Наши новости теперь слушают: все работает автоматически, мы быстро собрали 1 млн прослушиваний

Внутри — подробнее о новом звучании Sports.ru и конкурс с призом.

Потребление аудиоконтента прямо сейчас значительно меняется. Эти изменения сравнимы с тем, что происходило в первую эпоху мобильного интернета: тогда за счет роста скорости и падения цены мы стали пользоваться им резко больше, просто доставая смартфон.

Беспроводные наушники только ворвались в нашу жизнь, но Apple уже продали более 100 миллионов AirPods – если бы они были отдельной компанией, уже входили бы в американский топ-50 по капитализации. По статистике каждый четвертый из тех, кто сейчас читает этот пост, сидит в беспроводных наушниках, а две трети из них пользуются именно AirPods.

Удобство потребления аудиоконтента растет, вместе с ним растет и его качество – в последние несколько лет произошел рывок в том, насколько машинное обучение улучшило качество автоматического озвучивания текста. Современные технологии распознавания и преобразования текста в речь строятся как раз на машинном обучении: итоговое аудио составляется из отдельных звуков, которые есть в базе данных. Чем больше база и примеров произношения — тем точнее преобразование и тем естественнее звучит компьютерная речь.

На Sports.ru с октября 2018-го уже развиваются собственные подкасты, к январю 2020-го у нас уже был подтвержденный спрос на аудио.

Мы поддерживали и продолжаем поддерживать тренд на увеличение значимости аудиоконтента, поэтому нам было интересно понять, а есть ли потенциал и у других аудиопредставлений информации в рамках медиа для интересующихся спортом или подкасты – это локальный максимум в этом направлении?

Изучив разные форматы, применимые к нашей платформе, мы остановились на варианте с реализацией автоматического озвучивания новостей.

Плеер озвучания на экране новости в мобильном приложении Sports.ru

Как это работает

Sports.ru формирует RSS-канал с текстами, наш партнер, компания Retell, получает их и отправляет в собственную систему, которая добавляет специальные теги и размечает текст таким образом, чтобы после синтеза речь звучала максимально приятно для человеческого уха. Таким образом выдерживаются интонационные паузы, исключаются ошибки с ударениями и неверным произношением, автоматически заменяются аббревиатуры, сокращения и последовательности символов, создающие сложность для «произношения» искусственным интеллектом, например, даты в различных форматах, формулы, ссылки.

По завершении подготовки текста к озвучиванию формируется очередь запросов для отправки к Text-to-Speech (TTS) платформе. Выбранные на этапе настройки голос и скорость добавляются к запросам в виде параметров. Retell посылает запрос на синтез речи и в ответ получает аудиофайлы. Формат получаемых файлов может разниться в зависимости от выбранного голоса и стоящей за ним TTS платформы.

В автоматическом режиме запускается постпродакшн: добавляется эквалайзинг и звуковые эффекты, используется компрессия, лимитеры, удаляются шумы. На выходе получаем mp3-файл, который размещается на серверах Retell. И, когда пользователь откроет страницу с озвученной статьей, аудиоплеер отобразится, а при клике на кнопку воспроизведения загрузится и начнет проигрываться соответствующий текст.

Поскольку плеер собирает данные о прослушивании статей, мы в своем личном кабинете получаем доступ к статистике, благодаря которой можно понять как общие показатели прослушивания, так и с разбивкой по каналам: десктоп, мобильная версия, мобильное приложение. Такая аналитика важна еще и потому что можно выявить топ популярных аудио материалов, и, к примеру, создать из них плейлист, также добавив его на сайт или в приложения, сформировав таким образом, например, подборку главных новостей за день в аудиоформате.

Чего мы хотели при запуске проекта

— Добиться не менее 1% запусков плеера относительно просмотров страниц

— Обеспечить основную часть прослушиваний с мобильных устройств

— Как минимум, сохранить количество прослушиваний, их среднее время и процент дослушивания на дистанции

— Найти решение с простой интеграцией в нашу экосистему: сайт, приложения, AMP-страницы

Что у нас получилось

1. Количество запусков плеера относительно просмотров – стабильно больше 1%

За время эксперимента плеер в новостях запустили 1,2 миллиона раз.

На мобильный сайт и приложение пришлось 83% запусков (36% + 47%). Процент запуска плеера от просмотров по платформам выше 1% на всех средах:

• Десктоп – 1,26%

• Мобильный сайт – 1,31%

• Приложение – 1,64%

1,64%
Конверсия из просмотра единицы контента в запуск плеера в мобильных приложениях Sports.ru

Неожиданно, что конверсия в прослушивание на десктопе оказалась примерно такой же, как на мобильном сайте – интуитивно мы предполагали, что она будет ниже (возможно, на более длинной дистанции она и уменьшится).

2. Слушают нас в основном с мобильных устройств

Все совпало с предчувствиями: 83 процента. Процент дослушиваний и среднее время прослушивания на мобильных тоже выше:

Процент дослушиваний:

• Десктоп – 42%

• Мобильный сайт – 52%

• Приложение – 57%

3. Цифры со временем не падают

В первые три месяца показатели не падали, мы наблюдаем всплеск интереса к новой функции. При этом сценарий падения в будущем мы оцениваем как маловероятный: три месяца – значительный период времени, скорее всего мы бы уже заметили падение метрик как минимум на коротких интервалах внутри этого срока, но этого не произошло.

4. Интеграция прошла быстро и просто

Чтобы внедрить и автоматически расставить плеер по всей экосистеме, понадобился всего один день разработчика. Хотя до эксперимента мы опасались, что это будет сложно. Во многом такая скорость – заслуга нашего провайдера данных. После этого мы подключили RSS-фид и стали управлять расстановкой в новостях без участия наших разработчиков.

Кстати, как вы думаете, какая из этих новостей – самая прослушиваемая на Sports.ru за весну?

Попробуйте угадать в комментариях под этим постом, а мы придем туда с правильным ответом и статистикой. Первому, кто ответит правильно (чтобы было честно, один вариант ответа от одного пользователя), мы подарим фирменную толстовку Sports.ru.

Что мы будем делать с этим дальше?

Начало тестирования формата пришлось на середину марта, когда начался карантин, что привело к падению спроса на аудиоформаты, ведь основные кейсы прослушивания аудио – это транспорт по пути в офис и домой, прогулки, занятия спортом. Мы увидели это в том числе по цифрам прослушиваний наших подкастов, которые упали примерно на 20%.

На это наложился эффект отсутствия спорта, когда значимых инфоповодов в мире спорта стало заметно меньше. Тем больше нас впечатлили цифры по результатам тестирования, именно поэтому мы продолжим развивать такой сервис. У нас уже есть несколько гипотез для проверки в первую очередь. Вот что мы точно попробуем:

• Составлять плейлисты новостей по любимым темам: о конкретных клубах, турнирах, видах спорта и так далее.

• Озвучивать большие тексты, а не только новости.

• Создать автоматическое радио по интересам.

• Монетизироваться через рекламу, чтобы сделать сервис как минимум самоокупаемым.

Глобально развитие сервиса находится в тренде звукового потребления контента, который мы уже видели в подкастах Sports.ru.

Мы видим потенциал для создания рекламного продукта в рамках сервиса

Развитие подкастов подсказывает, что потребление контента, в том числе спонсорского, через звук – перспективное будущее. Попасть в «уши» пользователей мечта почти каждого рекламодателя. Следующий интуитивно понятный шаг – легализовать такой вид рекламы.

Кому это может быть интересно? На наш взгляд, всем рекламодателям, которые привязаны к новостной повестке. В нашем случае это, конечно, спортивные клубы, лиги и федерации, бренды.

Представьте этот симбиоз: робот зачитывает и новость, и информацию от рекламодателя, которая дополняет и расширяет первоначальное сообщение.

В эпоху, когда баннерная слепота уже не диагноз, а повседневность, реклама в аудиоконтенте – новый ответ на старые вызовы.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
aagrrrrrr

Лучше б вы для начала с рекламой в мобильной версии разобрались... Раз из пяти новости не открываются, показывая пустой экран, раз из десяти после открытия страница виснет вмёртвую. Раздражает нереально.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Lovkov

Мобильная версия сайта или мобильное приложение? В любом случае вы бы сильно помогли нам прислав видео с примером такой ошибки на lovkov at sports.ru – оперативно решим проблему. Реклама очень вряд ли как-то влияет на открытие/неоткрытие контенте.

Ответить
Развернуть ветку
aagrrrrrr

Мобильный сайт. Последний Safari. Как записать видео, происходящего спорадически я хз (да и не хочется, найдите тестеров наконец, проблемы те или иные с рекламными модулями у вас существуют уже года полтора). Ошибка явно на стороне клиентского когда. Когда ещё раз увижу, то постараюсь прислать url. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Tsarkov

да есть такое и в хроме на гугл пиксел ИКС Эль, поставил приложение потом, но с новостей гугл часто переходит просто на стартовую страницу и все, сиди ищи сам новость эту=) снес приложение

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Истратов

Для человека всегда самым удобным способом для общения будет речь, для анализа - визуализация. Молодцы ребята! Вперёд, удача за вами.

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру
которая дополняет и расширяет первоначальное сообщение.

Конечно конечно, и дополнит, и расширит. Особенно если громкость будет в 2 раза больше 1ХБЕТ ОТЛИЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ!!!
Сразу тогда делайте платную версию без рекламы. Например бесплатный ютюб смотреть и слушать физически невыносимо😎

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Lovkov

В мобильных приложениях Sports.ru уже лет 6 как есть опция отключения всей рекламы. А громкость на вашем устройстве за вас никто не регулирует.

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

Это да, но например при прослушивании на ютюбе громкость рекламы и самого ролика может заметно отличаться. Ну а если есть платная версия без рекламы - отлично 👍

Ответить
Развернуть ветку
Nail Yanyshev

А так, самая кликабельная (прослушиваемая) новость про Артемия Панарина, я думаю

Ответить
Развернуть ветку
Майк Майсон

Когда результаты конкурса? Или так же как со школой продактов придется "немного" подождать?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Lovkov

Сегодня объявим

Ответить
Развернуть ветку
Mark Khil

Честно не понимаю в чём проблема взять диктора из региона за 50к/мес. Пользователи получают аудиоформат, от которого не возникает негатива. Сервис получает новый полноценный канал, что-то между подкастами и радиовещанием.

Технологии — это, кончено, круто, но тут во многом все выглядит как технологии ради технологий.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Lovkov

Технологии позволяют легко масштабировать подобные решения. Вот у вас условно 100 новостей в день озвучивается, а вот 10000 новостей в день озвучивается при чуть больших технических вложениях. Диктор из региона за 50к/мес физически в 100 раз больше не сможет озвучить, как бы он не старался. Кроме того на озвучку диктором нужно время, он не может это делать в прямом эфире у каждой новости вместе с выходом новости, автоматическая озвучка позволяет получить аудио практически мгновенно, что особенно важно в пиковые нагрузки (финалы больших турниров в разных видах спорта, ЧМ и ЧМ по футболу на примере sports.ru).

Что касается качества - да, прямо сейчас человек делает это лучше, но вспомните что было 5 лет назад и насколько выросло качество автоматических TTS-систем за это время. Технологии развиваются, качество их работы повышается – ну и то, что сейчас многих уже устраивает текущий формат тоже важный показатель. Если бы качество было неприемлемым, то после первых недель количество прослушиваний заметно снизилось.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dolg

Ну да вопрос упирается в деньги и масштабирование. Можно нанять 100 дикторов а можно приучить людей к нейросети. Обидно конечно но бизнес есть бизнес. 

Ответить
Развернуть ветку
Amir Alnadi

это не обидно, а наоборот хорошо. Можно нанять 100 грузчиков, а можно построить робота, условно. Прогресс всегда на первом этапе приносит дискомфорт

Ответить
Развернуть ветку
Mishka Na severe

Возможно это чуть больше слушают - Петр Ян нокаутировал Жозе Альдо и стал чемпионом UFC

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Новость июльская, а спрашивают про весну

Ответить
Развернуть ветку
Майк Майсон

Ставлю на новость про судей и вирус

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Из оставшихся ставлю на: Дэйна Уайт..

Ответить
Развернуть ветку
Amir Alnadi

Заранее извините

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пинки Хрюн

Ставлю на жирного Хабиба

Ответить
Развернуть ветку
Amir Alnadi

Я тогда на Кадырова ставлю)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lopatenko

Амир, написал вам в ЛС на vc.ru, хотим подарить вам наш мерч. 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Lovkov

Спасибо всем участникам конкурса, а правильный ответ - новость про Кадырова

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Lopatenko

А вот и результаты:
1. Рамзан Кадыров – Александру Емельяненко: «Если проиграешь Исмаилову, я тебя в подвал закину» - 24615 прослушиваний
2. Артемий Панарин: «Наш главный батюшка Louis Vuitton не снимает. Веселюсь, когда он рассказывает, как правильно жить» - 23259
3. Российские судьи испытывают финансовые проблемы из-за коронавируса. Некоторые занимают деньги - 18138
4. Дэйна Уайт: «Все и так знали, что Хабиб не будет драться» - 17890
5. Петр Ян нокаутировал Жозе Альдо и стал чемпионом UFC - 11290
6. Тони Фергюсон: «Жирный Хабиб не хотел драться. Он сбежал, поджав хвост» - 9162

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда