{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нелегальный прокат вредит, а Голливуд «подарил шанс» измениться: глава «Централ партнершип» — о киноиндустрии России Статьи редакции

Главное из интервью «Ведомостям» об успехе «Чебурашки», проблемах индустрии и возможностях, которые её ждут.

  • С марта 2022 года голливудские кинокомпании, которые генерировали большую часть кассовых сборов в России, перестали выпускать в стране свои новинки. Из-за этого по итогам 2022-го сборы упали на 57,2% по сравнению с допандемийным 2019-м — до 23,7 млрд рублей. По сравнению с 2021-м — на 41,9%.
  • Гендиректор крупнейшего в России кинопрокатчика — компании «Централ партнершип» — Вадим Верещагин считает, что для восстановления показателей до уровня 2019-го индустрии понадобится два-три года.

Про успех «Чебурашки»

  • Фильм «Чебурашка» в начале 2023-го стал самым кассовым в истории российского кинопроката, опередив многолетнего лидера — «Аватар», вышедший в 2009-м. По словам Верещагина, причиной успеха стала совокупность факторов: во-первых, это «самый популярный персонаж в стране», во-вторых — это семейное кино. К тому же, сама картина «получилась».
  • При этом в «определённых сегментах» фильм «недобрал»: речь о молодёжи от 16 до 25 лет — отчасти потому, что они не ходят на российское кино, так как выросли в основном на голливудском, отчасти — потому что привыкли потреблять другой контент.
  • Фильм останется в прокате, пока «не иссякнет зрительский ручеёк»: то есть, пока его не посмотрит «последний зритель». Верещагин также выразил надежду, что «Чебурашка» — это «первая ласточка», и следующие фильмы также будут собирать большую аудиторию, что способствует популяризации российского кино.

Про нелегальный прокат

  • Хотя крупные киносети поставили в первые же после праздников выходные в прокат нелегальную копию «Аватара 2», на сборах «Чебурашки» это не сказалось, но другому фильму — драме «Мира» (сборы — 331,3 млн рублей) — это помешало, потому что у картин одна и та же аудитория.
  • В целом, по мнению Верещагина, нелегальный прокат создаёт проблемы для киноиндустрии. Последние десять лет кинопрокат пытались сделать «прозрачным» — например, запустили систему ЕАИС, в которой есть данные обо всех сборах и билетах. Но из-за нелегального контента эта «прозрачность» пропадает: потому что неясно, сколько он реально собирает. К тому же, эти фильмы не получают прокатное удостоверение — а значит, непонятно, соответствует ли их содержание законам.
  • Также неизвестно, на каких условиях показывают эти фильмы. В «классической» схеме кинотеатр оставляет себе 50% от кассы, а остальное делят между собой создатель фильма и его прокатчик. Сейчас пиратский контент позиционируют как «предсеансное обслуживание» — то есть его показывают перед каким-нибудь российским фильмом — и кинотеатры, «очевидно», забирают себе все деньги.
  • Поэтому кинотеатрам выгоднее ставить «Аватар», а не российские релизы, считает Верещагин. Он убеждён, что если бы с создателями фильмов делились деньгами, полученными от показа нелегальных картин, те смогли бы снимать крупнобюджетные картины.
  • В целом, эта практика мешает выпуску российских релизов — многим небольшим и средним прокатчикам приходится откладывать фильмы, потому что кинотеатры заявляют, что залов для их показа нет.

Про поддержку кинотеатров

  • Кинотеатры нужно поддерживать — они важная часть киноиндустрии. Государство может придумать способ это сделать, но, возможно не в виде прямой субсидии.
  • Придётся перестроиться под новую реальность: кинотеатры, возможно, должны стать определённым «местом притяжения» и продвигать фильмы. Те кинозалы, что подключаются к рекламным кампаниям, а не оставляют всё только на продюсера и дистрибьютора, уже «отлично» зарабатывают в отличие от тех, кто этого не делает.

Про принудительное лицензирование

  • Самая главная проблема — авторские права. Речь не только про фильмы, а ещё и об играх, ПО и прочем. И если закон примут, можно ждать ответа: в том числе отключение от иностранных магазинов приложений. В целом негативный эффект от этого будет больше положительного.

  • Кроме того, в этом механизме «нет необходимости» — потому что в России есть свой кинематограф, а голливудские фильмы вполне можно заменить отечественными. Это демонстрируют в том числе и сборы «Чебурашки».

Про региональные кинотеатры

  • Так как во всех регионах разные цены на билеты, лучше ориентироваться на то, сколько их продали — и здесь данные отличаются. Например, в Туве прокат упал на 77%, в Ямало-Ненецком округе — на 22%. В Москве — на 45%, в Московской области и Санкт-Петербурге — на 49%
  • В целом региональные кинотеатры чувствуют себя лучше, причины — активное развитие кинопроката в них. Раньше на Москву приходилось 30% сборов, в последние годы — 15%. Также стало меньше артхаусных и фестивальных фильмов, которые были популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Могло сказаться и то, что именно из крупных городов в основном уезжали после начала «спецоперации». Точные причины ещё нужно изучить.

«Голливуд подарил шанс стать принципиально другой индустрией»

  • Своим уходом российской индустрии подарили «сумасшедший шанс» — она может не зависеть от иностранного контента и не бороться с главным конкурентом, выискивая дату для выпуска фильма.

  • Сейчас российскому кинематографу нужно выпускать больше «заметных» — со сборами от 500 млн рублей — фильмов и приучать аудиторию ходить на них. Сейчас в год выпускают около 150 российских фильмов, из них заметных — 10-15, а нужно 60.

0
326 комментариев
Написать комментарий...
Hambala Fully
По словам Верещагина, причиной успеха стала совокупность факторов: во-первых, это «самый популярный персонаж в стране», во-вторых — это семейное кино. К тому же, сама картина «получилась».

Не умаляя заслуг чебурашки, но такую кассу он собрал скорее вопреки, чем благодаря. В сетевых кинотеатрах весь декабрь помимо чебурашки крутили елки 9 и полицейского с рублевки (ну и еще какой-то российский хлам). Из голливудского самый достойный - три тысячи лет желаний, на который вряд ли попрется массовый зритель.

Второго Аватара, к примеру, многие сетевые вообще не стали показывать (и все еще не показывают), а в некоторых городах (Петербург) сетевики запустили прокат только после январских каникул.

У зрителя банально не было выбора: либо идти на откровенное говно, либо на в целом неплохого чебурашку.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Саблин

Все фильмы этой конторы гребут миллиарды, до Чебурашки они сняли Богатырей

Ответить
Развернуть ветку
323 комментария
Раскрывать всегда