{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды медиапотребления 2020-2021. Интернет-СМИ стали конкурировать с телевизионным прайм-таймом

Пандемия изменила привычки пользователей новостных ресурсов в сети.

Rambler&Co выделил 3 тренда медиапотребления в России, проанализировав данные собственных активов*.

2020 год изменил многое, в том числе и модель медиапотребления. Он был богат на инфоповоды, и новостные интернет-СМИ, как никогда, конкурировали друг с другом за внимание аудитории. На удалёнке люди находились рядом со своими телевизорами, к которым, казалось бы, и обратятся за картиной дня. Но аналитика показала, что даже дома они предпочли читать онлайн-медиа. Локдаун сместил время сёрфинга в сети к началу телевизионного прайма – с 19:00 (тренд продолжается и в 2021 году), и интернет-СМИ, таким образом, начали с ним прямо конкурировать.

Этот и другие выводы сделали аналитики Rambler&Co после исследования медиапотребления активов группы компаний – Lenta.ru, «Газеты.Ru», «Секрета фирмы», «Мосленты», медийных вертикалей портала «Рамблер» («Рамблер/новости», «Рамблер/финансы», «Рамблер/женский», «Рамблер/субботний», «Рамблер/спорт», «Рамблер/авто», «Рамблер/путешествия», «Рамблер/доктор», «Рамблер/кино»), «Чемпионата», «Афиши Daily» и Ferra.ru. По данным Mediascope, около половины пользователей Рунета посещают площадки холдинга Rambler&Co – в среднем 38% в 2021 году, в пиковые месяцы прошлого года доля достигала 47% – например, в апреле 2020.

В пандемийный год Lenta.ru побила сразу несколько рекордов – например, в марте впервые за всю историю Рунета дневная аудитория изданияпревысила 10 млн человек (по данным Liveinternet). Благодаря публикации достоверной информации о ситуации с коронавирусом, издание стало одним из главных источников для населения в это непростое время и сыграло большую роль в снижении уровня тревоги. Lenta.ru до сих пор занимает первое место среди новостных интернет-СМИ с долей 24% от всей суточной аудитории этой категории медиа (по данным Mediascope).

График №1. Динамика среднесуточного охвата категории и доли ТОП-3 игроков рынка

Mediascope WEB-Index, Desktop&Mobile, Россия 0+, 12+, 12.2019-04.2021, Average Daily Reach, млн чел. Среднесуточная доля аудитории проектов от News Category (%). Состав News Category: Lenta.ru, Gazeta.ru, Rambler/Новости, Rns.online, Moslenta.ru, Kp.ru, Mk.ru, Rbc.ru, Aif.ru, Tass.ru, Rt.com, Ria.ru, Iz.ru, Rg.ru, Kommersant.ru

Такая же тенденция и положительные результаты по охвату аудитории у «Чемпионата», являющегося лидером среди спортивных СМИ Рунета по среднесуточным показателям. В связи с возобновлением спортивных мероприятий после пандемийного года интерес к отраслевым медиа стал восстанавливаться, и уже в апреле 2021 года из 2,7 млн жителей РФ, в среднем в сутки заходивших на эти издания, 36% выбирали «Чемпионат» (по данным Mediascope). В мировом рейтинге SimilarWeb «Чемпионат» занимает 7-е место, продолжая устойчивый рост с конца прошлого года по настоящее время.

График №2. Динамика среднесуточного охвата категории и доли ТОП-5 игроков

Mediascope WEB-Index, Desktop&Mobile, Россия 0+, 12+, 12.2019-04.2021, Average Daily Reach, млн чел. Среднесуточная доля аудитории проектов от Sports Category (%). Состав Sports Category: Championat.com, F1news.ru, Matchtv.ru, Sport24.ru, Sportbox.ru, Sport-express.ru, Sportmail.ru, Sportrbc.ru, Sports.ru.

ТРЕНД №1. ИЗМЕНЕНИЕ ЧАСОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА

В 2020 году пользователи десктопа стали дольше задерживаться на площадках Rambler&Co в будни (особенно после 19 часов) в первую (февраль-март) и вторую (июнь-сентябрь) волны локдауна (на 10% и 7% соответственно, по данным «Яндекс.Метрики»). В этом смысле он стал конкурировать с телевизионным прайм-таймом. Раньше пользователи могли прийти после работы и отвлечься на телевизор. В прошлом году они были дома практически постоянно и предпочитали узнавать новости, оставаясь после работы в сети и не всегда переключаясь на телевизионные программы и шоу. В 2021 году тренд сохраняется независимо от ситуации с пандемией.

Также весной 2020 года на смартфонах и планшетах было особенно заметно увеличение пользовательской активности по утрам выходных дней. Пользователи хотели как можно раньше узнавать последние новости о коронавирусе. Так, в апреле, по сравнению с началом года, число визитов на страницы медиаактивов Rambler&Co увеличилось на 40%, а просмотров – на четверть (по данным «Яндекс.Метрики»). Такая активность длилась почти до конца прошлого года, а показатели января-марта 2021 года сопоставимы с аналогичным периодом 2020 года – то есть пользователи сохранили привычку медиапотребления после года пандемии.

График №3. Потребление медиаконтента в течение суток, mobile, выходные дни, 2020
График №4. Потребление медиаконтента в течение суток, mobile, выходные дни, 2021

ТРЕНД №2. МОБАЙЛ ПРОДОЛЖАЕТ НАСТУПЛЕНИЕ

В течение всего 2020 года продолжалась миграция пользователей интернет-изданий из десктопа в мобайл. До коронавируса распределение по девайсам было следующее: 35% – десктоп, 65% – мобайл, а весной 2021 года это соотношение уже составляло 26% к 74% (по данным «Яндекс.Метрики»).

Обычно в будние дни ⅔ десктопного трафика потреблялось в офисе в рабочие часы. Но на удалёнке коммуникация между сотрудниками происходила в мессенджерах. Для этого люди чаще всего использовали личные гаджеты, и, соответственно, для интернет-сёрфинга оставались на тех же устройствах. В апреле 2020 года на десктопе произошло перераспределение трети пользователей в сторону выходных дней относительно средней доли за январь-март, а привычно высокая доля читающих новости в четверг и пятницу сократилась на 4%.

Но стоит также помнить, что распределение визитов по будням/выходным дням с мобильных устройств имеет сезонный тренд – например, летом в сети начинают читать новости чуть позже по времени, чем зимой.

График №5. Изменение распределения визитов по дням недели. Данные за 2020 год

ТРЕНД №3. РОСТ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ

На всех ресурсах Rambler&Co заметен рост регионального трафика и в 2020, и 2021 годах. Этому способствует увеличение покрытия и скорости мобильного интернета в регионах. Но и этот тренд существенно ускорился из-за пандемии. У всех регионов оказалась общая новостная повестка, соответственно, источники для получения информации оказались тоже общими. В апреле 2020, в разгар локдауна, был отмечен рост доли потребления в Самарской области (+93 млн визитов). А в начале 2021 года – в Краснодарском крае, Свердловской и Новосибирской областях, Республике Татарстан (суммарно +67 млн визитов). Общий прирост из регионов в 2020-2021 годах составил порядка 16,5 млн. пользователей.

*Источник анализа данных – ресурсы Rambler&Co – крупнейшего в России медиахолдинга по размеру аудитории, которая превышает 168 млн пользователей (по данным «Яндекс.Метрики»). Среди них – Lenta.ru, «Газета.Ru», портал «Рамблер», «Чемпионат», «Афиша Daily», «Секрет фирмы» и многие другие. Показатели этих интернет-СМИ формируют репрезентативную выборку для аналитики поведения пользователей медиа по всей России. Суммарно проектами медиахолдинга в 2020 пользовались свыше 1,2 млрд уникальных пользователей – это на 18% больше, чем годом ранее. Среднемесячная активная аудитория всех площадок увеличилась за год на 16%. Читатели совершили более 10 млрд визитов на страницы изданий и совокупно провели на них порядка 623 млн часов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда