{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Слишком красиво, много «успеха», герои одинаковые: за что критикуют фильм Дудя про Кремниевую долину Статьи редакции

Трёхчасовая история об «ИТ-столице мира» могла бы стать лучше, если бы раскрывала другие грани темы и показывала её с разных сторон, считают критики.

23 апреля Юрий Дудь выпустил фильм «Как устроена ИТ-столица мира» о Кремниевой долине и её принципах. В нём автор поговорил с русскоязычными предпринимателями, которые живут в США и достигли успеха.

Среди героев — директор по продуктам Google Андрей Дороничев, сооснователь инвестфонда Gagarin Capital Николай Давыдов, основатель стартапа Chatfuel Дмитрий Думик, сооснователь MSQRD Евгений Невгень и другие.

Однако фильм приняли не все зрители из предпринимательского сообщества: некоторые из них указали на однобокую подачу материала и поверхностное (несмотря на трёхчасовой хронометраж) отношение к нему, а также на яркое противопоставление жителей США и героев из России.

Мало героев — кажется, что в Долине все одинаковые

Меня уже столько раз спросили про видео Дудя про долину, что, поборов законную карантинную лень, напишу главные впечатления.

Начнем с хорошего. Во-первых, кавередж лучше, чем его отсутствие. Я рада за тех, кто может посмотреть материал и узнать больше про долину и чем люди в ней живут. Это в той или иной степени информативно для тех, кто в индустрии, а еще полезнее для старшеклассников. Такое мотивирующее видео для молодых нердов получилось.

Теперь про критику. В открытых и сильно закрытых русскоязычных групп долины видео обсуждается с особым пристрастием. Его, в основном, критикуют. За что?

Во-первых и в-главных, это очень низкая диверсификации среди спикеров, из-за чего создается более конфетно-сахарный, плоский и не соответствующий реальности образ.

После просмотра может сложиться впечатление, что все русскоязычное комьюнити отлично зарабатывает и живет на $20 тысяч в месяц; приехали плюс/минус в течение последних 10 лет; и все мужчины. Это не так примерно совсем.

Здесь есть потрясающие люди, которые приехали 25 и больше лет назад, и на их глазах долина стала такой, какой мы ее знаем. Вот уж кто мог рассказать гораздо лучше и о специфике коммуникаций и о работе в компаниях и о многом другом.

Здесь также довольно существенное количество русскоязычных женщин и среди предпринимателей, и среди топов лидирующих ИТ-корпораций, и среди программистов, и среди тестировщиков — you name it.

Юрий не любит интервьюировать женщин, и это сыграло очень против него. В Америке это называют сексизмом и отсутствием равных возможностей, эта тема в повестке ИТ-изданий и корпораци, и получается, что авторы с информационным контекстом места, про которое рассказывают, совершенно незнакомы.

В долине есть много «наших» людей, которые работают не в ИТ. И их взгляд был нужен для того, чтобы картина была адекватна реальности.

Против материала еще играет слабое понимание авторов ИТ-индустрии, которое нужно было, чтобы сделать более сбалансированный образ сообщества. Складывается ощущение, что видео сделано «по наводке» буквально 1-2 контактов в долине, которые и давали список компаний и спикеров.

Совсем не видно какого-то журналистского исследования за этим огромным видео. Информационная кастрюля с борщом. Это сильно сказалось на образе долины, на подборе героев.

Очень крутые спикеры с большими привлеченными инвестициями и более успешными компаниями, с топовыми карьерами, с супер-успешными инвестфондами остались за кадром. И это жаль, потому что было бы еще интереснее и качественнее.

Ксения Чабаненко, основательница PR-агентства Yoken

Несмотря на недостатки появление фильма — это хороший знак, а сама работа будет хорошей мотивацией для молодых предпринимателей, добавила Чабаненко. «Для меня такой материал все равно лучше, чем отсутствие материала, и популяризации быть», — сказала она.

Длинно

Дудь снял отличный фильм про Кремниевую долину с кучей прекрасных знакомых лиц. И я бы очень хотел, чтобы мои дети, например, посмотрели, как устроен Стэнфорд, и вообще зажглись идеей другого мира, про который я итак им много рассказываю.

Но я не представляю себе, как заставить этих детей хотя бы начать смотреть 3-х часовой фильм. Поколение YouTube не готово к таким подвигам. Мне и самому пришлось растягивать это удовольствие на два дня по два подхода.

Никита Шерман, директор по стратегии Game Insight

Яркое противопоставление России и Долины

Рефрен передачи: «Если мне, гуманитарию, это понятно, то почему это непонятно ИМ?» На это сразу вспоминается один из замечательных афоризмов Шнура: «Если вы знаете, что и как надо петь, то выйдите на сцену и удержите хоть какой-то народ в зале хотя бы десять минут».

С тем, что из Рашки надо валить, поспорить сложно, особенно, мне, который это делал. С тем, что надо обязательно поучиться не в региональном ВУЗе, а в Ivy League, поспорить сложно, особенно мне, который это делал.

Кроме того, что из Рашки надо валить, пацаны из Долины говорят ещё много интересного. Очень приятно, что Илья Стребулаев похвалил наш Инновейшн Воркшоп.

Однако, Дудь монтирует разговоры так, что все они транслируют метасообщение, что в Долине — свобода и творчество, а в остальном мире — мужики, играющие на столе в домино с пивасиком и сбрасывающие с этого единственного стола программиста-инноватора.

Интересно, это метасообщение от самого Дудя или кто-то такой плейсмент встраивает? Программисты-то, действительно, именно так и видят мир. Интернет-опрос показал, что сто процентов людей пользуются интернетом. Однако, когда Google решает перестать платить программисту зарплату, точка зрения программиста меняется.

Дмитрий Кулиш, директор курса «Мастерская инноваций» в «Сколтехе»

У нас не принято гордиться своим, не принято широко освещать истории хороших бизнесов, ИТ-компаний. Не принято интересоваться этими вопросами, потому что по умолчанию считается, что в России есть максимум «Яндекс» и несколько государственных компаний-гигантов, нет ИТ-культуры, предпринимательства и сообщества вокруг этого.

С грустью смотрела, как Дудь восхищается электронным документооборотом, хотя, например, уральский «СКБ Контур» давным-давно создал Диадок.

В том же Екатеринбурге есть наша «Точка», в которой слова MVP, питч, проверка гипотез, agile уже лет 8 как являются частью культуры и которая является самой большой в мире горизонтально управляемой холакратической компанией без начальников и бюрократии в любом ее проявлении (включая все плюшки, крутые офисы и бесплатную еду).

Есть офигенная ИТ-компания в общепите «Додо пицца», построенная на тотальной публичности и открытости, есть потрясающие Ultimate-Guitar.com из Калининграда, известные во всем мире. Про наш геймдев вообще даже говорить не стоит.

Есть сотни примеров классных технологичных организаций с крутой культурой, светлыми людьми, объединенными желанием сделать мир лучше и делающими это.

Но выпуск Юры заканчивается неутешительными выводами в духе «в России это всё невозможно».

Хочется сказать, Юрий, возможно всё, приезжайте в гости и сами убедитесь! Но скорее всего, этого не произойдет, потому что подобного рода выпуски будут мало кому интересны, ведь запроса на внутреннюю настоящую гордость (гордость за настоящее, а не за прошлое) у нас пока, к сожалению, не сформировалось.

Яна Ганник, соосновательница банка «Точка»
0
888 комментариев
Написать комментарий...
Val Yalouskikh

Впечатление двоякое. Так как фактически весь фильм это набор интервью с разными людьми, то выбор главных героев и определил качество представленной информации. И к сожалению, некоторые из героев фильма имеют вообще слабое представление о жизни в Долине. Такое чувство, что живя здесь, они продолжают черпать информацию о Долине из медиа стран, из которых они уехали.

Для тех, кто обратил внимание на цифры - много сказано просто откровенной ерунды. Это касается зарплат, налогов и стоимости недвижимости. Повеселила оценка состояния финансового менеджмента компании Tesla.

Следущий момент, это какой-то пещерный сексизм - все герои фильма мужского пола. Здесь даже нечего комментировать. Возможно для аудитории Дудя это и нормально, но лично для меня это все очень дико. А ведь в Долине есть очень успешные женщины из бывшего союза.

О хорошем. Самые лучшие эпизоды фильма, на мой взгляд, это разговоры с Андреем Дороничевым из Google, Ильей Стребулаевым из Stanford, фаундерами стартапов MSQRD Eugene Nevgen и PandaDoc Mikita Mikado и другими фаундерами стартапов.
Не знал, что Mikado это псевдоним, а не настоящая фамилия)) Было бы здоров, если бы Дудь уделил больше времени разговору с Mikita о развитии его стартапа, т.к. PandaDoc это действительно стартап мирового уровня и сам фаундер имеет очень хорошую репутацию в Долине. 

С большим интересом выслушал историю развития и продажи белорусского стартапа MSQRD компании Facebook. Это один из примеров относительного успеха белорусских стартапов, но по этой сделке с Facebook я не видел никакой конкретной информации в медиа (кроме фальшивой информации от российского инвестора за две недели до сделки с Facebook о том, что Маскарад был куплен Apple за 117 млн. долларов).
Из слов Евгения получается, что молодых и неопытных фаундеров поставили в ситуацию стресса с целью быстрого закрытия сделки по продаже их стартапа Facebook.

Как сказал Евгений, вся сделка была закрыта за четыре дня, включая выходные (ЧЕТЫРЕ дня, Карл!), т.к. скорее всего Facebook боялся, что информация о том, что Маскарад готов продаться, может достичь ушей конкурентов и конкуренты могут предложить лучшие условия.

Для понимания духа и сути Долины очень полезны интервью с Андреем Дороничевым из Google и Ильей Стребулаевым из Stanford. Они действительно знают, что говорят. Плюс очень интересны их личные историй успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Asakaev

"Следущий момент, это какой-то пещерный сексизм - все герои фильма мужского пола." —- Пещерный сексизм это акцентировать внимание на том факте, что все герои фильма мужского пола. Может Юрию банально проще общаться с мужчинами, меньше психологических зажимов и можно не думать о сексизме и обидках феминистов, а спокойно прорабатывать тематику фильма?

Ответить
Развернуть ветку
885 комментариев
Раскрывать всегда