Как делают российский мультсериал для самых маленьких и при чем здесь облака

Рассказываем, почему на одну пятиминутную серию «Малышариков» уходит более 5 месяцев, как создавали Крошика и Ёжика для малышей, что такое 3D-аниматик и зачем переносить производство мультфильмов в облако.

За 17 лет группа компаний «Рики» выпустила более 170 часов анимации. В 2020-2021 году компания запланировала увеличить объемы производства и перенесла часть анимационного производства, в том числе полнометражные фильмы, проекты «Смешарики», «Тима и Тома» и «Малышарики» в Yandex.Cloud. Мы пообщались с представителями студии и узнали, что стоит за созданием каждой серии и чем айтишники помогают аниматорам.

Как производят анимацию на примере «Малышариков»

Студия «Петербург», входящая в группу компаний «Рики», работает и с 2D, и с 3D форматами. Один из популярных проектов студии — «Малышарики». Это мультсериал для детей самого младшего возраста – от 0 до 3 лет, в создании которого принимают участие детские психологи и педагоги.

Над созданием одной пятиминутной серии «Малышариков» (3D (CGI) + видео (совмещение) + 2D) у сотрудников студии уходит около 5,5 месяцев. Над каждой историей работают более 40 человек, это в том числе сценаристы, режиссеры, композиторы, аниматоры, художники по свету и композу, текстуровщики и многие другие специалисты.

Студия "Петербург" 

Сначала идет работа над формулировкой идеи и проблематики серии. Сценарист пишет синопсис, затем сценарий, в который после этого еще могут внести комментарии режиссеры. Темы у серий самые разнообразные: здоровье, физическое развитие, познание, социализация, труд и творчество.

Дальше режиссер делает раскадровку (последовательность сцен) и записываются голоса персонажей на студии звукозаписи. Когда режиссеры получают записанные реплики персонажей, они приступают к созданию аниматика. Аниматик — это серия черно-белых картинок, собранная в видео с таймингом и звуком. По нему можно оценить монтажные склейки, длину фильма, а также правильность построения диалогов.

Студия "Петербург"

После этого начинается процесс производства той финальной картинки, которую сможет уже увидеть зритель на экране. Для начала 3D-моделерами создаются все недостающие объекты и персонажи для сцен. После этого необходимо расставить все созданные объекты по локациям, то есть по местности, которую придумали сценаристы и режиссеры для серии. Этот этап называется — 3D-аниматик.

После чего аниматоры получают фрагменты 3D-аниматика и «оживляют» его. Но пока они работают без цвета и объема, ведь только позже на этапе текстурирования, освещения и композа мультфильм начнет приобретать цвет.

На следующих этапах к созданию серии присоединяются художники по текстурированию, свету и композу, а также специалисты по созданию спецэффектов. Именно они делают видео выразительным — подсвечивают фигуры в кадре, дают им цвет, чтобы они казались реалистичными, добавляют спецэффекты. Звукорежиссеры и композиторы создают музыкальное и шумооформление.

Финальный этап — соединение всех компонентов в один проект и рендеринг или просчет кадров. Рендеринг сцен происходит с помощью математических просчетов, процесс небыстрый и требующий немалых вычислительных мощностей. Заключительный рендеринг мультфильма происходит на группе серверов и может занять пару недель. И в конце видеоинженеры соединяют полученный видеоряд в виде последовательности кадров со сведенным звукорежиссерами звуком — получается финальное видео.

R&D в анимационной студии

Для того, чтобы повышать эффективность производства анимации, в студии «Петербург», входящей в группу компаний «Рики», существует отдел исследований и разработок (R&D), который внедряет в производство новые технологии, появляющиеся в мире компьютерной графики.

При этом многие внедряемые решения -- это open-source разработки от мировых лидеров производства анимации, от Sony или Disney. Например, сегодня аниматоры «Рики» используют формат файла USD (Universal Scene Description), который является фундаментальным для 3D-анимации Pixar.

По сути, это способ для создателей контента кодировать 3D-объекты. Формат позволяет аниматорам сохранять объекты с достаточной информацией о таких вещах, как геометрия и тени, чтобы использовать их в приложениях для передачи друг другу.

Студия "Петербург"

Также, например, команда R&D «Петербурга» внедрила Katana 4.0 — новое платформенное решение для разработки, look development и визуализации. Программа позволяет художникам освещать сцены компьютерной графики с помощью рабочих процессов, более похожих на традиционную кинематографию.

Помимо внедрения новых программ, в 2020 году студия одной из первых в России начала использовать публичное облако для полного цикла производства основных проектов. Использование облачных технологий в анимации — мировая практика. Так например, в 2019 году The Walt Disney Studios договорилась о партнерстве с Microsoft, для ускорения производства.

Зачем «Малышарикам» облака

Вернемся к финальному этапу производства анимационной серии — рендерингу или просчету всех кадров по отдельности для объединения их в один видеоряд. Так вот для рендеринга требуются большие процессорные мощности.

Собственной рендер-фермы периодически перестает хватать как из-за большого количества проектов, так и из-за внешних факторов. По этой причине, для уменьшения производственных рисков и ускорения обработки контента, студия «Петербург» приняла решение мигрировать в Yandex.Cloud.

Что изменилось с миграцией

1. Обработка большого объема анимационного контента при пиковых нагрузках

На данный момент студия использует три сервиса платформы: Yandex Compute Cloud, Yandex Object Storage, Yandex Managed Service for PostgreSQL.

Основная работа приходится на сервис Yandex Compute Cloud, а точнее на его компонент Yandex Instance Groups, который позволяет развертывать и управлять группами однотипных виртуальных машин.

В моменты пиковых нагрузок сервис Instance Groups самостоятельно разворачивает дополнительные виртуальные машины и просчитывают необходимые для рендеринга данные. Количество виртуальных машин в группе автоматически корректируется, когда нагрузка увеличивается или уменьшается, при этом оплата происходит только за используемые виртуальные машины. В результате студии удается в любое время безопасно обрабатывать большое количество контента.

2. Независимость от студийной инфраструктуры

Если раньше сервер студии падал (либо из-за отключения электричества и последующего долгого восстановления системы хранения данных (СХД), либо летом из-за нехватки охлаждения), то вся работа останавливалась. После миграции в облако за большинство задач по стабильности сервера отвечает облачный провайдер, поэтому внешние факторы перестали так сильно влиять на риски не сдачи работ вовремя

3. Удаленная работа

В связи с изменениями, которые произошли у всех в этом году, и переходом на удаленную работу возникла необходимость организовать работу так, чтобы не было зависимости от доступности внутренней СХД. Для этого данные проектов были синхронизированы с Yandex Object Storage, и работа сотрудников начала вестись через облако. За синхронизацию данных отвечает внутренняя система управления проектами, которую так же перенесли в Yandex.Cloud.

Проектов будет больше

В 2020 году «Рики» существенно увеличила производство: в 2,5 раза, до 1 тыс. минут, а в этом году планирует выпустить 1,2 тыс. минут премьерных мультфильмов.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

Сколько детей вы вырастили? Чтобы писать "нужно" 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
irmr
большинство родителей ни хера не понимают в воспитании детей

Зато бездетные всё охуительно понимают ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ЗИЛ

Угу.
«Почему тебя дедушка из школы забирает?»👨🏼‍🦳👈🤨

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
 раньше времени.

лол

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

Смотрите, тут речь не про "сперва добейся".
Чтобы сказать вкусный или нет получился торт, не нужно быть кондитером.
Но если вы хотите учить других печь торты, то все-таки нужно эти торты уметь печь самому.
Поэтому рассуждения "как нужно" воспитывать детей от вас звучат комично. С таким же успехом можете прочитать книгу про вино и рассказывать всем о вкусе вин, которые вы сами никогда не пробовали.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

Причем тут биография и семейное положение? Я говорю что вы рассуждаете про то как правильно, не имея личного опыта. Вопрос исключительно про личный практический опыт воспитания. 

И еще раз подчеркну свою позицию: даже если вы прочитали 10 книг по плаванию, но ни разу видели водоема, то вас вряд ли можно назвать хорошим пловцом и тем более из вас очень сомнительный инструктор по плаванию. А больше я ничего не подразумеваю.

Теория без практики смешна.

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

А есть психологи, которые работают с тысячами детей при том, что вырастили только, условно, двох своих детей (а может и вообще не вырастили). Но тем не менее воспитывают огромное количество не своих и всё хорошо.

Плюс непонятно, по-умолчанию если у тебя есть дети, то ты мудаком быть не можешь? И любой родитель воспитывает детей исключительно правильно? Какая-то странная логика.

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда