{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как бороться с недобросовестной конкуренцией в интернете? 6 рекомендаций для бизнеса

Дезинформация обрушивает IPO и акции одних компаний и обогащает другие. Рассказываем, к чему приводят цифровые информационные диверсии в реальной жизни и как им противостоять.

Мы — агентство управления репутационными рисками Adves. Поэтому постоянно соприкасаемся с попытками конкурентов и заинтересованных лиц нанести ущерб бизнесу или продукту с помощью дезинформации. Сейчас fake news — одна из главных онлайн-угроз бизнеса.

В этой статье мы расскажем, чем опасны информационные диверсии в СМИ и сети для бизнеса, и объясним, как противостоять недобросовестным конкурентам в публичном онлайн пространстве.

Цель — навредить

Один из примеров — недавняя ситуация с «Роснефть». Информационное агентство Reuters обвинило компанию в том, что она помогает правительству Венесуэлы продавать нефть в обход американских санкций. «Роснефть» заявила, что Reuters лжет и занимается «легализацией слухов в интересах заказчиков». Компания опровергла информацию Reuters о том, что она помогает правительству Венесуэлы продавать нефть в обход американских санкций. По данным Reuters, «Роснефть» на этом зарабатывает: покупает у венесуэльской госкомпании PDVSA нефть со скидкой, а потом перепродает за полную стоимость. После разбирательств, агентство Reuters исправило информацию в материале.

Еще один пример — скандал с Nepi Rockcastle, оцениваемой в €5,9 миллиардов. Nepi Rockcastle — румынская компания, которая занимается инвестициями в недвижимость и девелопментом, и входит в группу компаний Resilient вместе с Resilient, Fortress и Lighthouse Capital. Компании этой группы вместе потеряли в прошлом году более €1,39 миллионов в результате скандала. В начале 2018 года были опубликованы многочисленные отчеты управляющих активами, в которых они обвиняли топ-менеджеров в манипулировании ценами акций компании. Разбирательство длилось почти год, в результате FSCA не нашла доказательств того, что Nepi Rockcastle нарушал законодательство о финансовых рынках.

Рынками ценных бумаг также часто манипулируют с помощью недостоверной или недействительной информации. Часто это сопряжено с использованием инсайдерской информации участниками схем по незаконному обогащению. Так, в ноябре 2015 года Комиссия по ценным бумагам подала иск в отношении Джеймса Алана Крейга в связи с распространенными им сообщений через подставные записи в «Twitter» в отношении компаний Audience и Sarepta Therapeutics. Крейг под видом независимых исследовательских компаний распространял информацию о расследованиях в отношении компании со стороны государственных органов США. По мнению SEC Крейг покупал акции компании примерно через десять минут после того, как они начинали падать в связи с распространением им ложной информации.

Как предотвратить кризис от дезинформации? Руководство к действию

Как правило, всех своих “конкурентов-друзей” любой бизнес знает довольно четко, и спрогнозировать такого рода информационные атаки (как и их время) хорошей группе аналитиков не представляет труда.

Чтобы предотвратить и в конечном итоге преодолеть репутационные угрозы, компаниям и корпорациям нужны коммуникационные, онлайн и судебные стратегии — она должна быть готова реагировать одинаково оперативно на инциденты онлайн, через прессу и, конечно же, юридическую защиту в судах.

Какой ущерб будет нанесен компании в онлайн-пространстве, зависит от оперативности реагирования — чем больше вырос снежный ком из постов, перепостов и комментариев, вторичных публикаций, тем сложнее с ним справиться. Ведь даже вовремя удаленную на одном ресурсе информацию возможно купировать лишь частично.

Как российское, так и зарубежное законодательство ориентируется на запрет многих видов онлайн-дезинформаций. В структуре Европарламента, например, существует подразделение по противодействию фейкам, которое работает в сфере защиты репутации этого органа. В Германии законодательно закреплены требования к организации работы с жалобами пользователей социальными сетями на размещенный противоправный контент и установлены административные санкции за нарушение таких требований.

В России, в случаях, когда речь не идет о манипулировании рынком посредством инсайдерской информации компании, их акционеры и директора в случае распространения недостоверной информации могут защищать свою деловую репутацию и требовать возмещения убытков. Если негативные последствия наступили в связи с действиями директоров или акционеров компании и данные шли вразрез с интересами компании, обычным коммерческим риском риском и общепринятыми практиками, то на них может быть возложена обязанность по компенсации убытков.

Российское законодательство направлено в том числе на защиту частной жизни, персональных данных и интересов отдельной личности и ее репутации от незаконного или вводящего в заблуждение контента. С другой стороны, законодатель также не обходит стороной и вопросы, связанные с защитой интересов власти, вводя административную ответственность за распространение фейковых новостей и оскорбление власти, оформленную в виде резиновых норм, вызывающих вопросы у профессионального сообщества. Практика применения новых законов подчас вызывает вопросы о свободе толкования государственными органами новых требований.

Не лишним будет также вспомнить дела, связанные с расследованиями и материалами в отношении ВТБ и его руководителя - Андрея Костина, которые массово блокируются Роскомнадзором со ссылкой на судебные решения, вынесенные Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам № А56-121229/2018 и № А56-159883/2018. При этом методы Роскомнадзора вызывают вопросы у сообщества юристов.

Пока что разбирательства с медиа в судах — кажется прерогативой крупных компаний и их первых лиц, а репутационные вопросы на сайтах-отзовиках - для средних компаний.

Чек-лист по преодолению негатива в сети

Ангажированные блоги и публикации на информационных интернет-сайтах — единая боль, как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Поэтому мы подготовили пошаговый план, о том, что делать малому и среднему бизнесу, столкнувшемуся с негативом или поддельными новостями о компании:

  • Если статья появилась в СМИ, пишем оперативно в редакцию — просим снять материал (либо поправить несоответствующую действительности информации) и/или дать опровержение в порядке статьи 43 Закона РФ «О средствах массовой информации» и пункта 2 статьи 152 ГК РФ. Обращаемся в вежливой форме официальным письмом, объясняем, почему изложенное в материале — неправда и предоставляем необходимые подтверждения;
  • Если негатив появился на сайте отзовике или в комментариях, пишем его автору, уточняем предмет претензии, исправляем ситуацию. Просим убрать отзыв или отвечаем в публичной плоскости, чтобы закрыть негатив адекватной реакцией пресс-службы компании и умением работать с клиентами. То есть перекрываем негатив позитивом. Если комментарий — лживый и написан с целью оклеветать компанию, пишем в службу поддержки и просим удалить негатив со ссылкой на положения статьи 152 ГК РФ. Для этого высылаем максимум подтверждений, что комментарий действительно фейковый;
  • Если редакция или администратор сайта проигнорировал ваш запрос, то придется готовиться к суду. Не стоит также забывать, что открытые письма могут быть отличным инструментом в работе;
  • Основой для предъявления требований в связи с недостоверной, порочащей информацией является статья 152 ГК РФ. Не лишним будет напомнить, что обязанность по доказыванию соответствия информации действительности лежит на лице, которое информацию распространило (пункт 1 статьи 152 ГК РФ, а также многочисленная судебная практика), что, конечно, не лишает возможности самостоятельно доказывать ее несоответствие;
  • Учтите, что если для редакции небольшого медиа часто будет достаточно угрозы искового заявления, то крупное СМИ подключат юристов, специализирующихся на подобных делах. Не лишней будет поддержка специализированных юристов с опытом в подобных делах;
  • Помните, что негатив в СМИ и комментариях нельзя игнорировать. Иначе, его объем будет расти и в результате в топ поисковой выдаче по ключевым запросам о вашей компании будут лишь негативные материалы. Оперативная реакция на негатив — единственная возможность его нивелировать. Негатив — информация, которая расходится быстрее всего и часто становится топ-материалом. Именно поэтому реакция должна поступать незамедлительно. Разбирательства в суде — путь не быстрый, поэтому рекомендуем находить консенсус с помощью переговоров ( в случае, если это возможно, конечно) и работать над усилением онлайн-репутации на постоянной основе.
0
1 комментарий
Bronislav Tankov

Полезный материал. Инструмент фейк-ньюс действительно все активнее используют как для бизнес-диверсий, так и для манипуляций на финансовых рынках и рынках ценных бумаг. Чем волательнее актив, тем большую роль может сыграть информационная ловушка. Нашла несколько полезных рекомендаций для защиты бизнеса от потенциальных вредителей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда