{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему системам оценок кино сложно доверять, и как мы в IVI с этим боремся

Стриминговые платформы окончательно закрепили логику потребления кино, которую сформировали у нас IMDB и RottenTomatoes. Судьба фильмов и их культурный статус во многом зависят от усредненного балла, который выводится из оценок зрителей и критиков. Использование таких рейтинговых систем неизбежно — рядовой зритель не найдет достаточно времени в сутках, чтобы каждый раз вдумчиво изучать рецензии перед просмотром. Наличие усредненной как будто “объективной” оценки сильно упрощает жизнь, но настолько же сильно выхолащивает важные нюансы и ограничивает восприятие.

Rotten Tomatoes: не то, чем кажется

Rotten Tomatoes — это сайт, который суммирует мнения критиков по шкале от 0 до 100%. Фильмы, набравшие менее 60% процентов попадают в категорию “тухлых”, а остальные помечаются как “свежие”. Проблема этого показателя в том, что процент многими воспринимается как среднее арифметическое из всех процентов, поставленных критиками. На самом деле, итоговый процент обозначает долю критиков, которые оценили фильм как “хороший”. И если это число составляет 30% — это не значит, что фильму поставили 3/10. Это значит, что 30 из 100 посмотревших высоко оценили фильм. А остальные 70% зрителей могли поставить чуть ниже среднего. Но в итоге оценка фильма все равно воспринимается как 3/10. Кроме того, разделение фильмов на “гнилые” и “свежие” волей-неволей задает соответствующее категоричное отношение.

Чуть лучше в этом смысле агрегатор Metacritic, который переводит оценки критиков в стобалльную систему и выставляет среднее арифметическое. Фильмы при этом определяются в пять категорий: “всеобщее признание”, “в целом хорошие отзывы”, “смешанные отзывы”, “в целом неблагоприятные отзывы” и “всеобщее неодобрение”.

Система IMDB

Система, наиболее известная по сайту IMDB, применяется в большинстве стриминговых сервисов и рейтинговых систем.Это среднее арифметическое всех оценок, поставленных по 10-балльной шкале, и оно не зря остается самым популярным мерилом кинопроектов. Это относительно прозрачная система, которая позволяет отфильтровать очевидно некачественный контент или, наоборот, увидеть всеобщее признание. Но вот середина шкалы — это серая зона, где балл практически ничего не сообщает о фильме. Во-первых, у всех свое представление о том, насколько хороша та или иная оценка. Придирчивый зритель может поставить в целом хорошему фильму средний балл за мелкие недостатки или, скажем, за “сюжетные дыры”.

Во-вторых, нишевые продукты часто заведомо обречены на более низкую оценку просто потому, что их тема или специфика будет непонятна большому количеству зрителей.

Наконец, есть интересные, но неоднозначные фильмы, которые собирают полярные отзывы. Поэтому эти картины получают посредственный балл и оказываются в нижней части рейтингов.

Как мы улучшаем систему оценки IVI

Формат и интерфейс стриминг-сервиса, так же как и зрительские привычки, все же вынуждает ставить оценки по 10-балльной шкале. В IVI мы сделали шаг к большей прозрачности и нюансированности этого показателя.

Мы просим зрителей оценить фильм от 1 до 10 по четырем критериям: зрелищность, актерская игра, работа режиссёра и сюжет. Из этих оценок рассчитывается общий балл, который и отображается в итоговом рейтинге. Благодаря такой системе оценки более сбалансированы. Но главное, что зритель видит, какой параметр фильма “проседает” и может при выборе ориентироваться на собственные приоритеты и настроение. Из четырех параметров алгоритм также получает более точные представления об индивидуальных предпочтениях, и это значительно улучшает качество рекомендаций в профиле.

Кроме того, мы видим преимущество такого подхода в том, что он в меньшей степени располагает к категоричным оценочным суждениям. По итогам первого месяца 2022 года мы собрали 4 топа популярных фильмов на разный вкус.

Наши итоги начала года

В топе по зрелищности оказались «Мортал Комбат», «Веном 2», и 25-й фильм бондианы «Не время умирать».Самые высокие оценки в категории «Актёрская игра» в январе зрители поставили фильмам «Бумеранг», «Телохранитель жены киллера» и сериалу IVI Originals «Везёт».

«Везёт» стал лучшим январским проектом на IVI и с точки зрения режиссуры. Помимо него наши зрители отметили работу режиссёра в фильмах «Лётчик», «Веном 2», и «Последний богатырь: Корень зла».

По сюжетному наполнению лучшими оказались «Гарри Поттер 20 лет спустя: Возвращение в Хогвартс», «Круиз по джунглям», мультфильм «Лука» и фильм «Король Ричард».

Лидерами по количеству зрителей среди фильмов в первом месяце 2022 года оказались: «Ёлки 8», «Бумеранг», «Круиз по джунглям», «Лётчик» и «Главный герой». Среди сериалов самыми популярными стали «Сваты 7», «Постучись в мою дверь», «Везёт», «Вокруг света за 80 дней», «И просто так». А из анимации на IVI в январе чаще всего смотрели следующие картины: «Лига монстров», «Приключения Пильи», «Лука», «Семейка Крудс: Новоселье», «Райя и последний дракон».

0
4 комментария
Николай Кузнецов

И ни никто (ни Иви, ни Окко, ни КП, ни Винк) не делает как на гугл-маркете в приложениях, когда видно сколько за каждую из оценок проголосовали в %

Ответить
Развернуть ветку
Роман Анисимов

Это тоже фигня. Как выбрать между 1-5? На что нужно ориентироваться? На ощущения? У каждого свои ощущения. Это те же яйца, только в профиль. Нормальная оценка должна основываться на поведенческом факторе, а не на прямой оценке: кто сколько времени провёл на странице фильма, сколько перемоток, пересмотров, длительность пауз, что происходило во время пауз (может, человек спать ушёл, а может ему фильм наскучил, и он пошёл на другую вкладку заниматься другими делами), какие были запросы после выхода фильма. Плюс оценка не должна давать большой выбор: фильм либо можно пересмотреть, либо нет, либо что-то третье. 1 – это очень плохо, 5 – очень хорошо, а что тогда 2? Многие фильмы с высокой оценкой часто оказываются парашей (как, например, абсолютно идиотский фильм «Изменяющие реальность»), и наоборот. Может, человек не в настроении на фильм, или школьник не понял фильм про войну. Сколько я под хорошими фильмами видел негативных комментариев. Куча факторов есть, а оценка – это самая необъективная вещь, как и лайк/дизлайк. Либо делать какую-нибудь оценку, а пользователю перед просмотром показывать список людей с их оценками и для каждого список фильмов тоже с оценкой, которые те поставили, чтобы пользователь имел представление, понравится ему фильм или нет, основываясь на вкусах близких по интересам людей.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Все перечисленное важно для платформы трансляции, но безразлично другому кинозрителю, а вот процентовки дают какой-никакой профиль фильма.

Ответить
Развернуть ветку
Branner Voikovich

а как оценить "зрелищность" в фильмах, например, разговорного жанра, где персонажи все время в одном помещении сидят и разговаривают? нужен ли им вообще такой критерий?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда