{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как записать подкаст удалённо

В условиях самоизоляции особенно актуальным стал вопрос: как организовать запись дистанционно? Если давно хотели начать подкаст для себя или бизнеса, но откладывали, возможно, вам пригодятся советы ниже. Карантин — хороший повод вернуться к старым задумкам.

Photo by Mohammad Metri on Unsplash

За два года непрерывной работы над подкастом «180 градусов» мы столкнулись с разными условиями записи собеседников. В этой статье я поделюсь своим опытом удаленной записи голосов наших героев и расскажу, как мы стараемся подходить к таким выпускам. Эта заметка будет полезна не только подкастерам, но и всем, кто столкнулся с необходимостью создания контента без личного доступа к источнику информации.

Вступление

Основная задача при записи чужого голоса — получить от каждого собеседника максимально чистую звуковую дорожку, на которой будет хорошо слышен голос, не будет агрессивных посторонних шумов и прочих искажений, которые потом может не получиться убрать на постобработке. Честно говоря, этого не всегда удается добиться даже при личной встрече, так что, переходя на удалённый формат работы, нам надо сделать две вещи:

  • Расслабиться и принять тот факт, что качество звука может быть потенциально хуже, но вспомнить, что подкасты много лет записываются на расстоянии и слушатели к этому привыкли.
  • Включить фантазию, чтобы минимизировать количество проблемных моментов.

Давайте рассмотрим четыре варианта развития событий при удалённой записи. Начать хочу с самого нетривиального, чтобы потом плавно перейти к более традиционным способам.

Творческий подход

Удалённая запись — это простор для фантазии. Недавно мы сделали выпуск про обстановку в разных странах в связи с коронавирусом. У нас было много героев, все очень занятые люди: не у всех была возможность принять участие в полноценной записи интервью. Мы попросили всех записать ответы на наши вопросы в виде голосовых сообщений в Telegram или WhatsApp либо на диктофон. Голосовые сообщения из Telegram можно легко конвертировать в MP3 через специального бота @mp3toolsbot или, например, через вот этот сайт.

Конечно, с такими голосовыми сообщениями нужно много возиться на постобработке, но зато это самый быстрый и удобный способ получить информацию от нужных людей. В итоге у нас получился выпуск «Коронавирус голосами очевидцев», где мы с соведущей болтаем о вирусе в России, прерывая наш диалог записями героев (послушать можно в «Apple Подкастах» или на «Яндекс.Музыке»).

Иной подход мы опробовали на нашем юбилейном выпуске — создание атмосферы с помощью музыки и посторонних шумов. Мы снова собрали голосовые сообщения с размышлениями на тему самоизоляции и выстроили из них непрерывный диалог с ведущими, стилизовав его под беседу в баре.

Так как качество записи у героев сильно отличалось, то мы специально оттенили этот факт музыкой на заднем фоне, гулом голосов и прочими звуками. Получился «Самый изолированный выпуск», после которого остаётся ощущение, что все герои плюс-минус записывались в одном помещении (попробуйте сами на «Apple Подкастах» или на «Яндекс.Музыке»).

Классический подход: локальная запись

Идеальная ситуация — это когда у всех собеседников под рукой есть микрофон, который можно подключить к компьютеру или иному записывающему устройству. Это позволит каждому участнику записать свой голос локально, а потом скинуть получившуюся аудиодорожку ответственному за монтаж и сведение.

В таких условиях правила простые: созваниваетесь в удобной программе (Skype, Zoom, FaceTime и прочих), надеваете наушники, каждый включает программу для записи голоса на своём компьютере (Audacity, Garageband, Reaper и другие) и, конечно, не забывает нажать на заветную кнопку Record.

Когда договариваетесь с гостями об интервью/удалённой записи, поинтересуйтесь, какие средства записи у них есть. Вдруг они раньше увлекались радиотехникой, компьютерными играми, вокалом — гарнитуры, микрофоны всегда будут плюсом при записи голоса. Возьмём пример из жизни: когда мы записывали интервью с Кариной Истоминой, она в этот момент была в Нью-Йорке и оказалось, что друзья ей подарили классный студийный микрофон. Конечно, такая удача встречается не всегда.

Смартфон в помощь

Отсутствие профессионального микрофона — это не конец света, если у собеседника есть смартфон. Схема действий остаётся примерно такой же, как и в предыдущем подходе, но заменяем: микрофон и программу для записи голоса на телефон и встроенный диктофон или стороннее приложение с похожим функционалом.

Если мы имеем дело с устройствами Apple, то можно использовать встроенный диктофон. Я еще играл с Rode Reporter (хорошо работает с родными микрофонами Rode, но вообще довольно глючное), Auphonic Recorder (бесплатное, мне очень понравилось), Hokusai 2 (бесплатное с возможностью расширить функциональность за дополнительную плату, как по мне, оно так себе).

Для владельцев устройств на Android могу посоветовать скачать Lexis Audio Editor (бесплатное и на удивление мощное приложение) или, например, ASR Voice Recorder (бесплатное с возможностью расширить функциональность за дополнительную плату).

О чём нужно помнить: убедитесь, что приложение, через которое будет записана дорожка, поддерживает запись в формате WAV (желательно с минимальными характеристиками 16 бит и 44,1 кГц) или хотя бы в высококачественном MP3. Перед записью в настройках выберите нужный формат. После этого будет здорово использовать старый добрый носок и надеть его на телефон. В целом это не обязательно, но полезно: это делается для того, чтобы смягчить воздействие мощных звуков «п», «б» и потоков воздуха на встроенный микрофон.

Расскажите своему гостю о простых техниках записи. Телефон нужно держать так, чтобы между микрофоном и ртом было расстояние примерно в три-четыре пальца. Говорить прямо в него не нужно, лучше держать телефон чуть ниже непосредственного источника звука, но при этом направить микрофон в сторону рта. Если рука в таком положении устанет, то стоит задуматься об импровизированной подставке из книг. Хорошие новости: запись со смартфоном не особо отличается от записи с привычным микрофоном.

Собеседник записывает свои мысли на телефон, вы общаетесь по видеоконференции, а себя уже можете записывать либо так же на телефон, либо на свой подкастерский микрофон.

Пробуем сервисы

Предположим, что мы оказались в ситуации, когда под рукой у участников есть только ноутбуки. Грустно, но решаемо. Нам на помощь приходят сами сервисы видеоконференций или специальные сервисы, которые зарабатывают на удалённой записи голоса.

В первую группу попадают, например, Skype и Zoom: обе эти программы позволяют записать разговор.Большой плюс в том, что никому не нужно особо париться. Вы звоните гостю, нажимаете на запись (разберём на примере Zoom) и всё. На выходе у вас есть аудиодорожка с записанным разговором. С ней нужно будет хорошенько поработать на постобработке, но, в целом, всё не так плохо.

Теперь к минусам такого подхода. Во-первых, для работы у нас всего одна аудиодорожка со всеми голосами. Если в разговоре участвует два человека, то вероятность искажений на записи снижается, но контроля за качеством записи практически нет, так что в итоге нас ждёт кот в мешке.

Из нашего опыта подобных записей: металлический голос на дорожке собеседника с искажениями, которые невозможно убрать; просто плохое качество записи, потому что гость бил по столу и это отражалось на звуковой дорожке, перекрывая слова; да чего далеко ходить — один раз гость просто забыл начать запись, и интервью кануло в лету.

Естественно, у нас были и удачные примеры. Когда гости находили тихие комнаты, максимально изолированные от постороннего шума, использовали гарнитуры (даже простейшая запись через наушники с микрофоном и Quicktime Player на Macbook нам удавалась).

Так как в записи напрямую через Skype или Zoom, скорее, больше минусов, чем плюсов, то предлагаю рассмотреть игроков на рынке удалённой записи голоса. Сразу скажу, что идеальных вариантов нет, да и в нынешних условиях кризиса цены на хорошие программы кусаются, но не рассказать о них было бы неправильно.

Мы активно пользуемся Squadcast — это хороший сервис по удалённой записи героев. В нём всё хорошо, кроме цены (порядка 20$ за 5 часов записи). За это вы получаете удобный интерфейс и возможность локальной записи (после интервью у вас в распоряжении будет аудиодорожка от каждого участника, что упрощает монтаж и постобработку). При этом созвон можно организовать с видео и без, а герою нужно просто пройти по ссылке.

Мы ещё пробовали Ringr (не понравилось), Zencastr (для него почему-то нужно использовать VPN), а ещё я нашел ряд подобных сервисов, но ещё не тестировал их — Cast и Soundtrap от Spotify.

Отдельно хочу рассказать про сервис Anchor. Это полноценная мобильная студия для быстрого вывода подкастов в свет (причём бесплатная). Во-первых, это приложение можно использовать как диктофон (с минимальными возможностями редактирования).

Во-вторых, через него можно созваниваться с гостями и записывать интервью прямо в него (плюсы и минусы очевидны, они описаны выше). И что самое главное: Anchor выступает как хостинг для подкастов, так что в идеале после склеивания диктофонной записи и дорожки с интервью можно выложить «готовый» эпизод на радость слушателям.

Послесловие

Если очень захотеть, то можно записать нужный материал в любых условиях. А даже если он получился не супер-пупер качественный, то всегда можно подойти креативно к своей задумке и вывернуть все минусы себе в плюс. Удачи, помните, что ваш лимит — это ваша фантазия (ну и возможности звукорежиссёра).

Надеюсь, что вам понравилась эта заметка. Расскажите в комментариях о своём подходе к удалённой записи и как потом упаковываете такие выпуски — собираете ли нарратив или просто вупыскаете интервью сразу.

0
5 комментариев
Дмитрий

Своих подкастов нет :)
Но расскажите, куда их лучше заливать? Где получать критику и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Koloskov
Автор

Хотите напишу отдельную заметку по этим вопросам?

Если вкратце, то лучше заливать на хостинг (из списка тех, что рекомендованы Apple или на Anchor), оттуда уже подкаст разлетится по всем значимым плеерам мира.

Критику лучше всего собирать на отдельной площадке (телеграм, Инстаграм) - в общем, там, где вы будете собирать основную аудиторию вне подкостного поля. А так Apple и Castbox дают возможность слушателям оставлять отзывы на материалы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Определенно давайте отдельный пост.
Вот тоже слышал про анчор, с него можно и в яндекс музыку и в ВК?
А кастбокс это что?

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Koloskov
Автор

Дмитрий, ответил частично на Ваши вопросы: https://vc.ru/life/121837-hosting-dlya-podkasta-kak-vybrat

Ответить
Развернуть ветку
Пак Юрий

Собираюсь сделать подкасты на тему корейского языка, онлайн-образования в Корее. У нас есть небольшое community студентов, но я не знаю с чего начать... как работать со звуком, какие программы использовать... я перечитал ваши статьи, и очень благодарен за них... Но в силу того, что я новичок, не могу понять как все это работает.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда