13 принципов комьюнити-менеджмента для самых маленьких, или за что мы так любим vc.ru, «Хабр» и Pikabu

В преддверии конференции vc.ru «Как сообщество и продукт развивают друг друга» решил написать инструкцию по комьюнити-менеджменту для начинающих. Фёдор Скуратов, мимо проходи. Дорогой стартапер, заходи!

Я основатель и руководитель сервиса Tolstoy Comments. Это система комментирования с геймификацией и рейтингами, которая помогает строить сообщества вокруг сайтов. Подробнее про нас можно почитать в других материалах на vc.ru. Комьюнити-менеджмент — одна из главных сфер наших интересов на протяжении последних пяти лет.

Чертовски хочется заразить вас идеей, что КМ — это наше будущее, настоящее, прошлое, да и вообще он вне времени и главней всего в любом бизнесе. Поехали!

Говорить о КМ будем на примерах сайтов: vc.ru (TJournal, DTF), «Хабр», Pikabu, «Кинопоиск», Sports.ru, Drive2.ru и «Лепрозорий». Ну и как без мировых примеров? Будет немного про Reddit, Stack Overflow, Seeking Alpha, Quora.

У комьюнити-менеджмента есть десятки определений. Самое общее из них — это:

Наука о том, как управлять людьми, ничего им не платя. Это менеджмент сообществ людей, занимающихся добровольным участием в чём-либо.

Ещё очень часто участников комьюнити называют вашими бесплатными адвокатами.

Сообщество ≠ аудитория. Сообщество живёт не в группе во «ВКонтакте», не в Telegram-чате, а в голове каждого конкретного человека. Либо он ощущает себя причастным к некому клубу, помнит ваших авторов и других участников, либо он никак себя не связывает с вашим медиа, хотя может вас читать.

Аудитория — это абстрактные цифры уникальных посетителей в месяц. Сообщество — это те активные пользователи, которые создают контент для сайта, пишут сами статьи, участвуют в их обсуждении, поддерживают офлайн-активности издания. Тысяча активных участников комьюнити может кардинально изменить атмосферу на вашем сайте.

Можно ли представить себе vc.ru без комментариев? Не знаю, как вы, но я только за ними сюда и хожу.

Это не камень в огород редакции. Просто источников, публикующих новости ИТ, сотни, а такой атмосферы больше нет нигде. Желание быть сопричастным, желание встать в один ряд с местными авторами и делает этот сайт уникальным.

То же самое можно сказать про «Хабр», Sports.ru, Pikabu, «Кинопоиск».

Настал момент перейти к основным принципам построения сообществ. Совсем условно я разделил их на 13 пунктов.

  1. Ценность (элитарность).

  2. Внимание (или признание).
  3. Горизонтальные связи. Демократия.

  4. Провоцируй общение.

  5. Онбординг.

  6. Высшая цель.

  7. Лидеры мнений.

  8. Вовлекай в процесс.

  9. Поощряй остроумие.

  10. Регламентируй правила.

  11. Выходи в офлайн.

  12. Анализируй.

  13. Уступай.

1. Ценность

Сообщество должно быть ценным для его участников. Ценности могут быть разными. В сфере медиа главная ценность — это возможность получать информацию (она должна быть уникальной, эксклюзивной и оперативной, но необязательно) и возможность публиковаться, получать свою минуту славы.

Иногда искусственно созданные сложности для прохождения в этот круг избранных только помогают увеличить итоговую ценность сайта для пользователя.

Семь кругов ада и унижений нужно пройти, чтобы получить возможность писать комментарии на «Хабре». На TJournal для этого достаточно заплатить. На «Лепре» сначала нужно получить инвайт, а потом заплатить (750 рублей, кстати), на «Кинопоиске» существует строжайшая модерация.

Геймификация, всевозможные рейтинги, ранжирование контента — тоже одни из главных инструментов создания ценности сообществу. Сюда также можно отнести институт кармы и подписок. Пользователи начинают больше ценить и ассоциировать себя со своим виртуальным профилем, если он хранит много заплюсованных постов, комментариев, наград (достижений), подписчиков и так далее.

​Константин Панфилов, главный редактор vc.ru, если кто не знал

Сводные рейтинги пользователей. Ограничения, связанные с кармой, прекрасно работают и в 2019-м. Заработанные плюсы должны на что-то влиять.

​На «Лепре» от кармы зависят ваши возможности на сайте и вес голоса
​На Pikabu с помощью проекта Pikastat можно смотреть рейтинги по подписчикам, карме, количеству постов, выставленных оценок и так далее

Топ-1 пользователь Pikabu @sarth например написал 140 тысяч комментариев за пять лет. Это 80 комментариев в день без выходных и отпусков. Как вам такая вовлечённость в жизнь сайта?

2. Внимание и признание

Все представленные площадки с большим вниманием относятся к пользовательскому контенту. Крайне важно обозначить ценность пользовательского контента для редакции, анонсировать и продвигать его всеми доступными способами.

На vc.ru (DTF и TJournal) за это отвечает колонка «Прямой эфир» и виджет «Лучшие комментарии». Кто хоть раз попадал в раздел лучших комментариев за неделю, поймёт. Это как оказаться в трендах YouTube, только за комментарий. Странное, но всё-таки удовольствие.

Укреплять горизонтальные связи между участниками сообщества помогают персонализированные рейтинги.

​Ты лайкнешь меня, я лайкну тебя — искра, буря, безумие!

Не менее важно уметь ранжировать комментарии. Чтобы остроумные комментарии получали больше просмотров. Механизм должен быть чуть сложнее, чем просто сортировать сообщения по рейтингу.

Вот, кстати почитайте подробнее, как сортирует комментарии Reddit. Кажется, YouTube использует похожий алгоритм.

3. Горизонтальные связи. Демократия

У сообщества должен быть лидер или группа лидеров. Чаще всего это основатель, он же главный редактор или руководитель, администратор издания. Последняя инстанция, куда можно обратиться с жалобой.

Слева направо, профили главных отечественных комьюнити-мейкеров: Йован Савович — основатель «Лепры», Дмитрий Навоша — бывший гендиректор Sports.ru, Максим Хрящев — создатель и админ Pikabu, Вадим Елистратов — главный редактор DTF.

Круто, когда участники сообщества знают в лицо всю редакцию. А ещё круче, когда редакция знает своих читателей. Попытки познакомиться нужно предпринимать регулярно.

​В душе ты, конечно, понимаешь, что пройдя опрос, помог обновить цифры в медиаките vc.ru, но всё равно приятно ощущать себя частью чего-то большего

Деанонимизация сильно повышает градус вежливости в комментариях: сложно хамить и троллить автора, который только что рассказал вам искреннюю историю про свою работу, бизнес, жизнь, семью.

Наличие у сообщества условных лидеров и авторитетов при этом совсем не отменяет общего равенства и демократии. Времена злых, но «справедливых» админов, кажется, давно позади.

В первую очередь от людей нужно отвалить. В плане правил, модерации, в плане твоих ожиданий. Мы тут группа людей, мы можем обсуждать всё что угодно, но если бы тут (в комнате) сидел участковый... Мне уже нечего сказать.

Людям нужно организовать атмосферу, будто они одни с друзьями. Тут никто не главный. Или ты главный, просто потому, что решил нас здесь собрать и это чисто техническая должность. Ты возишься с нами, но если ты начнёшь слишком много о себе думать, мы отвалим.

Йован Савович, из интервью FranchTV

«Лепра» в этом плане убежала дальше всех остальных сайтов-сообществ. Где вы ещё видели еженедельные выборы президента сайта? Президент модерирует посты и комментарии, назначает помощников-министров. Но в любой момент может быть уволен таким же общим демократическим импичментом, если будет вести себя неадекватно.

4. Провоцируй общение

Если на вашем сайте пока нет комментаторов, станьте первым! Никто не танцует на сельской дискотеке, пока в центр зала не выйдет первый смельчак.

Комментируйте сами, заставьте авторов писать под своими и чужими статьями.

Хорошо работают комменты, когда автор статьи спрашивает мнения читателей по материалу. Только не в лоб «А у вас так было? Что думаете?»: не проканает.

Раздел дискуссий на «Т—Ж». Разжигать дискуссию на ровном месте, при этом направлять её в нужное редакции русло — этому стоить поучиться у «Т—Ж»

5. Онбординг

Надо ли рассказывать публике vc.ru про важность онбординга? Думаю, нет. Естественно, нового пользователя нужно грамотно прописать и объяснить, по каким правилам живёт сообщество.

Для этих целей подойдут email-рассылки, подсказки на самом сайте, игровые тесты.

6. Высшая цель

Зачем мы тут? Хорошо, когда ты — «Википедия» или «Хабр», тут с придумыванием миссии проблем нет. Гораздо тяжелее, если ты — развлекательный сайт медиа.

У «Лепры» когда-то на главной странице было написано «Нас тысяч, и нам реально нечего делать». По-моему, отличная, честная миссия. Нам нечего делать, и мы занимаемся всякой бесполезной, но весёлой фигнёй.

Обычно миссии вырождаются в нечто формальное, рекламное, абстрактное.

​Ну такое. vc.ru, ты можешь лучше

7. Лидеры мнений

Круто, когда на площадке есть настоящие селебрити. Понятно, как работает этот механизм. Лидеры мнений привлекут за собой свою аудиторию. Да и писать с ними на одной площадке сильно престижнее, чем просто в блоге друзей.

А вот как затащить звезду к себе на сайт? Не так уж и сложно. Старые-добрые интервью, прямые линии с читателями, эфиры всё так же отлично работают.

Алексей Навальный как-то целую неделю был президентом лепры. Прошли годы, а леперы всё помнят

А вот селебы Pikabu: Варламов, Сыендук, Пахом.

Обратите внимание на верификационные звёзды в профилях, это всё очень прекрасно.

8. Вовлекай в процесс

Пользователи должны вовлекаться в создание основного контента сайта (не только комментарии). Для этого как минимум нужно расставить кнопки добавления нового поста. Кстати, почитайте отличный пост по теме от Дениса Ширяева.

Не советуем сильно надеяться на мотивацию пользователей ценными призами. «Давайте разыграем iPhone за лучший пост месяца» — не самая лучшая идея. Конкурс пройдёт, вы останетесь без iPhone и авторов. Они будут ждать следующий конкурс. Лучше, если эта ценность будет нематериальной (признание, слава, внимание). Хотя на самом старте можно и такое попробовать.

Поощряйте остроумие

Стимулируйте пользователей проявлять своё остроумие в комментариях. Зачем это сообществу — понятно. Потому что оно вырастет, если его участникам будет интересно общаться друг с другом.

Десять остроумных комментаторов с «фотошопом» кардинально изменят атмосферу на вашем сайте.

Не забывайте про виджеты лучших комментариев и комментаторов.

​На Pikabu, например, есть целый раздел с топом комментариев

Особенно смешные или злободневные комментарии можно использовать в своих пабликах в соцсетях. Десять человек всегда окажутся смешнее, чем самый матёрый SMM-щик. Так, например, часто делает русский паблик Reddit во «ВКонтакте».

Вы спросите, зачем людям это делать? Тратить своё время на «фотошопы»? Ответ очень простой — ради пары десятков лайков от интернет-друзей.

Возможность заставить друг друга смеяться — это нечто иное, нежели смех над людьми, которым платят, чтобы они заставляли нас смеяться.

Клей Ширки, автор книги «Свободное время в эпоху интернета»

10. Регламентируйте правила

Никакого тоталитаризма. Правила нужно сначала обсудить. Лидер сообщества от своего имени должен начать дискуссию. Как сообществу действовать в критических ситуациях, разрешать конфликты, банить чужаков. Всё это в итоге должно превратиться в манифест.

Обязательно нужно следить за выполнением правил. И в конфликтных ситуациях выносить их на всеобщее обсуждение. Чаще всего это перерастает в глобальный новый срач, но в итоге рождаются поправки к правилами. А сообщество чувствует себя ещё более единым.

vc.ru тут тоже подает не самый лучший пример. Правила были спущены сверху, администрация выступила с позиции силы. В комментариях к посту есть обвинения в том, что редакция сама никогда не придерживалась и не будет придерживаться своих же правил.

11. Из онлайна в офлайн

Ни одно сообщество не может жить только в онлайне. Следующий этап — это реальная встреча.

Чаще всего с инициативой первой такой встречи выступает редакция. Повод может быть любой. Годовщина вашего сайта или праздник в стиле «первые 10 тысяч комментариев», профильный фестиваль или лекторий.

Обязательно документируйте встречи всеми доступными способами — фото, видео. Запилите об этом пост на главной. На неё всё равно уже больше никто кроме ядра не ходит.

Потом сообщество будет самоорганизовываться и устраивать встречи стихийно. Всевозможные лепробалы, встречи пикабушников и реддитеров.

12. Анализируйте

Считайте всё, что можете посчитать. Настройте цели в метрике, следите за активным ядром. Сколько времени они проводят на сайте, сколько страниц просматривают, пишут комментарии, ставят лайки. Проводите когортный анализ после значимых акций. Следите за ростом регистраций и так далее.

13. Уступайте

В какой-то момент в сообществе станет больше контента от других участников, а может быть, появится новый гиперактивист. Не надо «мочить» его активность, уступите лавры «контент-лидера» и погрузитесь в другие задачи.

Поздравляю, вы прошли игру!

Литература на дом

Видео на дом

«Зачем медиа нужны сообщества», Максим Хрящев (создатель Pikabu) и Йован Савович (создатель «Лепры» и Dirty.ru).

И обязательно приходите сегодня в лекторий vc.ru. «Цифровое деловое пространство», улица Покровка, 47. Мероприятие пройдёт 14 октября. С 19:00 — сбор гостей, в 19:30 начнутся лекции. Стоимость: 2000 рублей.

По промокоду TolstoyComments вас ничего не ждёт, зато на нашем сайте вы найдёте прекрасный программный продукт, который поможет вам в нелёгком деле построения комьюнити. Все те программные фишки, о которых я писал выше, уже есть там или находятся в разработке.

0
42 комментария
Написать комментарий...
BoyGeorge

Вот чего действительно не хватает vc.ru, так это возможности оставлять заметки в чужих профилях. Обожаю лепру за это. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
BoyGeorge

Тоже не можете сейчас вытащить 750 рублей из бизнеса? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
BoyGeorge

Вам и не надо. Это удовольствие только для тех, кто умеет сорить рублем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Погребной

А пикабу мы не любим. Свалиди на реддит. И не в голых дело, а в том что они там придумывали себе правила и тут же наказали, а выложить правило забыли. Так что пикабу плевать на пользователей , нет там ничего....

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Большаков

ага. есть такое. чуть что, сразу или бан, или модератора вызывают. большинство контента - репосты из других соцсетей. уникального материала мало, но бывает реально интересно) 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Да, это мерзкая история. Там вроде сейчас администрации удалось разрулить этот вопрос. https://pikabu.ru/story/_6933238

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Или правило придумали, но модераторы трактуют его как им самим вздумается.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Снова ВЦ сравнивают с Пикабу - казалось бы, Константин Панфилов с этим всегда был резко не согласен? Не дай бог, попаду под очередь из его минусомёта! А по сути, так и есть - и туда, и сюда ходят развлекаться. Просто когда ты на ВЦ, кажется, что ты не развлекаешься, а шлифуешь свой стартап:)))))

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Не согласен в том, что нам до их уровня развития сообщества очень далеко — смотрим на них, учимся, завидуем. Просто многие тут почему-то боятся постов, которые состоят из одной картинки — хотя даже на «Пикабу» это не основной тип контента.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Панфилов первый к себе на конфу позвал Максима Хрящева. А так-то, общего у виси и пикабу, не так уж много. Ну, кроме сильных сообществ пользователей. 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

и правда, с пикабу роднится ДТФ :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Сергей, расскажите своё мнение на тему того, как Йовану удалось позволить уничтожить некогда прекрасный Dirty и, главное, зачем?

И есть ли концептуальные различия интернет сообществ на постсоветском пространстве и на западе?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Сам Йован вот что по этому поводу говорит https://youtu.be/nEmf8mS_JSs?t=889. Но возможно, все гораздо проще. Серб устал.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

О, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Смешно видеть в этом перечне Пикабу. Сам несколько лет там активно писал, но последние 2 года сильно разочаровался в ресурсе. Провел за эти пару лет там онлайн не более пары недель. В этом году окончательно перестал писать.

1. Система рейтинга, введенная для сортировки контента по годноте и создания "привязанности" к ресурсу, не работает должным образом. В политических темах формируются внересурсные сообщества, о которых узнают случайно из-за утечек инфы. Например, есть телеграм-чат. В нем обсуждают сторонников противоположного мнения, составляют списки и дружно начинают минусить все посты и комментарии авторов из списка. Не важно на какую тему пишешь. И не скупятся на взаимные плюсы. Таким образом, откровенные вбросы и копипасты всплывают вверх, а авторская годнота тонет.

2. Кармадрочерство. Выше рейтинг - больше преимуществ. Те же персонажи с вбросами, когда начинают все же тонуть, лупят пулеметной очередью картинки с котиками и собачками. Все, карма восстановлена. Кроме них есть коллекционеры плюсов. Это странные аккаунты, которые постят только в тематические сообщества - собаки, кошки, автомобили, рукоделие. Пост из фото/видео/гифки, не публиковавшихся ранее, но не созданных автором поста, и небольшой подписи. Каждый день вырабатывают максимальный пул постов. Почти не пишут комментариев. На всякий негатив рейтинг не тратят, но засоряют ленты сообществ бессмысленными постами.

3. Предвзятая модерация. Правила ничто, модератор все. Трактуют правила они вольно, на свое усмотрение. Наказания за нарушения зависят от степени личной лояльности модератора к автору. В один раз за нарушение получаешь бан. В другой раз смотрит другой модератор и просто удаляет комментарий. Но когда какой отреагировал не знаешь, ник у всех один. Выходят подряд два поста с одинаковым нарушением. Одному пользователю выносят предупреждение и просят добавить пруф. Другого сразу банят и пост удаляют. С одних пользователей требуют в качестве пруфа ссылку на СМИ, с обязательным условием указания на том сайте свидетельства регистрации СМИ. У других прокатывает пруф в виде левого сайта или личного блога, а призывы игнорируются. Одним пользователям пруфы не нужны, а на упорные призывы будет ответ "автор выражает личное мнение", хотя это мнение выражается однозначным утверждением. Другим для поста в стиле "сам видел" или "я считаю" требуется пруф.

4. Неадекватная техподдержка. Достаточно часто удавалось оспорить бан в техподдержке. Его снимали, признавали ошибку модератора. Но последний раз оператор техподдержки сам путался в том, что говорил. То можно, то нельзя. В результате бан не отменил, хотя тот был выдан спустя 2 часа после удаления комментария, т.е. другим модератором.

5. Неоднозначность правил и их вольная трактовка. В одной из дискуссий с техподдержкой по поводу бана за оскорбление, привел в пример собственный призыв модератора на чужой комментарий. В случае моего нарушения, это была грубость в ответ на грубость. Поднял различные словари и справочники, дал обоснованное многими источниками определение грубости и оскорбления. Показал, что сказанное мной ни по одному авторитетному источнику не является оскорблением. В ту же очередь приведенное в пример нарушение другого пользователя было открытым оскорблением. Но он отделался только удалением комментария. И по факту его нарушения было сказано, что это не оскорбление, а грубость.

6. Нельзя удалить собственный контент. Т.е. предоставляя Пикабу авторский материал, ты лишаешься права на него. Аккаунт может быть удален навсегда. Но контент продолжит собирать поисковую выдачу и привлекать трафик на сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Bad Bear

Пикабу уже лет 5 как захвачен кремлеботами, на минуточку. Которые действуют в одной команде с модераторами

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Все что вы написали наверняка справедливо. Но это неизбежные сложности. Ресурс стал слишком большим. 80 000 000 визитов в месяц судя по симиларвеб. Администрация отчитывается о 80 000 комментариях в день и 3000 постов. С трудом представляю, какой у них штат модераторов. 

А вот эти новые правила многоуровневой модерации вас не устроили? https://pikabu.ru/story/_6933238 На словах звучит разумно, не знаю как на деле. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

В тот момент, когда выкатили эти изменения, я уже более месяца вообще не заходил на ресурс после очередного бана.
Сейчас все перечитал, вроде бы звучит хорошо. Перечитаю комменты, запилю обещанный ранее подписчикам пост и пока воздержусь от авторства.
То, что я выше написал, это не сложности. Это потеря контроля, над ресурсом. Если так произошло, что внутри одного сообщества появилось другое сообщество на внешнем ресурсе, то и текущие изменения не факт, что решат все проблемы. Фактически, сейчас ничего не мешает никому из пользователей создать внешнее сообщество, например, в телеграм и оказывать этим сообществом влияние на общую ленту и внутренние сообщества сайта. Что интересно, личных сообщений нет и все оргмоменты по первоначальному созданию таких групп и добавлению новых участников проводятся просто в комментах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лев Толстой

Звезда пикабу Пахом, с одним комментарием в профиле. 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Это обложка к конференции vc. Я всего лишь обмазал ее фотошопом  https://vc.ru/team/86874-lektoriy-vc-ru-v-moskve-kak-soobshchestvo-i-produkt-razvivayut-drug-druga

Ответить
Развернуть ветку
alex

там ноги не на педалях, а просто свешены 

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

А я уже говорил, что статья вполне ничего, чего это мимо :)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сталь

Согласна, хороший доступный материал :) Рада, что такого в рунете становится больше по теме комьюнити.

Ответить
Развернуть ветку
Serega Sheypak
Ответить
Развернуть ветку
Александр Ерёмин

На VC не хватает ограничений как на хабре, касательно публикаций

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ерёмин
 И кстати, не рекомендуется высказывания против позиции автора редакторского поста, я так мут на подсафте техника поймал

Не понял

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TR in

"..сложно хамить и троллить автора, который только что рассказал вам искреннюю историю про свою работу, бизнес, жизнь, семью."
Да ладно😂
Хейторов большинство (по крайнем мере на vc). Если новость не про футуризм, стеб над чьим-то фейлом или новая фича от гиганта, то все остальное регулярно и смачно хейтят, особенно личн.опыт.
Не дай бог описать негативный опыт про корпората и армия сотрудников еще помогут минусовать. И хрен кто увидит Васю..😣

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Конечно же все намного сложнее чем описано в статье. Однако даже на виси любой негатив гасится иронией и искренностью. Холливары под "личным опытом" возникают чаще всего, когда автор слетает с катушек за вроде бы невинный наезд. 

Ответить
Развернуть ветку
TR in

За статью спасибо, она шедевральная. Четко, с примерами, с огнем в глазах👍👍🤞

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korovin

Привет. Спасибо за мнение) Как буду развивать свое сообщество постараюсь пользоваться, а пока - в закладки)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Вы забыли 1 пункт. Все это не работает, если нет огромного кол-ва трафа

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Не соглашусь. Чаще бывает наоборот. Миллионы уников, а комментов 0. 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Это не претензия к статье. Ведь вы пишите про "управление сообществом". То есть когда у Вас уже люди есть, которые хотят постить (ну или это вопросы, когда Вы организовали вечеринку, пришло 100 человек и теперь их надо развеселить и обслужить. А как именно организовали вечеринку и сколько это стоило - это другая статья)

Что касается миллиона уников, а камментов ноль - это значит редакция не хочет этого. Ибо модерировать выходит дорого. Особенно в свете рос. законодательства. Сами понимаете, прикрутить дискус - много ума не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Adolf Tanos

Вы забыли написать что @sarth на пикабу это граммарнацист и его комментарии в основном попытки самоутвердиться за счёт других, а стоит его поставить на место - зовёт модера, вот вам уже 2 коммента за пару минут. Посты его тонут в минусах, по их количеству кстати можно понять скольким людям он насрал, а вы его в пример приводите.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко
Автор

Ну прям "в пример"? Там в тексте скорее про невероятную вовлеченность пользователя в жизнь площадки. Она может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. К сожалению...

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда