Кейс: запись лекций для онлайн-курсов по технологиям VR/AR
Задача
Организовать и провести видеосъемку и монтаж теоретической части онлайн-курсов двух образовательных программ Центра НТИ на базе ДВФУ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей».
Заказчик
Центр Национальной технологической инициативы на базе ДВФУ создавался как первый в России Центр Компетенций в области нейротехнологий, технологий VR/AR, таким образом его деятельность является во многом определяющей в современном этапе цифрового развития РФ.
Перед Центром НТИ стоит задача не только по созданию передовых программных решений в области VR/AR и их внедрения в образовательную деятельность, но и обучение людей создать свои приложения и использовать на практике представленные на рынке решения.
Проблема
Люди еще не сформировали цельное понятие о среде VR/AR, а также не каждый может себе позволить современные виртуальные очки. Однако рынок постепенно наполняется потребителями этих услуг, а обучение, существующее в настоящее время только в очной форме не способно в полной мере удовлетворить его запросы на специалистов .
Решение
Создание комфортных условий для дистанционного обучения технологиям VR/AR через онлайн-курсы в число которых входит создание видео-лекций. Рассмотрим все этапы реализации последней части по отдельности.
Этап 1: Встреча с заказчиком
С Анатолием мы познакомились за несколько недель до начала реализации проекта. На первой встрече он рассказал мне о целях и миссии Образовательных программ Центра НТИ в общем, а также о программе двух онлайн-курсов, которые нам предстояло записать, в частности: «Базовый Unreal Engine 4» и «Презентация строительного объекта при помощи VR/AR».
Оба онлайн-курса состоят из двух частей: теоретической и практической. Последняя представляет собой запись экрана с закадровым голосом авторов курсов и включает в себя домашние задания для студентов — подготовка этой части часть осталась за самими авторами. Теоретическая же представлена в виде лекций с участием авторов непосредственно в кадре — организацию записи этой части мне и предстояло обеспечить.
По результатам встречи мы определили объем работы, выстроили план её выполнения и согласовали бюджет.
Этап 2: Анализ рынка
Поскольку данные онлайн-курсы приближены к формату университетских занятий и должны соответствовать требованиям образовательных стандартов, установленных законодательством Российской Федерации, мы проанализировали отечественные площадки «Универсариум», «Лекториум» и зарубежную «Coursera», чтобы понять, как аналогичные курсы реализуется в настоящее время.
Можно заметить, что существующие онлайн-лекции внешне совершенно разные. Однако, общая концепция примерно одинакова: на экране мы видим спикера, а дополнительная текстовая и графическая информация представлена либо в свободном пространстве кадра, либо отдельными слайдами. Есть у всех этих курсов и еще одна общая черта — низкое качество оформление по меркам 2020 года.
Поэтому мы обратились за поиском референсов к YouTube и остановились на варианте оформления уроков с канала «Хохлов Сабатовский».
По сути своей всё тоже самое, но здесь более интересное световое решение с темным цветным фоном и акцентом на спикере, которое мы и планировали использовать.
Этап 3: Ревизия и подготовка помещений
История столкновения наших ожиданий с реальностью бытия
Для удобства работы и возможности подстраиваться под график авторов курса было решено использовать аудитории, имеющиеся в стенах университета. Главная проблема — большинство из них постоянно задействованы, либо не соответствуют трём основным нашим требованиям: изолированность от внешнего шума, доступность в любое время на весь период записи курса и возможность переделки под наши задачи.
Помещение 1:
Первое помещение, которое нам идеально подходило давало возможность организации пространства в соответствии с референсами. Здесь достаточно места для создания схожего светового решения, а стеллажи планировалось заполнить VR/AR оборудованием. Однако в нашем распоряжении оно могло быть всего две недели — слишком мало, чтобы записать все лекции.
Помещение 2:
Пока мы искали другие похожие варианты, число аудиторий, которые мы хоть как-то могли бы задействовать, резко сократилось. В итоге, единственным из удовлетворяющих первостепенным требованиям, оказался скромный кабинет 2.5 на 6 метров. В последствии это даже сыграло нам на руку.
Окно затянули плотной фольгой — это самый простой и бюджетный вариант обеспечить постоянный свет в помещении. Как это выглядит со стороны нам было не принципиально. Стол для спикера принесли из соседнего кабинета, т.к. имеющиеся здесь не подходили по форм-фактору.
Сильная ограниченность пространства не давала возможности сделать глубокий задний фон, поэтому сделали его черным монолитом. В отличие от яркой белой стены такой не будет напрягать зрение слушателей курса, плюс станет отличной подложкой для графики или небольшого текста.
На выходе имеем такую картинку:
С одной стороны мы ушли далеко от того, что хотели сделать изначально. С другой — это выглядит лучше, чем большинство онлайн-лекций такого формата. Но главное — это работает как надо.
Этап 3.5: Пандемия и переезд
В подготовленной аудитории мы успели записать только четыре из одиннадцати лекции прежде, чем пандемия COVID-19 превратила кампус университета в неприступную крепость. Останавливать процесс записи было нельзя — сроки и бюджеты согласованы, приказы запущены, на оба курса уже есть предзаказы. Взять стороннее помещение в аренду не представлялось возможным. Приняли решение продолжить вести съемку в квартире Анатолия.
Благодаря всем ограничениям, с которыми мы столкнулись в стенах университета, мы смогли в точности воспроизвести всё на новом месте и продолжить запись, не выбиваясь из графика. Изменился только оттенок стола.
Этап 4: Съемка
Во время записи лекции моей основной задачей становится помощь автору курса и мониторинг ситуации. Я выступаю в роли его аудитории, слежу за положением спикера в кадре, помогаю вернуть ход мысли или переформулировать фразу, если это требуется и многое другое. Все это нужно для того, чтобы в конечном итоге лекция выглядела целостной, а склейки были максимально незаметны.
Этап 5: Монтаж
Монтаж лекций идет параллельно с их записью и состоит из четырёх шагов:
- Вычистка записи. Выбираются наиболее удачные дубли, вырезаются запинки, заминки и т.п. Для маскировки склеек чередуются две различных крупности кадра.
- Добавление графики. Текстовые тезисы и небольшие изображения размещаются в свободном слева от спикера поле кадра. Таблицы, полноразмерные слайды и видео разворачиваются на весь экран.
- Коррекция цвета. В данном случае это только выравнивание тона кожи и нормализация яркости/контрастности всей картинки.
- Обработка звука. Громкость речи спикера приводится к одному уровню и добавляется небольшая коррекция частот эквалайзером, чтобы слушателям лекции было комфортно её воспринимать на различных устройствах.
В качестве примера того, как может выглядеть фрагмент готовой лекции, предлагаю вам посмотреть первый анонс базового курса по Unreal Engine 4
В отличие от классического аудиторного занятия, где есть живое взаимодействие слушателя с лектором, удержание внимание в видео-формате более трудная задача. Периодичная смена крупности кадра и графические вставки добавляют немного динамики лекции и частично закрывают эту проблему, облегчая тем самым её восприятие и усвоение материала.
Результат
Результатом нашего плодотворного сотрудничество с Центром НТИ на базе ДВФУ стало создание 11 видео-лекций для двух онлайн-курсов, пользующихся высоким спросом. Одним из преимуществ такого формата обучения является его доступность и возможность получения знаний в с любого устройства и в любое удобное время.
Но главное — теперь значительно большее число людей сможет не просто прикоснуться к технологиям VR/AR, но и получить необходимые навыки для того, чтобы стать востребованными специалистами в этих областях и иметь возможность предложить рынку свои собственные продукты и решения.
Ознакомиться с описанными в данной статье и другими образовательными направлениями Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям VR/AR можно на сайте ДВФУ: https://www.dvfu.ru/nti/educational-direction/