{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Когда буквы выйдут из моды?

В романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», действие которого происходит в 2826 году привычная нам книга воспринимается как старинный раритет, осколок древней, почти утраченной культуры. Причем, речь идет даже не просто о бумажной книге, которая серьезно сдает позиции уже сейчас, но о самой буквенной записи. Все многочисленные информационные носители, которыми пользуется команда звездолета «Тантра» либо голосовые, либо визуальные. Но, похоже, будущее наступило чуть раньше, чем полагал советский футуролог.

Сегодня в России авторитетная статистика продаж книг практически отсутствует. Учет же производства литературы ведут два крупных игрока отрасли «Книжная палата» и издательский холдинг «ЭКСМО-АСТ». По их данным за последние 14 лет год средний тираж книги упал с 8673 экземпляров (в 2003 году) до 4017 (в 2017) то есть более, чем в 2,15 раза. Совокупное производство книг сократилось с 703 млн. в 2003 году до 471 в 2017. Вроде бы тоже немало, но надо заметить, что львиную долю этого рынка держит издательство «Просвещение», выпускающее стереотипные учебники по государственному заказу. Их тиражи почти в два раза больше всего остального, выпущенного отраслью. В таких условиях продвижение произведения, тем более раскрутка автора становится очень непростой задачей. На падающем рынке продвижение новых литературных произведений весьма затруднительно. Еще 10-15 лет назад трамплином к известности могли стать литературные журналы, критические статьи, специальная литература. Но сегодня возможность охвата аудитории через традиционные бумажные СМИ, которые также теряют читателей стремительно тает. Многие литературные журналы, когда-то служившие отличной площадкой для продвижения, прекратили свое существование. Так журнал «Октябрь», на чьих страницах в свое время можно было встретить такие имена, как Михаил Зощенко, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и множество других, имел в самом пиковом, 1989 году тираж в 380 000 экз., а в последний год своего издания (2016) с трудом осваивал тысячную подписку. Журнал «Дружба народов», имевший в том же 1989-м, более миллиона читателей в 2017-м сократил число подписчиков на три (!) порядка.

Сегодня солидными тиражами может похвастать разве что глянцевые журналы типа Cosmopolitan, имеющий по данным Gallup Media подтвержденный тираж 980 000. (Maxim – 200 000, Man`s Helth 205 000). Да, в них частенько печатаются звезды (Лимонов, Пелевин, Ерофеев), но как площадка для раскрутки начинающего автора они не годятся – тотальный диктат формата и коммерциализация. Вот станете богатым и знаменитым – приходите, даже формат немножко ужмем! А до этого продвигайтесь как-нибудь иначе.

Все эти процессы меняют до неузнаваемости технологии раскрутки произведений и авторов. Даже относительный «успех», полностью распроданный тираж в 4000 не приносит известности. По сему для продвижения имени автора все чаще используются различные ресурсы сети интернет.

Livejournal VS Facebook

В сети имеется достаточно широкий выбор возможностей не только для раскрутки литературных произведений, но и аудиовизуального контента и даже компьютерных программ. Однако, как и любым инструментарием всем этим надо уметь пользоваться.

Наиболее почтенным и раскрученным ресурсом для продвижения текстового контента, безусловно является Live Journal. И, хотя в последнее время многие специалисты предрекают его скорый закат, впрочем, заметим не в первый раз, он, тем не менее, позволяет иметь внушительную аудиторию, зачастую превосходящую бумажную в разы. Значительное число пользователей по статистике Google Analytics имеет трафик более полумиллиона просмотров одной публикации. Даже во времена «самого читающего» бывшего СССР – это был заметный тираж. Кстати, «Туманность Андромеды», вышедшая в 1958 году в издательстве «Молодая Гвардия» отдельной книгой имела первый тираж 165 000.

Для короткого рассказа, видеоконтента больше подойдет Instagramm, который позволяет не просто получить десятки тысяч просмотров, но еще и монетизировать затраченные усилия. Деньги это небольшие, 15-20 тыс. в месяц, но статус позволяет вести переговоры с рекламодателями. В последнее время рекламодатели предпочитают работать с нишевыми блогерами, (20-40 тыс. подписчиков) считая их более эффективными. Первая десятка российских инстаграммеров собирает от 10 до 15 млн так называемых «фолловеров», дословно – последователей. Никаких вложений, кроме телефона с хорошей камерой не требуется. Тот же Instagramm позволяет продвигать имя автора без привязки к его текстам. «Я как брэнд». Значительную популярность в сети в последнее время приобрели так называемые «вайны» - ультракороткие скетчи, записанные на камеру, чаще всего от того же телефона.

Несомненным потенциалом раскрутки произведений обладает Facebook, и хотя число друзей там ограничено 5000, количество подписчиков может быть любым, а благодаря кросс-постам и сетевым взаимодействиям он открывает большие возможности для раскрутки самых разных произведений, как текстовых, так и аудиовизуальных.

Свои возможности имеется у Youtube, причем не только как у платформы продвижения музыкальных произведений, клипов, видеоконтента, но и как особый жанр – чтение автором своих текстов на камеру, видео-интервью, беседа с читателями и пр. Как показывает практика даже звуковой ряд, наложенный на статичную картинку собирает до 60 тысяч просмотров, что больше аудитории большинства бумажных носителей.

Платформа Youtube сделала знаменитыми многих и успешно конкурирует с телевидением. Последний успех фильма Юрия Дудя «Колыма, родина нашего страха» наглядно демонстрирует возможности продвижения аудио-визуальных произведений альтернативным способом. Только на платформе Youtobe aильм посмотрело более 14 млн. пользователей, что сопоставимо с аудиторией регионального телеканала.

Ав-то-ра!

В последние годы сетевые ресурсы планомерно перетягивают аудиторию из офф-лайна в он-лайн. Можно даже сказать, что медийная сфера стала более доступной и демократичной, здесь практически отсутствует цензура. Несколько скандалов, связанных с судебными процессами по поводу публикаций в сети «В Контакте», скорее, печальное исключение, чем правило. При этом сеть «В Контакте» остается наиболее привлекательной, например для размещения музыкальных произведений.

Однако и в цифровой среде есть свои подводные камни. Особенности продвижения контента через интернет не позволяют зарабатывать на нем деньги напрямую.

Автор бумажных произведений заключает договор с издательством, получая вознаграждение в виде % с продаж или делегируя ему на некоторый срок (например 3 года) авторские права, за фиксированную сумму. Второе в наших условиях предпочтительнее, поскольку даже контролирующие органы не могут сказать точно сколько же книг данного автора продано. К тому же издательству проще защитить авторское право У него для этого есть соответствующий штат юристов, медийные, финансовые возможности.

Но допустим, вы решили заняться своей раскруткой самостоятельно. Кто в этом случае гарантирует соблюдение авторских прав? Хорошо, если ролик «выстрелил», набрал множество просмотров и сделал своего автора популярным. А что, если нет? Причин может быть великое множество от действительно слабого контента до неверного подбора хэштегов и других технических и технологических «фишек», которые начинающий блогер не обязан знать. Например автор решил поднять посещаемость своей публикации за счет чат-ботов. Современные роботы уже давно научились их распознавать и, заподозрив подозрительную активность просто игнорируют публикацию, не пускают ее в топ. Но материал-то уже опубликован в широком доступе и становится уязвимым. Его может просто украсть более удачливый и технически подкованный блогер. Потом вы с удивлением увидите свой сюжет и героев в каком-нибудь сетевом блокбастере. Да, есть суд, есть достаточное число адвокатов, занимающихся вопросами защиты авторского права. Есть презумпция авторства, наконец. И тут цифровых дел мастера ждет первая проблема.

Если в офф-лайне у художественного произведения остается материальный след – черновики, отснятый на пленку видеоматериал, не вошедший в конечный монтаж, аудиозаписи, свидетели и п.п. на основании которых можно доказать свое авторство, то в цифровой среде все это очень иллюзорно. По сути мы имеем дело не с фильмом или книгой, а с миллионами цифр, точнее одним большим числом, копирование которого дает возможность вносить в него любые изменения. При желании пират завалит суд «черновиками» с любой подходящей датой – подделать время создания файла – пара пустяков.

От Бернской конвенции до блокчейн

Художественные ценности в офф-лайне вот уже более 130 лет защищает Бернская конвенция (на 2014 год к ней присоединились 167 государств). А вот защита авторских прав в цифровой среде – тема относительно молодая. Средний возраст российской компании,, специализирующаяся на защите цифровой интеллектуальной собственности – 4-5 лет. Так, «Банк Авторских Прав» является проектом компании АйПиБи появился в 2014-м году. АО «Единый Депозитарий Результатов Интеллектуальной Деятельности» (ЕДРИД) зарегистрировано в 2015 г. Самый «возрастной», и, пожалуй наиболее опытный ресурс–платформа COPYTRUST существует с 2009 года. Есть несколько компаний помельче типа «Интел-Защита», Scinse Register (SciReg), специализирующиеся преимущественно в области патентного права.

Чем занимаются эти компании? По сути это хранилища информации, фиксирующие время создания произведения, точнее поступления произведения на хранение. С момента поступления текста в депозитарий обозначается точка «0», от которой можно фиксировать появление любых других копий. То есть у цифрового произведения тоже появляется задокументированный и вполне материальный след. Особо ценно это для постоянно изменяющегося материала, например для контента сайтов.

Такие депозитарии достаточно надежны, они защищены от взлома и пользуются средствами шифрования. У некоторых, например у COPYTRUST, имеется довольно мощный сопутствующий функционал, например публичный профиль клиента, где бы он мог рассказать о себе и продвигать свое имя. В случае необходимости такие ресурсы выдадут необходимые документы и даже проведут экспертизу подлинности для суда. Исходя из отечественной судебной практики, можно констатировать что большая часть дел связанных с авторским правом урегулируется в досудебном порядке по сему к экспертизу запрашивают относительно редко, а вот подтверждение авторского приоритета 1-2 случая ежемесячно.

Рынок защиты авторских прав на цифровые произведения заметно растет. Постоянно появляются новые игроки, и водичка эта далеко не всегда кристально чистая. Тема притягивает немало некомпетентных людей, а подчас и просто мошенников, желающих погреть руки «на хайпе», как сейчас модно говорить. Тем более, что многие авторы плохо ориентируются в законодательстве, путаются в терминологии и запудрить мозги новичкам не представляет особого труда. Не обходится и без попыток применить «регуляторную гильотину». Пока, правда, чиновники лишь присматриваются к рынку. WIPO, Роспатент, Минкультуры РФ и РСП обсуждают проблемы коллективного управления интеллектуальными правами, в том числе и в цифровой сфере, но от конкретных шагов пока воздерживаются. Некоторые «горячие головы» пытаются применить технологию блокчейн для защиты авторских прав, но это уже немного другая история, заслуживающая отдельного разговора.

***

Так или иначе начинающему автору в наступающей цифровой реальности просто необходим опытный квалифицированный гид, который поможет сориентироваться в новых условиях. Таким гидом может стать ресурс, хорошо зарекомендовавший себя на рынке. Техническую часть, связанную с продвижением, лучше доверить профессионалам, а самому автору сконцентрироваться на творчестве.

0
2 комментария
Михаил Муромов

Текст про переход с бумажных носителей на цифровые. Буквы-то тут при чём?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandra K.

Поддерживаю предыдущих комментаторов - название не вполне соответствует содержанию статьи. И ответа на вопрос в заголовке нет, вернее, автор считает, что буквы уже вышли из моды. Но ведь мы читаем его статью, как и множество других интернет-изданий, значит, "хоронить" буквы весьма преждевременно. К тому же, они - неотъемлемая часть нашего языка. Не хочет же он сказать, что наш язык со временем останется только в устной форме? Это невозможно. Это возврат в прошлое, когда люди не имели письменности, отупение и деградация )) Язык, по мнению одного из известных лингвистов (Гумбольдта), - это "душа" народа, он не может не иметь письменного выражения. Именно письменность позволила сформироваться народам, определить их самосознание, сформироваться их культуре и т.д.. Лично у меня нет времени на просмотр видео на ютюбе, даже в инстаграме я почти всегда пролистываю сториз, не смотрю прямые эфиры, просто потому, что если всё это делать, не останется времени на реальную жизнь. А по поводу продвижения художественных произведений... Удивлена, что автор статьи не упомянул ЛитРес и схожие площадки, где любой автор может опубликовать свое произведение и получать деньги за его прочтение. Да, медленно, да, охват не тот, но ведь можно. И мне кажется, что тот, кому суждено "выстрелить", "выстрелит". Есть литературные конкурсы, в конце концов. Есть много возможностей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда