{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Шоу «Голос.Дети»: каким могло бы быть расследование Group-IB

Разбираем расследование Group-IB при подсчете финальных голосов 6 сезона шоу "Голос.Дети" с точки зрения эксперта телеком-отрасли Ярослава Дубовикова. И задаем вопросы о методах проведенного расследования и их законности.

26 апреля 2019 года состоялся финал 6-го сезона шоу Голос.Дети. Уже сейчас можно сказать, что это один из самых скандальных сезонов за всю историю телепроекта. Как известно, по итогам голосования победила Микелла Абрамова. Победитель определялся путем онлайн-голосования через sms и звонки на выделенные телефонные номера. Первый канал позже (уже после поднявшейся волны народного негодования относительно результатов голосования) обратился к компании Group-IB для проверки честности итогов голосования.

Для начала давайте разберемся, почему именно Group-IB поручили такого рода проверку. На сегодняшний день это один из самых раскрученным брендов в сфере информационной безопасности, с международной репутацией. Руководитель компании - Илья Сачков – "вхож" в высокие чиновничьи кабинеты в Кремле, по "свидетельствам" из интернета имеет периодические фотосессии с Президентом В.В.Путиным. Вероятнее всего, поэтому Константин Эрнст для поддержания репутации Первого канала решил поручить эту задачу профессионалам, которые имеют определенный статус и известность не только в кругах специалистов, но и чиновников.

Возможные методики исследования

Голоса и проценты

Итак, давайте разберемся, что же за голосование было и какие методики исследования доступны Group-IB. Важно понимать основную вещь, что на экранах нам показали не абсолютное количество голосов, а всего лишь соотношение в распределении голосов, то есть проценты. Все мы помним из школьной математики и регулярно проводимых выборов, что при небольшом общем количестве голосующих достаточно увеличить в несколько раз голосование за определенного кандидата - и процент может кардинально измениться.

Рассмотрим ситуацию. Предположим, к примеру, что в голосовании приняло участие 50000 человек. 7800 человек тогда проголосовали за Валерия Кузакова (15,6%), за Ержана Максима - 13950 голосов (27,9%), за Микеллу Абрамову - 28250 голосов (56,5%). А вот теперь посмотрим, как изменился бы результат, если бы, предположим, за Микеллу добавилось бы еще 5000 голосов. Распределение было бы такое: 60,45%. Еще 5000 голосов - уже 63,75%. И так далее. То есть незначительные прибавки к низкой базе всех проголосовавших существенно меняют картину в процентном отношении. Поэтому выдвигаемые некоторыми лицами предположения о том, что агитация звезд шоу-бизнеса, с которыми хорошо знакома мама Микеллы Алсу, добавила голосов - вполне имеют право на жизнь. Математически это легко проверяется.

Или пробелы в подсчете

Но давайте посмотрим на ситуацию иначе. Ведь такая же картина была бы, если бы голоса, скажем, за Микеллу, считались, а за других - нет. Автор материала сталкивался с такого рода голосованиями на телепередаче у Владимира Соловьева "К барьеру" в 2004 году: когда звонки за определенного участника дискуссии просто не проходили, они "отбивались" на уровне оператора связи. То есть проверить это можно только путем запроса информации у тех, кто эти голоса считал. Для этого обратимся к компаниям, которые обеспечивали прием звонков и sms-сообщений.

Телефонные голоса

За звонки отвечала компания ЗАО "АудиоТеле", за sms - ООО "СМС сервисы". По информации из открытых источников, ЗАО "АудиоТеле" - это "дочка" оператора связи МТТ, которая зарабатывает в том числе на организации различного рода викторин, платных линий поддержки ("привет" авиакомпании "Победа" с ценой звонка на горячую линию по 72 руб/мин), конкурсов, владеет номерной емкостью 8-809.

Несколько лет назад автор данного материала обращался к этой компании для выделения номера из их нумерации для организации независимого голосования в телепроекте. Было отказано. Из подобного опыта общения с компанией "АудиоТеле" сложилось мнение, что это крайне мнительная и очень закрытая компания, требующая (по непонятным причинам) обязательного описания проектов, бизнес-кейсов с суммами просчитанного заработка и прочие ненужные детали. А ведь компания зарабатывает в данном конкретном случае всего лишь на платных входящих звонках.

После того как была озвучена цель сотрудничества с ними - компания отказала в выделении альтернативного номера для телепроекта. Возможно, компания просто не была "морально" готова к тому, что (по описанию нашего проекта) мы предполагали открыть все данные для публичного доступа о фактических голосованиях посредством телефонного номера. Поэтому есть сомнения, что специалисты Group-IB смогут предоставить независимые данные об итогах голосования. Ведь нельзя исключать (хотя мы не беремся утверждать на 100%), что условный оператор связи - может сослаться на некоторые "технические сбои", которые - как "иногда" бывает - приводят к пропаже информации и прочим непредсказуемым последствиям.

Проверка на подлинность

Даже если данные будут корректными, проверить их подлинность невозможно - звонки шли с разных номеров (от разных операторов), сделать контрольные прозвоны каждого и спросить, голосовал он или нет, - никто этого делать не будет. А просто сделать отзвон с проверкой "живой" номер или нет, кто голосовал, - это ничего не даст. Те, кто "подделывали" такие звонки, наверняка использовали IP-АТС, которые позволяют включать роботов и генерировать любые диалоги при обзвонах. Это все делается очень легко.

Предположения и домыслы некоторых лиц (публикуемые в открытых источниках) о якобы купленных отцом Алсу 3000 сим-картах, с которых (по их утверждениям) осуществлялись накрутки, - на результаты конкурса никак не влияют. Ведь, по условиям самого конкурса, - нет никаких ограничений на количество оформленных карт на одно лицо, да и раскрывать эту информацию никто не будет. Какие бы супер-сыщики в Group-IB не работали. Иначе это будет банальный "слив" из баз данных операторов.

Проверить достоверность данных об абонентах мобильных операторов тоже не дадут - это не оперативно-розыскные мероприятия, они не обязаны такие данные выдавать. Их задача как раз защищать такого рода информацию. Проверять данные о региональной принадлежности номеров - это вообще не показатель. А установить реальный источник звонков и смс? Повторюсь, ни один приличный оператор не даст этого сделать. А если это и будет сделано, то это нарушение тайны связи и действующего законодательства.

В этом случае уже компания Group-IB серьезно рискует своей репутацией. Все звонки, которые шли от ЗАО "АудиоТеле", обрабатывались платформой ООО "СМС сервисы". И здесь основной вопрос возникает к этой платформе.

SMS и платформа подсчета

Что же касается самой платформы sms-голосования ООО "СМС сервисы", то это питерская компания, которая обладает двумя лицензиями на оказание услуг связи. Но ни одна из этих лицензий не позволяет работать с голосовым трафиком как оператор связи. Это значит, что они не подчиняются регулированию со стороны Роскомнадзора.

И за достоверность логов телефонных звонков и sms-сообщений они не несут никакой ответственности. Они всего лишь агрегатор данных, который добавляет информацию в базу данных. Их платформа не носит характер обязательной сертификации как объект связи. Поэтому то, что там гипотетически могло происходить в логах, никто не знает. За тот период времени, что прошел между оглашением результатов и принятием решения о передаче результатов голосования для проверки в Group-IB, могло случиться что угодно. Это технические средства, которые, повторюсь, не обязательны к сертификации.

Вопросы к Group-IB

Общий вывод можно сделать такой: какими бы ни были результаты расследования итогов шоу Голос.Дети, достоверно сказать, что это именно так и было, невозможно. С технической точки зрения есть масса тонких мест и нюансов, которые невозможно проверить в силу специфики отрасли связи. Поэтому узнать правду об итогах, скорее всего, не удастся никогда. Здесь, вероятнее всего, уже будут играть роль не технические "особенности", а возможные репутационные издержки и морально-этические аспекты в отношениях между организаторами конкурса и исполнителями-конкурсантами.

Исходя из опубликованного вчерашнего релиза компании Group-IB по предварительным итогам расследования по накруткам голосов вопрос достоверности данных и источника данных о телефонных номерах встал очень остро. Особенно любопытен факт опубликованных данных о том, что специалистам Group-IB известны даже тарифные планы номеров, с которых якобы были накрутки.

"Всего в подобной накрутке участвовало порядка 300 телефонных номеров, с них было отправлено более 8 000 СМС. Все телефонные номера принадлежат одному оператору, использовался один тариф."

Официальный сайт Group-IB

Это что же получается: любая коммерческая структура в России может получить данные об абонентах, включая тарифный план? С какой это стати? Получается, компания Group-IB может заниматься незаконным сбором конфиденциальной информации? Если эту информацию передал сам мобильный оператор, то возникает вопрос о соблюдении конфиденциальности договора на оказание услуг связи и самой тайны связи между оператором и пользователем услуг. Очень хочется узнать, какой же оператор мог втоптать свою репутацию в грязь через такой "слив", если он случился.

А методы сбора информации Group-IB в данном случае должны стать предметом запроса прокуратуры. Ведь защита информации и противостояние кибератакам - это одна задача, а публиковать в отрытом виде информацию о том, что коммерческая организация владеет конфиденциальной информацией о третьих лицах и нарушает действующее законодательство, - это совсем другое. Не знаю, каким будет итоговый отчет, но, думаю, он будет крайне интересен. Ведь, пытаясь спасти репутацию Первого канала, Group-IB может загубить свою?

0
4 комментария
Артем Петров

По телефонному голосованию - исходя из опыта работы с Ростелекомом и Аудиотеле.
1. Требования описать услугу - требование операторов связи. Эти ребята (Мтс и иже с ними) хотят знать, что отвечать их поддержке в ответ на списания денег со счетов клиентов.
2. Все оценки, которые просили ребята из Аудиотеле - разумны. Специфика налогового учета - при звонках с домашних телефонов выручка и затраты (транзит) возникают сразу. А выручка равно налоги - НДС. Деньги с фиксы домашних телефонов собираются плохо - мы не в Европе, там за неоплату таких звонков телефон выключают сразу. У нас - по сути добровольно. Поэтому ндс платишь со всей суммы, а собираешь часть. Поэтому и оценивают операторы риски. Вы завтра трафика нальете, написав "звонок бесплатно", а деньги не соберут. Ростелеком попал на ндс со всей суммы. Это больно.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov
Автор

1. Это было требование не операторов связи, а требование Аудиотеле. Операторам все равно - они отправляют в Аудиотеле. А каждому оператору Аудиотеле не должны сообщать такого рода информацию. И не сообщают. Попробуйте позвонить в Победу, а потом своему оператору - посмотрите, что скажет техподдержка про списание. Будет констатация факт списания в соответствии с тарификацией. Чего-то большего они сказать не смогут.
2. Аудиотеле получает деньги от присоединенных операторов, а не собирает с каждого физика - схема межоператороской работы несколько работы иная. Аудиотеле выставляет счет присоединенному оператору, а дальше это уже его головная боль и риски. Да, НДС начисляется сразу (если они на ОСНО). У нормального оператора (который должен заплатить Аудиотеле) этот процесс выстроен через обеспечительные платежи либо звонки вообще заблокированы на платные номера до особого распоряжения абонента. Ничего больного здесь нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Katerina

Все прекрасно доказали

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда