{"id":9132,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u0432\u0430\u0434\u0440\u043e\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u044e\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=9132&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/325041-kak-kanadskie-lyubiteli-snegohodov-i-kvadrociklov-otkryli-dlya-sebya-rossiyu&placeBit=1&hash=cd54543b13c8a6083dd50d5669dab69e3e15e40792f9ed69859d5c8934b50d3d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Медиа
Сергей Толкачёв

Руководство по новой функции Joomla 4 – Процессы

17 августа 2021 года у CMS Joomla день рождения. В этот же день вышла версия Joomla 4.0. В этой статье пойдет речь об одной из самых любопытных новинок – функции Workflows, которая в русскоязычной интерпретации получила перевод «Процессы». Процессы Joomla 4 позволяют создавать настраиваемый процесс для управления статьями. Независимо от того, работаете ли Вы в одиночку или у Вас команда копирайтеров – эта функция может оказаться весьма полезной. С помощью этой функции вы можете убедиться, что вся команда четко понимает свои и чужие задачи. Процесс утверждения материала на публикацию теперь можно реализовать сразу в CMS, а не скидывать версии текста в Google Docs, Office 365 или по почте/в мессенджерах, что существенно сэкономит время.

Вы можете не ограничиваться одним рабочим процессом. Гибкость этой функции позволит вам создавать различные по составу этапов процессы в зависимости от ваших потребностей.

Небольшое отступление

Импульсом к написанию этого материала стала англоязычная статья с беглым обзором функции Процессов в Joomla 4. Я решил предварительно опросить знакомых практикующих журналистов, познакомиться с российскими реалиями.

Оказалось, что сфера российской журналистики довольно свободна и очень слабо формализована. Приведу цитату:

Дело в том, что у каждой редакции все выстроено по-своему и единых рецептов и правил нет. Не везде даже планерки-совещания проводятся. Контент-план - тоже понятие довольно условное: конечно, если речь идет о ежемесячном журнале, это одно, а если издание новостное - там все может меняться по сто раз за неделю в зависимости от происходящего. Вот, например, сейчас я практикуюсь в редакции, которая использует для планирования Workflow. Некоторые на моей памяти и экселем не брезговали. Но, честно говоря, я не очень понимаю, зачем это нужно, потому что все равно никто ничего не соблюдает и все в основном на словах.

Какие могут быть этапы? Журналист получает или предлагает тему, ее согласовывают-утверждают, он работает над текстом, присылает редактору, тот либо принимает сразу, либо указывает, что переделать. Собственно, все. Сколько раз возвращают на редактуру - ну это уж зависит от степени долбанутости редактора и профессионализма автора)) Как - опять же, кому как удобно. Кто-то через мессенджеры файлы кидает, кто-то через гуглдок, кто-то через почту. Знаю, что в свое время (не знаю, как сейчас) в одной саратовской редакции файлы присылались исключительно через скайп. Кому как нравится, короче.

Если ты думаешь, что есть какой-то устав или, там, "Закон о создании текстов для публикации", которого все неукоснительно придерживаются, то нет)

Сколько раз будешь менять редакции, с которыми сотрудничаешь - столько раз будешь перепривыкать к новому распорядку работы.

Практикующий журналист

Так же выяснилось, что в небольших изданиях редактор и главный редактор – это одно и то же лицо. Я задавал вопросы каждому следующему знакомому с учетом информации, полученной от предыдущего.

В целом российские реалии оказались несколько отрезвляющими ))) Многим изданиям СМИ не свойственна формализация процесса создания контента и публикации. С другой стороны, вспоминается информация о западных подходах к контент-менеджменту и сквозной аналитике, которая позволяет рассчитать ROI для каждого конкретного текста.

Поэтому далее с одной стороны придется несколько абстрагироваться от реалий и вообразить себя сферическим конём в вакууме, а с другой стороны появившийся новый функционал в Joomla 4 позволит некоторым редакциям поднять на порядок уровень организации внутренних процессов, а значит и качество текстов.

Этапы издательского процесса

Итак, в большинстве случаев в небольших и средних редакциях этапы издательского процесса чаще всего не слишком формализованы. Если коллеги находятся близко, то обсуждение правок может происходить очно или по телефону. Однако в крупных СМИ и издательствах процесс публикации материала более формализован и текст проходит несколько основных этапов:

  • Автор
  • Редактор
  • Главный редактор
  • Корректор

Упрощённо схема взаимодействия перечисленных действующих лиц может выглядеть так:

Каждый из них может вернуть текст автору на согласование. У корректора может быть несколько читок, после каждой из которых текст может возвращаться автору. Мелкие правки могут не согласовываться, более значимые требуют согласования с автором.

Встречались также более сложные схемы, где кроме редакторов и корректоров текст проходит через руки рецензента, литературного корректора, а так же существует архив статей, содержащий все тексты и их варианты, над которыми шла работа.

Уровни доступа в Joomla.

Данная информация в равной степени относится как к Joomla 3, так и к Joomla 4. В Joomla довольно развитая система разграничения прав доступа. Она позволяет организовать работу так, чтобы человек мог работать только с определёнными разделами сайта, не внося случайно изменений там, где не надо.

Иерархия прав доступа для панели администратора:

  • Менеджер (Manager)

  • Администратор (Administrator)

Иерархия прав доступа со стороны сайта (фронтенд):

  • Зарегистрированный пользователь (Registered) – может входить на сайт и видеть контент, предназначенный для зарегистрированных и не видеть что-то лишнее (например, рекламу).
  • Автор (Author) – может входить на сайт, создавать контент и редактировать свои (например, материалы)

  • Редактор (Editor) – может всё то же, что и автор, а также редактировать все материалы, но не может публиковать их

  • Имеющий право публикации (Publisher) – может все то же, что и редактор, а также публиковать материалы на сайте. Но не может их удалять

Заметим, что все права доступа для групп пользователей можно настроить по-своему.

Супер-администратор – может всё и везде. Обычно это вебмастер, поэтому оставляем этот уровень доступа за скобками.

Настройка Процессов в Joomla 4

По умолчанию функционал Процессов в Joomla 4 отключен. Чтобы включить его нужно зайти в: материалы –> настройки –> вкладка «интеграция». И активировать опцию «Процессы».

В процессах мы найдём предустановленный базовый рабочий процесс. Для чистоты эксперимента создадим новый процесс.

Обратим внимание на то, что имя процесса (а также этапов и переходов) Вы указываете для текущего языка. Однако, если у Вас сайт на нескольких языка (русский, английский, украинский, казахский и т.д.), то Вы можете в названии процесса указать языковую константу, и тогда она автоматически будет отображать нужное название на нужном языке. Подробнее гуглим: "создание языковых констант в Joomla".

Для каждого процесса есть возможность указать права доступа. Например, у Вас есть группа авторов, которая пишет только лонггриды на IT темы. А соседняя группа авторов переводит зарубежные тексты на русский язык. Вы можете для каждого типа контента создать свой процесс со своими этапами.

Немного терминологии

Этапы процесса – это те стадии, которые проходит материал на пути от создания до публикации. Предположим, что у нас следующие этапы:

  • Идея – здесь хранятся наброски для статей

  • Долгий ящик – тексты, отложенные до лучших времён
  • В процессе – текст в процессе написания

  • Ревью редактора
  • Главред

  • Корректура
  • Публикация
Это - этапы, без взаимосвязей

Мы видим набор этапов, но не видим взаимосвязи между ними. Для этого нам нужно настроить переходы.

При создании перехода Вы указываете текущий этап и целевой этап. Название перехода должно отображать движение от текущего этапа к целевому. Так будет проще ориентироваться. Например, если у Вас текущий этап называется «Ревью редактора», а целевой – «Главред», то целесообразнее будет назвать переход «отправить Главному редактору». Для сравнения можно привести практику именования стадий сделки в различных CRM, когда название стадии должно отображать некий завершённый этап – «КП отправлено», «договор подписан», «предоплата получена». При создании перехода в Joomla 4 Вы называете переход по имени целевого этапа потому, что текст окажется на этом этапе после перехода, а переход будет свершившимся действием.

Создание этапов

Для каждого этапа можно настроить права доступа – определённая группа пользователей будет отвечать за определённые этапы Процесса.

Список готовых этапов выглядит таким образом. Текст автором создается на этапе, назначенным по умолчанию.

Создание переходов в Joomla 4

У материалов Joomla есть 4 состояния:

  • Опубликованный материал – отображается на сайте для обычных пользователей

  • Не опубликованный материал – не отображается на сайте для обычных пользователей

  • В архиве – материал после публикации переносится в архив статей
  • В корзине – удаленный материал, который можно восстановить в случае необходимости

А так же у опубликованных материалов есть состояние «избранных».

При создании перехода мы указываем не только движение текста с этапа на этап, но и то, как должны меняться его состояния. В реализуемом нами процессе вся работа будет вестись с неопубликованным текстом. Также можно предположить, что некоторые переходы могут быть доступны на всех этапах, например, «отправить в корзину», «отправить в долгий ящик».

Создания перехода с этапа на этап в Процессах Joomla 4

На вкладке «переход» мы указываем текущий и целевой этап. Повторимся, что целесообразнее использовать в названии перехода название целевого этапа. Описание перехода показывается только в панели администратора.

Вкладка «действия» изменяет состояние материала. Она пригодится нам на самом последнем этапе работы с текстом.

Данная вкладка позволяет при совершении перехода отправлять уведомления на email указанным группам пользователей или конкретным пользователям. Корректор, например, получит уведомление о том, что его дожидается новый текст. Тексты уведомлений можно изменять в шаблонах писем Joomla 4.

Права доступа в переходе позволяют совершать определенные переходы только определенным группам пользователей. Проверьте разрешение «выполнить переход» для нужной группы пользователей. Иначе автор, например, не сможет отправить текст редактору. А значит нужно установить право «выполнить переход» в значение «разрешено» и сохранить переход.

Количество переходов соответствует количеству стрелок на схеме процесса публикации. Если предполагается, что Редактор может вернуть текст Автору, значит для этого нужно создать переход. Если вернуть текст Автору можно с любого этапа, значит можно создать один переход, где текущий этап будет «все».

В итоге у меня получилось 12 переходов.

Переходы между этапами Workflow в Joomla 4

На видео итог настройки. Аналогичным образом настраиваются Процессы и для работы через панель администратора. Только группы пользователей соответственно будут уже Менеджер и Администратор, так как им разрешён вход в Панель администратора.

Ещё один пример настроенных Процессов Joomla 4 из обзора JoomShaper. Вид

Возможности Joomla при работе с материалами

Также, ещё о некоторых из интересных возможностей Joomla для работы над текстами:

Версии материалов

Версии материалов в Joomla 3
Версии материалов в Joomla 4

Количество хранимых версий настраивается в менеджере материалов.

Многоязычные ассоциации

Одновременная работа над версиями текстов для разных языков (мультиязычный сайт). Данная функция появляется при правильно настроенной мультиязычности сайта. Работает как в Joomla 3, так и в Joomla 4.

Эпилог

Конечно, данная статья несколько оторвана от реальности, но её целью является демонстрация нового функционала, который может помочь СМИ и контентным сайтам организовать работу с текстами.

С благодарностью приму аргументированные замечания к статье.

0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Еще жива подруга юных лет.

1

Жива, развивается. Как и все остальные)

0

Прям ностальгия по cms нахлынула, сколько я джумлу и вп перековырял в детстве))

0

Ну что прямо так все однобоко подаётся с этими процессами. Такое ощущение что фантазии у разрабов не хватает или они реально из прошлых веков. Лучше бы рассказывали как документооборот строить на этом деле. Как тикет систему создать. Не знаю как магаз сделать на этом деле. А они все про ни кому не нужный кейс рассказывают.

0

Когда изучим нутро подробнее, тогда и кейс появится. Мне вообще для этого дела канбана не хватает. Он прям просится сюда.

0

Тут дело в том, что публикации статьи это самый очевидный кейс... Но при этом мало кого интересующий. Оно не приносит реальных денег бизнесу и не экономит ресурсы и чрезвычайно редко встречается.

0

Ответил в чате joomla-сообщества.

0
Читать все 7 комментариев
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Нарушение всех сроков и игнорирование ЗоЗПП со стороны М.Видео

Нарушение сроков ремонта и возврата средств

Доказал, что миллиардеры не видят разницы между вином за $500 и $10 тысяч: история Руди Курниавана Статьи редакции

Курниаван продавал подделки под видом редких вин предпринимателям, генеральным директорам и голливудским продюсерам и обманул их более чем на $35 млн.

Руди Курниаван LA Times
Пару слов о том, почему не нужно связываться с МТС Cashback

Уже долгое время ПАО вливает тонны денег в рекламную кампанию сервиса МТС Cashback. Реклама крутится везде, где только можно.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Доколе? Уже 3 года ссылки с VC.RU на Facebook никуда не ведут

Если привязать аккаунт Facebook к VC.RU, то в профиле появляется ссылка на эту соцсеть, но она никуда не ведёт. Разработчики VC.RU уже 3 года не могут поправить этот баг, зато выпустили корпоративную звонилку.

«Смысл “Тура” — чтобы бренды на футболке получили больше времени на экране»: как устроена экономика гонки «Тур де Франс» Статьи редакции

Соревнование стало гонкой не только велосипедистов, но и брендов — они платят огромные суммы, чтобы их заметила миллиардная аудитория.

«Тур де Франс» в 2021-м Bicycling
С такой красотой я живу один в деревне. Настоящая русская зима
Яндекс Еда по подписке завышает цену доставки

Доброе утро

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
null