Как это работает: мануфактура «БалалайкерЪ»
Как открыть производство балалаек, колёсных лир и других музыкальных инструментов.
Материал подготовлен при поддержке МегаФона
Это статья из рубрики «Как это работает» — предприниматели делятся своими историями о том, как они шаг за шагом смогли открыть своё дело, с какими трудностями сталкивались и как развивают бизнес. Герой статьи — Евгений Харламов, сооснователь мануфактуры полного цикла «БалалайкерЪ». Евгений с партнёрами — Сергеем Ключниковым и Александром Дмитриевым — делает балалайки, колёсные лиры и другие музыкальные инструменты. Евгений рассказал, как увлечение русским фольклором можно превратить в бизнес.
Шаг первый. Понять, что хобби может вырасти в собственное дело
Евгений и Сергей познакомились в студенческие годы на почве общего интереса: Евгений профессионально занимался музыкой и до 25 лет состоял в ансамбле, а Сергей увлекался фольклорной музыкой. В университете Евгений с Сергеем ездили в экспедиции по России — изучали локальные музыкальные традиции, фольклор, слушали, как играют местные жители, и играли сами. После университета Евгений занялся разработкой сайтов, а Сергей работал в банковской сфере. В свободное время они продолжали ездить в экспедиции и играть музыку.
В 2013 году на основе материала, собранного в поездках, друзья открыли в Ульяновске первый в России Музей балалайки. Это был социальный бизнес, который существовал на личные средства Евгения и Сергея.
После запуска музея стало понятно, что интерес к фольклорной музыке в регионе есть, вокруг музея начала складываться музыкальная тусовка. В музее выставлялись старинные инструменты. При этом купить новую балалайку для любительской игры было невозможно: музыкальные производства не видели ценности в таких балалайках и выпускали только профессиональные инструменты. Ниша традиционных инструментов оказалась пуста. Так Сергей с Евгением решили заняться производством балалаек.
Шаг второй. Придумать идею и концепцию продвижения
Название «БалалайкерЪ» родилось в ходе мозгового штурма: записывали все приходящие в голову варианты, а потом отсеивали лишние. Концепция заключалась в том, чтобы продвигать не просто музыкальный инструмент, а образ жизни. А твёрдый знак добавили в качестве символа актуализации прошлого.
В первые годы «БалалайкерЪ» активно продвигался в соцсетях — Facebook и «ВКонтакте»: писали людям, которые интересуются фольклором, в тематические сообщества, развивали свою группу.
Кроме соцсетей продвигались через музыкальные фестивали — организовывали образовательные корнеры и обучали игре на балалайке. Старались через обучение донести, что балалайка – это просто и доступно, можно начать играть практически сразу, не нужно для этого оканчивать музыкальную школу.
Главной целью было популяризировать инструмент, ввести его в сферу домашнего использования. Ребята ездили по миру, делали фотографии с балалайкой в горах, на сноуборде, в Азии и на Севере.
Шаг третий. Собрать документы и найти поставщиков
Чтобы открыть музыкальное производство, подойдёт любая организационно-правовая форма. «БалалайкерЪ» работает как ИП. Налогообложение по упрощённой системе: расходы на поставщиков не всегда удаётся подтвердить, поэтому выбрали платить 6% с дохода.
Деятельность музыкального производства в России пока не лицензируется. Если на производстве будут большие обороты и серьёзный поток древесины, то понадобится разрешение на покупку древесины и регистрация в государственном реестре.
Выбор древесины — важный этап в производстве музыкального инструмента. Если влажность дерева окажется выше заявленной, то инструмент может «скрутить». Поэтому дерево отбирается вручную, каждая доска проверяется.
Для производства балалайки нужны разные сорта древесины: корпус изготавливается из клёна или берёзы, а усиливающие части — из более крепких и стабильных пород. Дерево, которое идёт на отделку, стоит дорого, и найти его бывает непросто (например, такие сорта, как разновидности красного или чёрного дерева).
Кроме древесины в производстве балалайки нужны колки и струны, которые «БалалайкерЪ» хотел производить самостоятельно, но быстро отказался от этой идеи — проще заказывать готовые.
При производстве инструментов нельзя обойтись без лакокрасочных материалов. «БалалайкерЪ» использует итальянские материалы, поскольку качество современных российских лаков не выдерживает музыкальные требования.
Упаковка музыкальных инструментов — это ещё одна важная и постоянная статья расходов. Для балалайки требуется необычная и сложная по техническим характеристикам картонная коробка. Очень сложно найти поставщика, который готов производить такую коробку в относительно небольших объёмах — до 1 тысячи штук. «БалалайкерЪ» потратил на поиск такого партнёра почти год.
Шаг четвёртый. Создать достойный инструмент
Сейчас «БабалайкерЪ» выпускает 33 различные модели балалаек — как для любительского музицирования, так и для профессиональной игры, подарочные варианты и историческую серию. Кроме балалаек, на производстве периодически делают гусли, укулеле и такие редкие инструменты, как колёсные лиры.
Начиналось всё с традиционных балалаек – инструмента для любительского музицирования. Первой моделью стала «БалалайкерЪ 3S» — с тремя металлическими струнами. Позже на её основе выпустили многострунные версии.
Разработкой моделей занимались Сергей Ключников, сооснователь «БалалайкерЪ», и технолог Александр Дмитриев. За основу взяли старую технологию «вязка в ручку», которую уже не используют на фабриках.
Первые модели делали традиционного натурального белого цвета – такие балалайки раньше были в деревнях. Потом ввели второй цвет – коричневый, чтобы у покупателей был выбор. И постепенно стали расширять линейку: добавлять другие цвета, варианты отделки и дизайна.
После запуска традиционных балалаек решили, что нужно расширяться. Запустили серию академических балалаек – для профессионального музицирования, а потом – компактную бюджетную модель, которую можно брать в путешествия или покупать для детей.
Себестоимость одной балалайки составляет от 30 до 50% от итоговой цены — это зависит от отделки. Цена традиционной балалайки начинается от 7 тысяч рублей, академической — от 11 тысяч и доходит до 50 тысяч рублей, — если это инструмент для концертной деятельности. Цены на инструменты поднимаются в среднем на 5% каждый год.
Шаг пятый. Найти помещение
В 2013 году после открытия музея Сергей и Евгений запустили производство балалаек на базе сторонней мастерской. Чтобы отработать модель балалайки, заказывали заготовки, которые потом собирали на дому.
В 2014 году решили открыть своё производство: ездили на разные музыкальные производства, смотрели, как там всё устроено, искали старые советские книги по созданию щипковых инструментов и брали оттуда основу – шаблоны и технологии.
В это время к Сергею и Евгению присоединился третий друг – Александр, который работал в сфере ИТ, но интересовался музыкальными инструментами и занимался их ремонтом. Александр стал отвечать за разработку моделей балалаек.
В 2015 году партнёры нашли первое помещение — друг-адвокат предложил свой офис в центре Ульяновска. «БалалайкерЪ» разместился в трёх комнатах исторического здания, не приспособленного под производство.
Полный цикл производства организовать в офисном помещении с низкими потолками не удалось, и какое-то время производство работало на частичном аутсорсе. Подрядчик из Краснодара присылал готовые заготовки, которые собирали в офисе «БалалайкерЪ». При таком варианте работы оказалось сложно обновлять модельный ряд. Постепенно объёмы увеличивались, и стало понятно, что нужно искать новое помещение, куда можно поставить станки для полного цикла производства.
В 2017 году партнёры арендовали помещение в здании бывшей швейной фабрики. Помещение искали на «Авито». Главным критерием при поиске была близость к центру города.
Специальных норм для музыкального производства нет. Но есть нормативы, которые относятся к разным частям производства, например к столярному, и «БалалайкерЪ» их соблюдает.
Шаг шестой. Собрать команду
Производить музыкальные инструменты можно тремя способами:
мастеровой подход — один человек делает всю балалайку от начала и до конца — на одну балалайку уходит до двух месяцев;
артельный – над балалайкой работает мастер и подмастерья, — в этом случае балалайка изготавливается чуть быстрее, примерно 2–3 недели;
фабричный — всё на потоке, инструмент движется по конвейеру, где каждый человек выполняет свою работу, — за один день фабрика изготавливает несколько десятков инструментов.
«БалалайкерЪ» — что-то усреднённое. Это мануфактура, где есть разделение труда, но нет конвейера, а инструмент может возвращаться в некоторые цеха на доработку. Балалайки производят партиями по 20–30 инструментов, срок изготовления такой партии – в пределах месяца. Работа на производстве разделена на цеха:
станочный участок, где из досок формируются заготовки будущих деталей;
кузовной участок, где вручную при помощи рубанка собирают «кузов» балалайки;
сборочный участок — здесь «кузов» доводится до состояния практически готового инструмента; это самая трудоёмкая часть производства, — состоит из тридцати различных операций;
на шлифовальном участке балалайку подготавливают к лакокрасочным работам;
на лакокрасочном участке балалайка может провести до трёх дней, пока её покрывают морилкой, грунтом и лаком, с обязательной просушкой каждого предыдущего слоя;
- настроечный участок – здесь устанавливают фурнитуру, натягивают струны и настраивают балалайку;
- упаковочный участок – готовую балалайку упаковывают и готовят к отправке покупателю.
За месяц «БалалайкерЪ» изготавливает 160–200 инструментов. На производстве работает команда из 15 человек, — средний возраст сотрудника — 25 лет. Людей сначала искали через друзей, а потом на «Авито». Образование не важно, главное желание учиться и работать. Обучение на производстве занимает от трёх месяцев до полугода. Через год работы такой сотрудник может сам обучить нового работника.
Шаг седьмой. Найти клиентов
Сейчас продажи балалаек идут по нескольким направлениям:
около 20% – продаются в розницу покупателям, которые звонят напрямую на производство или делают заказ в группе в «ВКонтакте»;
50-60% приходится на дистрибуцию – продажу балалаек крупным агентам, которые распространяют инструменты по России;
около 30% – дружественные дилерские магазины, которым удобнее заказывать товар напрямую с производства.
Есть текущий выпуск балалаек, который соответствует общему запросу рынка — изготавливаются те модели, которые чаще продаются у дистрибьютеров. Также производятся новые модели, которые «БалалайкерЪ» хочет продвинуть на рынок.
Первых крупных клиентов искали в соцсетях и на крупных выставках. На европейских выставках часто происходит знакомство с российскими дилерами и завязывается партнёрство. В этом году «БалалайкерЪ» планирует расширять российскую дилерскую сеть и постепенно выходить на европейский рынок.
Шаг восьмой. Посчитать, сколько всё это стоит
Чтобы открыть музыкальное мелкосерийное производство с нуля, нужно запастись временем и терпением. Для мануфактурного производства понадобятся базовые инвестиции – в районе 10 млн рублей. Для построения конвейерного балалаечно-гитарного производства затраты будут выше – 25-30 млн чистых инвестиций.
у Мегафона случаем нет сервиса "АнтиФлуд"--чтобы подключить его за 19.99 и больше не видеть вкраплений джинсы?
Отличный материал про прекрасный проект ! Делать музыкальные инструменты это вам не из байтиков очередной маркетплейс складавать.
Можно перефразировать иначе:
Писать чистый код, с грамотной архитекторой, это вам не дерево на ЧПУ вырезать "😄
">С третьего года можно выйти на годовой оборот в 10–12 млн рублей
Кроме балалаек, на производстве периодически делают гусли, укулеле и такие редкие инструменты, как колёсные лиры.Если не для муз. школ, где все по 44фз, в основном. Сложно представить куда 1300+ балалайка (взял медиану в 9тр) "впихнуть"))
Это по ~3.7 проданных балалайка КАЖДЫЙ день 🤫🤫..
По Питеру когда гуляешь , сразу бросается в глаза БЕГЕННАЯ популярность балалаек, и, особенно, гуслей- каждый 2 уличный музыкант в вышиванке и лаптях наяривает на этих инструментах, а аккомпанирует , обычно, медведь с гармошкой 😁😆🤣😅
Пишите еще)))
Нужно перед НГ настроение людям поднять )))
Когда "банковский" работник и "айтишник" начинают заниматься гуслями и балалайками => большая перспектива развития/дохода.
Начинаешь подозревать, или с банками и it у нас все ещё хуже становится, или. ...))))))
Чистый код тоже сами пишем, не волнуйтесь // 1300 балалаек - это маловато, текущий объём в пределах 2 тыс.шт. Да, в России есть такая штука под названием музыкальные магазины // Не знаю бегает ли по Питеру медведь с гармошкой, но Нейромонах Феофан с тех краёв // Айтишник, клерк и математик - это всё, что нужно для музыкального бизнеса. Всем рекомендуем попробовать))
Я убежден, мой скепсис относительно проекта (в рамках финреза) будет побит отличными результатами Вашего проекта =)
Необычный проект)))
Успехов Вам....
ПЫСЫ: если это мануфактура, посмотрите в сторону Etsy
Молодцы
С удовольствием прочитал! Балалайки :) надо - же!! Смело и красиво