Обзор подкаста «Деньги пришли»

План такой: слушаю, что записывает компания, делаю заметки, пишу обзор. Это первый пробный пост. Надеюсь, кому-то пригодится.

B Rosen, Flickr, CC BY

В конце прошлого года я решил написать о корпоративных подкастах и спросил в Facebook, кто ими занимается. Ответили человек 20, дали примеры программ. По мере их изучения я понял, что пост в духе «это шоу об этом и о том» не будет информативным.

Поэтому общий рассказ подождет, пока буду брать по одному шоу, слушать все выпуски и писать большие подкастерские обзоры.

Начал с «Деньги пришли», его ведут Александр Поливанов и Илья Красильщик. Рассказываю о каждом выпуске подряд.

Disclaimer: Я не ставил перед собой какие-то задачи для этого материала. Формат экспериментальный — на основе заметок, которые я делал для себя по ходу прослушивания. Какие-то моменты критиковал, другие оценил с подкастерской точки зрения. Надеюсь, обзор будет полезен как слушателям, так и подкастерам.

Буду рад прочитать в комментариях советы о том, что стоит улучшить в следующий раз. Если хотите, пишите в ЛС в профиле.

Как подступиться к прослушиванию

Это самый сложный для меня вопрос. Поэтому я всегда ценю обзоры подкастов, где есть выпуски для ознакомительного прослушивания. И стараюсь сам так делать — вот тут и тут можете проверить.

В данном случае таких подсказок у меня не было. Поэтому быстро оценить ситуацию и связать мои знания о бэкграунде спикеров с брендом я не смог. Взять и начать слушать было тяжело.

Расскажу, как выглядел этот процесс, по порядку.

Чтобы настроиться, открываю ленту выпусков и пролистываю заголовки. С этим у «Деньги пришли» все в порядке: вижу разнообразие гостей и главное — тем выпусков. Для корпоративного подкаста это редкость. Обычно компании придерживаются шаблона в духе «шоу про маркетинг — говорим только с маркетологами».

Здесь такого нет, разве что с точки зрения средней длительности. Это 44,5 минуты на выпуск (за исключением скитов — о них далее) с минимальными отклонениями. Вообще, скит в подкасте — это как трек Эминема, где нет ни слова о его прошлом. В подкастинге мало кто пользуется этим приемом (и мне самому тоже надо бы).

Здесь трейлер первого сезона — это скорее скит, потому что он задает настроение, но не показывает отрывки выпусков. Первое, что я бы сделал в процессе подготовки второго сезона, — дополнил его такой нарезкой или выложил ее рядом.

Пока играет трейлер, просматриваю заметки к выпускам. Они у этого подкаста крайне бедны. Есть только общие слова — буквально абзац о теме и госте. В защиту паблишеров скажу, что оформление заметок — одно из наиболее хлопотных дел в подкастинге.

Я часто пропускаю эту процедуру и дополняю заметки, когда выпуски уже вышли и по ним есть какие-то публикации. Зачастую для формата интервью достаточно просто представить гостя, а если передача регулярная, для оформления заметок нужен редактор.

Тогда можно дать и таймкоды для подтем, и какие-то ссылки по теме прикрепить. Но все это отдельная история, которую тут нет смысла разбирать.

Итак, трейлер заканчивается, настроение задано, начинаю слушать с первого выпуска все подряд. Это долго.

Бодрый старт

Я стараюсь открывать первый выпуск, если начинаю слушать новый подкаст. Очень рекомендую сделать именно так. Объясню, почему:

  • Это лучший способ проникнуться подачей материала от спикеров. Здесь атмосфера в традициях западных ток-шоу — вроде тех подкастов, о которых я уже рассказывал на vc.ru.
  • Первый выпуск «Деньги пришли» начинается с лайва, что само по себе интересно. И это уникальный пример программы с качественной записью живого общения спикеров перед аудиторией. Вопросы из зала тоже записали. Часть из них оказалась милыми житейскими историями (о том, как человек внезапно получил килограмм монет в виде сдачи, и о взаимоотношениях еще одного гостя с продавщицами).
  • Такой запуск шоу — заслуга ведущих, которые до сотрудничества с банком выпускали «Два по цене одного». Об этом подкасте я не знал, но все-таки целых 49 выпусков по аналогичной теме — это много. «Деньги пришли» продолжает линию той программы. Ее последний выпуск — от 22 апреля, а лайв «Денег» прошел 23 июля 2019 года. Отступили ровно три месяца, поэтому на запись было кого позвать, и этим удачно воспользовались.
  • Главную тему для перезапуска выбрали по случаю — «Вернуться в Москву после 4 лет за границей». Помимо гостевых вопросов, о которых я рассказал выше (кстати, больше ни в одном выпуске подкаста такой формат не используется), в премьерном лайве есть точечное обсуждение игры на бирже. По нему понятно, что тема будет встречаться в программе достаточно часто.

Переключаюсь на второй выпуск. По заголовку («Сергей Шнуров о том, как тратит деньги Сергей Шнуров») ясно, что шоу не ждет и сразу заходит с козырей. Но гость в интервью говорит не столько о тратах, сколько выступает в роли эксперта по контент-маркетингу.

Шнуров рассуждает о «войне образов», объясняет, почему контент в этом деле первичен и как по итогам такой «войны» появляются деньги. Еще рассказывает, зачем люди слушают подкасты. И обыгрывает понятие профессионализма на примере того, как условный сантехник подходит к своей работе. Интервью получилось необычным, послушать точно стоит, но ждать таких гостей в каждом выпуске было бы странно.

Двигаюсь дальше — третий выпуск. Это буквально «Олл-ин!» по первым эпизодам подкаста — все три с уникальным подходом к раскрытию генеральной темы. На этот раз в гостях у ведущих — Илья Городецкий с рассказом о жизни игроков в покер.

Интервью я рекомендую послушать даже тем, кто совсем не знаком с этой дисциплиной. Хотя бы потому, что и как Илья говорит о репутации в покере и силе слова. На этом шаге я понимаю, что буду слушать подкаст полностью, но в уме начинают появляться сомнения относительно того, удержит ли шоу столь бодрый ритм.

​Кажется, на этом этапе в обзоре стало слишком много Эминема

Потеря темпа

С четвертого выпуска идет череда дистанционных интервью. Она немного сбивает настрой, заданный первой тройкой выпусков.

Подкаст «на удаленке» — это всегда компромисс, он удается с постоянными ведущими, когда все знакомы с манерой общения друг друга и есть взаимопонимание. Новые или гостевые спикеры обычно долго привыкают к тому, что разговор записывают в формате шоу. Этот фактор влияет на темп беседы.

Последнюю четверть выпуска о том, как переехать в Израиль, слушаю на двойной скорости со скипами. Но делаю заметку, что тут есть интересные подробности о базовых расходах на жизнь этой стране.

Пятый эпизод развивает подход в духе «историй из жизни обывателей». По заголовку и подаче он мне напоминает журнал другого банка. Здесь речь идет о некой Юлии и ее любительских манипуляциях с недвижимостью — хорошем заработке на перепродаже.

Слушаю историю, жду вставок с комментариями эксперта по теме, но их нет. Местами у Юлии есть фактические неточности (таймкод 10:26 — «по законодательству запрещено открывать ООО в своей квартире» — это не так, особенно если ты надомник и не собираешься заниматься условной сваркой металла, налоговая в регистрации не откажет).

В этой ситуации помогли бы текстовые расшифровки с примечаниями — там можно было бы указать на неточность и дать комментарий эксперта со стороны банка.

В защиту продюсеров скажу, что выпуски в формате ситуаций с обыкновенными людьми очень сложно готовить. Слушатель до конца не понимает, чего ему ждать, зачем слушать именно этого человека, в чем его экспертиза, как ее установить.

