Обман года: четыре миллиона прослушиваний в день

У российского писателя и сценариста Александра Молчанова, который работал главным редактором и шеф-редактором изданий «Метро», «Новый Крокодил», «Взгляд» и «Частный корреспондент», больше шести лет назад появился подкаст и YouTube-канал — «Сценарная мастерская».

К октябрю 2021 года официальный сайт этого подкаста показывает больше четырех миллионов прослушиваний в сутки. Это подтверждает и Александр в своих социальных сетях.

Как так вышло, что, якобы, самый успешный по количеству слушателей подкаст на российском (и не только) рынке не попадает в топы приложений, подборки изданий и вообще никак не появляется в медийном пространстве?

Я зашел найти спикера

На творчество Александра Молчанова обратили внимание в телеграм-чатах, посвященных подкаст-индустрии: «Подкасты и подкастеры» и «Подкастология» после видео «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ/КАК УГОМОНИТЬ ХЕЙТЕРОВ?». К сожалению, на данный момент доступ к нему был ограничен.

Однако, в нем автор говорил о формате «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ», который выходит в основном фиде подкаста «Сценарная мастерская»:

…этот формат неплохо зашел на iTunes, у нас есть уже несколько миллионов прослушиваний первых двух выпусков…

Подкаст Александра хостится на SoundCloud, поэтому вся статистика из Apple Podcasts, о котором идет речь, видна у каждого эпизода. Ни один из первых пяти выпусков в этом формате не собрал больше 700 прослушиваний.

А учитывая, что это данные SoundCloud, которые могут быть легко накручены и в целом завышены — реальных прослушиваний может быть еще меньше.

Комментировать свою статистику Александр отказался:

Не знаю даже, что и сказать вам на это. Подкаст выходит ежедневно в течение шести лет. Рекламный бюджет от 200 до 350 тысяч рублей в месяц. Секрет очень прост. На этом, пожалуй, попрощаюсь, зашел сюда чисто спикера найти на мероприятие

Это просто сумма

В тех же чатах довольно быстро обнаружили официальный сайт подкаста — mpodcast.ru, который тоже рассказывал о миллионах прослушиваний, причем теперь за сутки.

«Сценарная мастерская» выходит на разных платформах, не только подкаст-площадках. Поэтому мы решили посчитать на основе публичных данных, сколько прослушиваний собирает один эпизод этого подкаста.

Для чистоты эксперимента мы взяли выпуск, которому уже больше суток: «#718 ИДУЩИЙ В ТЕМНОТЕ / ИНЕССА ДРАЧЕВА И ВЛАДИМИР ВАСКЕВИЧ»:

На хостинге SoundCloud (то есть: туда входят прослушивания со всех платформ, кроме Spotify, «Яндекс.Музыки», «Вконтакте» и Soundstream) — 113 прослушиваний.

На YouTube — 173 прослушивания.

Во «Вконтакте» к группе Молчанова привязан подкаст, но появляются лишь некоторые выпуски. Этого эпизода в ленте нет.

На SoundStream подкаст не обновляется уже больше четырех лет — соответственно, этого выпуска там нет.

Наконец, на «Яндекс.Музыке» у подкаста всего 289 подписчиков. Даже если предположить, что все они включили этот выпуск — суммарно он все равно не соберет даже тысячи прослушиваний.

Мы также проверили и другие соцсети проекта — нигде больше подкаст отдельным аудиофайлом не выгружается.

При этом сам Молчанов не только на сайте пишет о миллионах прослушиваний (можно было бы списать это на сломанный счетчик), но и в своих социальных сетях.

300 тысяч на рекламу

Александр Молчанов утверждает в постах и в комментариях в чатах, что рекламный бюджет подкаста от 200 до 350 тысяч рублей в месяц.

С помощью TargetHunter мы проверили наличие промопостов группы в ВК за последние три месяца – не было найдено ни одного поста.

Мы проверили также группу в Facebook — ни одного рекламного поста найти не удалось.

Наконец, мы проверили телеграм-канал. За 7 лет его упомянули всего 15 раз — в каналах, не превышающих 5 тысяч человек.

Может быть имелась в виду реклама в поисковиках? Тоже нет — всего 9 показов за последний месяц.

Остается реклама на YouTube и наружная реклама – стоит ли спрашивать, сталкивались ли вы с подкастом Молчанова хотя бы раз?

Человек пятьдесят точно наберется

Подкаст «Сценарная мастерская» выходит каждый день, иногда по несколько эпизодов в сутки. Как это удается Александру Молчанову?

Мы связались с Роксаной Рымаренко, писательницей, которая откликнулась на пост Молчанова в социальных сетях с призывом делать интервью с интересными людьми и выкладывать в фиде «Сценарной мастерской».

По ее словам, Молчанов не оплачивает труд интервьюеров и рассказывает им о все тех же миллионах прослушиваний на выпуск.

Я так понимаю, есть человек пять, которые активно записывают интервью, у них уже под двадцать выпусков может быть. Есть те, кто не очень активно это делает, у них по одному-два интервью. В сумме человек пятьдесят, которые помогают Молчанову, точно наберется.

Оксана Рымаренко

Антон Поздняков, автор подкаста The Big Beard Theory, попытался анонимно достучаться до Молчанова и тоже присоединиться в качестве интервьюера. Молчанов прислал ему вот такую инструкцию, но как только речь зашла о статистике, рекламе и оплате труда — «отозвал предложение».

Так зачем это все?

В подкасте Молчанова действительно нет рекламы, но, кажется, не потому что он не хочет ее продавать, а потому что не может. Как минимум один рекламодатель в подкастах сталкивался с предложением разместить интеграцию в «Сценарной мастерской», но отказался, так как усомнился в статистике.

Однако, Молчанов зарабатывает не напрямую с подкаста, а с помощью продажи курсов и книг.

Ближайший курс «Сценарий полнометражного фильма» обойдется вам как минимум в 70 тысяч рублей, а одна книга-треннинг — в 400 рублей.

При этом раскручивает эти продукты Молчанов с помощью рассказов о невероятных миллионах слушателей подкаста и с помощью неоплачиваемого труда других людей.

Podcasts.ru стремится к тому, чтобы показывать положительные примеры, рассказывать о качественных подкастах, проводить новые исследования, а не заниматься критикой или, тем более, писать разоблачения.

Однако, данный случай — пример настолько бесстыдного и неприкрытого вранья, что мы были вынуждены написать этот текст. В группе Молчанова во «Вконтакте» 13 тысяч человек, ему помогает делать контент почти 50 человек — кажется, что одного обсуждения и осуждения в подкастерских чатах недостаточно, чтобы обратить на это внимание.

Спустя несколько дней после публикации материала Александр Молчанов стер обвинительные посты на своей странице в Facebook в сторону Podcasts.ru, закрыл проект «Диалоги» и уволил человека, который отвечал за рекламу и аналитику подкаста. Вполне вероятно, что и он сам стал жертвой мошенничества.

Мы следим за ситуацией и готовы написать дополнительный материал, когда ситуация прояснится.

0
146 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Kashkin

Я не специалист в том как считаются рейтинги и просмотры. Но насколько я понимаю Soundcloud является хостингом с которого Apple забирает файл один раз по мере обновления RSS. Это значит, что Apple проверяет файл, потом если в нем появилась ссылка на запись, то скачивает ее и уже потом распространяет через свой CDN. Значит, для того чтобы получить миллион прослушиваний в Apple на Soundcloud придет только один хит. По поводу остального не знаю. Даже не знаю что это за автор и почему вас беспокоит что он о себе говорит.

Ответить
Развернуть ветку
Podcasts.ru
Автор

Нет, Apple Podcasts не скачивает файлы к себе на сервера — то есть статистика оттуда отображается на хостинге

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kashkin

Это очень странно. Получается, что хостинг получает каждый хит пользователя из подкастов? Как минимум его IP и остальные данные которы приходят в http запросе?

Тогда это конечно очень сильно подставляет этого эксперта.

Ответить
Развернуть ветку
Podcasts.ru
Автор

Конечно, а хостинги уже дальше фильтруют запросы от ботов и с повторяющимися IP. Советуем ознакомиться вот с этой статьей, там хорошо расписан механизм работы: https://vc.ru/u/28237-aleksey-tkachuk/223451-chto-ne-tak-so-statistikoy-podkastov-na-chto-smotret-pri-pokupke-reklamy

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kashkin

Надо сделать свою платформу и проверить.

Ответить
Развернуть ветку
143 комментария
Раскрывать всегда