Обман года: четыре миллиона прослушиваний в день
У российского писателя и сценариста Александра Молчанова, который работал главным редактором и шеф-редактором изданий «Метро», «Новый Крокодил», «Взгляд» и «Частный корреспондент», больше шести лет назад появился подкаст и YouTube-канал — «Сценарная мастерская».
К октябрю 2021 года официальный сайт этого подкаста показывает больше четырех миллионов прослушиваний в сутки. Это подтверждает и Александр в своих социальных сетях.
Как так вышло, что, якобы, самый успешный по количеству слушателей подкаст на российском (и не только) рынке не попадает в топы приложений, подборки изданий и вообще никак не появляется в медийном пространстве?
Я зашел найти спикера
На творчество Александра Молчанова обратили внимание в телеграм-чатах, посвященных подкаст-индустрии: «Подкасты и подкастеры» и «Подкастология» после видео «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ/КАК УГОМОНИТЬ ХЕЙТЕРОВ?». К сожалению, на данный момент доступ к нему был ограничен.
Однако, в нем автор говорил о формате «ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ», который выходит в основном фиде подкаста «Сценарная мастерская»:
Подкаст Александра хостится на SoundCloud, поэтому вся статистика из Apple Podcasts, о котором идет речь, видна у каждого эпизода. Ни один из первых пяти выпусков в этом формате не собрал больше 700 прослушиваний.
А учитывая, что это данные SoundCloud, которые могут быть легко накручены и в целом завышены — реальных прослушиваний может быть еще меньше.
Комментировать свою статистику Александр отказался:
Это просто сумма
В тех же чатах довольно быстро обнаружили официальный сайт подкаста — mpodcast.ru, который тоже рассказывал о миллионах прослушиваний, причем теперь за сутки.
«Сценарная мастерская» выходит на разных платформах, не только подкаст-площадках. Поэтому мы решили посчитать на основе публичных данных, сколько прослушиваний собирает один эпизод этого подкаста.
Для чистоты эксперимента мы взяли выпуск, которому уже больше суток: «#718 ИДУЩИЙ В ТЕМНОТЕ / ИНЕССА ДРАЧЕВА И ВЛАДИМИР ВАСКЕВИЧ»:
На хостинге SoundCloud (то есть: туда входят прослушивания со всех платформ, кроме Spotify, «Яндекс.Музыки», «Вконтакте» и Soundstream) — 113 прослушиваний.
На YouTube — 173 прослушивания.
Во «Вконтакте» к группе Молчанова привязан подкаст, но появляются лишь некоторые выпуски. Этого эпизода в ленте нет.
На SoundStream подкаст не обновляется уже больше четырех лет — соответственно, этого выпуска там нет.
Наконец, на «Яндекс.Музыке» у подкаста всего 289 подписчиков. Даже если предположить, что все они включили этот выпуск — суммарно он все равно не соберет даже тысячи прослушиваний.
Мы также проверили и другие соцсети проекта — нигде больше подкаст отдельным аудиофайлом не выгружается.
При этом сам Молчанов не только на сайте пишет о миллионах прослушиваний (можно было бы списать это на сломанный счетчик), но и в своих социальных сетях.
300 тысяч на рекламу
Александр Молчанов утверждает в постах и в комментариях в чатах, что рекламный бюджет подкаста от 200 до 350 тысяч рублей в месяц.
С помощью TargetHunter мы проверили наличие промопостов группы в ВК за последние три месяца – не было найдено ни одного поста.
Мы проверили также группу в Facebook — ни одного рекламного поста найти не удалось.
Наконец, мы проверили телеграм-канал. За 7 лет его упомянули всего 15 раз — в каналах, не превышающих 5 тысяч человек.
Может быть имелась в виду реклама в поисковиках? Тоже нет — всего 9 показов за последний месяц.
Остается реклама на YouTube и наружная реклама – стоит ли спрашивать, сталкивались ли вы с подкастом Молчанова хотя бы раз?
Человек пятьдесят точно наберется
Подкаст «Сценарная мастерская» выходит каждый день, иногда по несколько эпизодов в сутки. Как это удается Александру Молчанову?
Мы связались с Роксаной Рымаренко, писательницей, которая откликнулась на пост Молчанова в социальных сетях с призывом делать интервью с интересными людьми и выкладывать в фиде «Сценарной мастерской».
По ее словам, Молчанов не оплачивает труд интервьюеров и рассказывает им о все тех же миллионах прослушиваний на выпуск.
Антон Поздняков, автор подкаста The Big Beard Theory, попытался анонимно достучаться до Молчанова и тоже присоединиться в качестве интервьюера. Молчанов прислал ему вот такую инструкцию, но как только речь зашла о статистике, рекламе и оплате труда — «отозвал предложение».
Так зачем это все?
В подкасте Молчанова действительно нет рекламы, но, кажется, не потому что он не хочет ее продавать, а потому что не может. Как минимум один рекламодатель в подкастах сталкивался с предложением разместить интеграцию в «Сценарной мастерской», но отказался, так как усомнился в статистике.
Однако, Молчанов зарабатывает не напрямую с подкаста, а с помощью продажи курсов и книг.
Ближайший курс «Сценарий полнометражного фильма» обойдется вам как минимум в 70 тысяч рублей, а одна книга-треннинг — в 400 рублей.
При этом раскручивает эти продукты Молчанов с помощью рассказов о невероятных миллионах слушателей подкаста и с помощью неоплачиваемого труда других людей.
Podcasts.ru стремится к тому, чтобы показывать положительные примеры, рассказывать о качественных подкастах, проводить новые исследования, а не заниматься критикой или, тем более, писать разоблачения.
Однако, данный случай — пример настолько бесстыдного и неприкрытого вранья, что мы были вынуждены написать этот текст. В группе Молчанова во «Вконтакте» 13 тысяч человек, ему помогает делать контент почти 50 человек — кажется, что одного обсуждения и осуждения в подкастерских чатах недостаточно, чтобы обратить на это внимание.
Спустя несколько дней после публикации материала Александр Молчанов стер обвинительные посты на своей странице в Facebook в сторону Podcasts.ru, закрыл проект «Диалоги» и уволил человека, который отвечал за рекламу и аналитику подкаста. Вполне вероятно, что и он сам стал жертвой мошенничества.
Мы следим за ситуацией и готовы написать дополнительный материал, когда ситуация прояснится.
Немного не в теме, но вопрос, вы то какую цель преследуете? Разоблачить или самоутвердиться ?
Хотелось бы не дать дальше человеку обманывать людей и рекламодателей и подрывать доверие к рынку. Как можно самоутвердиться за счет указания на ложь?
Подскажите, а люди действительно обманываются? Кто-то реально верит, что ЗА ДЕНЬ подкаст на русском языке слушают 2.2 млн раз?
Судя по тому, что больше 50 человек готовы помогать Молчанову — видимо, да
То есть весь шум из-за 50ти человек? Попрошайки-цыгане в день больше людей обманывают.
вы текст то читали? 50 - это только постоянные авторы подкаста, обманываются еще и слушатели и гости. Плюс Молчанов пытается обмануть еще и и бизнес, плюс он обманывает тех, кто покупает его курсы и книги. Не все цыганки живут со своих обманок так как молчанов.
И учитывая, что это все надо вам объяснять а вы искренне думаете, никто не верит и речит вообще о каком то мизерном числе людей, у вас, как и у этих людей, тоже не все в порядке с пониманием.
Согласен с вами в критике этого безобразия по сути.
обманываются еще и слушателиНо поскольку я=зануда, этого не могу пропустить:
Если слушателей так мало, как вы пишите, их суммарная беда ничтожна и не должна же упоминаться)))
Проблема ещё и в том, что чел пытается продавать рекламу
Пытается, или продает?
Продаёт, или покупают у него?
Лет 400 назад специалисты по торговле советовали: покупатель должен быть осмотрителен.
Ну, я точно знаю как минимум об одном случае, когда с числами в 4 млн прослушиваний в день от него приходили к рекламодателю и пытались продать рекламу в подкасте.
Верю без разговоров.
А в Париже в начале прошлого века вполне успешно Эйфелеву башню продали.
Всё остальное в посте "в защиту ...."- белый шум.