Roku — стартап от Netflix, за десять лет ставший лидером рынка потокового телевидения в США Статьи редакции

Сегодня компания обгоняет по продажам ТВ-приставок Apple, Google и Amazon.

Roku — американская компания, которая выпускает ТВ-приставки, превращающие обычный телевизор в «умный». Устройства подключаются к интернету и позволяют смотреть передачи, фильмы и сериалы в приложениях или на сайтах онлайн-кинотеатров.

Сегодня на Roku доступно полмиллиона фильмов и шоу, а свои каналы могут создавать даже пользователи. Продажи рекламы и подписок на платформе увеличиваются — в 2017 году Roku заработала на них $225 млн, в 2018-м — $416 млн, а в этом году вновь намерена удвоить сумму.

Зачем Netflix понадобилась ТВ-приставка

До середины 2000-х годов Netflix занималась онлайн-прокатом DVD. Но диски доставлялись почтой, из-за чего Netflix проигрывала главному конкуренту — сети салонов проката Blockbuster.

Подключиться к Netflix можно было и с помощью диска для PlayStation 3

В 2005 году компания пришла к решению проблем с доставкой — начала разработку Netflix box. Устройство за ночь скачивало выбранный фильм, и пользователь мог посмотреть картину на следующий день на условиях обычного DVD-проката.

С развитием скорости интернета и появлением YouTube компания изменила планы и переключилась на стриминг.

Вместе с тем пересмотрела планы и на аппаратный проект — теперь устройство позиционировалось в качестве вспомогательного инструмента для доступа к сервису. ТВ-приставка должна была способствовать росту популярности Netflix на фоне традиционного телевидения и DVD-прокатов.

В конце 2007 года началось производство первой партии плееров Netflix, компания готовилась к запуску продаж. Но за две недели до старта в проекте засомневался генеральный директор сервиса Рид Хастингс: он предположил, что появление собственного устройства помешает развитию Netflix на приставках конкурентов.

Netflix решила не рисковать и выпустить устройство от имени другой компании — Roku. Её в 2002 году основал Энтони Вуд, вице-президент по интернет-телевидению Netflix в 2007–2008 годах. Он участвовал и в проектировании приставки. Netflix инвестировала в стартап Вуда $5,7 млн, а он ушёл с поста вице-президента для запуска нового продукта.

В 2008 году устройство запустили в продажу как Netflix Player от Roku, но следующие партии уже выходили под брендом стартапа. Модели отличались только логотипами: Netflix заменили на Roku. Тогда функции приставки ограничивались стримингом видео в среднем качестве.

Поначалу устройство работало только с Netflix, но вскоре платформу сделали открытой для приложений и сервисов других компаний. Это решение определило развитие фирмы.

Несмотря на хорошие продажи, в 2009 году Netflix продала свою долю в Roku, побоявшись конкуренции с набирающей популярность Apple TV.

Roku стала независимой компанией, но сохранила дружбу с Netflix: они остаются важными стратегическими партнёрами, а их офисы даже находятся в одном здании. Netflix по-прежнему, с момента выхода первой приставки, — самое популярное приложение среди пользователей Roku.

Roku Player

В 2010 году Roku стала выпускать продукты, ориентированные на покупателей с разным уровнем дохода. На рынок вышли три новых модели: Roku SD, Roku HD и Roku HD-XR, две последних поддерживали HD-качество.

В 2011 году, чтобы увеличить продажи, компания выпускает самую доступную на тот момент приставку в своей линейке — Roku LT за $49,99 (сегодня самое недорогое устройство компании стоит $29,99). В том же году разработчики придумали функцию универсального поиска по всем доступным приложениям, позволяющую быстрее находить нужный контент и выгодные предложения.

В октябре 2014 года вышла Roku 4 — первая приставка, которая поддерживала 4К. Тогда у Roku 4 был самый быстрый процессор среди конкурентов. К концу 2015-го новинка стала самым продаваемым стриминговым плеером в США. В то же время компания перестала выпускать дешёвую Roku LT, предлагая пользователям перейти на обновлённые модели.

Модельный ряд Roku постоянно обновляется, и в сентябре 2018 года представили седьмое поколение приставок. Теперь даже самая бюджетная модель поддерживает разрешение 4К.

Roku TV

5 января 2014 года Roku совместно с китайскими производителями телевизоров TLC и Hisense представили Roku TV, соединив приставку и телевизор в одном корпусе.

Интеграция с Roku стала для китайских производителей важным преимуществом. И дело было даже не столько в хорошей репутации компании: TLC и Hisense могли конкурировать на рынке «умных» телевизоров, не развивая собственного ПО.

Постепенно Roku расширила круг партнёров и к концу 2018 года сотрудничала уже с десятью производителями, среди которых Philips и Hitachi. Каждый четвёртый телевизор, проданный в США, — Roku TV.

Roku Channel

В сентябре 2017-го компания запустила собственный канал Roku Channel с бесплатным доступом к более чем 10 тысячам фильмов и ТВ-шоу за просмотр рекламы. Это было стратегическое решение: фирма забрала у приложений большую долю промоматериалов и получила доступ к анализу предпочтений пользователей, благодаря чему стала эффективнее таргетировать и продавать рекламу.

По данным за 2018 год, Roku Channel стал третьим по прибыльности источником доходов корпорации.

Единственные приложения, в которых Roku не контролирует рекламу, — YouTube и Netflix. Но и на них компания зарабатывает: каждый пользователь начинает сеанс с главного экрана Roku, где продвигается контент на основе ранее просмотренных видео.

Из отчёта Roku за 2018 год

Roku на американском рынке

Roku лидирует на рынке ТВ-приставок в США, в 2018 году доля компании составила 37%. Её конкуренты — Apple TV и Chromecast — отстают по продажам, но Roku догоняет Fire TV — за последние четыре года продажи устройства от Amazon выросли более чем вдвое. На начало 2018 года доля Amazon достигала 28%.

Рынок ТВ-приставок в США Parks Associates

Также Roku занимает первое место по количеству ежедневных пользователей и часам просмотра видео.

Отчёты Roku за 2017 и 2018 годы

На начало 2017 года Roku принадлежало 36,2% рынка рекламы на ТВ-приставках в США. К концу года доля выросла почти вдвое, до 68,8%. В январе 2019 года Roku объявила: количество активных пользователей превысило 27 млн человек.

Распределение программатик-рекламы на ТВ-приставках в США в январе 2017 года Pixalate

Перспективы стратегии Roku

Проведённое в 2018 году исследование Parks Associates показало: почти у 40% жителей США в домах стоят ТВ-приставки, у 50% — «умные» телевизоры. При этом пользователи приставок смотрят телевизор больше: 10,4 часа в неделю против 9,8 часа у владельцев «умных» телевизоров (половина из них также приобрели приставку).

Какими устройствами пользуются американцы для доступа к онлайн-контенту. Слева направо: стриминговый плеер, «умный» телевизор, записывающая приставка, игровая консоль и «умный» Blu-ray-проигрыватель Parks Associates

Генеральный директор Roku Энтони Вуд уверен: в будущем основу дохода корпорации составит ТВ-реклама. Поскольку, несмотря на постоянно растущую роль мобильных устройств, люди предпочитают смотреть длинные видео на телевизоре.

Смартфоны же превратятся в пульт управления, на котором пользователь сможет найти интересный контент, выведя его на большой экран. Эти функции компания развивает в приложениях для iOS и Android.

Roku зарабатывает на продаже приставок и сервисах платформы (рекламе, подписке)

Доходы от приставок постепенно снижаются. 56% дохода Roku приходится на ПО, две трети от этой суммы приносит реклама, остальное — партнёрский контент. Согласно отчёту, в третьем квартале 2018 года доходы от рекламы выросли на 74% по сравнению с 2017-м, превысив $100 млн. В конце 2018-го годовой доход компании составил $742,5 млн.

Компания ожидает, что к концу 2019 года общий доход приблизится к $1 млрд. Продажи оборудования, надеется Roku, составят только 30% от суммы, а текущие продажи от рекламы удвоятся — как и в 2018 году.

Причины успеха

В отличие от приставок конкурентов, операционная система Roku полностью открыта, что способствует свободному появлению и развитию новых приложений и каналов.

Кроме того, Roku не ограничивает работу сервисам-конкурентам вроде Netflix, Amazon Prime, YouTube, Google Play и HBO. Поэтому даже прямые конкуренты продолжают активно развивать свои приложения на базе Roku.

Одновременно Roku поощряет и запуск новых каналов, создавать их могут даже рядовые пользователи: глубоких знаний в программировании или других специальных навыков не требуется. Всего же Roku предлагает более 4000 платных и бесплатных каналов с 500 тысячами доступных фильмов и шоу.

Генеральный директор Roku уверен: главное преимущество компании — в сосредоточенной работе над развитием стримингового телевидения, тогда как технологические гиганты не уделяют достаточно внимания этому направлению.

Apple, Amazon и Google, по мнению Вуда, «приступают к работе с мыслями: как продать кучу обуви, стать лучшим в поиске, продать больше телефонов». «Да, телевидение есть в их списке, но на последнем месте», — подчёркивает руководитель Roku.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Alexander Viktorovich

Сначала у Netflix взял тест на 30 дней. Так и пользуюсь 5 лет :-)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Samoylov

Каждые 30 дней с новой банковской карты тест делаете?

Ответить
Развернуть ветку
К М

это как?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Викторович

Что это как ? тестовый период как ? или как уже 5 лет пользуюсь ?
Задайт вопрос более конкретно.

Ответить
Развернуть ветку
К М

ну как продлили тестовый период на 5 лет? Или каждый месяц новый акк?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Викторович

смешно )) я писал о том что сначала взял тест. после этого продолжаю пользоваться, но я не писал что испольную тестовый период 5 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Георгиева

Очень крутая статья, спасибо! Было интересно, прочитала на одном дыхании

Ответить
Развернуть ветку
Александр Викторович

и какие выводы ?))

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Георгиева

А статья, после которой просто узнал что-то новое, уже понравиться не может?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Викторович

Вы вопрос не по существу задаете вопроса. Я четко изложил свой вопрос по Вашему выводу. И спросил, какие выводы сделали. Зачем отвечать, что статья просто понравиться не может ? Может, если уж ответили, то просто ответить какие выводы сделали ?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Вывод, что статья понравилась

Ответить
Развернуть ветку
Александр Викторович

А зачем за других отвечать? и тем более минус ставить? личная неприязнь какая то ?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Человек говорит, что статья понравилась, а вы спрашиваете про выводы в таком ключе, как будто они обязательно должны быть. С чего бы? Статья понравилась без выводов, я человека решил поддержать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Викторович

особенно сериалы специально снятые ими ) сказка просто

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борисов

Люблю темы которые касаются стартапов. Было интересно прочитать. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Irina Schastlivaya

Один из лучших стриминговых сервисов, особенно порадовало их решение забрать и оживить сериал Люцифер, 4 сезон получился шикарнее остальных, одним словом рекомендую!!!

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

Ага, там такой красавчег Люцифер, метросексуал с подведенными тушью ресницами ))) Женщины падают ниц штабелями.

Ответить
Развернуть ветку
Sakari Sauso

Roku это шесть по-японски... просто делюсь)

Ответить
Развернуть ветку
suren elbakyan

Телевидение в своем классическом виде уходит в прошлое, из-за его односторонности и пропагандистского характера. Будущее за такими гигантами как Netflix. Интернет телевидение более свободна и интересна, во всяком случае пока.

Ответить
Развернуть ветку
Tim А.

в интернете тоже есть пропаганда, просто в другую сторону

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

В какую именно другую, если мы говорим о стриминговом телевидении в США по сравнению с традиционным телевидением. Прям даже интересно послушать...

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда