«Лучше я умру в собственных сапогах». Рецензия на фильм «Далласский клуб покупателей» 2013 года
«Лучше я умру в собственных сапогах». Рецензия на фильм «Далласский клуб покупателей» 2013 года
Далласский клуб покупателей (2013)
Режиссёр: Жан-Марк Валле
Сценарий: 10/10
Зрелищность: 6/10
Операторская работа: 9/10
Моя оценка: 8.3
Оценка Кинориум: 7.9
Оценка IKONA RUSSIA: лучший фильм
Снять про СПИД весёлое кино невозможно. Даже если кто и попытается, то такую картину наверняка поместят в раздел чёрного юмора, и она совершенно точно не соберёт сотни восторженных отзывов. Это всё так, но вот снять о СПИДе серьёзное, но не слёзовыжимательное кино всё-таки возможно.
Ранее на эту тематику я смотрела разве что «Обыкновенное сердце» (2014) Райана Мерфи — оно, кстати, вышло спустя год после «Далласского клуба». На две главные роли он подобрал одного симпатичного и одного сногсшибательного актёра — Марка Руффало и Мэтта Бомера. Роль добродушной сочувствующей медсестры в картине досталась Джулии Робертс — тоже далеко не последней актрисе в кинематографе. Фильм получился именно слёзовыжимательным: все драматичные сцены доведены до предела, много слёз, серые тона и, конечно же, абсолютно трагичные декорации хосписа.
«Далласский клуб покупателей» этого не делает. В первой части есть момент, когда вам может показаться, что герой молится, ведь именно религия — первое спасение умирающего, правда? Но нет, ваши ожидания искусно обманывают, словно подчёркивая: «Это вам не типичная мелодрама на вечную тему».
С самого начала вас ждут исключительно отрывистые сцены, многие из которых обрываются именно на драматичных, эмоциональных моментах. Например, один герой пытается получить у другого денег; мы видим начало разговора, но не его завершение — и неясно, то ли таким образом команда создателей пытается избавить зрителя от лишних сцен, то ли от лишних эмоций. В моменты, когда Рону становится особенно плохо, мы не наблюдаем за его физическими мучениями; мы слышим шум, но не звук удара о пол, будто падаем в обморок сами, а не наблюдаем его со стороны. И это необычно.
Трагичные сцены в хосписе здесь тоже есть, но в них никто не умирает. В них не звучат высокопарные фразы — или, по крайней мере, мы их не слышим. Делает ли это сцены менее эмоциональными? Ничуть. На академическом языке это называется «убрать воду». Столь нетрадиционный (простите за каламбур) монтаж отлично выделяет картину на фоне других исторических драм о чём бы то ни было.
То же самое с героями. Персонажа Мэттью Макконахи по имени Рон Вудроф ни при каком желании не назвать симпатичным. Он типичное быдло, циник, живущий моментом и не отягощающий себя ответственностью, постоянным партнёром и стиркой собственных рубашек; а самое главное — ему нравятся девушки. Единственное, благодаря чему мы начинаем ему сочувствовать, — это то, с каким рвением герой цепляется за свою никчёмную жизнь. В это можно поверить, потому что умирать не хочет никто. Узнав о своём диагнозе, он долгое время не может в него поверить; однако сам сценарий успешно разбивает привычные стереотипы об эпидемии СПИДа, на которых так элегантно воздвигнули «Обыкновенное сердце».
Макконахи великолепно вжился в роль обыкновенного хилл-билли, жизнь которого рушится по кусочкам. В одной из самых драматичных сцен он сидит в машине и пытается заплакать, но не может, потому что не привык к этому; в итоге его лицо искажается в жуткую зловещую гримасу. Неужто МакКонахи не умеет плакать? Да нет, он очень явственно и эмоционально рыдал в «Интерстелларе» (2015). Дело тут не в нём, а в персонаже, в которого актёр вжился каждой клеточкой своего тела.
Джареду Лето тоже как нельзя лучше подходит роль жеманного и женственного наркомана. Эта роль чем-то напоминает его эпизодическое появление в «Бойцовском клубе» (1999): и там, и тут он пользуется своей миловидностью и изображает персонажей, которые раздражают главного героя. Тот факт, что и Лето, и МакКонахи получили за эти роль по «Оскару», доказывает, что справедливость в мире всё-таки иногда торжествует. Абсурдные отличия персонажей, доведённые до крайности, зарождают искрящую химию, наблюдать за которой интересно так же, как в какой-нибудь «Зелёной книге» (2016). Вот он, рецепт оскароносного фильма: объедините двух совершенно разных персонажей так, чтобы это выглядело правдоподобно, и статуэтка уедет с вами домой!
Итак, что мы имеем в результате? Действительно драматичную картину, основанную на реальных событиях и рассказывающую о них нетипичным способом. Фильм сделан добротно и не напоминает пафосный байопик, хотя и основан на вполне реальной истории. Тем, кто задается вопросом насчёт исторической достоверности, будет приятно узнать, что автор сценария Крейг Бортен лично беседовал с настоящим Роном Вудрофом и собирался снять картину по следам этого общения с самых 90-х. Ему не сильно везло на студии, но «Далласский клуб покупателей» всё же был снят. Как и сама картина, случай Бортена только доказывает, что нужно всегда идти до конца.
«Далласский клуб покупателей» может как вдохновить, так и заставить задуматься. Тут уж всё зависит от того, как вы сами относитесь к жизни: всегда идёте за победой или ждёте, пока смертельный диагноз не заставит вас бороться за всё, что делает вас счастливей.