В еженедельном темпе готовить такие выпуски очень сложно — между одним и другим нужно закрыть множество редакторских и организационных задач (выбрать тему, договориться с гостем, найти время, подготовиться к записи, все проверить, записать, обработать, сделать монтаж, внести правки, оформить метаданные для публикации).

Александр тут — в роли скептика. Его подход к ведению шоу помогает дослушать интервью. После беру паузу, но вспоминаю о кривой развития любого проекта. Она говорит, что шоу станет «грейт эгейн».

Paul Miller, Flickr, CC BY

Возвращаюсь к шестому выпуску. В гостях у ведущих эксперт с рассказом о том, что наука знает о природе неправильных трат. Такой формат напоминает тематические рубрики на «Маяке» с научными спикерами. Здесь помогли бы заметки с разбивкой по сегментам.

В выпуске есть термины и сложные заходы на тот или иной вопрос, поэтому смысловые блоки и ссылки по теме нужны, как воздух. Интервью осиливаю и отмечаю для себя пару мест — о том, зачем нам такое количество кофеен и аптек; и флэшбэк-вставку со Шнуровым. В подкастинге нужно чаще использовать этот прием.

Седьмой выпуск о том, как проиграть на форексе 4 млн рублей. Не нравится тема, но пробую слушать. Сюда ведущие не переносят слишком серьёзный настрой из предыдущего выпуска, и этому способствует аудиодизайн шоу. К десятой минуте его становится много, это не проблема, просто дослушиваю на полуторной скорости.

Кстати, еще одна сложность с записью историй из жизни реальных людей в том, что такие эпизоды очень сложно делать консистентными по отношению друг к другу. Кто-то говорит, что помогает жесткий формат, другие ограничивают их по времени, третьи делают такие выпуски в духе «чтения писем из зала». Подходы очень разные.

Кажется, что-то такое сделали в следующем составном выпуске, где говорят шесть человек! В нем участвуют основатели Coub, и вместе с ведущими дают больше динамики. Но сама тема переезда с Штаты — избита. Все это есть практически в любом материале от экспатов — от визовых историй до базовых расходов. С другой стороны, если не читали такое, в аудиоформате будет удобнее все изучить.

Отскок

История экс-PR-директора Яндекса о том, как отправиться в путешествие на восемь месяцев, подтверждает — подкаст набрал темп. Кейс про длительные поездки добавляет тематического разнообразия, хотя тут и мало о деньгах — в основном организационные моменты. Но дальше идет нетленка!

Это история монгол-ралли на жигулях 1985 года. Тут передача окончательно превращается в туристическую, но слушать ее легко. Один из самых насыщенных выпусков и, главное, по теме шоу — с кучей деталей о расходах и особенностях обращения с деньгами по ходу ралли.

Звуковое оформление без перебора с эффектами. Еще, как я понял, использовали аудиоврезки из постов гостей программы в соцсетях. Классная находка, мало где слышал этот прием.

К сожалению, после такого фееричного выпуска я не смог заставить себя послушать рассказ про некую Олю. Она шопоголик (феминитив не понравился), классно копит деньги и даже сняла свой фильм. Похоже, что фильмы скоро заменят подкасты и станут новым чёрным. Тема повсюду!

Двенадцатый выпуск про Петю, который записывает все свои траты в приложении, я слушаю только потому, что в самом начале говорят, что именно он нарисовал обложку подкаста (этого нет в описании). Интервью достаточно гиковское, поэтому если вы далеки от любви к ПО, играм и учету всего и вся, пропустите. Хотя для меня это один из топовых выпусков. Рекомендую его для знакомства с подкастом.

Больше «мяса»

«Как делать 15 тысяч пирожков в день» — великолепный темп обсуждения и новая тематическая ветка в подкасте — интервью с предпринимателями. Такое все почти делают, но тут разговор с начинающим фуд-мейкером идёт легко и в ожидаемом стиле шоу.

Много деталей и историй о ходе развития предприятия, проблемах с бухгалтерией, других сложностях и решениях. Хотите кормить людей и зарабатывать, обязательно послушайте.

«В студии Иван Голунов» — четырнадцатый выпуск передачи про жалобы на городское хозяйство — то, на что идут немалые деньги. Не думал, что когда-либо хотя бы букву напишу об этой теме, но интервью слушаю с интересом. Аудиоврезки напоминают англоязычный подкаст “You Look Nice Today”, плюс ими выделены четкие смысловые фрагменты. Прием, который надо использовать.

«Как мы тратили деньги 150 лет назад» — прекрасная беседа с Еленой Корчминой из Вышки. Продюсеры вместе с гостем воссоздали быт и финансовую реальность Москвы 150-летней давности. Получилось что-то в духе Westworld, только в подкасте.

Скит и последние два

Вместо шестнадцатого выпуска — слушаю «Дзинь!». После открываю новую для себя тему — движение Fire. Это о том, как не работать после сорока.

Жду вводной информации, чтобы узнать, откуда пошла вся эта история, какая есть статистика, но первые десять минут просто перебираю мысль о том, что в целом люди могли бы легко копить.

Еще я постоянно путаю голоса гостей, вставки с их ответами не всегда легко распознать при прослушивании в фоновом режиме. Главное по теме начинается где-то с двенадцатой минуты. В конце 26-й — удачное возвращение к вопросу о том, а зачем вообще мы работаем.

Перед последним выпуском сезона делаю заметку об опечатке в описании. Тема для меня не самая интересная, но быстро втягиваюсь в историю о том, как переехать в деревню и открыть ферму.

Гости приводят много деталей и житейских баек: о враждебном настрое местных, неуступчивых соседях и о тех, кто помогал им. Говорят о пьянстве в деревне, отношении к деньгам. С удовольствием бы послушал подкаст этих ребят, но не думаю, что у них есть время на это. Еще у сезона классная концовка — настоящий hidden track (скит) на последних шести минутах финального выпуска.

P. S. Шутка про экологичность. Битрейт аудиофайлов можно было бы уменьшить с 320 до 192 кбит/с. Это не повлияет на качество разговорного контента, но выпуски будут весить меньше. Скачивать их смогут быстрее. Нагрузка на сетевую инфраструктуру на пути от сервера к смартфонам снизится, планета будет еще чище!

P. P. S. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было полезно. Если вы заметили опечатку или неточность, напишите, пожалуйста, в ЛС.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Finindie

Вместо 16-го выпуска — слушаю «Дзинь!». После — открываю новую для себя тему — движение Fire. Это о том, как не работать после сорока. 

Привет тебе от гостя этого выпуска :D

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Автор

Кайф! Спасибо👌🏻

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

спасибо! мой вывод - первые три выпуска интересны, дальше фигня

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Автор

Ралли, пирожки, финансовый westworld, Петя и деревня — очень солидные выпуски. Это все вторая половина сезона, жду следующий

Ответить
Развернуть ветку
Marina Safonova

Откуда же у вас столько времени.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

В отпуске я:)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Автор

Жадного инвестора начинал, но пока полноценно не приступил к прослушиванию, к сожалению. Нужно найти время как раз👌🏻👽

Ответить
Развернуть ветку
John Rickman

Обзоры на подкаст? Серьезно?
Тем более, вот на этот ужас, где два невероятных сноба бросаются тухлыми шутками?
Коронавирус, жги.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Автор

Спасибо за внимание!

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Пожалуйста, рад быть полезным.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Кочанова

Зануда зануду видит издалека) Не печалься, что не все понимают смысл обзоров – все и не поймут)

А про скорость больше, чем 1. Правильно поняла, что тебе непривычно всё, что быстрее, поэтому используешь ускорение, чтобы послушать наспех, по диагонали?

Мои годы тренировок в этом дали плоды: иногда даже 1.75 уже не кажется таким быстрым :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Автор

Нет. На скорости выше 1,5 я слушаю уже не в фоновом режиме. Иначе пропустить легко важные детали. На 1,75 почти все можно слушать в наушниках без проблем. Какие-то выпуски я по два раза прослушал.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда