серверов от Acer
«Мы решили стать крупнейшей игровой компанией в мире»: создатели Playrix братья Бухманы дали интервью Тинькову Статьи редакции
В «Бизнес-секретах» они рассказали, как начинали бизнес без опыта и ориентиров, почему никогда не стремились в Москву и какие ставят перед собой задачи.
Кто такие братья Бухманы и чем они занимаются
В 2001 году я только закончил первый курс университета. Дима был ещё школьником. И вот мы узнали, что можно писать программы и продавать их через интернет. Нам об этом рассказал преподаватель в университете. Мы ничего не знали про бизнес и программы — весь наш опыт сводился к тому, что мы играли в игры.
Дмитрий Бухман рассказал, что навыки программирования братья получили с помощью самообразования. «Игорь знал какие-то базовые вещи из школы и начал учить меня. Потом он поступил уже в университет, начал получать профильное образование и продолжал учить меня», — делится он.
Чёткого разделения в обязанностях (программирование и творческая часть, продумывание игры) у братьев не было — они до сих пор многое обсуждают вместе. Оба брата изучали прикладную математику в Вологодском педагогическом государственном университете.
Появление отделения прикладной математики в нашем городе — большая удача. Я сомневаюсь, что без этого мы бы что-то создали. Там была инициатива конкретных людей, которые сами открыли это направление.
Мы верим, что в маленьких городах не менее талантливые люди, чем в больших. Они потом уезжают, но совершенно нет необходимости начинать бизнес, скажем, в Москве, потому что там самые умные люди. Нет, это не так. На самом деле у нас были очень сильные ребята в вузе.
По словам Игоря, когда братья начали делать игры, сформировавшегося рынка ещё не было. Они ориентировались на то, во что играли сами и что легко было сделать — дизайнерских способностей у них тогда не было.
Сначала мы написали первую игру. Она нам принесла в первый месяц около $60. Вторая — $200.
Нам прислали чек американский. Там написано, что полагается по этому чеку выдать какую-то сумму. Я понёс его в банк. Девушка на кассе спросила, что это такое. Она никогда даже не видела. Для Вологды это было что-то такое странное — чек из Америки.
Тогда это были большие деньги для нас. Я тогда преподавал информатику на каких-то курсах. Эти $60 вдохновили нас. Мы поняли, что на этом можно зарабатывать.
Мы сказали себе тогда, что сделаем 10-100 таких игр и заработаем много денег. Потом, конечно, оказалось, что правильнее делать не 100 игр, а одну игру, но хорошую. К концу университета у нас был доход $10 тысяч на двоих.
Мы зарабатывали, но родители не могли понять, что происходит. Им казалось, что это сейчас закончится. А бабушка с дедушкой говорили: «Хватит уже. Непонятно, что вы там делаете. Давайте бросайте и на завод».
Как догадались сразу делать игры на английском
Тиньков спросил, почему братья, находясь в Вологде, стали делать игры сразу на английском и сразу на международный рынок. По словам Тинькова, несмотря на то, что он шесть лет прожил в Кремниевой долине, ему бы «в голову не пришло» делать банк с интерфейсом на английском. Он также отметил, что сейчас долина — это «контртренд», и все оттуда уезжают.
Не было какого-то понимания, что нужно обязательно делать так, а не по-другому. Просто наверное нам повезло. Мы видели похожие игры. Они были на английском.
Наверное, было понимание, что в России никто не будет платить $20, чтобы купить игру. Ты мог поиграть 60 минут бесплатно, а потом если ты хочешь продолжить, нужно было купить полную версию. Мы понимали, что в России это не развито.
Вопрос хороший, но надо понимать, что когда мы это начинали, мы никак не думали, что это будет бизнес. Слово «рынок» мы никогда не слышали. Мы шаг за шагом сами узнавали, как это всё работает: что такое деньги, что такое менеджмент.
Это всё не так, что мы сели и сказали, какой бы нам выбрать бизнес и рынок. У нас не было в окружении никого, кто занимался бизнесом.
Как Бухманы развивали ИТ-компанию в Вологде
Первый компьютер Бухманам подарил дедушка, второй они купили сами на свои доходы, рассказывают предприниматели.
В 2004 году разработчики зарегистрировали компанию, открыли офис и начали нанимать первых сотрудников. Они проработали в Вологде до 2013 года.
В какой-то момент появился рынок, на котором уже была своя аудитория. Мы уже понимали, что им нравится, что может стать успешным. Тогда аудитория казуальных игр — это были женщины старше 35. Сейчас она помолодела. Мужчины тоже играют, но целевая аудитория — женщины. Они больше играют.
Тиньков отметил, что предприниматели «перепрыгнули» Москву — делали бизнес из Вологды, а затем переехали в другую страну.
Мы жили в Вологде и не чувствовали, что Москва или какой-то другой город именно в России поможет нам в плане бизнеса. Я и сейчас считаю, что можно делать такой бизнес где угодно. Это дело выбора.
Нас всегда привлекала Америка. Москву или Санкт-Петербург мы даже не обсуждали. Когда мы уже практически решили, что переезжаем, мы поняли, что, поехав в Америку, мы навредим бизнесу. Там другой часовой пояс.
В итоге мы поехали в Дублин, потому что на тот момент у нас уже была штаб-квартира в Дублине.
Сейчас в компании работает больше 3000 человек по всему миру. Офисы компании расположены примерно в 30 городах, за пределами СНГ офисы есть в Ирландии, Сербии, Хорватии.
Тиньков спросил, какой главный информационный сайт для игровой индустрии. В пример такого сайта для банковской индустрии он привёл TechCrunch. Игорь Бухман рассказал, что для русскоязычной аудитории есть app2top.ru.
«Он не очень большой, на профессионалов ориентирован, но каждый день я как минимум один раз смотрю. Там актуальные новости о том, что произошло в индустрии. Есть и западные аналоги, но больше информации я получаю оттуда», — объяснил он. Дмитрий Бухман добавил, что читает vc.ru.
Что мешает завоевать азиатский игровой рынок
По словам братьев, Playrix росла практически каждый год с 2014 года — в среднем на 50-100%. На азиатском рынке у компании «достаточно большой оборот для неместной компании, рассказал Игорь Бухман.
Наши игры по какой-то неизвестной нам причине нравятся тем же китайцам. Но мы смотрим глобально. Мы не делаем каких-то конкретных шагов и отдельные версии (для азиатского рынка — vc.ru). Мы делаем одну игру и надеемся, что она понравится всем. При этом мы немного всё таки ориентированы на западный рынок.
Стать в азиатском регионе крупным, не будучи китайской компанией, очень сложно. Рынок регулируется. Он защищен.
Самые успешные их игры культурно адаптированы. Помимо культурной составляющей, там нужно искать партнёра. Всё это очень сложно и становится сложнее.
Например, недавно китайское правительство потребовало лицензировать все игры, которые есть в App Store. Были удалены десятки приложений. Наши нет, у нас есть лицензия, но мы одни из очень небольшого количества некитайских компаний, которые там остались.
Что дальше: продажа компании или M&А?
В 2018 году братья задумались, что делать дальше — продавать ли компанию, но отказались от этой идеи, рассказывает Дмитрий Бухман. По его словам, после сделки они получат деньги, но глобальных целей у них не останется.
«Если мы продадим бизнес, в нашей жизни ничего не изменится. И зачем тогда продавать?», — дополнил Игорь Бухман, отметив, что они уже заработали достаточно денег.
Дальше мы искали, что нам интересно — нам интересно работать и Playrix развивать. Мы решили, что хотим стать крупнейшей игровой компанией в мире. Скажем, есть Activision Blizzard, а мы хотим стать больше.
У нас есть стратегия: создание новых продуктов, M&А (mergers and acquisitions, слияние и поглощение). Мы чувствуем, что через 3-5-10 лет мы станем сильно больше.
Игорь Бухман добавил, что если бы стать крупнейшей компанией было единственной целью, то Playrix могла бы просто объединиться с другим игроком. «Лучше покупать, копите кэш», — посоветовал Тиньков.
Как Бухманы купили долю в игровой компании Nexters
Тиньков напомнил, что братья Бухманы 2018 году инвестировали в российского издателя мобильных игр Nexters и спросил, можно ли считать это шагом к M&А-стратегии. Разработчики объяснили, что это личные инвестиции, которые не относятся к Playrix.
В феврале Nexters объявила, что выйдет выйдет на Nasdaq через SPAC, объединившись со специальной компанией Kismet Acquisition One Corp. Ивана Таврина. Бухманы не рассматривают SPAC, но не исключают консолидации с другими компаниями, в том числе с Nexters.
Я вообще не инвестор. Я никуда в жизни не инвестировал, кроме «Тинькофф» и всех тех бизнесов, которые я делал. Но если вы будете объединяться с Nexters и Ваней Тавриным, может быть даже я 3% купил. Я в это верю. Круто делать самую большую игровую компанию с молодыми.
Как понять, кто конкурент, а кто нет
Тиньков рассказал, что недавно братья Бухманы спрашивали у него, как «Тинькофф» будет конкурировать с другими крупными банками вроде «Альфа-банка». Тот объяснил, что это несравнимые вещи, потому что «Тинькофф» сразу переводил все операции в мобильный банк, пока остальные развивали физические отделения, и похожая ситуация может быть и на игровом рынке.
«Это примерно как с вами будет конкурировать Blizzard. Это принципиально другая модель. В мобильные игры пользователи играют сидя, например, в больнице, а в Blizzard ему нужно прийти домой и открыть компьютер», — говорит Тиньков.
В больших бизнесах появляется какая-то неповоротливость. Мы тоже это чувствуем. Появляются какие-то маленькие компании в каких-то новых нишах. Мы развиваемся в эту сторону медленнее, чем это могло происходить.
Клип Земфиры «Здравствуй, Остин» про дворецкого из игры Homescapes
19 февраля Земфира в преддверии выхода нового альбома выпустила клип «Остин» по мотивам игры Homescapes от студии Playrix. Певица сняла клип в сотрудничестве с компанией.
Братья Бухманы рассказали, что давно слушают Земфиру. Они узнали, что певица прошла все 5-6 тысяч уровней Homescapes и написала песню. Разработчики познакомились с Земфирой ещё до пандемии, тогда песня была уже написана.
У Playrix сейчас всего пять игр, в 2021 году компания планирует выпустить ещё одну, добавили Бухманы.
Советы начинающим предпринимателям
Всё индивидуально и зависит от того, есть у тебя склонность к бизнесу или нет. Если совсем общими словами, то надо порядочным быть и важен фокус.
Многие боятся просто пробовать, боятся неудачи. Надо пробовать — это нормально, что не получается. В основном ни у кого не получается, но ещё больше людей вообще не пробует.
Например, в Кремниевой долине культ неудачи. Сама попытка уже большое достижение. Это касается не только бизнеса, а всего нового.
Я не считаю, что все должны становиться бизнесменами. Я видел много людей, у которых по разным причинам нет толерантности к риску, нет интереса. Многие люди уходят в творческие направления или просто где-то работают, им это нравится. И возможно они более счастливы, чем например я.
У меня есть дети. Но я совершенно не думаю о них, как о каких-то наследниках, которые обязательно должны заняться бизнесом, играми. Они очень разные с совершенно разными интересами. И очень важно, чтобы человек в жизни делал то, что ему нравится, а не соответствовал чьим-то ожиданиям.
Ребята молодцы, но это же реально странно - стать первыми в производстве казуального мусора(качественного). Могли бы делать нормальные проекты, раз уж денег им хватает.
А так, войти в историю, как производители самых донатных ферм, ну так себе слава.
Типа, мы помогли людям потерять миллиарды часов времени и миллиарды долларов, не сделав мир ни капли лучше. Не осуждаю, но странно, что на таком уровне люди думают так приземленно.
Типа, мы помогли людям потерять миллиарды часов времени и миллиарды долларов
Слышали про GTA V Online? 🙃
Там хоть вроде изначально был полноценный продукт, хоть я и не смогу играть в GTA из-за обострения морали. А так, как человек потерявший тысячу часов в одном примитивном рогалике, я как-то считаю что людям, нужно отвечать за свои грехи.
Помню вот создатель легендарной Flappy Bird раскаялся, что отнимает столько времени у людей и удалил свою игру, потеряв сотни тысяч долларов.
Не помогло, но жест был хорошим.
Ну это бич всей игровой индустрии, масштабных интересных проектов становится все меньше, а примитивные дрочильни становятся все успешнее и популярные, просто засчёт того что платформа для их запуска, есть практический у каждой обезьяны.
P.S: Тинькофф заблокировал меня в своем блоге, когда я сравнил создание мобильных игр и выращивание кокаина)
За счет того, что они больше бюджета могут вложить в продвижение.
Я недавно анализировал рекламодателей в ВК(сообщества) и там 80-90 процентов это инфобиз и микрокредиты. Печальная тенденция, в общем.
ну билл гейтс стал первым в производстве мусорного софта.
уж сколько времени сожрали упавшие наглухо винды у людей для которых надо было вызывать специалиста для переустановки :)
а теперь ничего, благотворительностью занимается.
вот и они также будут. сделают фонд бухманов:)
Гейтс дал каждому персональну ОС в которой среднестатистический человек сможет работать, а теперь представьте , как обычный человек будет работать в Линуксе
извините, а вы этим офисом пользовались? невозможность изменить стили заголовков без костылей и багов, фильтрация в calc > 100 единиц занимает дофига времени, сложная нумерация кривая. Ну и общая визуальная отсталость софта и ладно бы это компенсировалось удобством пользования, но ведь нет.
Пользоваться таким офисом - обрекать себя на страдания.
Конечно пользовался. Я уже который год разными убунтами пользуюсь.
Я как раз сраной лентой / Ribbon пользоваться не могу.
3 раза в разных компаниях, где я работал в прошлом, руководство для экономии денег переводило офисы на Убунту, это был чистый пздць, наверное диверсант не смог бы сделать больше вреда, чем эта ОС для среднестатистического офисного персонала, и вы это еще не видели ступор в глазах бухгалтеров....месяц мучений и все возвращались на ОС Билла Гейтса
Софт бывает сильно разный. Особенно тот, который деньги приносит.
В банках большинство транзакций обрабатывается десятилетиями вылизанным софтом на Коболе под IBM :-) Никакого виндовса там нет, не было и никогда не будет.
Ребята, связанные с видеоредактированием, тоже очень любят маки, потому-что тамошний аналог Адобе Премьера работает на порядке производительнее.
Спысл пользоваться костылями в том, что у офисного работника 95% работы связано с таблицами и емейлом, а табличный процессор в LibreOffice хоть и выглядит серенько, но все требуемые функции выполняет.
Но если конкретный владелец бизнеса готов платить десятку в месяц на человека для того, чтобы его работник работал не в LibreOffice в Office 365 Business - это его выбор.
Не для всех, у меня знакомая аудитор есть из большой тройки, так она в Эксель какую-то феерию творит, опенофисы такого не поддерживают, пока в системном администрировании работал, пробовали переводить народ на бесплатные аналоги , бухгалтерию и экономистов не реально. Ну и для крупной организации переучить одного крутого специалиста сильно дороже будет, чем купить лицензию, если он ещё не сбежит в процессе адаптации.
В её случае - имеет смысл, но то что в мире существуют такие высококлассные специалисты, которым нужен такой высококлассный инструмент, не означает, что среднестатистическому офисному работнику недостаточно функционала LibreOffice, а мне на дачу нужен лесозаготовительный харвестер или комбайн вместо топора или лопаты.
Только тут есть одна тонкость, представим обычный отдел продаж, у сотрудников белая ЗП 50 тысяч, работодатель платит за него налоги, и кучу мелких попутных расходов несёт. И вот , чтобы сэкономить 10-15 тысяч на лицензии , этого сотрудника переводят на бесплатное ПО. Вопрос сколько в деньгах потеряет работодатель, пока сотрудник не научится полноценно пользоваться новым софтом? А учитывая текучку в отделе , процесс обучения надо будет проводить регулярно. И все вопросы по работе с софтом пойдут в IT отдел.
очень правильный коммент. в средних и выше организациях еще к этому надо понять что затраты на лицензии в масштабах организации это вообще не топ расходов. а так себе фигнюшка (как правило - если серверная часть нормальная, потому что серверный микрософт стоит, по крайней мере раньше стоил, как старшип илона маска)
функционала там хоть отбавляй, проблема в недостаточной совместимости с микрософтом, а работать и не встретиться с микрософтом нереально.
если бы можно было закрыться от всех и сидеть в своей норке на либре, да тогда уж хоть на гугл доках, тогда норм.
в мелких конторах такое иногда бывает реально если нету особого документооборота наружу и хватает тупо пдфок или еще как.
я занимался оптимизацией стоимости софта (уходом на опенсорс по максимуму) в среднекрупной организации (1000-+ компов, сервера и тд).
тогда еще не было офиса 365, были отдельные лицензии бессрочные- не подписка. я помню что микрософт очень гибко там работал, они предлагали достаточно дешевые тарифы на офис (не как обычным юзерам) и на винды и прочее, сейчас цифр не помню но помню что по сочетанию гемор/экономия замена именно клиентских мест была не особо выгодной- работа айтишников тоже ведь денег стоит.
выгодно было поработать с серверами, убрать мссиквел везде где это было можно (вот он стоит - стоил космос) и тд.
но в итоге клиентов перевели на опенсорс кроме самой ОС винды.
Либра корректно работает только в рамках либры. Откройте этот «документ» в Microsoft Office и познайте всю боль съехавших таблиц, стилей, форматирования.
Так что не надо тут всем насаждать свои взгляды. Если вы пользуетесь либрой для себя, так и продолжайте. А в нормальных организациях покупали и будут покупать полноценный Microsoft Office.
а прикол в том что лицензии пользователей именно винды стоят не так много если организация большая, у нее там особые условия. лицензии могут вообще копейки стоить. то что дорого - это в основном сервера.
я видел примеры когда переводили на винду, но на опенсорс. то есть либре офис ставили, почтовый тандерберд вместо эксчейнжа и тд но оставались на винде. это более менее работало потому что если документы изначально делать только в опеноффисе и им же с ними работать то норм.
но с внешними контрагентами постоянные проблемы совместимости документов были.
либре офис хорошо когда не надо сталкиваться с форматами от микрософт.
несмотря на все улучшения, все равно работать очень сложно.
то есть в современном формате docx совместимость конечно в разы лучше чем она была с обычным док. но при работе в "виндовой" организации когда у тебя убунта (мой опыт) на большом количестве документов постоянно натыкаешься на косяки с ними. большие сложные таблицы, особенно если там какие то скрипты, большие вордовые доки с каким нибудь форматированием и тд. не все, но попадаются часто. хорошо еще мне их не надо редактировать а только читать в основном. но если редактировать и сохранить а потом отдать обратно в "винду" ничего хрошего не бывает - в винде приходится потом править.
а особенно жестко с презентациями. несколько раз открывал в как ее зовут импресс кажется виндовые презентации ппт. вот эта была полная жесть - презентацию я ни одну в итоге не открыл - рассыпались на составляющие.
как я понимаю там совсем картина плохая. если с документами ворд и эксель большая вероятность что все таки работать будет - и небольшая что не будет(но при активной офисной работе со многими виндовыми документами все равно это будет часто происходить), то с презентациями наоборот.
В общем, пока организации не буду слать документы MS Office обратно приславшему со словами "говно, переделай по ГОСТ 26300-2010" - дело вряд ли сдвинется 😥
ГОСТ 26300-2010 написан в ворде и обсуждался в аутлуке чиновниками которые его писали, и в проводнике копировался правой кнопкой мыши на виндовый сетевой диск))
ну а ребята дали людям сотни игр - представьте себе как бы люди развлекались без этих игр - может забухали бы.
речь то не о моем комменте, а о том на который я отвечал.
Да хуй бы они заработали на нормальных проектах. Времена когда на рынке игр были нужны интересные проекты давно прошли.
Сейчас средний игрок это твоя жирная бывшая одноклассница выросшая в 35 летнюю тетю сраку, которой интересно пук среньк и цветные шарики в мач три гонять. А 15-20 летние пацаны, всю ночь рубящиеся в халфу, моровинд или мост вантед превратились меньшинство, которое уже не делает кассу.
Живи теперь с этим
все так.
просто тут надо добавить что жирная тетя это такой же гражданин и потребитель и она имеет право на красивые матч три.
так же как и дети имеют право на моровинд.
а если теть еще и по числу больше то и вообще.
я к тому что негативная коннотация в отношении теть - ну а к чему. они вам что-то плохое сделали? просто в конце концов наверняка какие то мамы ваших друзей или может дажа ваша мама играют в матч три. моя играет например.
Если человек имеет право потреблять говно, я имею такое же право его за это презирать
верно, имеете. но вдруг кто-то будет также презирать вас, потому что вы потребляете что-то, что не нравится кому-то.
чем красивая игрушка матч три с милой графикой говно? понятно что в личных предпочтениях каждый для себя решает.
но можно ли сказать что это прям обьективно говно?
вот вам какая игра нравится которая не говно?
но вдруг кто-то будет также презирать вас, потому что вы потребляете что-то, что не нравится кому-то
Мне похуй
чем красивая игрушка матч три с милой графикой говно?
Тем что все эти мачтри одинаковая хуйня с одинаковым геймплеем
Неужели вам так нравится мир, где сплошные мач три вместо игр?
смотрите, я стараюсь ненавидеть плохие вещи в соответствии с их приоритетом))
если жанр игр дает деньги то в нем будет 100500 клонов. например есть куча стратегий аля травиан (которому 15лет!) и до сих пор эту механику клонируют (клеш оф кланс и иже с ними занимают все аппсторы). то есть матч три тут для меня не самое плохое- я в него не играю и не вижу, а в стратегию хорошую бы поиграл а открою аппстор а там их тыща и все клоны. и говно. все говно кроме говна но и говно-говно.
шутеры тоже самое. вон вы халф лайф назвали а это же клон дума.
поэтому ответ на ваш вопрос такой - клонирование прибыльных игр меня печалит т.к. засоряет маркеты и сложно выбрать, матч три тут не единственный жанр.я согласен с вами что это плохо но я не согласен что матч три это самое зло - все игры клонируются не только казуалки и не только матчтри.
но мне важно разнообразие. плата за разнообразие - миллион клонов.
если например доверить модерацию игр вам - чтобы никто не мог выпустить на рынок игру без вашего одобрения - унылое же говнище получится на выходе. моровинд сплошной.
А с хера ли бизнес обязан быть творцом? Они лишь подстраиваются под людей из своей ниши. Ниша с рпг и открытым миром тоже существует и вполне себе зарабатывает. Твои претензии глупы и инфантильны, это как предъявлять компании по производству пива претензии на тему того, что их баночный продукт не очень похож на элитный КОНЬЯК.
Нормальные проекты - это долго, дорого и не факт что зайдёт. Нужна экспертиза, сложный геймдизайн, маркетинговый бюджет(который в раза 2 выше чем бюджет на разработку, иначе не взлетит), ещё чтобы звёзды сошлись и тысяча других факторов. Интересно почему они этим не занимаются?
и еще желательно трипл эй команду с портфолио, потому что люди, делавшие казуалки и ставшие там профи вообще далеко не факт что потянут трипл эй. даже если они мнят себя спецами индустрии.
думаю бухманы это реально понимают конечно же, не одни мы тут такие же умные.
кому повезло типа близов изначально сколотить команду которая может трипл эй = ну и норм. это технологии не проще росатомовских. даже если вкинуть много денег такую команду как у близов/гташки не собрать.
Вы видимо не бизнесмен. Бизнес не обязан нести социальную миссию, это дело государства. Братья не смогли бы построить миллиардную компанию занимайся они по вашему совету чем-то другим, нежели выпуском «казуального мусора». Что касается социальной составляющей, то это сам бизнес и есть. 3000 сотрудников, налоги, Офисы которые они снимают и платят Аренду, заказывают всякие аутсорсинговые услуги, помогают заказами тысячам другим малым бизнесам.
Как и табачные производители, например. Или онлайн казино. Или микрокредиты.
совершенно верно. точно также как и.
развлечения это важная часть жизни людей и лишать их этого надо аккуратно. а желательно там где это можно - лучше и не трогать вовсе, дав свободу развлекаться. государство и так многое запрещает - и особо опасные вещи в том числе.
но покурить, поиграть в казино и взять микрокредит на телефон чтобы поиграть в игры бухманов, а еще чтобы задонатить бухманам - чем плохо.
ну а ты чего не делаешь ? парни с начала нулевых делали только Казуалки, это их специализация. Ты им предлагаешь сменить фокус на то в чем они не спецы ?
Самое интересное, что когда им задавали вопрос "а не хотите ли сделать что то стоящее", то ответ был примерно "а нафига заморачиваться, мы купим производителя ААА контента". То есть вот так на ситуацию смотрят. И вроде предьявить то нечего, но почему то очень неприятно от такого ответа. Что-то не так с этой "классной" позицией. А не так с ней то, что если бы все так думали, то вокруг был бы один мусор, и не было бы больших стоящих вещей. И покупать им было бы некого. И те, кто пусть и не зарабтывает столько, но делает что-то стоящее, что люди обсуждают, что влияет, и что останется, вызывают все же больше уважения. Вот вызывают и все.
я вам может быть неожиданную мысль скажу, но чтобы заработать на казуалках нужен талант больший чем чтобы заработать на гта или ворлде варкрафта.
ну вот что сложнее - продать за миллиарды игру типа собери три шарика и добиться мировой успешности
или сделать продукт типа гта в котором один инжиниринг бесшовного мира небось по трудозатратам как миллион казуалок вышел.
уж конечно продать гта проще:) там и новизна, и контента куча и мир открытый, и интересные энписишки и тд и тп.
а продать три шарика которые в ряд надо построить??? наука. уровня илона маска.
(про три шарика чисто иллюстративно. мне кажется у бухманов даже нету игры про три шарика - я не большой спец по их играм но сдается мне)
Программный Женя
Это бизнес, он для зарабатывания денег. Никто не мешает им потом выйти из него и заняться более глобальными вещами, на которые у них уже будут финансовые ресурсы.
Я что-то много хочу, не спорю. Просто смутила их фраза про амбиции.
Да вроде уже и денег достаточно а все никак. И цели пока - стать еще крупнее в том же самом.
"Казуальный мусор" - это вариант доступной, социально-приемлемой и бюджетной психотерапии.
Как водка для мужиков.
Соберутся втроём на кухне и решают что могли бы делать нормальное государство, кабы было у них столько же денег.
А текущее правительство, ну так себе работает, и ресурсы не на то тратит
@Лиана Липанова, простите, что я поставил минус этой статье. У Вас прекрасные материалы и Вы всегда нас ими радуете, спасибо. Но в данном случае я считаю, что бизнес это что-то, что делает мир лучше, имеет позитивную миссию. И я хочу чтобы VC был сайтом транслирующим эту идею. А не пристанищем говноигроделов, дорвейщиков и создателей казино. Сколько бы бабла они не заработали. Мне от их бабла не холодно и не жарко, а польза от их деятельности не просто нулевая, а отрицательная, они заполняют Мир мусором.
говноигроделов
И вжух, целая индустрия разом приуныла. Автопроизводители не смущают вас выхлопными газами, которые отравляют планету, или сейчас будет ментальная эквилибристика?
Кто говорит об индустрии в целом? Речь о конкретной компании, которая выпускает красиво упакованное говно в виде игр.
Ну тачка хоть довезет из пункта А в пункт Б, да и на ней можно заработать или экономить время
А по мне дак похуй на чем капусту рубить. Поэтому ваше мнение, конечно, ценно (нет), но не единственно верное. У меня сетка сайтов: там какой только ебанины нет на банерах: бады, хуяды, чтобы стояло и прочее. Партнерки всякие, если понимаете о чем я.
И мне похуй: покейка идет и хорошо. Поэтому бизнес это не всегда про пользу обществу. Думаю, производители колбасы меня бы поддержали :)) Но и на их продукт есть свой потребитель. Поэтому засуньте свое мнение в жопу.
Разные мнения это замечательно и если Вы со мной не согласны — это совершенно нормально, но зачем выражать своё в такой форме: «похуй», «засуньте в жопу»?
У нас тут не тусовка быдланов с семками и наездами, и не Яндекс Дзен.
Так то играть в игры типа игр Playrix это полезнее для мозга чем зависать в тик токе, смотреть новости по телику или обсуждать сплетни на кухне с друзьями. Мозг решает головоломки, думает, тело расслабляется, стресс снижается.
А это для людей старше 35 очень полезно, снижается вероятность Альцгеймера и прочих заболеваний мозга, в итоге человек живет дольше. Получается, что игры Playrix продлевают жизнь за совсем небольшие деньги . Чем вам не польза для человечества?
польза от их деятельности не просто нулевая, а отрицательная, они заполняют Мир мусором
Почему отрицательная-то? Обычные игры для убийства времени, ничем не хуже каких-нибудь других дрочилен типа доты/лола как минимум.
в целом поддержу, но это, конечно, очень девственный взгляд на бизнес)
Комментарий удален
Адский взрыв пуканов в комментах. Парни создали с нуля одну из крупнейших игровых компаний в мире. На рынке с жесточайшей конкуренцией. Но икзперды виси знают, что это просто "донатские говнофермы" и "они не сделали мир лучше"
извините, а что делает игру хорошей или средней? прятки - хорошая игра? морской бой? эмонг ас? ведьмак? роблокс? майнкрафт? киберпанк? где грань «хорошей» игры? мне кажется, вы через чур усложняете это понятие.
миллионы людей играют в «простые» игры и кайфуют с этого (и большинство из них только в такие и играют по самым разным причинам). да это было еще с появления первых общедоступных компов на досе и 95 винде и телефонов на симбиане - змейки, тетрис, шарики, продолжать можно долго. так было всегда и будет всегда.
люди, уверяющие, что «это ваще не игры, а шлак» напоминают мне людей, слушающих исключительно рэп (подставьте что угодно) и не желающих признать, что вкусы у всех разные и не рэпом единым, так сказать.
просто это сложнее чем сделать игру уровня гташки)))
если есть бюджет на гта то заработать с гта проще чем заработать с казуалок.
казуалки должны конкурировать хрен пойми с каким миллиардом других игр, а тайтл уровня гта - один.
не все это понимают, типа считается что если игру несложно сделать в инженерном плане то она типа говно и любой дурак может.
в казуалках как раз очень большую роль играют второстепенные детали, которые очень сложно сделать правильно.
От того что они сделали крупнейшую компанию их продукт не перестаёт быть хуйней и донатской говнофермой , давай всех хвалить теперь кто на помоечных нишах миллионы сделал, инфоцыган из бм похвалим, герболайферов, драгдилеров, стуенеров, маргариту симонянян, а чо, люди бабки делают на рынках с жесточайшей конкуренцией, вообще респект, да?
Это называется ошибкой выжившего
Среди всех создающих что то с нуля всегда будут лучшие и худшие, и личные качества не всегда 100% определяют успех
Кому то повезло, и в их match 3 проекты играют люди, а кому то нет
У Playrix игры стабильно находятся в топ гроссинг западных стран в отличии от сотен других похожих компаний. Так что это не везение, это результат серьезной кропотливой работы на протяжении многих лет.
Комментарий удален
"Потом, конечно, оказалось, что правильнее делать не 100 игр, а одну игру, но хорошую."
Однако ничего хорошего так и не сделали )) один мусор с рекламой-скамом.
Ну а что первые по баблу - это молодцы, никто не спорит 😄
Как же я люблю комментарий в посте по поводу мобильных игр. А еще больше как люди сравнивают AAA игры, и мобильные. Мол: почему они не могут начать делать что-то нормальное и крутое, как ВЕДЬМАК. Такой смех, это как сравнивать вино и пиво. Ну и то и то алкоголь же, ну а че. А еще вопрос: а почему бы им не создавать ААА игры, раз есть средства и возможности? То тут контр вопрос: ну а зачем?? Это какая-то внутренняя обида у игроков. Мол: я вот ценитель игр, игры должны быть вот такие. Нет, не должны быть. Как и музыка не должна быть только такой как нравится ценителям. Следующий прекрасный тейк: они грабят людей. Черт, я уже даже не знаю что смешнее. Неужели так сложно понять, что люди которые тратят деньги, на что-то подобное, получают эмоции. И у некоторых комментариев есть аналогия с казино, но опять же многие люди ходят в казино что бы получить эмоции. Да можно вспомнить игроманов, которые тратят много денег там, но это не делает казино чем то плохим. Окей, тогда пользуюсь такой логикой обвиняю пиццу и колу, все кто производят эту продукты аморальный люди. Эти люди производят продукцию, за которую люди тратят деньги, а потом мучаются от ожирения и подвергают здоровье опасностью. В общем мне очень интересно, смогу ли я когда-нибудь открыть комментарии под постом про мобильный игры, и не увидеть что-то подобное, что описал выше
Жги, воруй, убивай, еби гусей, завтра не существует. Джек, вы уже гуся "того" сегодня?
Чужие деньги неких миллиардеров всегда гораздо проще инвестировать чем свои. 😃
Потребителям сложно понять, что команда, которая отлично делает казулки, скорей всего не сможет сделать ААА игру, для таких игр нужны совсем другие компетенции у команды.
Если учесть, что у Playrix такой команды нет, следовательно придется либо ее перекупать и переплачивать. Либо условно учить с нуля и вбухивать в нее 100 млн $ , года 4 жизни в надежде, что когда нибудь эта команда родит хит (и при этом никаких гарантий что эти деньги вернутся)
Стадия у Гугла и Амазон с конскими бюджетами не смогли родить ААА хиты.
Или алкоголь и наркотики.
Вспоминается фирма Zynga, делавшая игру про фермы для фейсбука. Игровая механика была построена на том, чтоы выуживать у людей совершенно неадекватные деньги, при этом реально не предлагая взамен чего-то интересного.
Мир настолько очистился, что Бизнес-секреты стали выходить снова! Спасибо дядя Олег! Некоторые интервью я просматривал раз 30, не меньше.
если так много раз смотреть БС, то своего бизнеса точно не будет))
Бизнес-Секреты действительно заслуживают внимание, но мне больше первые выпуски нравились, давно их смотрел правда )
"порядочным быть и важен фокус" поэтому вы своих пользователей обманываете в рекламе на ютубе?
Плохое интервью. Складывается абсолютно однозначное мнение, что ребята не делают игры, а зарабатывают на них. Бизнесам с таким подходом к делу я желаю прямой дороги в ад.
Когда игровая компания существует ради прибыли, а не благодаря прибыли, мы и получаем хреналлион однотипных мобильных дрочилен про темное фентези с лубтоксами. Механики в которых манипулируют людьми, дискредитируют всю индустрию.
Очевидно, что топ-менеджмент должен в первую очередь думать о бизнес составляющей компании, а не о игровых механиках. И если они построили такую компанию, то для них строить бизнес интереснее, чем делать игры.
И это очень плохо. Именно из-за таких менеджеров на выходе мы чаще всего имеем не игры, а приложения, принимающие платежи от игроков.
Если люди платят, значит для них игра является достаточно ценной и интересной.
И? Каждый сам определяет как ему тратить свое время и как получать эмоции. К примеру, я люблю вкусную кухню, рестораны и трачу прилично денег на это. Кто-то в это время играет в игры или смотрит тв или играет в футбол. Мы одновременно получаем условно одинаковый уровень эндорфинов. Чем один из этих вариантов лучше или хуже?
Игры в топе, значит кому-то это нужно (сам не играю уже лет 20).
Поставщик контента должен нести ответственность за его качество и не кормить людей дерьмом, даже если они не против это дерьмо есть. У людей много слабостей, на которых можно заработать (глупость, алчность, психологические проблемы и.т.д.). Я считаю, что нельзя зарабатывать, используя эти слабости. Это неэтично.
PS Я очень долго смеялся, когда посмотрел фильм Social dilemma на нетфликс. Фильм про манипуляцию вниманием юзера показывают в онлайн-кинотеатре, который такой манипуляцией занимается очень успешно. Очень иронично.
Артемий, а кто будет определять, что это дерьмо?
Если компания заработала миллиарды профита и у них миллионы клиентов, уверен, что большинство из них вполне довольны качество игр этого разработчика.
Кто то считает, что это дерьмо, кто то готов платить свои деньги за это. И судья - сам покупатель. Уверен, что у любого развлечения, у которого есть армии поклонников, так же есть те, кто скажут, что это дерьмо.
Где взять единую и правильную линейку?
О, найс. То есть ты за то, чтобы людям вместо нормальной пищи продавали сыр из пальмового масла, а вместо нормальной журналистики по телевизору показывали пропагандистское дерьмо, а вместо игр с геймплеем у нас повсеместно были фритуплей 3-в-ряд с ограниченными жизнями и механиками монетизации, вшитыми в основной цикл игры? Ведь ничего из этого среднестатистический человек дерьмом не считает. И это я еще молчу про алкоголиков и наркоманов.
Эти ребята ничем не отличаются от наркодилеров, точно так же подсаживают своих клиентов на донат, как дилеры на вещества. Только в одном случае это зависимость, обусловленная физиологией человека, а в другом психологическими аспектами. Не просто так у них в компании целый штат психологов, выискивающих как бы пожестче обобрать домохозяек, играющих в их донатный шлак.
Меня тоже смутило, что они целый год тратят на тестирование, чтобы игра вштыривала как можно сильнее. Уверен, там и все психологические трюки используются.
Вообще это нормальная практика в разработке, если есть большие планы на свой проект
Как точно также разрабатывают новую модель кроссовок
Кроссовки хотя бы защищают ноги от травм. А от чего защищают казиношные говнопроекты Playrix, от наличия денег?
если так рассуждать, то из того что на поверхности - просто скинуть стресс, расслабиться, играя одной рукой и не особо париться. в эти игры можно играть и без доната, платить или нет - дело каждого. так же как покупать кока колу, ходить в макдак или заниматься бегом (знаете, суставам от многолетних тренировок может стать плохо с большой вероятностью).
Странно сравнивать казино или ставки, где обещают выигрыш реальных денег, и игры Playrix, которые продают виртуальную валюту и бонусы, которые в реальные деньги никогда не превратятся и все их покупатели отлично это осознают. Никто из людей ничего не вытягивает в их механиках, обычные механики для F2P игр, так работают все на рынке мобильных игр.
И точно также все компании на рынке вначале делают софт лаунч игры, а потом в течение долгого времени доводят игру до нужных показателей прежде чем полноценно запустят на рынке.
В их играх нет особых секретных механик, просто компания очень много вкладывается в контент и проверяет очень много гипотез и в продукте, и в маркетинге + очень точно осознают потребности своей ЦА.
Ну, эти братья конечно крутые, мне бы их целеустремлённость. Ну а Тиньков уже легенда практически.
Оказывается, чтобы стать крутым достаточно создать игры три в ряд, для пенсионеров и с наебательской рекламой?
Так я Путина не имею право критиковать, ведь меня не было в топ 100 списке влиятельных людей
Надо знать чего хочешь в жизни, сосредоточиться на это и к вашему удивлению успех сам придет. Разумеется и деньги будут у вас.🙂
Ну мы не хотели создавать бизнес, но потом как-то случайно создали. Потом мы очень хотели его продать, но вдруг начали скупать другие веб-студии. А ещё мы давно знаем Земфиру.
Ребята настолько хитрые, что даже матёрый бизнесмен из 90-х на их фоне выглядит лохом (извините Олег Юрьевич). 😅
Плюсую от всей души. Очнитесь воздыхатели талантов!!!
99% всех таких интервью - это ложь на 99%
Пиздят как дышат. Самое забавное что многие дурачки тут надеются выудить там умные мысли ))))))
Никто и никогда из реально богатых людей никакой правды не скажет как он пришел к этим деньгам.
Братья молодцы конечно! Можно говорить всякое, но если люди играют в их игры - значит им это нужно и интересно.
Все их игры - унылый мобильный шлак для убивания времени. Где тут "стать крупнейшей" вообще не понятно.