Исследование: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров

Следить за рынком подкастов становится интересно. Медуза продолжает развивать это направление и предлагает новые темы и форматы. Яндекс.Музыка создает подкасты самостоятельно и делает коллаборации. В подкасты приходят за рекламой такие компании, как Альфа Банк, Банк Точка, Новартис, Simple Wine.

Мы в Tiburon Research провели исследование про аудиторию подкастов, чтобы помочь рекламодателям и создателям подкастов узнать своих слушателей лучше.

Замерили размер аудитории, составили рейтинги подкастов и подкастеров, выявили гендерные различия, узнали почему не все, кто знает про формат подкастов, их слушают.

Методология

Онлайн-опрос мужчин и женщин в возрасте от 16 до 55 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек. Выборка — 500 интервью. Из них 300 респондентов слушают подкасты раз в месяц и чаще. 200 респондентов знают формат подкастов, но слушают реже раза в месяц или совсем не слушают их. Выборка респондентов повторяет структуру населения страны по полу, возрасту и географии.

Аудитория подкастов

Каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще. В Москве эта доля выше, чем в регионах — 42% против 23-27%. По полу аудитория немного смещена в сторону мужчин. По возрасту преимущественно это молодежь и представители среднего возраста, до 44 лет. После 45 лет аудитория подкастов снижается. Подкасты слушают в основном люди со средним доходом и выше среднего.

26% — размер месячной аудитории подкастов среди пользователей интернета

Слушатели подкастов в большей степени, чем те, кто не слушает, интересуются новостями. Они получают новости на РБК, Meduza, Коммерсант, Afisha.Daily, The Village. Также эти люди любят слушать радио и проводить время в социальных сетях. Перечисленные каналы можно использовать для рекламы подкастов.

Две трети слушателей слушают единовременно только один подкаст. 23% аудитории слушают два-три подкаста. 14% слушают четыре подкаста и более. В среднем на одного человека приходится полтора подкаста, в которых прослушаны каждый или почти каждый выпуск.

Женщины больше, чем мужчины, интересуются подкастами о психологии, кино и сериалах, о литературе, новостными передачами. Мужчинам тоже интересны юмористические подкасты, подкасты про кино, новостные. Им в большей степени, чем женщинам, интересны подкасты про политику и экономику, IT и компьютерные технологии.

Подкасты с явно выраженной женской аудиторией: «Книжный базар», «Чтение», «Как жить», «Полка», «Собака съела дневник», «Сперва роди». Ниша «мужских» подкастов пока что свободна.

Подкасты и подкастеры

Спонтанно люди называют подкасты Яндекса и Кинопоиска, Медузы и Маяка, Лекториум, Лекции Арзамас. На эту запоминаемость может влиять то, что люди знают бренды, представляющие подкасты. Если задавать вопрос, подсказав список популярных подкастов, рейтинг будет отличаться.

Самая большая аудитория у «подкаста Лайфхакера». 28% регулярных слушателей подкастов хотя бы время от времени слушают его сейчас, или слушали ранее. Далее в рейтинге музыкальные подкасты «Radio Record» и «ЕвроХит Топ40». Немного уступают подкасты «Слушай, Алиса!» и «Игры разума».

20 подкастов с самой большой аудиторией. Полный список из 53 подкастов

Cписок достаточно сильно отличается от того, что принято считать выдающимися или успешными подкастами внутри комьюнити — что, наверное, что-то говорит и об узости внутреннего взгляда, и об искажениях, связанных с продвижением контента внутри конкретных платформ.

Виталий Волк, Создатель телеграм-канала «Подкасты наступают»

Люди узнают о новых подкастах преимущественно из статей в интернете. На втором месте — советы знакомых. На третьем месте рекомендации от незнакомых людей в интернете, из приложения для подкастов и из других подкастов.

При выборе подкаста большинство людей ориентируется на тему выпуска, около половины слушателей надеются найти в подкасте что-то полезное для работы или учёбы. 40% прислушивается к советам знакомых, столько же могут заинтересоваться названием подкаста или интересным гостем.

Чтобы узнать о выходе нового эпизода подкаста, половина пользователей обновляет привычное приложение для просушивания, примерно столько же людей смотрят социальные сети проекта. Уведомления из приложения получают 37% слушателей, причём так чаще ориентируются мужчины.

​Топ подкастеров, названных спонтанно. Полный список

Респонденты называют имена подкастеров с трудом. Сейчас нет явных лидеров, имена которых ассоциировались бы с подкастами.

Часть аудитории готова поддержать подкаст деньгами. 14% слушателей сказали, что они уже переводили деньги в пользу подкаста. Люди помогали любимым ведущим, поддерживали выпуск новых эпизодов, просто благодарили за полученную пользу и удовольствие.

Ситуации прослушивания

Люди чаще всего слушают подкасты в дороге — когда идут на работу или учебу, или когда просто гуляют. Подкасты сопровождают дела по дому у 59% женской аудитории. Также люди часто слушают подкасты, когда занимаются хобби. Треть мужской аудитории слушает подкасты во время работы. Оптимальная длина подкаста по мнению аудитории — 24 мин.

Люди слушают подкасты на смартфонах, планшетах, на компьютерах, через умную колонку и на smart-TV. 70% аудитории слушает подкасты на смартфонах Android. Они используют приложения Яндекс.Музыка, Google Podcasts, Spotify. На смартфоны Apple приходится 18% слушателей. Они преимущественно используют приложения Apple Подкасты, Яндекс.Музыка и Google Podcasts.

Почему не слушают подкасты

У аудитории подкастов есть потенциал для роста. Это 1) люди, которые знают про существование подкастов, но не слушали их, или слушают реже раза в месяц; 2) люди, которые не знают про подкасты; 3) люди в возрасте более 55 лет.

Популярные барьеры к подкастам — нет времени их слушать, неудобно воспринимать информацию на слух и нет интересных для слушателей тем. Менее популярные причины — трудно выбрать подкаст для прослушивания и непонятно каким образом слушать подкасты.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Anton Pozdnyakov

Я четкой оценки дать не могу, но ваше (ваше же, я правильно понимаю?) исследование трещит по швам. Взять хотя бы график "20 подкастов с самой большой аудиторией". Ваша экстраполяция сильно отличается от реальности. Достаточно запросить хотя бы цифры Лайфхакера и понять, что их слушают далеко не 0.26*0.28=7,28% (что ~6.7млн человек), а ваши оценки расходятся на пару порядков(!!!)

Из чего напрашивается вывод не тот, который вы в статье приводите, что "внутри индустрии узкий взгляд и это у всех подкастеров просто искаженное видение", а что исследование очень поверхностное, зато с громкими выводами
¯\_(ツ)_/¯

Ну или, если вам еще нужно подтверждение, в исследовании говорится, что 13% слушают подкасты через Spotify. А теперь просто остановитесь и подумайте. По этим данным получается, что примерно 3.25% рунета (т.е. если очень грубо ~3.5млн человек) активно пользуется сервисом, который даже официально не запущен в России? И Spofity на равных соперничает с какой-нибудь Яндекс.Музыкой и даже ее превосходит (тут оценка аудитории ЯМузыки в 3млн: https://vc.ru/media/96460-chislo-podpischikov-yandeks-muzyki-vyroslo-v-tri-raza-za-poltora-goda-i-dostiglo-3-mln)

Так может быть исследование все же в себе кучу систематических ошибок и необоснованных экстраполяций содержит? Хотя нет, бред какой-то, не может такого быть.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

Я не очень понял с какими другими данными вы сравнили аудиторию подкаста Лайфхакера. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Ну давайте отбросим допущение, что у меня есть какой-то инсайд, чтобы было прям спортивно, и возьмем только открытые данные. 

Идем на Castbox, ищем подкаст Лайфхакера. Смотрим общее количество прослушиваний (Castbox дает кумулятивное количество). Округляем в большую сторону, получаем 600 000 прослушиваний на 339 эпизодов. Т.е. это ~1800 прослушиваний на эпизод в среднем. Допустим, что первые эпизоды слушали мало, умножим на 2 на всякий случай, получаем 3600.

Далее берем числа из исследования, что Castbox составляет всего 6% от общего количества (берем минимальный процент, чтобы округлить итоговый результат в большую сторону). Получаем 3600/0.06=60 000 аудитории на выпуск. Это с учетом того, что мы несколько раз округлили в бОльшую сторону.

Если я помню школьный курс математики, то 60 тыс отличается от 6.7 миллиона где-то на два порядка. А если помню курс статистики, то это очень хреновая погрешность для исследования.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

Вы почему-то сравниваете число прослушиваний на 1 выпуск по своим подсчетам с нашим числом-долей аудитории подкаста Лайфхакера за все время. 
Вопрос в исследовании звучал так: "Какой или какие подкасты вы слушали ранее или слушаете сейчас хотя бы время от времени?".
Напомню про методологию: онлайн опрос в городах с населением более 100 тыс. чел. в возрасте 16-55 лет.  

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Так все же, правильно ли я интерпретирую ваши данные? 

По вашим данным подкасты слушает 26% рунета. То есть, если взять рунет в 93млн (https://tass.ru/obschestvo/6344930), это 24.18млн. 

Из них, по вашим же данным, 28% слушают подкаст Лайфхакера. То есть 6.77млн. Если я ошибаюсь и ваши данные говорят о другом, укажите, плз, где я неправ. 

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

Аудитория в исследовании Медиаскоп отличается по возрасту и, возможно, географии. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

И? Какая разница, какая методология. Оба исследования дают экстраполированные цифры по всему рынку.

Давайте я уж совсем простой вопрос задам. На который можно только одним образом ответить. Вот в статье есть вот такое смелое заявление: «26% — размер месячной аудитории подкастов среди пользователей интернета». Исходя из этого заявления, какая аудитория подкастов в штуках человеков? Можете с погрешностью. 

Конкретно. 26% среди пользователей интернета — это сколько?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

Мы не рекомендуем пересчитывать данные из опроса в число людей. Данные получены через онлайн опрос, в котором участвуют активные пользователи интернета. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

То есть ваще исследование не имеет никакого практического применения, правильно ли я вас понимаю? Или зачем вы тогда его опубликовали? 

И ваше громкое заявление "26% — размер месячной аудитории подкастов среди пользователей интернета" это не больше, чем, необоснованное ничем число (раз его применять на практике почему-то нельзя) 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Волков

Это очень круто.

Всё равно, что исследовать число болельщиков ЦСКА придя на матч Спартак-Зенит.

Сначала спросить на фанатской трибуне Спартака "а кто болеет за ЦСКА?", а потом повторить то же самое на трибуне Зенита.
Сделать вывод о том, что за ЦСКА болеет 0% и раструбить об этой сенсации.

Новые вершины методологии.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Вы определитесь, вы даете данные о рынке в целом или о 500 опрошенных людях (выборка, честно говоря, смешная для такого исследования)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Волков

В выборке участвовали Настя, Андрей, Миха и 2 соседа.
Для простоты вычислений число ПИ приравняли к 5, а число респондентов к 500.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Цифры выглядят, мягко говоря, не слишком реалистичными. Изнутри индустрии как минимум выглядит именно так. 

"Каждый четвертый" совсем не стыкуется с реальностью 

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

А как выглядит изнутри индустрии, и на чем вы основываете свою оценку? 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Schegolev

Есть отчет альтернативный посмотреть? Хочу разобраться. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Schegolev

почитал прикидки выше...  часть не очень справедливые. Да, в пересчете на людей: да 93млн рунет, но!!!

в городах 100тыс.+ живет 76млн, в возрасте 18-55 42млн (предположим все они в интернете, мы ж прогрессивная страна).... по исследованию 26% что-то слушали последний раз = 10млн грубо. С учетом стат погрешности исследования это может быть от 6 до 14. По твоим оценкам какой размер аудитории месячной? 

... ну типа 1млн. Правда это скорее мнение эксперта, чем данные.. очень допускаю, что от продуктовых данных отталкивались. Правда и тут нет ясности, это вообще или за какой-то период...https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/10/02/812657-mediakompanii-zarabativayut-na-podkastah

Еще вопрос тут конечно, а что люди сами считают подкастом. Весьма вероятно, что пользователи понимают под подкастом не то, что индустрия. Да я и сам видел, как люди выкладывают просто ролики в ютуб и называют это подкастом.... короче тут возможно есть нестыковка понимания самого термина podcast в головах людей из индустрии и обычных пользователей. С другой стороны, кто-то даже и не догадывается, что слушает "подкаст" :)

С лайфхакером, типа 28% слушали когда либо среди тех, кто слушал "подкасты" за последний месяц. 3 мл чел. (когда-либо!!!). И тут еще важный момент... это же то, что у человека в голове, считай рейтинг знания... очень примерный, то, что вспомнили..  

Похоже текущие оценки рынка в индустрии реально основываются на пользователях + скачиваниях + прослушиваниях. Тот же лайфхакер можно слушать не скачивая, без регистрации... это учитывается? или учитывается совместное прослушивание, когда учетка одна, а слушает несколько человек?  Я склоняюсь к выводу, что сама аудитория "подкастов" кратно выше 1 млн человек. 

Если поделишься прям конкретикой и другими оценками, будет здорово и полезно всем.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Тут еще подметили, что на андроиде не существует приложения Apple Подкасты, а на iOS нельзя слушать подкасты через Google Подкасты. А в ваших данных таких людей 9% и 35% (!) соответственно.

Сами то хоть думаете, какие данные выкладваете? Может там фактчекингом можно заняться при составлении вариантов ответов? Говорят, такое можно делать, иногда даже полезно. 

-

PS Высказанная вами гипотеза, что 35% владельцев iOS держат дополнительное Android-устроцство для прослушивания на нем подкастов через Google Podcasts, просто до слез смехотворно. Думаю, вы и сами это прекрасно понимаете. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Pozdnyakov

Как по мне, очевидно, что данное исследование, скажем так, весьма ошибочно. Более того, его сами же авторы открыто не рекомендуют к практическому использованию (читай ответ про "пересчет в количество людей" в другой ветке). 

Мне кажется правильным шагом для авторов исследования (и для vc в том числе) было бы спрятать эти данные и приложить максимум усилий, чтобы их больше никто не увидел, и, что важнее, никто и никогда на них не ссылался. 

Раздувание рынка на основании откровенно слабых исследований, в которых присутствуют расхождения на 2 порядка минимум, еще никому не помогало. 

Ответить
Развернуть ветку
Askar Gabdulatzyanov

Tiburon Research, проснись, ты обосрался

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Волков

А тут можно сразу банить автора, как недостоверного и слабо знакомого с темой, о которой он пишет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Yesaulov

На смартфонах Apple подкасты слушают через Google Podcasts ?) я не нашёл его в сторе, вы что-то напутали в статистике и инфографике.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Суставов

Здесь данные от владельцев смартфона на Андроид или Айфон. Возможно, владельцы Айфон также используют Гугл Подкасты на других своих устройствах Андроид. Гипотеза. 

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Учитывая, что Google Podcasts это вообще PWA, которые очень сомнительно работают на iOS.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz

Интересные подкасты Деловая библиотека - интервью с авторами книг, Fabula Rasa - интервью с творческими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Греднев

я второй месяц пытаюсь разобраться как выкладывать подкасты.
У меня очень активная деятельность - инвестиционное агентство, рекламное и ивент.  В телефоне 7200 контактов, которые я раз в год выделяю пару суток и чищу, плюс веду четыре соц сети, посты почти каждый день.
Так вот я запустил опрос Вконтакте, затем написал пост везде, затем стал спрашивать всех знакомых, кто вообще слушает подкасты и какими сервисами пользуется. Спрашивал больше 100 человек ведущих активный образ жизни в сети, тех кто вообще без экаунтов в соц сетях живет, даже не трогал. Аудио подкасты слушают менее 1% - это выборка по городам: Москва, Питер, Самара, Ростов, Краснодар, Сочи, диапазон возраста от 35 до 55.

Ответить
Развернуть ветку
Tiburon Research
Автор

Илья, а какие вы задавали вопросы? Очень сильное расхождение в данных получилось. Инетерсно, почему так. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Leshan

Предлагаю к вниманию независимый музыкальный подкаст о андеграундной музыке Лондона начиная с нулевых а именно будущий гараж https://podcasts.apple.com/us/podcast/leshancast/id1509056957

Ответить
Развернуть ветку
Анна Потаева

К сожалению, рынок подкастов в России практически не исследован, многим начинающим авторам приходится набивать кучу шишек, чтобы на практике изучить все особенности формата и производства, потому что нигде нет ответов и инструкций.

На эту тему:
Недавно студенты ВШЭ выпустили книгу-интервью с популярными подкастерами, которые ответили на все вопросы о создании своего проекта, от выбора идеи до монетизации и продвижения. Одна из первых книгу на тему российского рынка подкастов. Книга бесплатная, можно скачать здесь: https://ridero.ru/books/menya_slyshno_kak_delat_podkasty_v_rossii/

Ответить
Развернуть ветку
svbpodcast

Слушайте подкаст "Свои в Будапеште". Подкаст для тех, кто теперь живет в Венгрии: https://swoi.info/podcast

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда