Как делают российский мультсериал для самых маленьких и при чем здесь облака
Рассказываем, почему на одну пятиминутную серию «Малышариков» уходит более 5 месяцев, как создавали Крошика и Ёжика для малышей, что такое 3D-аниматик и зачем переносить производство мультфильмов в облако.
За 17 лет группа компаний «Рики» выпустила более 170 часов анимации. В 2020-2021 году компания запланировала увеличить объемы производства и перенесла часть анимационного производства, в том числе полнометражные фильмы, проекты «Смешарики», «Тима и Тома» и «Малышарики» в Yandex.Cloud. Мы пообщались с представителями студии и узнали, что стоит за созданием каждой серии и чем айтишники помогают аниматорам.
Как производят анимацию на примере «Малышариков»
Студия «Петербург», входящая в группу компаний «Рики», работает и с 2D, и с 3D форматами. Один из популярных проектов студии — «Малышарики». Это мультсериал для детей самого младшего возраста – от 0 до 3 лет, в создании которого принимают участие детские психологи и педагоги.
Над созданием одной пятиминутной серии «Малышариков» (3D (CGI) + видео (совмещение) + 2D) у сотрудников студии уходит около 5,5 месяцев. Над каждой историей работают более 40 человек, это в том числе сценаристы, режиссеры, композиторы, аниматоры, художники по свету и композу, текстуровщики и многие другие специалисты.
Сначала идет работа над формулировкой идеи и проблематики серии. Сценарист пишет синопсис, затем сценарий, в который после этого еще могут внести комментарии режиссеры. Темы у серий самые разнообразные: здоровье, физическое развитие, познание, социализация, труд и творчество.
Дальше режиссер делает раскадровку (последовательность сцен) и записываются голоса персонажей на студии звукозаписи. Когда режиссеры получают записанные реплики персонажей, они приступают к созданию аниматика. Аниматик — это серия черно-белых картинок, собранная в видео с таймингом и звуком. По нему можно оценить монтажные склейки, длину фильма, а также правильность построения диалогов.
После этого начинается процесс производства той финальной картинки, которую сможет уже увидеть зритель на экране. Для начала 3D-моделерами создаются все недостающие объекты и персонажи для сцен. После этого необходимо расставить все созданные объекты по локациям, то есть по местности, которую придумали сценаристы и режиссеры для серии. Этот этап называется — 3D-аниматик.
После чего аниматоры получают фрагменты 3D-аниматика и «оживляют» его. Но пока они работают без цвета и объема, ведь только позже на этапе текстурирования, освещения и композа мультфильм начнет приобретать цвет.
На следующих этапах к созданию серии присоединяются художники по текстурированию, свету и композу, а также специалисты по созданию спецэффектов. Именно они делают видео выразительным — подсвечивают фигуры в кадре, дают им цвет, чтобы они казались реалистичными, добавляют спецэффекты. Звукорежиссеры и композиторы создают музыкальное и шумооформление.
Финальный этап — соединение всех компонентов в один проект и рендеринг или просчет кадров. Рендеринг сцен происходит с помощью математических просчетов, процесс небыстрый и требующий немалых вычислительных мощностей. Заключительный рендеринг мультфильма происходит на группе серверов и может занять пару недель. И в конце видеоинженеры соединяют полученный видеоряд в виде последовательности кадров со сведенным звукорежиссерами звуком — получается финальное видео.
R&D в анимационной студии
Для того, чтобы повышать эффективность производства анимации, в студии «Петербург», входящей в группу компаний «Рики», существует отдел исследований и разработок (R&D), который внедряет в производство новые технологии, появляющиеся в мире компьютерной графики.
При этом многие внедряемые решения -- это open-source разработки от мировых лидеров производства анимации, от Sony или Disney. Например, сегодня аниматоры «Рики» используют формат файла USD (Universal Scene Description), который является фундаментальным для 3D-анимации Pixar.
По сути, это способ для создателей контента кодировать 3D-объекты. Формат позволяет аниматорам сохранять объекты с достаточной информацией о таких вещах, как геометрия и тени, чтобы использовать их в приложениях для передачи друг другу.
Также, например, команда R&D «Петербурга» внедрила Katana 4.0 — новое платформенное решение для разработки, look development и визуализации. Программа позволяет художникам освещать сцены компьютерной графики с помощью рабочих процессов, более похожих на традиционную кинематографию.
Помимо внедрения новых программ, в 2020 году студия одной из первых в России начала использовать публичное облако для полного цикла производства основных проектов. Использование облачных технологий в анимации — мировая практика. Так например, в 2019 году The Walt Disney Studios договорилась о партнерстве с Microsoft, для ускорения производства.
Зачем «Малышарикам» облака
Вернемся к финальному этапу производства анимационной серии — рендерингу или просчету всех кадров по отдельности для объединения их в один видеоряд. Так вот для рендеринга требуются большие процессорные мощности.
Собственной рендер-фермы периодически перестает хватать как из-за большого количества проектов, так и из-за внешних факторов. По этой причине, для уменьшения производственных рисков и ускорения обработки контента, студия «Петербург» приняла решение мигрировать в Yandex.Cloud.
Что изменилось с миграцией
1. Обработка большого объема анимационного контента при пиковых нагрузках
На данный момент студия использует три сервиса платформы: Yandex Compute Cloud, Yandex Object Storage, Yandex Managed Service for PostgreSQL.
Основная работа приходится на сервис Yandex Compute Cloud, а точнее на его компонент Yandex Instance Groups, который позволяет развертывать и управлять группами однотипных виртуальных машин.
В моменты пиковых нагрузок сервис Instance Groups самостоятельно разворачивает дополнительные виртуальные машины и просчитывают необходимые для рендеринга данные. Количество виртуальных машин в группе автоматически корректируется, когда нагрузка увеличивается или уменьшается, при этом оплата происходит только за используемые виртуальные машины. В результате студии удается в любое время безопасно обрабатывать большое количество контента.
2. Независимость от студийной инфраструктуры
Если раньше сервер студии падал (либо из-за отключения электричества и последующего долгого восстановления системы хранения данных (СХД), либо летом из-за нехватки охлаждения), то вся работа останавливалась. После миграции в облако за большинство задач по стабильности сервера отвечает облачный провайдер, поэтому внешние факторы перестали так сильно влиять на риски не сдачи работ вовремя
3. Удаленная работа
В связи с изменениями, которые произошли у всех в этом году, и переходом на удаленную работу возникла необходимость организовать работу так, чтобы не было зависимости от доступности внутренней СХД. Для этого данные проектов были синхронизированы с Yandex Object Storage, и работа сотрудников начала вестись через облако. За синхронизацию данных отвечает внутренняя система управления проектами, которую так же перенесли в Yandex.Cloud.
Проектов будет больше
В 2020 году «Рики» существенно увеличила производство: в 2,5 раза, до 1 тыс. минут, а в этом году планирует выпустить 1,2 тыс. минут премьерных мультфильмов.
Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.
Другие истории, которые активно читают наши подписчики:
Лучший современный мультик для дошкольников (не только в России). Сделанный с любовью и уважением к детям, деталям. Видно, что сценарий каждой серии - это продукт тщательной работы детских писателей, психологов, а не больной фантазии взрослого мужика-аниматора (как 99% остальных российских мультиков вроде быдловатых мимимишек). Единственный мультик, к которому у меня как у родителя вообще нет вопросов. А уж ребенок как доволен.
Для родителей есть другой мультик - Смешарики пин-код! Сам с интересом смотрю и узнаю много нового!
а как же Три Кота и Фиксики?)
Комментарий недоступен
У них и песни весёлые, и диалоги порой выразительными получаются:
— Твой бамбук ещё маленькый!
— Ничего! Вырастет!
Комментарий недоступен
"Мой ребенок будет расти без мультиков" - так говорят все, у кого еще нет детей.
Дайте угадаю, у Вас нет детей и Вы не смотрели малышариков?
Малышарики - это крутой воспитательный продукт. Детям нужны наглядные поведенческие модели между детьми, которые Вы не воспроизведете как родитель и которые не воспроизведет сам ребенок и другим ребенком. Ему нужен пример. Вы можете сколько угодно распинаться, рассказывая (часто с давлением) ребенку о важности чистки зубов, но поверит ребенок Крошику и Нюшеньке, у которой выпал зубик.
Реально хороших воспитательно-познавательных мультиков крайне мало. Они выполняют очень важную функцию.
Сколько детей вы вырастили? Чтобы писать "нужно"
Некоторые юди могут убивать друг друга кухонными ножами. Нужно запретить кухонные ножи.
Комментарий недоступен
Развлекать и воспитывать нужно, чтобы с детства понимали, где живут.
Деревянный медведь, обмотанный черной тряпочкой, чтобы казался мягким издали.
Железные игрушки, привинченные к полу. Плоскогубцы и обрывки проводов
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Просто у Вас нет детей. Между малышариками и другими поделками мультиндустрии, созданными для продажи игрушек, просто огромная пропасть. Это реально ну очень крутая штука.
Я не бот, например. Малышарики охуенны! Спасибо создателям.
Классное воспитание детей посадить перед мультом или мистермаксом,и заниматься своими делами.
А у Вас есть дети? Полагаю нет. Для "посадить и заниматься своими делами" есть маша и медведь с хренолионом просмотров на ютьюбе, который реально удобная затычка для невзыскательных родителей. Малышарики - полезный воспитательный и познавательный продукт, который я, например, смотрю вместе с ребенком.
Ты-то в детстве мультики не смотрел?
Блин вот бы круто было бы.
Только у меня почему оо каждый просмотр мультика выливаться в интерактив в который должны быть вовлечены все члены семьи ))
Полтора часа назад водил хоровод с дочкой под песню из Трех Богатырей )))
Обожаю подобные мульты. Большой труд, красавчики
Круто! Читал похожую статью про Машу и медведя, тоже впечатляет работа людей! А самое главное, все работают на результат и это результат виден!
Сравнивать "малышарики" и "маша и медведь" - это вот прямо ну вообще плохо.
Маша и медведь сделан антипсихологами, мультик который показывает неадекватное тупое поведение, а любые проблемы решать надо громким ревом и криком. Поорешь, покричишь и все проблемы решат. Так же отрисовка, отрисовка малышариков на голову выше чем у маши и медведя + подборка цветов куда сдержанней.
Хотите ребенку СДВГ? - маша и медведь покажут вам как.
Ну в Маше очень своеобразный "юмор", в этом плане все вариации смешариков лучше гораздо.
У меня растёт маленькая дочка. Обожаю Малышарики. Самый красивый и добрый мульт.
Малышарики one love! С дочкой все серии пересмотрел неоднократно
Самый крутой отечественный продукт. По качеству даже рядом поставить нечего и некого.
189 серий...
1 серию может и делают 5,5 мес,
вопрос сколько ни выпускают серий зав 5,5 месяцев)
может там параллельно 5шт делают
При Совнаркоме ещё первая вышла. Чёрно-белая, про штурм Зимнего.
А еще у них в офисе прикольные картины со Смешариками =)
Промо комната Малышариков на студии Петербург
Почему никто не использует ультраширокие моники? Все сидят с этими "франкенштейнами" из 2-3-4 мониторов.
1) нельзя расположить так, как тебе удобно (например, подвинуть немного или повернуть на 90 градусов)
2) на них обычно разрешение/качество матрица — говно (может и не говно, но ниже, чем на обычных)
Перепись "осознанных" родителей в комментариях
Уже все не как в нашем детстве.
5,5 месяцев или 5,5 человекомесяцев? Выпусков "Малышариков" уже под 200. Их 90 лет делают?
Серии делаются параллельно, в работе обычно несколько серий сразу
Все-таки российские мультики самые лучшие - хоть Смешарики-малышарики, хоть Маша и медведь...
Приятно, что хоть что-то мы делаем лучше чем этот проклятый неправославный Илон Маск!
Кто интересно платит за малышарики ? Бюджет!? Сколько интересно?!! Пилят похоже, пилят без совести.
Сценарии и песнки для имбецилов...
Поменяйте сценаристов! И главное , ГЛАВНОЕ авторов песен!
Ничего нашего, чужое наследие. Пиар всего чего угодно кроме российского.
!
:)
Ещё не дорос до этого
Все лучше чем включать детям АНИМЕ