Пиар или журналистика? Что выбрать

Евгения Капитонихина — руководитель пресс-службы Ельцин-центра в беседе со мной рассказала, можно ли стать хорошим журналистом, будучи студентом заочного отделения и есть ли отличия между журналистикой и пиаром?
Евгения, вы учились на факультете журналистики?
- После окончания школы я решила поступать на факультет журналистики. Когда поступала в первый раз – не прошла на дневное отделение, очень сожалела. Но через год удача мне улыбнулась. Однако на первом курсе пришлось перевестись на заочное отделение. Долго переживала, но сейчас понимаю, заочное обучение помогло грамотно распоряжаться временем. Я могла уехать по работе на три месяца в Москву и параллельно готовиться к сессии.
Но на заочном отделении параллельно с учебой многие работают. Вы не стали исключением?
-Нет. Но связей у меня не было. Родители – инженеры. Мы с подругой ходили в Свердловскую Государственную радиокомпанию. Там на первом этаже находился служебный телефон, а рядом с ним табло с номерами телефонов теле или радиопередач. Начали звонить. Конечно, отвечали не все. Но однажды нас пустили и даже разрешили остаться, понаблюдать за работой редакции. А потом, когда корреспондент не успевал приехать на съёмку, отправляли нас.
Евгения, почему вы выбрали факультет журналистики?
-Когда выбирала профессию, хотела, чтобы она давала возможность общаться с интересными людьми. Так и получилось. Удалось познакомиться с профессионалами своего дела. Когда училась в университете и работала на телеканале «ТВЦ Екатеринбург», поехала на семинар «Открытие России». Он проводился для региональных журналистов. У нас преподавали Светлана Сорокина, Анна Качкаева, Владимир Познер. До сих пор это звёзды журналистики. Для меня это было очень значимо. Наверное, тогда произошло осознание и понимание ответственности, которая несёт в себе профессия.
Но я знаю, что вы работали и в столице. Как складывалась ваша карьера в Москве?
— Я начала работать в новостной программе «Сегодня» (НТВ). А в 2007 году меня позвали на федеральный канал. Я была в команде, которая делала новости, как часовой механизм. Писать новости в реальном времени: и утром, и днём, и поздней ночью — это сложно, но в тоже время интересно осваивать новую технологию. Но в 2009 году всё изменилось. Я поняла, что трачу свой рабочий день на то, чтобы написать три абзаца. Решила уйти.
Пришло заново искать себя?
-Да, нужно было искать ответы на вопросы: «кто ты?», «зачем тебе это нужно?» Я знала, что такое прямой эфир и как в нём работать.
Я не собиралась становиться пиарщиком. А, когда мне говорили про «связь с общественностью», думала: «Ну, наверное, кому-то интересно, точно не мне…»
Помню, как через полгода встретилась с моими коллегами телевизионщиками: Софьей Катковой и Екатериной Гордеевой. Тогда на базе российского информационного агентства «РИА Новости» в 2012 году мы открыли центр документального кино. Полтора года делали открытые лекции. В этом проекте я выступила уже в роли пиарщика. Помню, как в 2012 году начали появляться социальные сети. Они стали формирующимися средством массовой информации. Тогда пришлось создавать аккаунты со всех соц. сетях нашему проекту, придумывать контент. Это не так уж и легко, но я справилась. Рассылала пресс-релизы и общалась с прессой. Всё это для меня было чем-то новым, ещё не изведанным, но очень интересным.
Помимо «центра документального кино», вы занимались и другими проектами?
- Я осталась в Москве и работала в пресс-службе Государственного Театрального музея им. Бахрушина. Это длилось три месяца: не справилась с системой, которая нуждалась в реформировании. Связи в театральных кругах через некоторое время привели меня в замечательный театр им. А.С. Пушкина, в котором я проработала два года. Я занималась партнёрскими связями и проектами пиара.
Почему же тогда вы оставили столицу?
- Оставила Москву, потому что увидела, как развивается родной город. В 2015 году, когда построили «Ельцин Центр», я часто приходила на открытие выставок, проводила время в компании друзей, когда бывала в Екатеринбурге. Тогда у меня не было цели здесь работать. Меня пригласило руководств, и я согласилась.
Расскажите, как проходит день пиар-менеджера?
-Мой день начинается в 9 утра. В это время я просматриваю информационные ленты и новости с упоминанием «Ельцин-центра». Они могут быть как положительными, так и отрицательными. И мне заранее нужно знать, что ответить журналистам, которые буду брать у меня комментарий. Утро может начаться и с поездки на радиостанцию с гостем, который посещает наш город со своей лекцией или мастер-классом. На работе я разбираю почту и присутствую на совещании, на котором собираются представители всех наших служб. Потом, как правило, бывают встречи, например, с информационными партнёрами, с которыми мы заключаем соглашения. Сейчас это информационный портал E1.ru
Вторая половина дня занята приёмом гостей, если это приглашённая звезда, то будет организованно интервью. Также я могу встречать прессу и гостей, если в «Е.Ц» проходит показ фильма или мастер-класс.
День заканчивается в 21 час.
Вы с 2001 по 2011 год работали журналистом. Сейчас занимаетесь пиаром. Как было сказано вами ранее, эти направления схожи между собой, но есть и различия?
- Различие между журналистикой и пиаром заключается, прежде всего, в разной форме ответственности. Традиционные журналистские вопросы: Кто? Что? Где? Когда? А в пиаре добавляется вопрос «зачем», причём задать его пиарщик должен себе. Когда формирует информационный повод, изучить, что известно по данному вопросу в городской и федеральной прессе и нажимать вместе с коллегами спусковой крючок поначалу анонсированию компании.
Сходство, наверное, в «нетворкинге», это теория шести рукопожатий. Когда ты знакомишься с людьми и в дальнейшей работе используешь эти связи в работе. Я бы ещё сказала о репутации, потому что помимо знакомства с человеком и определенных договорённостей, нужно ответственно подходить к своей работе. Обещаешь — делай!
Тогда пиарщик и журналист могут поменяться местами, и никто не пострадает?
-Пиарщик может стать журналистом, точнее порой ему приходится выполнять работу журналиста. Нередко он обращаться в средства массовой информации, для того чтобы они на своих порталах опубликовали новость, связанную с событием, которым он занимается. Но редакция может попросить уже написанные заметки, интервью или готовый репортаж. Пиарщики, которые не умеют писать, заказывают материалы у профессиональных журналистов. Я бы даже сказала, журналисту освоить пиар легче: он пишет и знает, как общаться с представителями СМИ.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда