{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Слишком красиво, много «успеха», герои одинаковые: за что критикуют фильм Дудя про Кремниевую долину Статьи редакции

Трёхчасовая история об «ИТ-столице мира» могла бы стать лучше, если бы раскрывала другие грани темы и показывала её с разных сторон, считают критики.

23 апреля Юрий Дудь выпустил фильм «Как устроена ИТ-столица мира» о Кремниевой долине и её принципах. В нём автор поговорил с русскоязычными предпринимателями, которые живут в США и достигли успеха.

Среди героев — директор по продуктам Google Андрей Дороничев, сооснователь инвестфонда Gagarin Capital Николай Давыдов, основатель стартапа Chatfuel Дмитрий Думик, сооснователь MSQRD Евгений Невгень и другие.

Однако фильм приняли не все зрители из предпринимательского сообщества: некоторые из них указали на однобокую подачу материала и поверхностное (несмотря на трёхчасовой хронометраж) отношение к нему, а также на яркое противопоставление жителей США и героев из России.

Мало героев — кажется, что в Долине все одинаковые

Меня уже столько раз спросили про видео Дудя про долину, что, поборов законную карантинную лень, напишу главные впечатления.

Начнем с хорошего. Во-первых, кавередж лучше, чем его отсутствие. Я рада за тех, кто может посмотреть материал и узнать больше про долину и чем люди в ней живут. Это в той или иной степени информативно для тех, кто в индустрии, а еще полезнее для старшеклассников. Такое мотивирующее видео для молодых нердов получилось.

Теперь про критику. В открытых и сильно закрытых русскоязычных групп долины видео обсуждается с особым пристрастием. Его, в основном, критикуют. За что?

Во-первых и в-главных, это очень низкая диверсификации среди спикеров, из-за чего создается более конфетно-сахарный, плоский и не соответствующий реальности образ.

После просмотра может сложиться впечатление, что все русскоязычное комьюнити отлично зарабатывает и живет на $20 тысяч в месяц; приехали плюс/минус в течение последних 10 лет; и все мужчины. Это не так примерно совсем.

Здесь есть потрясающие люди, которые приехали 25 и больше лет назад, и на их глазах долина стала такой, какой мы ее знаем. Вот уж кто мог рассказать гораздо лучше и о специфике коммуникаций и о работе в компаниях и о многом другом.

Здесь также довольно существенное количество русскоязычных женщин и среди предпринимателей, и среди топов лидирующих ИТ-корпораций, и среди программистов, и среди тестировщиков — you name it.

Юрий не любит интервьюировать женщин, и это сыграло очень против него. В Америке это называют сексизмом и отсутствием равных возможностей, эта тема в повестке ИТ-изданий и корпораци, и получается, что авторы с информационным контекстом места, про которое рассказывают, совершенно незнакомы.

В долине есть много «наших» людей, которые работают не в ИТ. И их взгляд был нужен для того, чтобы картина была адекватна реальности.

Против материала еще играет слабое понимание авторов ИТ-индустрии, которое нужно было, чтобы сделать более сбалансированный образ сообщества. Складывается ощущение, что видео сделано «по наводке» буквально 1-2 контактов в долине, которые и давали список компаний и спикеров.

Совсем не видно какого-то журналистского исследования за этим огромным видео. Информационная кастрюля с борщом. Это сильно сказалось на образе долины, на подборе героев.

Очень крутые спикеры с большими привлеченными инвестициями и более успешными компаниями, с топовыми карьерами, с супер-успешными инвестфондами остались за кадром. И это жаль, потому что было бы еще интереснее и качественнее.

Ксения Чабаненко, основательница PR-агентства Yoken

Несмотря на недостатки появление фильма — это хороший знак, а сама работа будет хорошей мотивацией для молодых предпринимателей, добавила Чабаненко. «Для меня такой материал все равно лучше, чем отсутствие материала, и популяризации быть», — сказала она.

Длинно

Дудь снял отличный фильм про Кремниевую долину с кучей прекрасных знакомых лиц. И я бы очень хотел, чтобы мои дети, например, посмотрели, как устроен Стэнфорд, и вообще зажглись идеей другого мира, про который я итак им много рассказываю.

Но я не представляю себе, как заставить этих детей хотя бы начать смотреть 3-х часовой фильм. Поколение YouTube не готово к таким подвигам. Мне и самому пришлось растягивать это удовольствие на два дня по два подхода.

Никита Шерман, директор по стратегии Game Insight

Яркое противопоставление России и Долины

Рефрен передачи: «Если мне, гуманитарию, это понятно, то почему это непонятно ИМ?» На это сразу вспоминается один из замечательных афоризмов Шнура: «Если вы знаете, что и как надо петь, то выйдите на сцену и удержите хоть какой-то народ в зале хотя бы десять минут».

С тем, что из Рашки надо валить, поспорить сложно, особенно, мне, который это делал. С тем, что надо обязательно поучиться не в региональном ВУЗе, а в Ivy League, поспорить сложно, особенно мне, который это делал.

Кроме того, что из Рашки надо валить, пацаны из Долины говорят ещё много интересного. Очень приятно, что Илья Стребулаев похвалил наш Инновейшн Воркшоп.

Однако, Дудь монтирует разговоры так, что все они транслируют метасообщение, что в Долине — свобода и творчество, а в остальном мире — мужики, играющие на столе в домино с пивасиком и сбрасывающие с этого единственного стола программиста-инноватора.

Интересно, это метасообщение от самого Дудя или кто-то такой плейсмент встраивает? Программисты-то, действительно, именно так и видят мир. Интернет-опрос показал, что сто процентов людей пользуются интернетом. Однако, когда Google решает перестать платить программисту зарплату, точка зрения программиста меняется.

Дмитрий Кулиш, директор курса «Мастерская инноваций» в «Сколтехе»

У нас не принято гордиться своим, не принято широко освещать истории хороших бизнесов, ИТ-компаний. Не принято интересоваться этими вопросами, потому что по умолчанию считается, что в России есть максимум «Яндекс» и несколько государственных компаний-гигантов, нет ИТ-культуры, предпринимательства и сообщества вокруг этого.

С грустью смотрела, как Дудь восхищается электронным документооборотом, хотя, например, уральский «СКБ Контур» давным-давно создал Диадок.

В том же Екатеринбурге есть наша «Точка», в которой слова MVP, питч, проверка гипотез, agile уже лет 8 как являются частью культуры и которая является самой большой в мире горизонтально управляемой холакратической компанией без начальников и бюрократии в любом ее проявлении (включая все плюшки, крутые офисы и бесплатную еду).

Есть офигенная ИТ-компания в общепите «Додо пицца», построенная на тотальной публичности и открытости, есть потрясающие Ultimate-Guitar.com из Калининграда, известные во всем мире. Про наш геймдев вообще даже говорить не стоит.

Есть сотни примеров классных технологичных организаций с крутой культурой, светлыми людьми, объединенными желанием сделать мир лучше и делающими это.

Но выпуск Юры заканчивается неутешительными выводами в духе «в России это всё невозможно».

Хочется сказать, Юрий, возможно всё, приезжайте в гости и сами убедитесь! Но скорее всего, этого не произойдет, потому что подобного рода выпуски будут мало кому интересны, ведь запроса на внутреннюю настоящую гордость (гордость за настоящее, а не за прошлое) у нас пока, к сожалению, не сформировалось.

Яна Ганник, соосновательница банка «Точка»
0
888 комментариев
Написать комментарий...
Антон Хрущев

Мне вот интересно аж стало. Против критики ничего не имею, она нужна всем и всегда. Сам Юра в фильме выделил слова о фидбэке.

НО. Я понимаю, когда так критикуют фильмы, за просмотр которых люди заплатили. Я понимаю, когда критикуют российский фильмы, снятые за государственные деньги. Я понимаю, когда критикуют фильмы, которые не оправдали ожидания, данные авторами.

Дудь просто приехал, снял, вставил в фильм то, что ему понравилось, и уехал. Какие вообще могут к нему быть вопросы? Он работает на какое-то издание? Нет. Он снял для себя, для своих зрителей

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 Я понимаю, когда так критикуют фильмы, за просмотр которых люди заплатили

Вы открываете ролик - ютуб пихает рекламу, Дудь пихает рекламу, в самом видео плейсмент "раша - говно, сша - топчик“. Вы за просмотр "заплатили" ещё как 😏

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Где там говориться, что "раша - говно, сша - топчик"? Там говориться о том, что просто условия в нашей стране не те, чтобы стартапы росли, даже приведены примеры как "Додо пицца". Так же сказано, что специалисты у нас очень хорошие, да ещё и дешёвые, и что многие и не хотят ни в какую долину ехать, а остаются у себя в стране. Всё объективно, с аргументами и фактами.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

Эта метаидея сквозит во всех поделиях Дудя, за исключением разве что совсем аморфных персонажей, с которыми только про трусы и бабло речь возможна.

 Всё объективно, с аргументами и фактами.

Бгг. Что-то возражать не вижу смысла 🤣 А вот люди из статьи, которые "в теме", почему-то не согласны с рандомным читателем)) Да и после этого коммента нечего добавить:
https://vc.ru/media/123008-slishkom-krasivo-mnogo-uspeha-geroi-odinakovye-za-chto-kritikuyut-film-dudya-pro-kremnievuyu-dolinu?comment=1793834

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Внимательнее смотреть надо было, там же прямо говорят, что просто так уезжать "от чего-то" не стоит, ибо это изначально провальный план. Необходимо ехать "за чем-то". Понимать, для чего тебе нужна эта долина или какое-либо другое место. Да, в долине есть свои сложности в жизни, но там решает среда, если людям там комфортно, то они и будут жить в таких условиях. Опять же, там же и сказано, что многие не хотят вообще в эту долину ехать, кому-то та же Европа больше по-душе. 

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 Да, в долине есть свои сложности в жизни

В видео Дудя есть конкретная инфа об этих сложностях с их явным и подробным описанием? Вроде той, что перечислена другим блогером в указанном мной комменте?

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Да, там говориться, что из 10 стартапов большая часть провалиться, названы конкретные суммы на жизнь и показаны условия жизни(директор по развитию продуктов в Google живёт в небольшом доме и при этом ему ещё и приходиться два из трёх этажей сдавать, другие пареньки снимают у него эти комнаты маленькие, при этом их компании стоят огромные деньги). Сказано, что прям в соседнем районе уже сплошная нищета и криминал.

Понятно, что они не стали делать из этого главную тему фильма, ибо он о другом. О сложностях вы можете узнать и из других источников, целью фильма же было передать атмосферу долины, когда все заряжены какими-то идеями, все пытаются что-то делать, они падают, проваливаются, но потом с новыми силами встают и делают ещё лучше. Этим она и отличается от того, что происходит у нас, когда мы лучше ничего не будем делать, а то вдруг не получится. А заодно будем ещё гнобить всех тех, кто старается что-то делать, не дадим ему вылезти из нашего болота. Там же был момент про восприятие стараний у американцев и у нас - там любые старания похвальны, любая работа уже "Amazing!", в то время как у нас на тебе скорее только негатива на голову нальют, рассказав откуда у тебя руки растут и пожелав всего плохого, в лучшем случае скажут "норм".

Ответить
Развернуть ветку
885 комментариев
Раскрывать всегда