{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

В начале мая арт-журнал Литота запустил новый подкаст — «Это про нас». Проект посвящен поколению, которое всю сознательную жизнь провело в XXI веке. Идея подкаста заключается в том, чтобы рассказать, кто все эти молодые люди от 18 до 23 лет, которые активно выступают на митингах, постоянно сидят в соцсетях и слушают новую волну русской музыки.

Мы решили, специально для vc.ru, раскрыть с какими сложностями столкнулись при создании проекта, и почему он обрел именно такую форму.

Идея

Анкета, знакомая с детства

В то время, как крупные медиа и бренды гонятся за поколением Z, наша команда сама полностью состояла из людей младше 23 лет. Мы решили воспользоваться этим преимуществом и рассказать о самих себе.

Отправной точкой для нашей идеи стали анкеты, которые были популярны в нашем детстве. Они состояли из простых вопросов: кто ты? что ты любишь? чего боишься? У одного из редакторов Литоты даже сохранилась папка с анкетами ее друзей.

Этот тренд начала 2000-х стал нашим ориентиром в плане формы, в которой можно рассказать о целом поколении. Мы решили собрать своеобразную «папку анкет» людей от 18 до 23 лет.

К простым вопросам о месте учебы, возрасте и интересах, мы добавили вопросы об общечеловеческих ценностях: об отношениях с родителями, о власти и Родине, о самых счастливых моментах жизни и самых больших страхах.

Только часть людей, у которых мы взяли интервью

Нашей главной задачей было найти максимально широкий спектр разных людей: тех, кто учится и тех, кто уже работает; тех, кто верит в Бога и тех, кто придерживается атеистических взглядов; тех, кто хочет традиционную семью и тех, кто вывешивает в спальне ЛГБТ-флаг.

Довольно быстро мы отказались от идеи приглашения знаменитостей в подкаст, несмотря на то, что они могли принести нам трафик. Нашей идеей было, в первую очередь, сосредоточиться на простых историях, в которых слушатель мог узнать себя, а не на условных «историях успеха».

Мы проанализировали другие русскоязычный подкасты, которые говорят о поколении: «Ну па-ап!» и «Зумеры и бумеры». Как подкаст Иры Сергеевой, так и проект Глаголев FM за основу берут сравнение двух поколений: дочки и отца, бабушки и внука. Мы захотели отойти от этой истоптанной тропинки и сосредоточиться не на сравнении, а на иллюстрации.

Героев мы искали через знакомых, их знакомых, и знакомых знакомых. Нам удалось собрать более 30 часов оригинальных записей. В подкаст попали истории помощника депутата, лесбиянки и будущего врача; коренного москвича и студентов, которые приехали из Сибири и Калмыкии.

В результате, у нас получилось собрать самый полный портрет поколения, которое выросло в XXI в России.

Звук и визуал

Монтаж одного выпуска занимает несколько дней

Другой сложностью для нас стал монтаж звука и саунд-дизайн. Несмотря на то, что Литота уже достаточно давно занимается созданием аудио-визуального контента (например, проект о стихах About), этот подкаст потребовал гораздо больше внимания.

Часть материалов удалось записать до начала карантина, но часть — уже после введения режима самоизоляции. Поэтому качество звука на стороне гостей сильно зависело от их технического оснащения и подкованности.

Самой большой проблемой было удаление эха от помещения, в котором записывается звук. Один из гостей был вынужден отвечать на вопросы в пустой аудитории на сотню студентов, а другой — на веранде дачи, где шумел ветер и гавкали уличные собаки.

Для тех, кто впервые встречался с записью звука, мы подготовили чек-лист

Недостаток качества звукозаписи мы решили превратить в особенность, дополнив музыкальную тему подкаста звуками раритетного винилового проигрывателя, который нашелся в той же коробке, что и детские анкеты. А перебивками стали узнаваемые щелчки переключения слайдов на старом проекторе.

Некоторые помехи, по-моему, идут на пользу. Какие-то шероховатости в личностном проекте гораздо лучше абсолютной безукоризненности.

Иван Денисов, ведущий Radio NVC о недостатках звука в подкасте «Это про нас»

На ранних этапах проекта основным вариантом для обложки и оформления соцсетей нам представлялся коллаж, который бы совмещал в себе изображения молодых людей и узнаваемые символы XXI века.

Однако после того, как у нас сформировался взгляд на аудио-оформление проекта, нам пришлось пересмотреть весь визуальный ряд. Ламповое и неидеальное звучание не сочеталось с чисто-белым фоном и реалистичными изображениями.

Мы решили попробовать воссоздать эту идею в другом стиле: в виде рисунка. На первых набросках сохранялись символы XXI века, например, логотип твиттера и элементы интерфейса социальных сетей.

Некоторые эмоции и ощущения проще передать в мультике, чем в фильме. Ламповость картин Миадзаки невозможно воссоздать в Голливуде. Я хотела применить тот же принцип к обложке «Это про нас», чтобы тот, кто ее видит, чувствовал ламповость и искренность.

Александра Чулкова, дизайнер Литоты

Но в таком формате мы теряли считываемость концепции подкаста. Про кого «Это про нас»? Про молодую пару? Про соцсети? Поэтому мы решили добавить на обложку больше персонажей и отказаться от части элементов.

Кроме того нам хотелось визуально подчеркнуть рукотворность проекта, то, что он сделан от молодых людей про молодых людей. И поэтому мы отказались от ровных шрифтов и написали название подкаста на обложке от руки.

Финальный вид обложки

Также были продуманы специальное оформление для соцсетей и платформ Литоты, таких как Twitter, Youtube и Вконтакте. В частности для последней мы подготовили специальную инвертированную версию обложки, так как большенство пользователей этой соцсети используют светлую тему в приложении VK.

Версия обложки для Вконтакте

Дополнительные активности

Выпуск каждого эпизода подкаста мы решили сопроводить специальными микро-мероприятиями и поддерживающим контентом в соцсетях.

Первый выпуск «Это про нас», посвященный родителям, сопровождался публикацией в группе Вконтакте Литоты статьи «Возвращение домой» о студентах, которые на время самоизоляции решили вернуться в родной дом и столкнулись с изменениями в отношениях с родителями.

Мои родители все время, хочу помягче сказать, говорят на повышенных тонах. Друг с другом, со мной, с соседями и собутыльниками. Отец орет на телевизор, верит, что коронавирус пиндосы подослали.

Вика, Одна из героинь текста «Возвращение домой»
Для оформления статьи использовались работы молодого художника Gonya7 

Кроме текстов каждую неделю в Instagram-аккаунте Литоты проводятся прямые эфиры, где молодые авторы из Литературного института им. Горького читают свои художественные произведения: стихи и прозу, темы которых пересекаются с темами каждого эпизода подкаста.

Пока рано подсчитывать прослушивания и аудиторию проекта. Из прогнозируемых восьми основных эпизодов подкаста вышло только два.

Но уже на этом этапе важно отметить общий рост интереса пользователей Литоты к проекту: в группе Вконтакте, на которую мы делаем основной упор, на 171% выросло количество уникальных посетителей и на 384% количество просмотров.

Подкаст «Это про нас» также попал в «Выбор редакции» русскоязычной платформы для прослушивания подкастов SoundStream.

Кейс подкаста «Это про нас» показывает, как с помощью простых элементов можно собрать портрет целого поколения. Третий эпизод проекта выйдет уже 26 мая на всех доступных площадках: Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыка, SoundStream, Youtube и Вконтакте

0
1 комментарий
Ярослава Соколова

Очень интересная статья, спасибо! Про звук и содержание пока ничего сказать не могу, но визуал у вас отличный! Желаю удачи и больше прослушиваний подкасту 🧡

Сама обязательно послушаю в свободное время, и подругам с детьми-подростками посоветую.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда