Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану» Статьи редакции

Семья с 1961 года выбирает режиссёров и актёров, места для съёмок и рекламные интеграции и получает при этом примерно столько же, сколько компания-производитель. Как продюсеру Альберту Брокколи это удалось — рассказывает The Hustle.

Альберт «Кабби» Брокколи и Роджер Мур James Bond 007

В июне 1961 года продюсеры Альберт «Кабби» Брокколи и Гарри Зальцман искали киностудию, чтобы экранизировать серию романов Яна Флеминга о шпионе Джеймсе Бонде. Columbia Pictures им отказала, а опцион на экранизацию тем временем истекал.

В надежде всё же заключить сделку они встретились с руководителями киностудии United Artists в Нью-Йорке. После 45-минутной беседы компания выделила продюсерам бюджет в $1 млн.

За 60 лет «бондиана» стала одной из самых продолжительных голливудских франшиз, а мировой прокат принёс создателям около $7 млрд выручки.

Контроль над франшизой на протяжении всего времени сохраняло семейство Брокколи — несмотря на судебные иски, угрозу банкротства и смену партнёров. Всё это в мире, где частных игроков всё чаще поглощают крупные корпорации, пишет The Hustle.

Новый фильм об агенте 007 «Не время умирать» выходит в октябре 2021 года. Семья Брокколи, по ожиданиям аналитиков, получит 10% чистой прибыли, сумма которой обычно составляет около $100 млн.

После смерти Альберта Брокколи управление франшизой перешло его дочери Барбаре и пасынку Майклу Уильсону The Irish Times

Как Брокколи познакомился с владельцем прав на «бондиану»

С 1952 года писатель Ян Флеминг ежегодно выпускал по одному роману о Бонде. Каждый получал одобрение критиков, хорошо продавался и, казалось, был идеальным кандидатом на экранизацию: в нём были эксцентричные злодеи, содержательные диалоги и «горячие» сцены, пишет The Hustle.

Однако кинокомпании оценили труд Флеминга не сразу. В 1954 году канал CBS снял часовую телеадаптацию его первого романа «Казино Рояль», заплатив писателю всего $1000. Позже права на экранизацию купил за $6000 другой продюсер, но проект так и не запустили. «Кино- и телеиндустрия в Америке — это адские джунгли», — писал тогда Флеминг.

Телеадаптация «Казино Рояль» для сериала-антологии Climax! на канале CBS

В 1960 году надежду писателю подарил продюсер Гарри Зальцман:

  • За $50 тысяч он купил права на все романы о Бонде за исключением «Казино Рояль».
  • И пообещал доплатить по $100 тысяч за каждую книгу, которую удастся экранизировать.

Связей в крупных киностудиях у Зальцмана не было, зато они были у продюсера Альберта «Кабби» Брокколи, который давно присматривался к «бондиане», пишет издание.

«Кабби» родился в 1909 году в Нью-Йорке — в итало-американской семье, занимающейся посадкой брокколи. В 20 лет он переехал в Голливуд, где познакомился с режиссёром и предпринимателем Говардом Хьюзом. Благодаря ему Брокколи устроился киноагентом и продюсировал актрис Лану Тёрнер и Аву Гарднер.

Позже Брокколи стал независимым продюсером и в 1961-м году познакомился с Зальцманом. Он обещал последнему помочь со сделкой и взамен получил 50% прав на «бондиану».

Летом 1961 года за проект взялась кинокомпания United Artists, выделив на производство $1 млн. Продюсерам полагалось 60% прибыли с фильма, а United Artists — 40%.

Решение по бюджету казалось тогда рискованным, пишет издание. По данным IMDB, из примерно 2,5 тысяч фильмов, выпущенных в 1960 году, заработать миллион могли менее 30%.

Впрочем, United Artists вряд ли думали о будущем — для них это была всего лишь очередная сделка. Они тогда не думали даже о второй части, не говоря уже о целой франшизе.

Стивен Джей Рубин, автор «Энциклопедии фильмов о Джеймсе Бонде»

Брокколи заработал на первом фильме больше, чем кинопродюсеры выручали со всех проектов в сумме

После закрытого показа первого фильма о Бонде «Доктор Ноу» United Artists, казалось, жалела о сделке, пишет издание. Руководители сочли картину слишком утрированной и претенциозной, а один из них сказал: «Единственное, что меня радует, — это то, что тысяч 160 мы, уж наверное, заработаем».

Однако своей «претенциозностью» картина, наоборот, вписалась в культурный сдвиг 1960-х годов, пишет издание. «Доктор Ноу» вышел в мировой прокат в октябре 1962 года и собрал $41 млн.

Характерным примером, который отвечал культуре того времени, The Hustle считает также психоделические вступительные титры «Доктора Ноу»

Впрочем, United Artists по-прежнему сомневалась, что фильм про шпиона-европейца близок американской аудитории. Прежде чем выйти на дорогие рынки Нью-Йорка и Чикаго, студия показала его в штате Оклахома. Сборы там составили $16 млн, а фильм стал седьмым по успешности среди всех северно-американских фильмов в 1963 году.

Брокколи и Зальцман, по словам издания, выручили с фильма примерно по $5-10 млн — гораздо больше, чем многие независимые продюсеры заработали бы за всю карьеру.

Как было устроено партнёрство Брокколи с Зальцманом

В 1961 году, перед съёмками «Доктора Ноу», продюсеры основали кинокомпанию EON Productions, со штаб-квартирой в Лондоне. Чтобы платить меньше налогов британскому правительству, права на «бондиану» принадлежали другой компании — холдингу Danjaq, зарегистрированному на тот момент в Швейцарии.

Danjaq основали жёны Зальцмана и Брокколи Дана и Жаклин — на наличные деньги, которые якобы не имели отношения к заработку продюсеров. Именно через него Брокколи и Зальцман оформляли большую часть прибыли, поскольку налоговые ставки в Швейцарии были ниже, чем в Великобритании.

Брокколи также взял на себя контроль над «творческой» составляющей производства: выбирал режиссёров и актёров на роль Бонда, места для съёмок, решал вопросы по рекламным интеграциям.

«Кабби», видно, чувствовал, что у проекта есть будущее, поэтому заранее позаботился о наиболее выгодной для себя сделке.

Стивен Джей Рубин, автор «Энциклопедии фильмов о Джеймсе Бонде»

Бюджет сиквелов Брокколи и Зальцман планировали увеличивать, хотя Голливуд тогда действовал наоборот. Обычно студии сокращали бюджет, поскольку зрители и так ожидали от продолжения зрелищности и всё равно бы пошли в кино, пишет издание.

Финансовые успехи «бондианы»: фильм, год производства, затраты, кассовые сборы и окупаемость The Hustle

Брокколи и сам верил, что секрет успеха «бондианы» — в её увлекательности. «Мы здесь не за "Оскарами", а затем чтобы развлечь зрителей», — признался он после премьеры «Лунного гонщика» в 1979 году.

По словам United Artists, прокат «Лунного гонщика» в одной только Северной Америке принёс компании $163 млн прибыли (около $600 млн сегодня). Брокколи, в свою очередь, получил примерно половину суммы, пишет издание.

Брокколи стал единственным продюсером

Зальцман, пишет издание, продержался в компании недолго. После нескольких неудачных вложений он был вынужден заложить долю в Danjaq. В итоге кредиторы угрожали компании принудительной ликвидацией, поэтому в 1975 году Зальцман продал свою долю United Artists.

66-летний Брокколи стал единственным продюсером и сумел в одиночку справиться с проблемами, которые могли погубить бизнес, пишет издание:

  • В 1981 году United Artists потеряла много денег на производстве фильма «Врата рая». Картина стала одним из крупнейших финансовых провалов в истории кино. В том же году компанию выкупила Metro-Goldwyn-Mayer и стала новым партнёром Брокколи по «бондиане».
  • В 1984 году Шон Коннери подал в суд на Danjaq и MGM — за то, что те якобы не выплатили ему обещанный гонорар за съёмки в фильме «Бриллианты навсегда». Он потребовал от компаний $225 млн, однако решение суда публично так и не огласили, пишет Express UK.
  • В начале 1990-х годах управление над MGM взял голливудский мошенник Джанкарло Парретти. Новый владелец тратил бюджет компании на собственные прихоти и нарушал лицензионные соглашения, из-за чего Danjaq пришлось с ним судится. С 1989 по 1995 год компания не выпустила ни одного фильма о Бонде.

Несмотря на все испытания Брокколи оставался преданным «бондиане», пишет издание: он не отвлекался на сторонние проекты и не пытался стать магнатом, как Зальцман. Ему нравилось проводить время на съёмочной площадке, а съёмочный коллектив стал для него второй семьёй.

Слева направо: Альберт Брокколи, Шон Коннери, Ян Флеминг и Гарри Залцман Ian Fleming

После смерти «Кабби» дело перешло детям Брокколи

В 1995 году, после нескольких операций на сердце, «Кабби» передал управление франшизой дочери Барбаре и пасынку Майклу Уилсону, а в 1996-м скончался. Дети продолжали следовать идеологии отца:

  • Они контролировали наиболее важные детали производства.
  • И следили за тем, чтобы «бондиана» оставалась продуктом для киноэкранов, а не пошла по стопам вселенных Marvel и Star Wars, создатели которых позволили Disney выпускать на их основе бесконечное число сторонних проектов.

Многие прибыльные предприятия, казалось, не могли потерпеть неудачу даже в руках незаинтересованного следующего поколения, однако всё же проваливались. Барбаре и Майклу же каждый раз удавалось подходить к делу творчески.

Джон Корк, автор книги «Джеймс Бонд: Наследие»

В 21-м веке детали о голливудских сделках чаще всего держат в тайне, но известно, что Брокколи каждый раз получают треть прибыли, при том что львиную долю расходов покрывают MGM и дистрибьюторы в лице Sony и Universal:

  • Прибыль Danjaq за каждый фильм составляет 20-35% от общей суммы, писала в 2004 году газета Los Angeles Times.
  • Компания получает часть денег ещё до того, как кинокомпании покроют расходы на производство и кинопрокат.
  • Вышедший в 2012 году фильм «007: Координаты "Скайфолл"» в сумме принёс создателям $1,1 млрд. MGM выручила $179 млн, Danjaq — $109 млн, а Sony — $57 млн.
Экономика «бондианы» на примере «007: Координаты "Скайфолл"»: расходы и прибыль The Hustle

Правда, скоро семейный бизнес рискует столкнуться с новой проблемой, пишет издание. В мае 2021 года компанию MGM выкупила Amazon — примерно за $8,5 млрд. Соавтор сценария «007: Координаты "Скайфолл"» Джон Логан опасается, что корпорация Безоса будет ставить не на качество, а на количество.

Майкл Уилсон и Барбара Брокколи комментарии давать отказались, но The Hustle верит: семья Брокколи сумеет отстоять франшизу.

Однажды папа сказал мне: главное — не дай им всё разрушить.

Барбара Брокколи, в интервью в 2004 году
0
30 комментариев
Написать комментарий...
Амбиент Музыкантов

Если его семья занималась выращиванием брокколи, то его фамилия - псевдоним? Или так совпало просто?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

у него еще и погоняло Кэбби, я так понимаю от слова cabbage. Какой-то двойной капустный каламбур получается))   

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

привет, ребята. спасибо, что прочитали! :) фамилия у него настоящая, от отца, и выращивала семья, конечно, не только брокколи — это the hustle хотели похохмить (хотя в одном из источников вижу даже теорию, согласно которой брокколи вывел кто-то из его родни, скрестив горох и цветную капусту)))))))) .

а к комментарию Дмитрия про второй капустный каламбур добавлю то, что нашла в тырнетах: прозвище альберту дал его кузен пэт, подарив ему комикс про абрахама кэбибла (abie the agent)

Ответить
Развернуть ветку
Дария Пораль

Спасибо, Полина, отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Skidanov

все по классике - "Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино... Все они жили весело и беспечно"

Ответить
Развернуть ветку
Санти Воид

если итало-американцы, значит, макаронники в США. были зажопччино, а стали брокколи: в момент иммиграции выбрали фамилию, какую захотели, а кому есть дело до имён во время большой стройки.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Полина, спасибо. Интересная статья.

В дополнение: скорее первая картина из серии «взлетела» не потому, что "... своей «претенциозностью» картина, наоборот, вписалась в культурный сдвиг 1960-х годов,..."— как пишет The Hustle, а потому, что её выход совпал с карибским кризисом 1962 года.

«Доктор Ноу» вышел в мировой прокат в октябре 1962 года...».
Кинопоиск уточняет дату выхода — «5 октября 1962 года». А через девять дней, 14 октября 1962 года, все американцы с ужасом осознали, что «русские ракеты уже на Кубе, и им надо всего 10 минут, чтобы Вашингтона не стало..». Страх (он же «боль» на языке маркетологов) — могучий продавец — дал 54-кратный ROI. Ни один фильм серии за почти 60 лет не достиг такой цифры.

Пока шла холодная война, ROI бондианы держался на двукратных значениях. Но он падает до 6,8 в 1979 году, когда СССР и США подписывают Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-II.

Неизвестно, рассчитывали ли продюсеры бондианы зарабатывать на страхах людей изначально, но им очень повезло, кмк, с первым фильмом — его выход совпал с обострением страхов людей. Аналогично, кмк, в прошлом году взлетел российский сериал "Эпидемия"...

Полина, спасибо за интересный материал.
И спасибо Нассиму Талебу — научил вспоминать про фактор случайности).

Миру — мир!-)

Пруфы:
Точная дата выхода первого фильма бондианы: https://www.kinopoisk.ru/film/17483/

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Первые фильмы с Шоном Коннери очень качественные, действительно экзотические и приключенческие, особенно с учетом времени, в которое они были сняты. Аналогов не было, поэтому огромный успех.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Zhuravlev

Большое спасибо за интересный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Когда подобные истории происходят в РФ, говорят - откаты... А тут - бизнес )) 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krasov

Тут бизнес, ибо за ними интеллектуальная собственность. А за откатами исключительно жадность и власть

Ответить
Развернуть ветку
Первый Второй

А это точно собственность?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Да собственность. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

а тут прям доброта и балаготворительность?! ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Медведев что-то говорил про Брокколи? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Дульский

Любопытно, сколько, в итоге, получили автор Бондиады и его потомки. Неужели за $60000 ушли все права на произведение...

Ответить
Развернуть ветку
Igor D

"... И пообещал доплатить по $100 тысяч за каждую книгу, которую удастся экранизировать"

И это, думаю, минимум

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Тогда никто не брался за экранизацию. Кто знает, если бы не талант Брокколи и Ко, возможно на первом фильме и закончилась бы Бондиана большим провалом.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhivulin

Будем завидовать!

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Ян Флеминг в гробу переворачивается, жизнь удалась 😂
Знакомый один озвучил цену на участие в эпизодах для детей Фиата  эпизодических ролей которые всё-таки выйграли индусы. Сразу понимаешь рыночные цены в большой рекламе😂 
 Можно купить за 3% от этой суммы 3-4 дома под Москвой  где у тебя только ёлок финских на одном участке на 2+ млн евро 💶 без цены газона 💪 
По этому я понимаю что прибыль не все показана это гарантия.
Один отель на острове 🏝️  например будет 10 лет ещё платить за своё упоминание в фильме серии 30% от прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Iv Black

Альберт Брокколи, звучит как семейный итальянский клан.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Нефедов

Очень интересная статья. Люблю читать что-то подобное и узнавать, что стояло по ту сторону экрана

Ответить
Развернуть ветку
Олег Михалевич

Офигенная история. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
jon

для тех кто не знает состояние флемингов в несколько раз превышает состояние ротшильдов.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Бельчик

Прекрасная статья! Обожаю вот такую неизвестную инфу о фильмах. Я многое знала из этого, но далеко не все. Хорошо поработали!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Pyzhov

простите

Ответить
Развернуть ветку
Giant

Капуста это святое

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда