Подкасты на самоизоляции
Рост аудитории
В связи с самоизоляцией изменились паттерны прослушивания подкастов. Ушел один из основных сценариев — в пути на работу или с работы. Но, несмотря это и на возросшую конкуренцию со стриминговыми сервисами и видео-хостингами, активная аудитория подкастов в период самоизоляции в России продолжает расти.
По словам Натальи Алимовой, руководителя продвижения подкастов «ВКонтакте», интерес к подкастам в соцсети вырос на 38%. В три раза увеличилось количество активных пользователей приложения «Радио Arzamas».
Другие сервисы для прослушивания подкастов – Castbox и SoundStream говорят о том, что бума аудитории нет, но она продолжает стабильно расти.
Однако SoundStream отмечают увеличение прослушиваний подкастов SoundStream Family: «Небонутые», «Побежали», и SoundStream Originals: «Загадочное ночное убийство собаки». Стабильно привлекают новых слушателей и подкасты «Медузы».
Изменение вкусов
В то же время заметно меняются вкусы аудитории. Вместо спортивных, художественных и тру-крайм подкастов (интерес к которым в США упал, в среднем, на 10%) люди стали выбирать больше новостных, научных и детских подкастов. Похожую тенденцию по всему миру наблюдают в Castbox.
Популярный американский детский подкаст Wow the World с момента введения самоизоляции стали слушать на 86% чаще. А сайт подкаста The Fina Mendoza Mysteries посетило на 120% больше людей, чем в предыдущем месяце. Впрочем, в России детский контент пока не показывает такого значительного роста. Аудитория подкаста «Собака съела дневник» студии «Либо/либо», который рассчитан в первую очередь на подростков, увеличилась примерно на 10%.
Не было заметного роста у детских подкастов и во «ВКонтакте». Самыми популярными тематиками там были и остаются «Общество и культура», «Образование» и «Юмор».
Зато показывают рост интереса новостные подкасты. Самым прослушиваемым подкастом «Медузы» на данный момент является «Что случилось». Большинство его выпусков за сутки собирают столько же прослушиваний, сколько выпуски других подкастов «Медузы» — за рабочую неделю.
Со сложностями же, как в России, так и на Западе, сталкиваются производители спортивных подкастов. Им приходится искать новые темы и подходы, чтобы продолжать регулярные публикации эпизодов. Так, подкасты компании The Anfield Wrap, у которой более десяти тысяч платных подписчиков, стали больше рассказывать о нестареющих темах: истории футбольных клубов, фанатской культуре; начали брать интервью у известных спортсменов.
Похожей стратегии придерживаются и в Sports.ru. 20 марта они вместе с Bookmate запустили новый подкаст «Люди гибнут за Спартак», который рассказывает об истории футбольного клуба «Спартак» и о деле братьев Старостиных.
Трудности и возможности
Несмотря на то, что подкаст-индустрия в России даже в такой тяжелый момент показывает стабильный рост, она может столкнутся с новыми трудностями. В долгосрочной перспективе косвенное влияние может оказать снижение маркетинговых бюджетов у потенциальных рекламодателей.
В то же время, некоторые крупные подкастеры, такие как Кристина Вазовски, считают, что «кризис — классное время для развития». Активно выпускать новые проекты продолжает и студия «Либо/либо». В частности, проект о психотерапии «Хорошо, что вы это сказали» вышел в самый разгар обсуждения коронавируса. И тем не менее этот проект стал одним из самых успешных запусков студии.
Есть шанс, что пока привычные способы продвижения — телевидение и печатные СМИ — страдают от изменений в мире, подкасты могут привлечь к себе новых рекламодателей, оставаясь стабильной и привлекательной для новых лояльных слушателей индустрией. На руку этому может сыграть и более низкая цена интеграций.
Ударит ли «коронакризис» по подкастам в России или станет точкой роста — пока не ясно. Навсегда ли изменятся привычки и вкусы слушателей? Сможем ли мы избежать схожего с американским рынком спада интереса? И действительно ли сложившаяся ситуация только поможет подкастам привлечь больше рекламодателей?
Как и для многих других вопросов, связанных с коронавирусом, четкий ответ на это мы сможем сформулировать только по прошествии эпидемии и после прекращения режима самоизоляции.
надеемся на лучшее