Краткая теория медиа: 50 наблюдений об отрасли от Ильи Красильщика

Бывший издатель «Медузы» и автор Telegram-канала «Логотип побольше» рассуждает о том, чем отличаются медиа от сервисов, какие задачи решают те и другие и при чём здесь нативная реклама.

Надоело давать советы про медиа, не очень люблю теорию, поэтому дам разом все, которые у меня сейчас есть в голове. В режиме «лайков не было, но все равно вот вам 50 твитов». Часть из них были озвучены на конференции MEH. Дисклеймер: все суперсубъективно.

1. Мир интернета глазами человека из медиа выглядит так: есть медиа, есть сервисы. Медиа — это то, что формирует повестку, влияет на людей. Сервисы оказывают услуги населению.

2. Это чушь. Всё, чем мы в ежедневном режиме пользуемся в интернете, — это сервисы. Сервис может везти нас на такси, продавать билеты или предоставлять информацию (привет, медиа). Но всё это сервисы. Просто некоторые из них предоставляют контент-услуги (ужасно звучит, да).

3. Если вы большое медиа и считаете, что не сервис, — вы себя обманываете. Если вы медиа, у которого нет сервиса, вы не станете большим.

4. Сервис — это когда вы реализовываете безусловную потребность аудитории, которую аудитория будет решать в любом случае. Узнать, что плохого в мире случилось, как развлечься, как ввинтить лампочку или куда пойти работать — это всё безусловные человеческие потребности. И (привет, кэп) размер сервиса определяется размером потенциального рынка.

5. Медиа без сервиса существует для двух типов людей: суперсознательные потребители и супербессознательные потребители. Этого недостаточно.

6. Первые (ядерная аудитория) любят конкретно вас и приходят за совершенно конкретными материалами. Такая аудитория:

  • всегда маленькая (а иногда нулевая);
  • зависит от того, насколько гениальные материалы вы выпускаете ежедневно.

Ни один проект не может быть построен на том, что каждый выпущенный материал гениален. Бывают периоды получше, бывают похуже. А проект должен жить всегда.

7. Второй тип аудитории — это супербессознательные потребители. Они пришли к вам из любых сторонних платформ, они вас не знают, не узнают и уйдут, не запомнив. Это фантомная аудитория, вы её никогда не поймёте, но она даст вам ложное ощущение популярности (очень временной, кстати). Как только медиа начинает зависеть от фантомной аудитории, ему конец. Это полная потеря управляемости.

8. Если вы сервис, у вас есть третий тип аудитории, самый ценный и самый большой. Это сознательная аудитория, совершающая бессознательный выбор. Это когда есть понятный запрос (хочу в кино, что идёт, чего в мире творится и так далее, выше уже перечислены примеры), а вы как площадка являетесь её бессознательным выбором при этом запросе.

Ваша задача — сделать себя синонимом решения этой повседневной проблемы. То есть, простите, глаголизировать потребность (гуглить, ксерить и так далее).

9. Косвенный вывод из предыдущего пункта: обязательно нужно строить собственную площадку для медиа. Если у человека есть запрос, если он ассоциирует вас с этим запросом, то он должен мгновенно увязать в голове этот запрос с местом, куда он идёт, будь то сайт, приложение, Instagram или Telegram.

10. Примеры медийных сервисов. «Медуза», которой никогда бы не было без новостей. Если в «Медузе» останутся только новости, это будет скучное издание, но большое и понятное. Если из «Медузы» убрать новости и оставить всё остальное, получится много вишенок без торта, и всё развалится.

11. Ещё: издание Sports.ru — это классное спортивное издание, в основе которого сервис расписаний, трансляций и обсуждений. И букмекерских ставок.

12. Издание «Лайфхакер» (очень большое) — это плагин к Google. Хозяйке на заметку, ответы на все вопросы.

13. Ещё пример: журнал «Афиша» был придуман как то, что должно изменить город, но покупался он прежде всего ради того, чтобы найти сеанс в кино. Как только люди перестали узнавать расписание на бумаге, журнал был приговорён. Требовались феерические и неадекватные усилия, чтобы его продолжали читать, и это, конечно, было обречено.

14. Итак, медиа — это сервис, который предоставляет информацию. Скучно? Скучно. Хорошая новость — сервисы тоже бывают разными.

15. Разделим сервисы на две части. Часть первая: коммодити. Это сервисы, которые реализуют совершенно понятную, давно сформированную и сформулированную потребность. Классический пример — информационные агентства.

Никакой миссии, задача — предоставлять информацию. Про коммодити-сервисы мы замечаем, только когда они лажают. Классический пример — ЖКХ. Вот есть масса таких ЖКХ-сервисов от мира медиа (скажем, «Интерфакс»).

16. Часть вторая — идеологические сервисы. Они тоже предоставляют услугу, но с помощью неё они хотят изменить своего потребителя или сформировать новый рынок.

17. Опять примеры: «Афиша» давала расписания, но вообще-то хотела изменить культуру и город (привет, чёртовы хипстеры). «Медуза» про новости, но вообще-то это новости для людей, которые не читают новости. Или (переходим от медийных сервисов к обычным) я фанат «Яндекс.Драйва» в том числе потому, что этот сервис перепридумывает, как мы пользуемся личным транспортом.

18. Идеологический сервис вызывает сильные эмоции. Любовь и ненависть. То, о чём спорят.

19. Идеологические сервисы придумывают новый язык. Потому что если вы меняете людей или формируете рынки, язык всегда идёт за вами, там всегда не хватает слов. Это, кстати, тоже бесит.

20. Любой идеологический сервис рано или поздно становится коммодити. То есть мечта должна быть реализуема. Проблема в том, что в этот момент сервис становится скучным. Нельзя поменять мир дважды. Классический пример — iPhone. Все ждут каждый год революции, а она уже совершилась. Смотрите в другие стороны. Тут только камера будет получше и батарейка подольше.

21. (Выдыхаем.)

22. Мир интернета глазами людей, которые делают сервисы: есть сервисы и какие-то там странные медиа, которые дёшево делать, и они дают много дешёвого трафика и внимания людей.

23. Это чушь. Каждый раз, когда я слышу о такой идее, я предлагаю представить ситуацию через год: вы запустили такое медиа. Прошёл год. Оно жрёт деньги, его никто не читает. Получился дорогой способ привлечь ноль трафика.

24. Гораздо чаще я слышу о такой идее уже через год, когда медиа уже запущено и работает. Оно жрёт деньги, его никто не читает.

25. Главная причина, почему так происходит: нет более конкурентного рынка в интернете, чем рынок медиа. Все производят контент. Очень много контента. Контент сам по себе — это коммодити. Никому не нужно ещё немного контента. Поэтому если вы решили выйти на это рынок, вы должны предложить нечто такое, чего не предлагает больше никто (смотри выше).

26. Если у вас есть сервис и вы решили сделать медиа, придумывайте его так, как будто у вас нет сервиса. Потом проверите, как накладывается идея этого медиа на ваши основные задачи. Не накладывается — не делайте.

27. Аудитории полностью насрать на ваши внутренние задачи. И ей совершенно всё равно, зачем вы запустили медиа. Поймите, вы делаете медиа не для того, чтобы аудитория прониклась вашими проблемами, а чтобы вы прониклись проблемами аудитории.

28. Слово медиа, кстати, очень неудачное. Потому что медиа — это передача информации на расстоянии. То есть это всё и ничего. Поэтому путаница начинается уже с этого самого слова.

29. Поэтому давайте так: есть издания (то, о чём я писал выше), а есть ещё вагон и маленькая тележка медиазадач, которые валятся в ту же кучу.

30. Например, сервис делает тексты, чтобы получать аудиторию из поиска (seo-мазафака-тексты). Это медиа? Медиа. Но вообще-то это совсем не то, о чём я писал выше. Это маркетинговый канал привлечения аудитории, то есть реклама. Вы делаете платное размещение в Facebook? Вы рисуете баннеры? Вы записываете вирусные ролики? Вот это в ту сторону, в рекламную.

31. Не рассчитывайте, что на такие тексты вы сможете нанять первоклассных редакторов и авторов. Не выйдет.

32. Собственно, отсюда торчат ноги нативной рекламы — издания могут нанять первоклассных редакторов на коммерческий контент и продают эту экспертизу и умение на сторону.

33. Кстати, это не значит, что не может быть хорошего большого издания, живущего за счёт поискового трафика. Может. Например, «Википедия» или IMDb.

34. Вообще, мы сами виноваты в том, что неспециалисты в медиа считают людей, которые умеют писать тексты, универсальными солдатами. Это не так.

35. Пара аналогий из других сфер: если человек умеет рисовать, он не может и иллюстрацию, и сайт, и машину нарисовать. А если человек умеет программировать, он не знает все языки мира. Вы не поверите, но с редакторами и журналистами то же самое.

36. Как поделить эту профессию на части? Честно говоря, не знаю, но сейчас попробую предложить супергрубую суперспорную идею.

37. Во-первых, есть навигационный контент (это любые тексты внутри продукта, как он разговаривает со своим пользователем).

38. Во-вторых, есть маркетинговый контент (любая реклама продукта: для соцсетей, для поиска, для биллбордов).

39. В-третьих, есть медиа в классическом понимании: это то, о чём сказано выше.

40. Внимание: это три совершенно разные процессии, внутри которых может быть ещё множество подпрофессий!

41. Хотите что-то из третьего варианта? Наймите человека, который вам его построит от начала и до конца. Потому что внутри этого медиа есть ещё миллион профессий, о которых вам знать не обязательно.

42. Если вы делаете маркетинговый контент, вам нужно оценивать эффективность каждого материала. Потому что это рекламные размещения.

43. Если вы делаете издание, оставьте оценку качества каждого материала тем, кто отвечает за издание. Вам должны отчитываться за выполнения основных показателей. И выполнения общих целей.

44. Ответа на вопрос, сколько на это надо денег, не существует. Количество денег зависит от идеи и предложения по её реализации (то есть бизнес-плана). Можно сделать невероятно успешное медиа в Telegram или Instagram за три копейки, можно сделать полный пшик за миллионы. Вам должны продать идею, вы должны её купить или не купить.

45. (Выдыхаем, переходим к мелочам.)

46. Подписная модель в России работает. Просто продавать нечего.

47. На самом деле есть чего. Посмотрите на образовательные стартапы: Skyeng, Skillbox, «Нетология», они все успешные, у них есть подписка. Они настоящие образовательные медиа, распространяемые по подписке, причём довольно дорогой.

48. Всё перечисленное — объяснение, почему мне надоели медиа. В любой работе самое интересное — познание этой работы. Если возникает ощущение (безусловно, ложное), что ты всё понял, становится неинтересно. Если не горят глаза, значит, пора заняться чем-то другим.

49. Любые пункты — это самообман. Нами движет слабоумие и отвага. А пункты приложатся. Поэтому сколько бы теории у тебя ни было в голове, главное — практика, которая каждый раз опровергает всю теорию.

50. Спасибо за внимание (если дочитали).

0
43 комментария
Написать комментарий...
Олег Ивахнов
Спасибо за внимание (если дочитали).

После 3 пункта перемотал в конец и как то неловко стало. Не заслужил эту благодарность.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Илюх, расскажи лучше подробнее почему из Медузы ушёл. Не могу понять наговорили на тебя или действительно был немужской поступок или слова.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

вы меня с кем-то путаете

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Прошу прощения. Да, путаю

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

бог ты мой, вы до сих пор обижаетесь из-за того, что мне год назад не очень понравился ваш текст(

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Тут речь о пафосной заносчивости Красильщика, который спокойно выдаёт за факт то, что этим не является.

Например, может без стеснения написать о том, что 10 тысячам сотрудников «Яндекса» сообщили о его появлении в компании (явно неправда).

Поэтому экспертное мнение Красильщика лучше делить на два.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

Филипп, во-первых, вы хамите (я уж не знаю, насколько это ок, что олни сотрудники издания просят опубликовать бесплатно текст, а другие приходят в комменты и хамят ), а во-вторых вы тут пишете много херни. Нет, каршеринг не для того, чтобы люди на машины новые смотрели, но есть люди, для которых это воможность поездить на мерсе. И нет, я не писал, что о чем-то сообщили 10 000 сотрудников, я написал, что инфоомация находится в открытом доступе для 10 000 человек.
Пожалуйста, переключитесь на какие-нибудь более интересные темы.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Спасибо за текст ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Слова были типа «вынесу новость из внутреннего чата на 10 тыс. человек». Интерпретация этих слов зависит от Вашего личного отношения к автору, конечно.
10 тыс. не 10 тыс., но нескольким тысячам людей, работающих в интернете, эта новость точно была интересна (если Вам не нравится Красильщик, то как минимум интересно, что же Яндекс запланирует в плане работы на международных рынках).

Ответить
Развернуть ветку
К М

Самое лучшее наблюдение: 21

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

45 тоже норм

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Большой материал, сразу все не переварить. От статьи есть ощущение разочарования автора в том, что он делает.

Кстати, было бы значительно круче если бы статья была ужата до пунктов 45 и 46.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Тоже такое впечатление сложилось, сначала было подумал, что автор за нативку агитирует, а потом:

Если возникает ощущение (безусловно, ложное), что ты всё понял, становится неинтересно.

Но читать было интересно, автору есть что сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Так Илья больше не делает медиа. Пока что.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

есть пара замечаний: не могу вспомнить, чтобы я покупал афишу для того, чтобы узнать где и что идет в кино. я помню я покупал ее в 2002 и тогда уже в яндексе можно было найти актуальную информацию по сеансам в кино. я ее покупал по причине того, что в интернете в то время сайты были представлены как новостные порталы (что-то срочное - см. в интернет, что то рассудочное - читай в оффлайне), еще казалось что глянец и такой вот "журнал о жизни города" будет жить в бумаге, как "привычка покупать физическое". а в афише были крутые статьи, и бюджеты позволяли привлекать качественных авторов. но буквально спустя пару лет все это сначала перекочевало в интернет (золотое время вилладжа), а потом вообще потеряло смысл (вилладж или собака или афиша сейчас), потому что если в то время в редакционных материалах wallpaper или собаки или афиши встречался оборот "наши эксперты провели опрос и вот что мы считаем, что вам нужно носить (читать, слушать, етс)" - вы дальше читали, что вам надо делать. сейчас с таким заходом у вас один вопрос возникнет, "кто вы такие, я вас не знаю, идите нах-й". потому что вы сами в состоянии решить что и когда вам носить, слушать, читать, смотреть и тд - никого ничье мнение особенно не интересует больше

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

у меня много ответов)

во-первых, разумеется, не все покупали афишу ради кино. есть была аудитория, были люди, которые покупали ради обложек, был еще кто-то. я говорю об общей массе.

во-вторых, вы правы, журнал давал не только сервис по выбору кино, но и по выбору музыки, книги, одежды ресторанов и т.п. то есть к сервису расписаний добавлялся сервис рекомендаций. расписания умерли первыми, рекомендации вторыми.

в-третьих, миссия сама была выполнена. обещали мечту о европейском городе, а теперь этот город строит собянин, и какая ж тут мечта.

в-четвертых, в афише, конечно, не могло появиться фразы «наши эксперты провели опрос и вот что мы считаем, что вам нужно носить (читать, слушать, етс)», но это неважно)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
ради обложек

В 2010 обложки Секрета Фирмы от Егора Жгуна вешал в рамке на стену.
Кекс. Я даже нашел фото

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

последний абзац - да, в афише нет, ну в глянце да. p.s.: дети рады переезду в мск? огурцы сажать будете?)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

1. привыкают 2. конечно. на даче!

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Натягивание сервиса на медиа (и наоборот) это игры с совой и глобусом
При должной сноровке все получится :)

Автомат Калашникова это медиа и сервис :)
(потому что и мысль доносит и функцию выполняет)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воробьёв

А че я могу что-то написать и мне ответит сам Ильи Красильщиков?

Ответить
Развернуть ветку
Roma Soldatenkov

А можно вопрос по пункту 42? Предположим, консалтинговая компания написала кейс, за которым будут приходить (из поиска, из соцсетей — не важно) долгие месяцы, если не годы. Как считать эффективность в моменте?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

Хороший вопрос, но к маркетологам. Я не знаю, как они отложенный эффект меряют

Ответить
Развернуть ветку
Roma Soldatenkov

Маркетологи не знают. Awareness, как он есть. В этом беда коммерческого контента в широком смысле. Приходят люди из бизнеса, очень хотят что-то померять => начинается высасывание из пальца каких-то KPI на контент, который будет работать годы, если не пытаться из него лепить "продающий текст".

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

Не, ну почему, мы в медузе много раз делали материалы со сроком окупаемости для клиента в несколько недель. Ну и в любом случае, я подозреваю, тренд за пару недель-месяц выстраиваются

Ответить
Развернуть ветку
Roma Soldatenkov

В случае с нативкой окупаемость, наверное, можно засчитать за параметр эффективности, и то если это какие-то услуги с очень простой и понятной экономикой и быстрым процессом продажи. Плюс, думаю, вы знали сколько на Медузе живет материал.

Небольшой блог юрфирмы генерирует лидов годами по одним и тем же постам. А если компания продает что-то сложное, с долгим процессом продажи, — контент становится стратегическим инструментом. Попытки его померять приводят к постам про сиюминутные темы и цели. А как вы правильно заметили аудитории плевать на ваши внутренние задачи

Ответить
Развернуть ветку
Alex Black

Краткий итог: много на написании текстов не заработать...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sasha Brikhunov

Илья, подскажите насчет франшизы спортивных западных изданий. Есть издания об испанском/итальянском футболе (очень цитируемые у нас). Хочу их взять и на русском языке делать. Но отчего то боюсь таких как спортс.ру... и узконаправленность издания. Правильно боюсь?) или свой "почти миллион" дохода можно получать с такой истории?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Я не Илья, но на мой взгляд, если чувствуете в себе способности и желание, то стоит завести Telegram-канал, Instagram или простенький сайт и просто проверить, есть ли спрос на ваш контент и получается ли его производить регулярно. И если да, то уже инвестировать больше времени и денег.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кулин

Раньше Илья был фанатом каршеринга, а после смены работы — Яндекс.Драйва))) я не ради стеба, сам автоматом становлюсь амбассадором бренда- работодателя)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горький

вам просто не предложили безалкогольного пива :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Мало есть вещей, что противней безалкогольного пива.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Krasilshchik

не, я всегда был фанатом яндекс.драйва (а в яндексе не имею к нему никакого отношения вообще)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

«я всегда был фанатом яндекс.драйва»
Не знал, что в Риге есть «Яндекс.Драйв»

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Илья много времени проводил в Москве в командировках. ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Если возникает ощущение (безусловно, ложное), что ты всё понял, становится неинтересно.

Когда мне становится скучно от однообразия на работе я просто начинаю делать то чего никогда не делал или открываю новое направление в котором ничего не смыслю.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Классная нативка Яндекс.Драйва.
P.S. Шутю, шутю. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Садыкова

Спасибо автору, текст очень информативный)) Спорный, да, но это как раз и круто - заставляет думать самостоятельно, анализировать определение медиа и т.д.

Но заголовок действительно имеет мало общего с текстом х.х

Ответить
Развернуть ветку
Иван Чайка

Спасибо за полезную статью, Илья!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Корепанов

С 2006 говорил коллегам, что они – обслуживающий персонал, официанты. Но в нашей ментальности это, конечно, считалось (считается) оскорблением. Мы же илита, богема, эксперты.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Volkov

Илья, а что если медиа создает большой самостоятельный сервис, а сам медийный канал закрывает? Допустим, если журнал стал форумом или информационный портал стал приложением с UGC без собственных каналов.

Ответить
Развернуть ветку
Antonina Lubenkova

Когда будет продолжение "Два по цене одного"?

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда