Как делают российский мультсериал для самых маленьких и при чем здесь облака

Рассказываем, почему на одну пятиминутную серию «Малышариков» уходит более 5 месяцев, как создавали Крошика и Ёжика для малышей, что такое 3D-аниматик и зачем переносить производство мультфильмов в облако.

За 17 лет группа компаний «Рики» выпустила более 170 часов анимации. В 2020-2021 году компания запланировала увеличить объемы производства и перенесла часть анимационного производства, в том числе полнометражные фильмы, проекты «Смешарики», «Тима и Тома» и «Малышарики» в Yandex.Cloud. Мы пообщались с представителями студии и узнали, что стоит за созданием каждой серии и чем айтишники помогают аниматорам.

Как производят анимацию на примере «Малышариков»

Студия «Петербург», входящая в группу компаний «Рики», работает и с 2D, и с 3D форматами. Один из популярных проектов студии — «Малышарики». Это мультсериал для детей самого младшего возраста – от 0 до 3 лет, в создании которого принимают участие детские психологи и педагоги.

Над созданием одной пятиминутной серии «Малышариков» (3D (CGI) + видео (совмещение) + 2D) у сотрудников студии уходит около 5,5 месяцев. Над каждой историей работают более 40 человек, это в том числе сценаристы, режиссеры, композиторы, аниматоры, художники по свету и композу, текстуровщики и многие другие специалисты.

Студия "Петербург" 

Сначала идет работа над формулировкой идеи и проблематики серии. Сценарист пишет синопсис, затем сценарий, в который после этого еще могут внести комментарии режиссеры. Темы у серий самые разнообразные: здоровье, физическое развитие, познание, социализация, труд и творчество.

Дальше режиссер делает раскадровку (последовательность сцен) и записываются голоса персонажей на студии звукозаписи. Когда режиссеры получают записанные реплики персонажей, они приступают к созданию аниматика. Аниматик — это серия черно-белых картинок, собранная в видео с таймингом и звуком. По нему можно оценить монтажные склейки, длину фильма, а также правильность построения диалогов.

Студия "Петербург"

После этого начинается процесс производства той финальной картинки, которую сможет уже увидеть зритель на экране. Для начала 3D-моделерами создаются все недостающие объекты и персонажи для сцен. После этого необходимо расставить все созданные объекты по локациям, то есть по местности, которую придумали сценаристы и режиссеры для серии. Этот этап называется — 3D-аниматик.

После чего аниматоры получают фрагменты 3D-аниматика и «оживляют» его. Но пока они работают без цвета и объема, ведь только позже на этапе текстурирования, освещения и композа мультфильм начнет приобретать цвет.

На следующих этапах к созданию серии присоединяются художники по текстурированию, свету и композу, а также специалисты по созданию спецэффектов. Именно они делают видео выразительным — подсвечивают фигуры в кадре, дают им цвет, чтобы они казались реалистичными, добавляют спецэффекты. Звукорежиссеры и композиторы создают музыкальное и шумооформление.

Финальный этап — соединение всех компонентов в один проект и рендеринг или просчет кадров. Рендеринг сцен происходит с помощью математических просчетов, процесс небыстрый и требующий немалых вычислительных мощностей. Заключительный рендеринг мультфильма происходит на группе серверов и может занять пару недель. И в конце видеоинженеры соединяют полученный видеоряд в виде последовательности кадров со сведенным звукорежиссерами звуком — получается финальное видео.

R&D в анимационной студии

Для того, чтобы повышать эффективность производства анимации, в студии «Петербург», входящей в группу компаний «Рики», существует отдел исследований и разработок (R&D), который внедряет в производство новые технологии, появляющиеся в мире компьютерной графики.

При этом многие внедряемые решения -- это open-source разработки от мировых лидеров производства анимации, от Sony или Disney. Например, сегодня аниматоры «Рики» используют формат файла USD (Universal Scene Description), который является фундаментальным для 3D-анимации Pixar.

По сути, это способ для создателей контента кодировать 3D-объекты. Формат позволяет аниматорам сохранять объекты с достаточной информацией о таких вещах, как геометрия и тени, чтобы использовать их в приложениях для передачи друг другу.

Студия "Петербург"

Также, например, команда R&D «Петербурга» внедрила Katana 4.0 — новое платформенное решение для разработки, look development и визуализации. Программа позволяет художникам освещать сцены компьютерной графики с помощью рабочих процессов, более похожих на традиционную кинематографию.

Помимо внедрения новых программ, в 2020 году студия одной из первых в России начала использовать публичное облако для полного цикла производства основных проектов. Использование облачных технологий в анимации — мировая практика. Так например, в 2019 году The Walt Disney Studios договорилась о партнерстве с Microsoft, для ускорения производства.

Зачем «Малышарикам» облака

Вернемся к финальному этапу производства анимационной серии — рендерингу или просчету всех кадров по отдельности для объединения их в один видеоряд. Так вот для рендеринга требуются большие процессорные мощности.

Собственной рендер-фермы периодически перестает хватать как из-за большого количества проектов, так и из-за внешних факторов. По этой причине, для уменьшения производственных рисков и ускорения обработки контента, студия «Петербург» приняла решение мигрировать в Yandex.Cloud.

Что изменилось с миграцией

1. Обработка большого объема анимационного контента при пиковых нагрузках

На данный момент студия использует три сервиса платформы: Yandex Compute Cloud, Yandex Object Storage, Yandex Managed Service for PostgreSQL.

Основная работа приходится на сервис Yandex Compute Cloud, а точнее на его компонент Yandex Instance Groups, который позволяет развертывать и управлять группами однотипных виртуальных машин.

В моменты пиковых нагрузок сервис Instance Groups самостоятельно разворачивает дополнительные виртуальные машины и просчитывают необходимые для рендеринга данные. Количество виртуальных машин в группе автоматически корректируется, когда нагрузка увеличивается или уменьшается, при этом оплата происходит только за используемые виртуальные машины. В результате студии удается в любое время безопасно обрабатывать большое количество контента.

2. Независимость от студийной инфраструктуры

Если раньше сервер студии падал (либо из-за отключения электричества и последующего долгого восстановления системы хранения данных (СХД), либо летом из-за нехватки охлаждения), то вся работа останавливалась. После миграции в облако за большинство задач по стабильности сервера отвечает облачный провайдер, поэтому внешние факторы перестали так сильно влиять на риски не сдачи работ вовремя

3. Удаленная работа

В связи с изменениями, которые произошли у всех в этом году, и переходом на удаленную работу возникла необходимость организовать работу так, чтобы не было зависимости от доступности внутренней СХД. Для этого данные проектов были синхронизированы с Yandex Object Storage, и работа сотрудников начала вестись через облако. За синхронизацию данных отвечает внутренняя система управления проектами, которую так же перенесли в Yandex.Cloud.

Проектов будет больше

В 2020 году «Рики» существенно увеличила производство: в 2,5 раза, до 1 тыс. минут, а в этом году планирует выпустить 1,2 тыс. минут премьерных мультфильмов.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Б

Лучший современный мультик для дошкольников (не только в  России). Сделанный с любовью и уважением к детям, деталям. Видно, что сценарий каждой серии - это продукт тщательной работы детских писателей, психологов, а не больной фантазии взрослого мужика-аниматора (как 99% остальных российских мультиков вроде быдловатых мимимишек). Единственный мультик, к которому у меня как у родителя вообще нет вопросов. А уж ребенок как доволен.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

Для родителей есть другой мультик - Смешарики пин-код! Сам с интересом смотрю и узнаю много нового!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Б

Студия РИКИ вообще молодцы. Хотя Тима Тома весьма посредственный продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Полностью с вами согласен. Повторение мать учения, мы тоже с детишками смотрим. Иногда очень интересные серии)

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда