыгрышей), фуд-блоггерства, бьюти-блоггерства, в которых яркими участниками становятся знаменитости и медийные личности.

Социальные сети, которые уже позиционируют себя как блог-площадки, продолжают бороться с крупнейшей площадкой YouTube за формат видеоконтента. Аудитория платформы для видеороликов YouTube насчитывает больше миллиарда человек. Это почти треть всех пользователей Интернета. В русскоязычной медиасреде по охвату и влиянию на аудиторию YouTube еще в прошлом году обогнал таких медиагигантов, как «Первый канал», «Россия 1» и НТВ. 2018-й стал годом расцвета платформы онлайн-видео — теперь первенство отмечают не только медиаисследователи, но и ТВ-конкуренты.

Про блогеров снимают полнометражные фильмы, их зовут в качестве экспертов на ток-шоу, создаются отдельные реалити о том, как стать популярным лидером мнения. Но привлечь молодую аудиторию к телевизору такие методы не помогают — молодежь все равно отдает свое предпочтение YouTube. Видеоблогеры в грядущие пару лет останутся самыми независимыми блогерами в плане бюджетов на спецпроекты и интеграции, так как встраиваемая видеореклама в сочетании с огромнейшими охватами обеспечивает их большей свободой выбора в отношении маркетинговых сделок [9].

Очевидно, что крупнейшие социальные сети будут и дальше пытаться сделать на своей базе удобные виртуальные видеостудии на примере You Tube, чтобы облегчить пользователям работу и привлечь их на свою платформу.

Например, Instagram. На данный момент самая известная социальная сеть, которая набирает популярность в качестве лайфстайл-блогплощадки, где люди демонстрируют и продают не конкретные вещи или отзывы, а образы, стили, жизненные модули и даже собственные мысли и навыки. Кроме этого, Instagram стал самой простой для монетизации площадкой для пользователей. Волна создания аккаунтов для «всего» напоминает точь-в-точь волну создания аккаунтов ЖЖ. С тем отличием, что текущее ускорение ритма жизни и изменение тенденций не позволит Инстаграму надолго задержаться на методах массфоловинга, спама, прямой, навязчивой рекламы [10].

Некоторые события остаются незамеченными традиционными СМИ или умалчивают по каким-либо причинам. Блогеры же привлекают к ним внимание, поддерживая участие граждан в жизни социального общества. Этот особый вид журналистики, именно вид, в любом случае является важной частью общественной сферы, которая развивает общественное мнение, создает новую медиаплатформу современного общества. Блогинг внашей стране, да и за рубежом не только отражает, но и формирует совершенно новые интересы и потребности пользователей Интернета.

Список использованной литературы:

1. Берк Джон. Народная журналистика против профессиональной / Форум молодых редакторов. М.: Изд-во Профсоюз, 2006. с. 5.

2. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация / Проблема жанра и типы текста в научном и медийном дискурсе. М.: Изд-во межвуз. сб. нау ч. тр. Вып. 4, с. 165-175

1. Электронные ресурсы:

2. How to green / Феномен YouTube и необычный способ релаксации. - 15.01.2018. - Режим доступа: http://howtogreen.ru/posts/1840-asmr (Дата обращения 08.04.2018)

3. Meduza / Первые штрафы за личные блоги в Интернете. - 27.05.2016. - Режим доступ: https://meduza.io/news/2015/05/27/roskomnadzor-rasskazal-o-pervyh-shtrafah-po-zakonu-o-blogerah (Дата обращения 08.04.2018)

4. Rusability / Facebook analytics. - 03.05.2017. - Режим доступа: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/facebook-statistika-za-2017-god-70-samyh-vazhnyh-faktov/ (Дата обращения 08.04.2018)

5. Аналитическая компания Adindex / Статистика социальной сети «Вконтакте». - 06.11.2017. - Режим доступа: https://adindex.ru/search.phtml (Дата обращения - 03.03.2018)

6. Артур Вельф. Удовлетворение социального влечения / Деньги. 2008. № 40(697). - 13.10.2016. - Режим обращения: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1038254 (Дата обращения 03.04.2018)

7. Бирюкова Л., Гликин М. Власти решили взяться за блогеров / Ведомости. Власть. - 15.07.2013. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/14166941/bloger-pod-prismotrom (Дата обращения -03.03.2018)

8. Блог М.Ю. Соколова. - 03.05.10. - Режим доступа: http://m-yu-sokolov.livejournal.com/ (03.01.2018)

9. Блог «Журналист» / Чем отличается блогер от журналиста. - 20.02.2012. - Режим доступа: http://jyrnalist.ru/chem-otlichaetsya-blogger-ot-jurnalista/ (Дата обращения 08.04.2018)

0
2 комментария
Bulat Ziganshin

молодец, пятёрка!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Коваленко

Не забываем, что есть Hashtap.com, который сейчас судя по трафику similarweb начинает взлет.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда