{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кейс: подкаст об экологии от Greenpeace

В конце июля международная экологическая организация Greenpeace запустила подкаст на русском языке — «Куда смотрит Гринпис?». Мы решили рассказать, как проходила подготовка проекта, кто именно делает этот подкаст и какие цели перед ним стоят.

Не первый опыт

«Куда смотрит Гринпис?» — это не первый опыт российского отделения организации в подкастах. Восемь лет назад мы делали Greenpeace, подкаст, в котором вышло около 40 эпизодов.

Этот проект был совсем иным по форме: как правило, это были интервью с нашими экспертами.

Например, 31 выпуск подкаста, вышедший в октябре 2012 года, назывался так: «Все, что вы хотели узнать у директора Гринпис России и не побоялись спросить!»

Когда я пришел в Гринпис семь лет назад, он уже выходил. Этим занималась одна из сотрудниц пресс-службы. Как она рассказывает, однажды нам позвонили ребята из PodFM и предложили делать подкасты. С конца 2011 года практически каждую неделю выходили эпизоды. Записывалось интервью, практически ничего не монтировалось (только технические огрехи), заставок не было, и еще вместо заставки подбирались фото для публикации.

Однако опыт был успешный, мы вошли в десятку лучших образовательных подкастов рунета. Но в 2013 году коллега ушла в декрет, а остальных сотрудников (в частности, меня) заела рутина. Наступил семилетний перерыв, но идея не забывалась, и периодически мы в медиаотделе говорили друг другу: надо бы снова начать делать подкасты.

Идея

Мы природоохранная организация, соответственно и фокус подкастов должен был быть природоохранным. При этом мы с самого начала решили не дублировать то, что выходит на других каналах Greenpeace. Коммуникация у нас происходит самыми разными способами: у нас есть сайт, блоги, новости, канал в YouTube, соцсети.

Кроме того, нам хотелось использовать звуковые материалы, которые мы записываем в экспедициях.

Мы стали изучать существующие подкасты, коллега даже прошла стажировку в медиа где её учили делать настоящий нарративный подкаст. В процессе обсуждалась форма, акценты, технические хитрости.

Питчили мы, фактически, друг другу. Формально можно, конечно, сказать, что концепцию одобрила руководительница нашего медиаотдела, но главное было самим сформулировать, что мы хотим делать.

Кто-то хотел разговаривать в студии, кто-то хотел аудиофильмов. Тут мы сошлись на том, что будем делать разные эпизоды в разных жанрах, исходя из темы выпуска. В общем, можно сказать, что питчить друг другу не менее сложно и ответственно, чем питчить редактору. Даже сложнее, поскольку дальше все будут запитченное делать своими руками.

У других отделений Greenepeace тоже есть свои подкасты: на английском, на немецком, на корейском. Но у каждой аудитории свои традиции слушания. Не всегда опыт других стран нам подходит.

Мы ориентировались, скорее, на те формы и жанры, которые существуют в нашем подкастовом пространстве, причем не только, и может быть даже не столько в области экологии, поскольку в других областях подкасты ушли в развитии намного дальше, чем в этой теме.

Аудитория и конкуренция

Коммуникация, как я уже говорил выше, у нас происходит самыми разными способами и каждый канал охватывает свою аудиторию. Это везде люди, интересующиеся экологией, но у какого-то канала аудитория более молодая и активистская, у какого-то — люди, которых интересует серьезное экспертное мнение.

Подкасты мы стали делать для тех, кого интересуют не только собственно проблемы, но и люди, которые занимаются экологией. Это возможность услышать человеческий голос, почувствовать, что эксперты — живые люди, а не набор терминов и цифр. Поговорить с людьми, которых волнует экология как образ жизни, которые что-то делают, чтобы менялось отношение к природе, к людям.

Поэтому мы сузили аудиторию по возрасту: мы ориентируемся на людей 25-35 лет. (Забегая вперед, можно сказать, что в аудиторию мы попали довольно точно, хотя пока что у нас не так много данных для анализа). Мы даже составили портрет нашего типичного слушателя, вернее слушательницы:

Это Маша, ей 26, она живет в Екатеринбурге и работает графическим дизайнером. Она любит ходить на музыкальные фестивали и пить кофе в спешалти-кофейнях. Маша слушает наш подкаст, когда едет на работу или гуляет с собакой. Недавно Маша начала сортировать отходы, и ей открылась бездна информации о том, как это правильно делать и зачем. Теперь Маша хочет разобраться, почему на планете экологический кризис, и как она может помочь, не вкладывая в это слишком много времени.

Далее мы перешли к определению конкурентов и логично было бы представить себе, что ими будут другие подкасты по экологии. Но мы подумали, а в чем, собственно, мы с ними будем конкурировать? Скорее наоборот: чем больше будет подкастов об экологии, чем интереснее и разнообразнее они будут, тем будет лучше для дела.

Поэтому мы скорее относимся к другим подкастерам как к сообществу, нежели как к конкурентам, и это касается не только экологии. И это не только наше отношение. Мы очень быстро убедились, что сообщество не только существует, но готово помогать тем, кто только начал. И рекомендациями, и технически. Это очень воодушевляет.

Цели и реализация

Цели мы сформулировали вполне конкретные. Мы подумали, что это даст нам, и что мы попытаемся дать нашей аудитории.

Мы хотим:

  • менять мировоззрение людей, которые предпочитают слушать, а не смотреть
  • укрепить доверие и уважение к бренду Greenpeace
  • и, как уже говорилось, по полной использовать контент, который у нас есть (например, записи из экспедиций).

Что это даст нашей аудитории:

  • экспертную информацию о том, что происходит с климатом, с экологией
  • дать слушателям лайфхаки, как жить экологично и при этом не страдать
  • дать им возможность оказаться в сообществе единомышленников, у которых такие же боли и интересы

Что касается реализации, мы решили делать проект силами медиаотдела. Поэтому мы не искали ведущих, нам самим было интересно работать «в эфире».

Студии у нас нет, пока мы обходимся без нее, поскольку несколько выпусков записали дистанционно, а один полностью состоит из записей, сделанных «на месте». Скорее всего этот вопрос вскоре перед нами встанет, но мы пока склоняемся к аренде студии для записи, поскольку это проще и дешевле.

Монтируем и сводим выпуски пока своими силами (у нас есть сотрудники с радийным и телевизионным опытом). А вот обложку и джингл делали профессионалы — иллюстратор и звукорежиссер. Для последнего мы собрали специальное техзадание с примерами, которое можно посмотреть тут.

Дело в том, что после создания пилотного эпизода, мы пересмотрели взгляд на многие вещи, в том числе поняли, что сделать джингл у профессионала получится несравнимо лучше, чем у нас самих. И даже для этого понадобилось несколько попыток — первый вариант заставки получился слишком радийным. Звукорежиссер с этим согласился и сделал нам несколько вариантов проще по звучанию, чтобы мы выбрали концепцию. Всего вариантов было около девяти штук.

Пилотный выпуск мы записали в формате интервью. Однако, результат нас не вполне устроил. В эпизоде мы задали ряд вопросов и на этом наше участие в беседе ограничилось. Остальное время говорил наш эксперт. Это оказалось слишком насыщенно. Не было практически пауз, когда можно перевести дух и переварить информацию. Не было какой-то человеческой истории, просто факты, очень интересные и познавательные, но довольно отвлеченные.

Мы решили пересмотреть подход и разделились на несколько команд по два-три человека, и каждая из них делает выпуски на выбранные ею темы, а ведут эти выпуски — в зависимости от конкретного выпуска, количества гостей и жанра — кто-то из команды.

Это обусловлено не только тем, что разным людям близки разные жанры, но и тем, что в нашей работе мы специализируемся на разных темах, разбираемся в них лучше, чем в других. Кто-то работает с проблемой пластикового загрязнения, кто-то с климатическим кризисом, кто-то с природными пожарами, кто-то с лесной темой, а кто-то с темой энергетики. Поэтому и подкасты на «свои» темы делать легче.

На данный момент у подкаста «Куда смотрит Гринпис?» вышло всего четыре эпизода и говорить об успешности проекта рано. Однако это интересный кейс, как большая интернациональная компания приветствует освоение новых каналов связи с аудиторией и дает возможность экспериментировать.

Кроме того, это один из немногих подкастов об экологии на русском языке и нельзя не порадоваться зарождающемуся разнообразию. Слушайте «Куда смотрит Гринпис?» и не забывайте сортировать отходы.

Больше текстов о подкастах ищите в нашем телеграм-канале

0
1 комментарий
Василий Степанов

Гринпис смотрит туда, куда укажет ей империалистический хозяин. Это каждый школьник знает. Гринпис это не про при роду, а политику и капитализм.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда