Habr, iXBT.Live, Pikabu и Я.Дзен: сравнение четырех блоговых площадок через призму одного поста

Внезапно подвернулся удобный случай сравнить в лоб четыре блоговые платформы. Аудитория у них разная, но процент айтишников и гаджетоманов на всех высок.
Кому эта статья может быть интересна? Тем, кто так или иначе связан с контентом, IT, работает с одной из площадок и присматривается к другим.

Чем сравнивал

Статьей среднего размера, которая по тематике вписывалась во все четыре площадки. Тема статьи достаточно хайповая – про обман покупателя в магазинах электроники. Хайповая потому, что касается, в конечном итоге, практически всех покупателей, а не только какого-то одного типа товара или магазина.

Ядро истории – байка про друга Серегу, который купил четыре USB-накопителя за 34 тыс. рублей, один из которых оказался контрафактным. В какой момент произошла подмена товара в коробке с нетронутыми голографическими стикерами – до конца не выяснилось. Но приоритетная версия такова: есть некие мошенники, которые покупают товар за наличку, умело вскрывают коробки (не трогая стикеры), подменяют товар, аккуратно закрывают и в этот же день делают возврат. Затем этот товар уходит новому покупателю, который уже не может доказать, что не верблюд. Впрочем, это не единственный вариант подмены, есть и другие.

Итак, сначала статья была опубликована на трех площадках: iXBT.Live, Habr, Pikabu. Но не одновременно. Сперва на iXBT, потому как там требуют, чтобы у них тексты выкладывались в первую очередь, а на других площадках не ранее чем через два дня. Затем на Habr, где запрет на кросспостинг сняли года полтора назад, и Pikabu… ну тут вы сами понимаете, какие там вообще запреты на репосты?

Соответственно, вечером в воскресенье я закинул ее на iXBT, в среду вечером на Habr, а утром в четверг на Pikabu. Почему не закинул на Habr во вторник? Всплыли новые факты, и статья потребовала небольших корректировок. А поскольку работы и так завал, получилась задержка.

Про адаптацию текста под площадки: текст писался с прицелом на Habr и iXBT. На Pikabu он попал с минимальным редактированием (отброшена пара холиварных деталей, чтобы не цеплялись), а вот с Дзен отдельная история, о чем ниже.

Что получилось

Для каждой площадки я зафиксировал число просмотров, лайков и комментариев сначала через семь дней, затем через четырнадцать, а потом и через двадцать один.

Ниже – отдельные комментарии по площадкам.

iXBT.Live

Показатель в 34 тыс. просмотров за неделю для этой площадки – практически рекордный. Постов в их блогах, которые вообще преодолевают планку в 20 тыс., за месяц набирается штуки три-четыре. Не, там были посты, которые собирали за неделю и по 50+ тыс., но это исключения, а трафик на них шел за счет аккаунтов популярных блогеров в соцсетях.

В нашем случае много трафика пришло с соцсетей, поскольку в первые пару дней рост затормозился в районе 16 тыс. (собрав все возможное с самой площадки), а затем продолжился вновь.

Сейчас там прибавляется по 1-2 тыс. просмотров в сутки. В том числе из-за того, что iXBT стали использовать эту заметку для своей нативной рекламы в соцсетях. Но большая часть трафика, похоже, уже поисковая (тут iXBT правы, что требуют приоритетного размещения у них).

Аудитория на iXBT очень продвинутая, хотя есть и чайники, впрочем, тоже закаленные. Если критикуют, то по делу. В то же время, попадаются и «мамкины майнеры», не признающие своей неправоты и спорящие до последнего.

В целом в комментариях накидали много полезной информации и ссылок на другие магазины, где имелись аналогичные случаи.

Habr

77 тыс. за неделю – не рекорд. Статья туда попала уже с учетом критики и отзывов, собранных на iXBT: я добавил в текст абзац с упоминанием магазина, где были куплены диски, и присланную мне читателем историю про то, что наиболее вероятный источник появления контрафакта – схема с возвратом товара мошенниками, делающими подмену.

Еще через неделю число просмотров зафиксировалось на отметке в 81 тыс. и дальше уже не росло, но ровно до того момента, как на нее сослался один из популярных блогеров.

В комментариях был весьма конструктивный диалог. Тут тоже накидали ссылок и рассказали несколько аналогичных случаев. Но в итоге все скатилось в обсуждение магазинов и возможных способов подделки прошивок.

В целом диалоги на Habr идут культурнее, и персонажей, ставящих на автора (или кого-то еще в ветке) клеймо идиота, практически нет. Впрочем, корректное поведение быстро заканчивается, как только в диалогах возникают околополитические темы. Также тут крайне нетерпимы к тем, кто делает ошибки в матчасти или демонстрирует явные заблуждения.

Pikabu

Пост относительно быстро попал в «горячее» (не так быстро, как всякие ню-картинки), а также в сообщество «Антимошенник». Проскочив за несколько дней по всем их соцсеточкам, трафик на него упал практически до нуля. В итоге через две недели Habr его формально обошел.

В комментариях много ответов по делу, ссылки на аналогичные случаи, всякие байки по теме, но больше пустой болтовни от людей, владеющих темой поверхностно. Также попадаются персонажи, рассказывающие автору, что он идиот. Аудитория в целом более простая и эмоциональная. Активно ставит оценки как постам, так и комментариям.

Яндекс.Дзен

Его в этой статье не должно было быть, но помог случай. Я не стал постить этот лонгрид (по меркам Дзена) в свой «подмороженный» админами аккаунт, но это сделал у себя известный блогер Алексей Надежин. Причем он не копировал мой текст, а запилил краткий пересказ на две тысячи знаков – как раз под формат Дзена!

Еще один важный момент – у Алексея в Дзене 39 тыс. подписчиков, что можно считать форой. Хотя, мне кажется, это большой роли не играет.

По факту, на Дзене есть технари, но они сильно разбавлены товарищами, которые вообще не в теме. Вдобавок алгоритм Дзена испытывает гигантские трудности с подбором аудитории для постов, что отмечают все техноблогеры. Если взять пяток удачно зашедших на других площадках публикаций, на Дзене выстрелит лишь один из них, да и то, если повезет.

Ну а в целом про дурдом, происходящий с Дзеном, будет отдельный пост. Я его использовал пару лет лишь для экспериментов, закинув туда около 40 материалов различных тематик из своих разных блогов и сайтов.

В какой-то момент Дзен «сломался», т.е. потребовал от меня подтверждения авторских прав на выкладываемые статьи. Причем одним единственным способом – во всех статьях, опубликованных в других местах, нужно в тексте указать, что они также лежат на Дзене, и дать активную ссылку! Только после этого админы Дзена были готовы разблокировать канал. Сейчас туда постить можно, но Дзен не ставит эти статьи в пользовательские ленты. И весь трафик, что там есть – из поисковиков или с внешних ссылок.

В результате за две недели пост Надежина набрал очень неплохие для технических статей на Дзене 19 тыс. просмотров (цифра вычислена мною путем умножения числа прочтений на коэффициент 1,3, типичный для таких коротких заметок). В процессе было видно, что алгоритм рекомендаций Дзена сначала тупил, а спустя 2-3 дня вдруг начал туда подливать трафик, остановившись дней через десять. С учетом форы и подогнанного формата – результат так себе.

Что в итоге

На хайповую айтишную тему Habr и Pikabu собирают одинаковую по числу аудиторию, но на Pikabu больше «школьников». iXBT отстает от них как минимум вдвое, но радует то, что в целом эта площадка потихоньку растет.

Ну а на Дзене блогерам-айтишникам делать особо нечего. Даже если поизучать читаемость у Wylsacom, Надежина и еще пары-тройки гаджет-блогеров, давно там сидящих, станет понятно, что типичная читаемость статьи лежит в диапазоне 200-1300 прочтений. Не, есть там отдельные заходы и на ~40 тыс., но это исключительные случаи. Хотя, если все время лепить кликбейтные заголовки, то что-то да и выстрелит.

Резонный вопрос, что же эти блогеры делают на Дзене, если там такая низкая читаемость? Ответ прост – Дзен платит им процент от рекламы, и, с учетом поискового трафика и случайных выстреливших статей, в месяц может накапать 40-80 тыс. рублей. Вот они Дзен и нахваливают.

Да, как многие заметили, я ни слова не сказал про специфику площадок. Просто чтобы не капитанствовать. А если вы спросите, где же VC, то я не стал тут постить, потому как в статье хотелось сначала переставить акценты на маркетинг и магазины, но времени не нашлось. Впрочем, ранее у меня был пост VC vs Habr. А его дополненная версия (привет VC, не дающему редактировать старые публикации) лежит вот тут.

0
3 комментария
Антон Смуров

Спасибо за статью, не уверен, что пригодится, но было интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рябов

Отличное исследование получилось) Как по мне все платформы по-своему неплохи и могут быть полезны. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Polyakov
Автор

Несомненно. Но у каждой своя специфика, и, конечно, контент под них надо адаптировать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда