{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

База СМИ: купить или скачать?

Как PR-специалисту в современных медиареалиях получить рабочую базу СМИ

Rita Morais on Unsplash

Темпы, с которыми развиваются медиа и диджитал в целом, вызывают у многих пиарщиков растерянность. Какие hard skills прокачивать? Что работает, а что нет? TikTok, Clubhouse — куда идти? Маркетологи и SMM-специалисты дышат в спину. Эти метания способствуют распространению профессиональных мифов, в том числе затрагивающих классическую работу со СМИ. В этой статье расскажем, как сила таких мифов одновременно помогла и подпортила нам запуск сервиса для PR.

В среде пиарщиков сложилось два противоположных лагеря относительно работы со СМИ. Одни считают, что база СМИ — это анахронизм, тратить на нее время в век мессенджеров и прямого доступа к журналистам бессмысленно. Другие же уверены, что базу с контактами журналистов можно где-то скачать или купить в готовом виде — и будет счастье в виде публикаций. Нужно только отыскать ту самую базу. Разумеется, заблуждаются оба лагеря.

Конечно есть и специалисты, которые научились успешно работать с базами СМИ в цифровую эпоху. Они знают, что такое PESO-модель, постоянно знакомятся с новыми журналистами, фиксируют в базе их интересы и запросы, учитывают это при распространении своего контента и получают поток регулярных публикаций. Но вернемся к тем, кто еще этого не осознал.

Как мы нашли легкий способ продвижения и быстро от него отказались

Летом 2018 года мы запустили онлайн-сервис для пиарщиков — PREX. Пока дорабатывали основной функционал сервиса (CRM и систему рассылок), начали привлекать аудиторию: открыли PR-специалистам бесплатный доступ к базе СМИ, которую ранее формировали несколько лет. Запустили рекламу, и все случилось! За первые месяцы работы сервиса мы получили более 3000 регистраций. Среди пользователей были представители многих известных агентств, крупных брендов и госсектора. Для только что запустившегося нишевого сервиса это был успех.

Спрос на базу оказался огромным. Но, как быстро выяснилось, большая часть пиарщиков пришла не за структурированной информацией о СМИ, как мы предполагали, а за готовым списком контактов журналистов, по которому можно было бы сразу распространить контент.

В случае PREX база — это большой каталог российских СМИ с подробной информацией о каждом издании: формат, тематика, охват аудитории, география распространения, контакты редакции, связанные медиа. За пару кликов пользователь может сделать выборку по нужным ему критериям.

Мы создавали свою базу СМИ с целью помочь PR-специалистам в составлении медиакарт, в сборе дополнительной информации об изданиях, помочь упорядочить собственные базы пиарщиков через автоматические функции нашего сервиса. Однако к нам приходили в поиске той самой волшебной таблетки. Основной запрос — нужно срочно разослать информацию по готовой базе журналистов и получить публикации. Желательно в топовых СМИ, разумеется.

Такой неразборчивый подход к работе со СМИ — противоположность тому, что мы создавали. Поэтому в скором времени мы свернули продвижение базы, чтобы сконцентрироваться на основных ценностях нашего сервиса — предоставлении инструментов для системной и измеримой работы со СМИ.

Запрос на готовые базы, однако, все еще сохраняется. Если в одной из профильных групп в Facebook опубликовать пост в стиле «Есть готовая база федеральных СМИ, ставь +, кто хочет доступ» — сразу набежит много желающих. К сожалению, мало кто будет рассматривать эти данные как источник дополнительной информации, чтобы найти неохваченные издания и новые имена, все изучить и дальше уже самостоятельно выстраивать коммуникацию с журналистами. Большая часть страждущих возьмут эту базу и начнут рассылать по ней свой контент.

Получается парадокс: пиарщики, основная задача которых — коммуникация с журналистами, не особо стремятся с ними общаться, узнавать их интересы и потребности. Все хотят просто запустить рассылку материала по готовой базе и закрыть KPI по числу публикаций. Наверное, было бы здорово, если бы это так работало, но увы.

Три причины, почему чужая база СМИ принесет вам только разочарование

1. Вам неизвестна актуальность контактов

Полагаться на актуальность чужой базы — лотерея. С большой долей вероятности треть, а в некоторых случаях и половина email-адресов в базе окажутся нерабочими. Журналисты часто меняют место работы или просто имейлы. Последнее, кстати, зачастую следствие того самого спама со стороны PR-специалистов.

Кроме того, если вы делаете рассылку через стандартную почту (Gmail, Яндекс, Mail.ru), а не через специальные сервисы для рассылок, то вы и не узнаете, какая часть контактов в базе оказалась «мертвыми душами». При этом любая массовая рассылка по базе с большим количеством нерабочих адресов автоматически ухудшает доставляемость ваших будущих писем. То есть чем упорнее вы рассылаете контент по неактуальным контактам, тем все чаще ваши письма автоматически улетают в спам.

2. Вы не знакомы с журналистами

Журналисты, с которыми вы не знакомы, не сидят и не ждут ваших материалов. Делая по этим журналистам веерную рассылку, вы скорее навлечете на себя их гнев, чем решите коммуникационную задачу.

Основа хорошей базы СМИ — реальные отношения с журналистами.

По статистике нашего сервиса мы видим, что абсолютно ничем не выделяющиеся инфоповоды, разосланные по хорошо подготовленным базам, способны генерировать десятки бесплатных публикаций. В этом нет никакой магии, причины вполне объяснимые: сегментация базы, учет интересов журналистов в подготовке контента, таргетинг сообщений и постоянная актуализация данных.

3. Беря готовую базу, вы начинаете работу со СМИ с середины процесса

Если вы захотите пожарить картошку, вы ее сперва порежете, и только после этого выложите на сковороду и начнете жарить. Представьте, как комично выглядел бы этот процесс, измени вы порядок действий.

Когда работу со СМИ вы начинаете с получения готовой, кем-то собранной базы, вы пытаетесь пожарить не разрезанную картошку.

Даже если опустить моменты актуальности, достоверности и полноты данных (ключевые, надо заметить, моменты) — чужая база никак не связана с вашими коммуникационными задачами и вашей аудиторией. Скорее всего, в такой базе будет мало контактов из нужных вам СМИ. А если вам повезет, и в готовой базе окажется журналист из релевантного вам медиа, наверняка, это будет не тот, кто пишет на ваши темы, и не тот, с кем у вас может получиться сотрудничество. Но беря готовую базу, вы всего этого не знаете, да и не узнаете. Вы сделаете по этой базе несколько рассылок, увидите, что результат — никакой, и пойдете дальше искать «работающие инструменты».

В то же время ваш коллега, обладающий собственной качественной базой СМИ, будет посылать релевантный контент по разным сегментам своей базы и регулярно получать бесплатные публикации в нужных ему медиа.

Окей, чужую базу нельзя. А что можно?

Если говорить про базы СМИ, то секрет успеха прост. Качественная база всегда уникальна, создается и развивается под конкретные задачи конкретной организации.

Все начинается с хорошей медиакарты — всеобъемлющего списка медиа, который подходит для коммуникации в данном конкретном случае. Чтобы составить медиакарту, нужно изучить, какие СМИ читает, смотрит или слушает целевая аудитория. Подумать, через какие темы можно попасть в эти медиа. Свести всё в единый список. Желательно этот список СМИ еще и отранжировать по приоритетности относительно стоящих задач.

И вот, уже имея такую уникальную медиакарту, можно идти изучать контент в отобранных СМИ, фиксировать имена релевантных авторов и, собственно, искать контакты, знакомиться с журналистами. И на этом работа только начинается.

Следующая задача — развивать и укреплять выстроенные отношения. Лучшая почва для которых — помощь журналистам в создании материалов, востребованных у аудитории СМИ. Сделать это можно, только понимая специфику каждого контакта из вашей базы СМИ. В купленных и найденных на просторах интернета базах такой информации нет и близко.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Антон

Ой, лучше бы выложили базу да и все уже :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Дубинкин
Автор

👌 😅  Готово!

Все_журналисты_всех_стран.zip 

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шаньшина

Вот прямо в яблочко. Пытаюсь объяснять это на собеседованиях, когда меня спрашивают, а есть ли база? Да, есть, но в ней корры и реды, пишущие на тему политики. А вам нужна, например, социалка. Просто нужно начинать всё сначала, и это не так уж и долго, учитывая дружбу с журналистами (сосватают коллег). В 90% случаев потенциальный работодатель скисает, т.к. тоже верит в некие волшебные базы.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Дубинкин
Автор

Надеюсь этот пост сможет стать аргументом в подобных переговорах. 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатин

<humor on>Где скачать базу?<humor off>

Ответить
Развернуть ветку
Карл Солнцев

На биржах ссылок))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда