{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Жива ли фотожурналистика?

At work John Moore

Основатель Оксфордского фотофестиваля, британский журналист и фотограф Робин Лоранс для издания «Bird in Flight» выразил мысль, которая описывает сегодняшнюю ситуацию в сфере фотожурналистики: - «Главная задача фотожурналистики сейчас — выжить». Этот тезис подкрепляется мнением о том, что фотожурналистика стала атавизмом цифровой эры.

С самого начала XX века фотожурналистика была необходима, чтобы наглядно понимать, что на самом деле происходит в мире. Снимки фотожурналистов привлекали внимание к серьёзным проблемам, демонстрировали шокирующую правду и побуждали людей — а иногда и правительства — к действиям. Несмотря на такие важные функции, в современной фотожурналистике присутствует существенный кризис, который можно разделить на три главных проблемы:

  • жестокая конкуренция;
  • оплата работы;
  • кадровое переосмысление.

Эффективная фотожурналистика — это создание выразительных снимков, способных рассказать даже о том, что осталось за кадром, иногда требующее мужества перед лицом опасности. Нередко фотожурналисты погибают во время исполнения служебных обязанностей. Риск быть убитым или покалеченным - одно из условий работы в фотожурналистике. На подобные условия готов пойти не каждый, поэтому существует множество сфера фотожурналистики, которые имеют разную степень риска. Каждая из этих сфер заполнена уже состоявшимися фотожурналистами, которые не один год работают в издании. Лишь изредка начинающим, но зачастую не менее способным фотожурналистам удается заполучить аутсорс работу, за счет которой они могут получить как маленькую популярность, так и немного денег. Подобная ситуация формирует дефицит площадок для реализации и заработка фотожурналистов, а также порождает высокие уровень неоправданной конкуренции.

Несмотря на успех отдельных выдающихся фотокорреспондентов, фотожурналистика в целом сегодня находится в категории низкооплачиваемых работ. Всё меньше фотожурналистов получают хорошие деньги за репортажи из горячих точек и мест стихийных бедствий или подробное освещение социальных проблем. Между разными сферами фотожурналистики ставят равенство, поэтому можно встретить ситуации, когда военный фотожурналист получает столько же, сколько и гражданский фотокорреспондент. Лишь абсолютные поклонники фотожурналистики готовы рисковать жизнью ради кадров, за которые они получат среднестатистическую плату.

Очевидно заметить, что мир не всегда наполнен событиями. Иногда бывают длительные стагнации, которые сопровождаются тройкой мероприятий, на которых необходим фотокорреспондент. Любым СМИ - как крупным, так и мелким - не выгодно содержать в штате фотографа, который задействован не всегда эффективно. Именно поэтому современное СМИ имеет или штат аутсорс фотожурналистов, или бюджет для выкупа исключительных прав на использования наиболее интересных снимков. Подобная ситуация выгодна органам публичной передачи информации, но не фотожурналистам. Иными словами - нет стабильности в заработке, а вместе с этим - нет возможности заниматься фотожурналистикой в качестве основного вида деятельности. Подобная ситуация сказывается на рынке качественной фотожурналистики, из которой уходят именитые авторы. Люди попросту меняют род деятельности на более стабильный и высокооплачиваемый, а фотожурналистика остается страстным увлечением или хобби.

Проницательный читатель заметит, что каждая проблема сопровождается темой денег. Стивен Мэйес - бывший управляющий директор фотоагентства VII и исполнительный директор «Фонда Тима Хетерингтона» на одном из интервью выразил ключевую мысль современной фотожурналистики: «Это бизнес, поэтому фотожурналисты должны быть бизнесменами». Нет ничего постыдного в том, чтобы стремиться успешно монетизировать свою работу. Загвоздка лишь в том, что не все фотожурналисты хотят строить бизнес-модели для финансовой независимости. Поэтому рынок фотожурналистики претерпевает сильный отток, но существует значительная часть сообщества, которая вопреки всему запечатлевает историю.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Павел Овчинников

Хоть меня эта тема и не касается напрямую, но все равно была интересно читать. Жду продолжения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Баранов
Автор

Спасибо за Ваш отзыв! Не так давно вышла статья о расизме в России, а также готовится к выходу большая статья-расследование о группах популяризации расизма и ксенофобии. Несомненно, что и тема фотожурналистики будет продолжена, поэтому не забывайте посещать мой профиль)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Голиков

Проблему хорошо озвучили, а как решать?)

Было бы полезно послушать как залезть в СМИ фотожурналистом, пусть и за копейки и «за идею»...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Баранов
Автор

Решать лишь пересмотром политики оптимизации кадров в СМИ. Плохой может быть пример, но я сам был не так давно сокращен из университетского пресс-центра из-за утраты необходимости. Выгоднее просить студентов бесплатно делать низкокачественные снимки или аутсорс выкупать работы. Также существует культура бартера, при которой СМИ обмениваются фотографиями своих подчиненных. Это позволяет получить большой объем материала и не задействовать сразу нескольких фотокорреспондентов на одном событии - мультикамерная съемка по цене одного аутсорс фотографа. В общем, много есть способов не брать на ставку фотожурналиста)
О том, как прорваться в СМИ фотожурналистом я расскажу позже. Спасибо за ваш интерес к материалу. 

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

А проблема уже решена, не нужны они и всё. Вот вы много от журналистов по любой теме фоток настоящих а не постановочных видели ? Или большинство всё таки частные фото, видео ?
 Сейчас практически каждый гражданин фотожурналист, а ещё есть роботы которые пишут 24/7/365 камерами видеонаблюдения зовутся. Максимум в горящих точках ещё остались и то половину если не больше видео и фото оттуда частные.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Баранов
Автор

Фотожурналисты, которые делают постановочные фото или используют фотошоп - незамедлительно увольняются из изданий. В качестве примера можно использовать Брайана Уолски, который потерял свою работу в 2003 году после того, как объединил две фотографии войны в Ираке и выдал ее за одну.
А насчет видео - тоже все неоднозначно. Мы живем в мире клипового мышления, которому присуще отрывистое потребление материала. Видео слишком долго, а фото и текст - быстро и эффективно. В период массовых монстраций в западной России (июнь - июль 2019) многие издания использовали новую форму стриминга -  стриминг посредством текста и фото. Он показал себя наиболее эффективно, потому что нет необходимости смотреть много лишнего материала - вам сразу публикуют важную информацию. Этот эксперимент показал, что в передаче информации преобладает та форма, которая наиболее быстро потребляется.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сорокин

В нынешнее время это опасная работа. Не дай бог попадешь в качестве фотокора на митинг за флойда - погребут заживо...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Баранов
Автор

Опасная, но в этом есть ее великолепие.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Овчинников

Подписался на вас. Успеха и самореализации!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Баранов
Автор

Благодарю Вас!

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Бочаров

Интересно, какое же нас ожидает продолжение? Хотелось бы, конечно, радужное и, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, светлое будущее... А как там будет - нам, простым смертным, не дано познать заранее.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда