{"id":10642,"title":"\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u043e\u0442 \u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u0430\u0442\u0430\u043a \u0438 \u0432\u0438\u0440\u0443\u0441\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0440\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=10642&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=92cac90aee476dcf6c798d57554c147c48c9992484e9b9517cc9679e918eca49","isPaidAndBannersEnabled":false}

Правда или ложь в интернете: как не остаться в дураках

Мир переполнен информацией, причем, самой разнообразной: развлекательной, политической, научной, социальной и пр. К сожалению, львиная ее часть по различным причинам является ложной. Фейки могут писать для смеха, как это делают некоторые сайты, а могут для того, чтобы очернить конкурентов или даже развязать войну (информационную так точно).

Команда контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO делится своими мыслями и кейсами по поводу фейковых новостей, рассказывает как они рождаются и как не попасться на удочку дезинформации.

Об опасности фейков

Конечно, поддельные новости, созданные ради смеха, должны вызывать улыбку, не более. Но что делать с фальшивыми сообщениями, задача которых усиливать паранойю в обществе (которой и так много вокруг) или вызывать гнев, несогласие, страх?

Таких новостей много, и их распространяют с самыми разными целями. Кому-то нужно «выехать» на волне скандала, но он не задумывается о последствиях, кто-то завяз в политических играх, а кто-то хочет избавиться от конкурента.

Самое плохое заключается в том, что скорость распространения информации сегодня практически мгновенно делает ложь общедоступной. Ей начинают делиться, она множится с геометрической прогрессией и ситуацию становится еще хуже.

Многие помнят панику в Великобритании, вызванную слухами о том, что вышки 5G распространяют коронавирус. В итоге перепуганные местные жители пытались поджечь 20 таких вышек. Или фейки о том, что домашние животные болеют (и являются переносчиками) Covid-19, а вылечить болезнь можно с помощью водки, в которой необходимо вымачивать маску и орошать на ночь подушку (и, конечно, этим дышать).

С коронавирусом связана и отдельный пласт фейков о неэффективности или прямой опасности вакцинации, которые продолжают активно распространяться и сегодня.

Специалисты Pew Research Center провели исследование, которое показало: американцы считают ложную информацию опаснее расизма, терроризма и нелегалов. И если задуматься, в этом нет ничего удивительного, ведь с помощью лжи можно очень быстро разжечь расистские настроения, спровоцировать бунты и погромы. Достаточно сыграть на страхе или чувстве справедливости.

Как создают и распространяют фейки

Гитлер в книге «Моя борьба» писал, что большая ложь — это ложь настолько огромная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость настолько бесстыже обезобразить действительность. И пропаганда времен Второй Мировой наглядно продемонстрировала эффективность этой большой лжи и ее влияние на сознание масс. К сожалению, у этих методов сих пор есть последователи, которые активно их используют и совершенствуют благодаря технологиям.

Если такую Большую ложь часто и с умным видом транслирует лицо, которому доверяют многие, в нее поверят. Одно из главных правил фейка — регулярное тиражирование и игра на негативных чувствах. Поверят даже в полную чушь, и если не все, то многие.

Как распознавать ложь

В своем исследовании, проведенном в начале лета текущего года, PRNEWS.IO , что новостям доверяют около 57% респондентов, а склонны перепроверять информацию — почти 43%. Это обнадеживает.

По каким же признакам участники нашего исследования отличают правду от лжи:

  • нет источника новости;
  • заголовок слишком эмоционален и гиперболизирован;
  • сайт-транслятор имеет сомнительный домен (rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com), а центральные СМИ о новости молчат;
  • с сайтом невозможно связаться, чтобы подтвердить авторство, отсутствуют контакты и аккаунты в соцсетях;
  • автор не указан;
  • материал подан однобоко и явно навязывает точку зрения автора читателям;
  • актуальность фактов и приложенных изображений (видео) вызывает сомнение.

Рассмотрим вышеизложенное подробнее.

Источники, авторство, подлинность картинок

Скорее всего материал окажется фейком, если в нем отсутствует ссылка на первоисточник, а в качестве авторов подаются некие безымянные «специалисты», «ученые» или «инсайдерская информация». Если источник или автор есть, стоит поискать информацию о нем в СМИ, заслуживающих доверия.

Возвращаясь к теме коронавируса, можно вспомнить массу новостей в медиа России, Казахстана и других стран о том, что дезинфицирующие вещества от коронавируса будут распылять с вертолетов. После этого СМИ пришлось опровергать этот фейк: https://www.mk.ru/social/2020/03/17/v-moskve-oprovergli-raspylenie-dezinficiruyushhikh-sredstv-s-vertoletov.html.

То же самое касается не только текстов, но и изображений. Если есть сомнения в том, что фото фейковое или не имеет отношения к сообщению, его достоверность можно проверить с помощью Who stole my pictures, Tineye или Google.Картинки. Туда можно добавить ссылку на нужную картинку и поискать ее первоисточник.

Слишком много эмоций

«Шок-контент!», «Мы скоро умрем!», «Земле осталось жить считанные дни!» — такие заголовки на страницах изданий или в соцсетях привлекают внимание, но почти в 100% случаев их задача — просто привлечь внимание и заставить зайти на сайт. В самой публикации обычно ничего нет, а если и есть, то ничего значительного.

Хуже, если под эмоциональным заголовком размещена еще и фотография, которая вызывает гнев, злость, страх или другие отрицательные эмоции (очень хорошо об этом — в подборке https://yablyk.com/635857-fake-news-photos-photoshop/).

Нужно помнить, что принцип качественной журналистики — не вызвать эмоцию, а максимально непредвзято рассказать о событии, подробно подать информацию. Это касается также трагедий и прочих неприятностей.

Однобокая подача материала

В разных СМИ одну и ту же новость могут подать по-разному. Все зависит от того, чью сторону поддерживает редакция (или автор). Как правило, четкая поддержка одной из сторон конфликта (если есть конфликт) — это либо «заказуха» либо манипуляция.

В качественном журналистском материале будут раскрыты обе точки зрения на проблему. Профессионал не примет ничью сторону и подаст сообщение предельно полно и нейтрально.

Подозрительный домен

Доверять стоит медиа национального уровня, информагентствам и официальным источникам. Например, в июне Медиалогия опубликовала рейтинг наиболее цитируемых рос-СМИ.

Возвращаясь к теме коронавируса, информацию о нем стоит мониторить на сайте Министерства здравоохранения, но никак не по ссылкам на сомнительные статьи с кричащими шокирующими заголовками в соцсетях.

Если адрес сайта, опубликовавшего новость, вызывает сомнение, не будет лишним поискать первоисточник. Если его нет, а домен вы встречаете впервые, это, скорее всего, фейк.

Помните: даже самое шокирующее сообщение не должно вызывать у вас панику. Если прочитали что-то слишком эмоциональное, успокойтесь. Стоит избавиться от привычки постить в соцсетях все, что вы прочитали. Информацию всегда нужно анализировать. Для своей же безопасности и внутреннего равновесия. Надеюсь, что наши рекомендации помогут не переживать по любому фейковому поводу!

0
2 комментария
Популярные
По порядку
Game Topia

По сравнению с катастрофическими масштабами ложных отзыв фейковые новости просто черный юмор.

Ответить
0
Развернуть ветку
A.K.

"Как правило, четкая поддержка одной из сторон конфликта (если есть конфликт) — это либо «заказуха» либо манипуляция."

Вы забыли упомянуть очень важную деталь. Написанное справедливо только в случае отсутствия серьезной фактуры, обосновывающей эту поддержку. Немало есть ситуаций, когда одна сторона конфликта потерпевшая, а другая - последняя падаль.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
Twitter приобрел миноритарный пакет акций Aleph Group — материнской компании Httpool

Twitter Inc. (TWTR) — первая из компаний Кремниевой долины, которая стала акционером глобальной рекламной группы Aleph, объединяющей компании IMS, Httpool, Wise.Blue и AdDynamo. Таким образом Twitter поддержит международную образовательную инициативу Aleph Group по усилению цифровой экосистемы в странах с развивающейся экономикой.

Самые сильные идеи в жизни

Предприниматель Сахил Блум публикует в своем Твиттере интересные жизненные идеи и парадоксы. Представляю перевод твиттер треда «22 самых сильных идеи в жизни».

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Для абонентов Мегафон и Yota. Вы не знали, а вам открыли счет в банке!

Для тех кому интересна развязка, она внизу (выделено жирным).

Акции роста российских эмитентов на ближайшие 5 лет

Пандемия меняет мир и формируется новая тенденция на ближайшие годы. Ниже будут представлены компании, акции которых способны в новых мировых реалиях опередить динамику фондовых индексов.

Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24».

«Сбермаркет» вместо газированной воды в заказе трижды привёз обычную

Ну, вот что поделаешь? Любим мы газированную воду, и все тут. Заказали, оплатили, а дальше начинается анекдот про доставку «Сбермаркетом».

Та самая вода, которую мы так и не увидели
Анализ тональности текста с использованием фреймворка LightAutoML

Сентиментный анализ (анализ тональности) – это область компьютерной лингвистики, занимающаяся изучением эмоций в текстовых документах, в основе которой лежит машинное обучение.

Мвидео игнорирует мой заказ

Решил купить товар на Мвидео, и 2 раз сталкиваюсь с такой ситуацией.

BlaBlaCar продаёт билеты на несуществующие автобусы

Я не мастер писать статьи, но очень хотелось бы рассказать людям о разводе от популярного сервиса.

«Не мошенник, а фантазёр»: история афериста Коровко, ставшего прототипом для героя Ильфа и Петрова Статьи редакции

У миллионера Корейко из романа «Золотой телёнок» есть реальный прообраз — Константин Коровко, торговавший в дореволюционном Петербурге паями несуществующих предприятий. На своих аферах он заработал около 1 млн рублей, но перед судом предстал с 220 рублями на счету и обвинил во всём самих пайщиков.

Евгений Евстигнеев в роли Александра Корейко, кадр из фильма Михаила Швейцера «Золотой телёнок» Год Литературы
null