Илья Красильщик: «Медийный рынок в заднице, но есть и хорошие новости»

Издатель «Медузы» Илья Красильщик по просьбе vc.ru написал колонку о том, как онлайн-СМИ могут справиться с кризисом на медийном рынке. Он рассказал об альтернативных способах привлекать трафик и новых форматах размещения рекламы, которые использует «Медуза».

Плохая новость: медийный рынок находится в глубокой заднице. Об этом можно судить по рынку рекламы, по количеству закрытых изданий, еще как-то. Впрочем, на каждый такой аргумент найдется контраргумент. Рекламный рынок падает? Да, но он по-прежнему гигантский. Издания закрываются пачками? Ну так они и открываются не меньшими пачками.

Предлагаю определять кризис так: можно ли запустить медиа в 2015 году, воспользоваться проверенными способами привлечения трафика и рекламы — и выжить? Ответ: нет, нельзя. Это и есть кризис.

Хорошая новость: то, что старые механики перестали работать, не означает, что нет других. Они есть. Мы убедились на себе. Это касается и трафика, и монетизации.

О трафике

Предположим, вы имели несчастье запустить медиа. Ваши дальнейшие действия? SEO, чтобы получать трафик из Google и «Яндекса». Регистрация в агрегаторах вроде «Яндекс.Новостей». Что будет? Ничего хорошего.

Поисковый трафик стремительно вытесняется социальным. Например, из поиска «Яндекса» новые сайты получают копейки: один мой знакомый, который управляет несколькими сайтами (не будем показывать пальцем), говорит, что доля поиска из «Яндекса» на старом сайте значительно выше, чем на новых, — при том, что сделаны они абсолютно одинаково.

На новостные агрегаторы надежды тоже немного. Из всех агрегаторов вменяемый трафик (если вы, опять же, не крупнейшее издание с 15-летней историей) дают только «Яндекс.Новости». Мы, впрочем, не получаем и его: для иностранных изданий у «Яндекса» есть специальный загончик, который никто не видит.

Все плохо

Да нет, жить можно. Если придумать, откуда брать трафик. А он есть. Во-первых, не надо недооценивать прямой трафик. Если вы делаете классную штуку, которая нужна людям постоянно, у вас не будет проблем с прямым трафиком (а органический трафик самый благодарный: эта аудитория пришла к вам специально, она больше читает, она вам верит, она прощает вам ошибки).

Во-вторых, смотрите шире. В нашем случае «альтернативные» источники трафика (push-уведомления, программа «Друзья Медузы», приложения для браузеров, вечерняя рассылка) дают 10% трафика всего сайта. Из социальных сетей заходит половина аудитории. Трафик из ежедневной «Вечерней Медузы» (почтовая рассылка) превышает трафик из поиска «Яндекса». На пуши в браузере подписались 250 тысяч человек. Наши приложения скачали 320 тысяч человек — эти люди дают нам 20 миллионов просмотров экранов приложений в месяц.

Что с рекламой

Говорят, приложения плохо монетизируются. Запустив издание, вы придумаете на нем побольше баннерных мест (которые, кстати, радикально ограничивают вас и в красоте, и в навигационных решениях), наймете коммерческий отдел и пойдете в агентства. А если нет сил на коммерческий отдел, то отдадите это все на аутсорс. Что будет? Вы умрете. Это будет неприятно, зато быстро.

Тут, конечно, хочется понадувать щеки, но вообще, мы в «Медузе» собирались пойти по тому же пути: никто из нас год назад рекламу не продавал и не знал, как это делается. То, что с баннерами дело плохо, стало понятно примерно сразу. То, что спецпроекты мы не продадим, — тоже: площадка новая, дорогие форматы на ней продать очень сложно, рекламодатель рисковать не любит. Нужны были другие решения. Надо было просто внимательно посмотреть по сторонам.

Нативную рекламу мы всерьез стали продавать летом. Несколько месяцев (коммерческая служба у нас появилась в феврале) потребовалось, чтобы самим понять, что это, — и чтобы рекламодатели тоже это заметили. Сейчас, к концу года, 70–80% наших доходов составляет нативная реклама, в декабре мы выпустили около 40 нативных материалов.

Что нам это дает

  • Мы не беспокоимся о количестве просмотров. Это достаточно иллюзорная цифра, которая раньше была необходима для показа баннеров (хотя с просмотрами у нас все хорошо: в ноябре при 3,6 миллионах посетителей мы показали 27 миллионов страниц. Почему? Потому что мы создаем вокруг «Медузы» лояльную аудиторию: 7% ядра сайта дают порядка 70% просмотров).
  • Мы не зависим от баннеров — то есть мы можем идти на любые платформы, где есть (или, возможно, будет) аудитория. Нативная реклама не ограничивает нас в этом. Такие статьи доступны на любой платформе: в приложениях, «Вечерней Медузе», расширениях для браузеров.
  • Внутри некоторых форматов мы вообще отказываемся от баннеров: формат выглядит лучше, и от этого выигрывает и читатель, и рекламодатель, который покупает этот формат, а не баннерное место справа. Например, в карточках у нас баннеров нет — и ничего. Скоро то же самое произойдет с играми и тестами.

Интересные вещи в этом смысле происходят с планированием. Любой бизнес должен иметь долгосрочный план, года на три, и краткосрочный — скажем, год. Главные успехи «Медузы» по итогам года — неожиданные источники трафика, неожиданные форматы и нативная реклама. Было ли это в нашем хотя бы годовом плане? Нет, конечно.

В условиях кризиса вашу судьбу определяют постоянные эксперименты и умение перестраиваться на лету. Мы могли бы принять существующие правила и жить по ним. Плохо, но недолго. В ситуации кризиса жизнь по правилам не имеет смысла, потому что устаревшие правила — это всегда одна из причин кризиса.

В любом деле есть соблазн сначала придумать прием, а потом подогнать его под цель. Это, к сожалению, бессмысленно. Цель, как известно, определяет средства, и начинать надо с цели. Год назад у нас была цель, но мы ничего не понимали (ну, почти ничего) про средства. Через год мы получили арсенал работающих средств, еще через год пополним его новым высокоточным оружием. Но цель не изменим.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Девятов

"7% ядра сайта дают порядка 70% просмотров" - а это разве хорошо? Просто я смотрю на ситуацию с точки зрения планирования РК, и у меня в голове возникают следующие причины отказаться от размещения (хотя и подозреваю, что сам вхожу в эти 7% =):

1) Куча трафика - в пропасть из 7% ЦА
2) Тяжело строить охват на эффективный F=3+ на всю аудиторию
3) Все, кому я последний год пытался предложить нативку всегда спрашивали про гарантированное число прочтений, текст ради текста за такие деньги никто не купит, все хотят офигенный лонг-рид с аудиторией как у Гарри Поттера, и желательно со стоимостью контакта с учетом анонсирования не выше 25-35 копеек, а если 70% контента (в.т.ч. и анонсирующего) потребляет 7% пользователей, то цифра контакта уйдет по моим ощущениям уйдет рублей за 5 точно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

Если вы планируете рекламную кампанию, то можете исходить из самых разных показателей эффективности — и мы их можем учитывать. Что касается 7% — они просто больше читают, остальные 93% тоже вообще-то существуют.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Девятов

В кризис у всех примерно одни KPI, но главное что все хотят их измерить - не абстрактное повышение знания где-нибудь в гэлапе, а как раз те самые прочтения с нормальным средним временем на странице.

И да, что толку от оставшихся 93% если их трафик это всего 30% от всего трафика сайта? Я сейчас постараюсь раскидать это в виде цифр, поправьте меня если где то ошибусь.

Предположим у вас 100 пользователей и 400 просмотров (пишу среднее по больнице соотношение - 4 просмотра в месяц на уника, если у вас другое соотношение поделитесь им пожалуйста, если не секрет конечно)). 7 человек выкручивают 280 просмотров, на оставшихся 93 человек остается 120 просмотров, т.е. построить охват со "священной" нынче частотой F=3+ на этих 93 человек не возможно математически, а значит Медуза не удовлетворит клиента по одному из важнейших критериев (бэнчмарку, если угодно) и просто пролетит...

Всё это сугубо ИМХО - с вашей или клиентской стороны барикад не был, но с своей этажерки предлагал бы Медузу только как имиджевую историю или на доп бюджет

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

нет, это так не работает, конечно. во-первых, 7% читают прежде всгео новости — они за этим так часто и приходят, за картиной дня. то есть полностью перекладывать эту цифру на прочтения нативных материалов вообще нельзя.
во-вторых, мы просто пкоазываем качество и эффективность) качество определяется просмотрами и их соотношением со временем на странице, эффективность — виральностью и дальше конкретными заказами рекламируемой услуги.
теперь про просмотры/уники — там цифра напрямую из текста следует. на одного уника получается 8-9 просмотров.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Девятов

Всё вопрос исчерпан, спасибо) может в следующем году посчитаемся у вас)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

Давайте-давайте! [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда