Бизнес-инструкции от предпринимателей

Как это работает: мануфактура «БалалайкерЪ»

Как открыть производство балалаек, колёсных лир и других музыкальных инструментов.

Материал подготовлен при поддержке МегаФона

Это статья из рубрики «Как это работает» — предприниматели делятся своими историями о том, как они шаг за шагом смогли открыть своё дело, с какими трудностями сталкивались и как развивают бизнес. Герой статьи — Евгений Харламов, сооснователь мануфактуры полного цикла «БалалайкерЪ». Евгений с партнёрами — Сергеем Ключниковым и Александром Дмитриевым — делает балалайки, колёсные лиры и другие музыкальные инструменты. Евгений рассказал, как увлечение русским фольклором можно превратить в бизнес.

Шаг первый. Понять, что хобби может вырасти в собственное дело

Евгений и Сергей познакомились в студенческие годы на почве общего интереса: Евгений профессионально занимался музыкой и до 25 лет состоял в ансамбле, а Сергей увлекался фольклорной музыкой. В университете Евгений с Сергеем ездили в экспедиции по России — изучали локальные музыкальные традиции, фольклор, слушали, как играют местные жители, и играли сами. После университета Евгений занялся разработкой сайтов, а Сергей работал в банковской сфере. В свободное время они продолжали ездить в экспедиции и играть музыку.

Евгений Харламов и Сергей Ключников

В 2013 году на основе материала, собранного в поездках, друзья открыли в Ульяновске первый в России Музей балалайки. Это был социальный бизнес, который существовал на личные средства Евгения и Сергея.

Открытие Музея балалайки

После запуска музея стало понятно, что интерес к фольклорной музыке в регионе есть, вокруг музея начала складываться музыкальная тусовка. В музее выставлялись старинные инструменты. При этом купить новую балалайку для любительской игры было невозможно: музыкальные производства не видели ценности в таких балалайках и выпускали только профессиональные инструменты. Ниша традиционных инструментов оказалась пуста. Так Сергей с Евгением решили заняться производством балалаек.

Мы отталкивались от музыки: понимали, что если не будет нормальных инструментов, то играть никто не будет. Вход в музыку был сложный: сначала надо было найти балалайку — на барахолке или где-то ещё. Мы пошли от обратного — поняли, что спрос появится, когда появятся инструменты.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Шаг второй. Придумать идею и концепцию продвижения

Название «БалалайкерЪ» родилось в ходе мозгового штурма: записывали все приходящие в голову варианты, а потом отсеивали лишние. Концепция заключалась в том, чтобы продвигать не просто музыкальный инструмент, а образ жизни. А твёрдый знак добавили в качестве символа актуализации прошлого.

Цель была вывести балалайку из лубочного формата. Мы не спасаем Русь, не «поднимаем её с колен», не возрождаем. Мы делаем инструменты, на которых можно играть хорошую музыку — любую, не только фольклор. Мы продвигаем образ жизни, поэтому и название такое, как «сёрфер» или «байкер», созвучное.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

В первые годы «БалалайкерЪ» активно продвигался в соцсетях — Facebook и «ВКонтакте»: писали людям, которые интересуются фольклором, в тематические сообщества, развивали свою группу.

Кроме соцсетей продвигались через музыкальные фестивали — организовывали образовательные корнеры и обучали игре на балалайке. Старались через обучение донести, что балалайка – это просто и доступно, можно начать играть практически сразу, не нужно для этого оканчивать музыкальную школу.

В условиях пандемии презентации продуктов и обучающие лекции переходят в онлайн-формат. МегаФон позволяет проводить видеопрезентации, онлайн-лекции и семинары для аудитории до 1000 человек. Выслать приглашения можно по смс, а подключиться к мероприятию удобно с любого девайса.

Сервис «Вебинары» от МегаФона позволяет сделать онлайн-лекцию не менее зрелищной и интерактивной, чем в офлайн-формате. Используйте виртуальную «доску для рисования», проводите опросы и голосования, обменивайтесь файлами, демонстрируйте рабочий стол, документы и презентации.

Видеозапись вебинара сохранится в высоком качестве — её можно будет пересмотреть и отправить участникам, которые не смогли присутствовать онлайн.

Главной целью было популяризировать инструмент, ввести его в сферу домашнего использования. Ребята ездили по миру, делали фотографии с балалайкой в горах, на сноуборде, в Азии и на Севере.

Шаг третий. Собрать документы и найти поставщиков

Чтобы открыть музыкальное производство, подойдёт любая организационно-правовая форма. «БалалайкерЪ» работает как ИП. Налогообложение по упрощённой системе: расходы на поставщиков не всегда удаётся подтвердить, поэтому выбрали платить 6% с дохода.

Деятельность музыкального производства в России пока не лицензируется. Если на производстве будут большие обороты и серьёзный поток древесины, то понадобится разрешение на покупку древесины и регистрация в государственном реестре.

Мы не вырабатываем больших объёмов, поэтому закупаем древесину за наличку как частное лицо. Поставщиков ищем на «Авито» или работаем со знакомыми пилорамами, которые нашли по сарафанному радио. Разные сорта древесины везут из других городов, далеко не всё можно найти в Ульяновске.

Сложность работы с частными поставщиками в том, что сегодня этот продавец есть, завтра он может пропасть. Сегодня дерево есть, завтра может не быть. Поэтому нужно «играть вдолгую» — звонить заранее и делать предзаказ.

Рынок дерева достаточно дорогой и сложный для официального входа. Мы стараемся подбирать таких поставщиков, чтобы цена конечного инструмента оставалась доступной.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Выбор древесины — важный этап в производстве музыкального инструмента. Если влажность дерева окажется выше заявленной, то инструмент может «скрутить». Поэтому дерево отбирается вручную, каждая доска проверяется.

Когда важно не просто доставить груз в сохранности, но и обеспечить определённое состояние в пути, поможет сервис МегаФона — «Контроль грузов». Установив датчики на груз, можно отслеживать и соблюдать температурный режим транспортировки и узнавать о различных внештатных ситуациях.

Кроме того, сервис позволяет получать данные о маршруте следования, отслеживать время стоянок и погрузок и оптимизировать логистику.

Для производства балалайки нужны разные сорта древесины: корпус изготавливается из клёна или берёзы, а усиливающие части — из более крепких и стабильных пород. Дерево, которое идёт на отделку, стоит дорого, и найти его бывает непросто (например, такие сорта, как разновидности красного или чёрного дерева).

Кроме древесины в производстве балалайки нужны колки и струны, которые «БалалайкерЪ» хотел производить самостоятельно, но быстро отказался от этой идеи — проще заказывать готовые.

При производстве инструментов нельзя обойтись без лакокрасочных материалов. «БалалайкерЪ» использует итальянские материалы, поскольку качество современных российских лаков не выдерживает музыкальные требования.

Упаковка музыкальных инструментов — это ещё одна важная и постоянная статья расходов. Для балалайки требуется необычная и сложная по техническим характеристикам картонная коробка. Очень сложно найти поставщика, который готов производить такую коробку в относительно небольших объёмах — до 1 тысячи штук. «БалалайкерЪ» потратил на поиск такого партнёра почти год.

Шаг четвёртый. Создать достойный инструмент

Сейчас «БабалайкерЪ» выпускает 33 различные модели балалаек — как для любительского музицирования, так и для профессиональной игры, подарочные варианты и историческую серию. Кроме балалаек, на производстве периодически делают гусли, укулеле и такие редкие инструменты, как колёсные лиры.

Начиналось всё с традиционных балалаек – инструмента для любительского музицирования. Первой моделью стала «БалалайкерЪ 3S» — с тремя металлическими струнами. Позже на её основе выпустили многострунные версии.

Мы хотели сделать что-то вроде iPhone и IKEA в мире балалаек. Поэтому и названия такие выбрали — 3S, 4S, 6S.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Разработкой моделей занимались Сергей Ключников, сооснователь «БалалайкерЪ», и технолог Александр Дмитриев. За основу взяли старую технологию «вязка в ручку», которую уже не используют на фабриках.

Первые модели делали традиционного натурального белого цвета – такие балалайки раньше были в деревнях. Потом ввели второй цвет – коричневый, чтобы у покупателей был выбор. И постепенно стали расширять линейку: добавлять другие цвета, варианты отделки и дизайна.

После запуска традиционных балалаек решили, что нужно расширяться. Запустили серию академических балалаек – для профессионального музицирования, а потом – компактную бюджетную модель, которую можно брать в путешествия или покупать для детей.

Себестоимость одной балалайки составляет от 30 до 50% от итоговой цены — это зависит от отделки. Цена традиционной балалайки начинается от 7 тысяч рублей, академической — от 11 тысяч и доходит до 50 тысяч рублей, — если это инструмент для концертной деятельности. Цены на инструменты поднимаются в среднем на 5% каждый год.

Шаг пятый. Найти помещение

В 2013 году после открытия музея Сергей и Евгений запустили производство балалаек на базе сторонней мастерской. Чтобы отработать модель балалайки, заказывали заготовки, которые потом собирали на дому.

Надомная мастерская

В 2014 году решили открыть своё производство: ездили на разные музыкальные производства, смотрели, как там всё устроено, искали старые советские книги по созданию щипковых инструментов и брали оттуда основу – шаблоны и технологии.

В это время к Сергею и Евгению присоединился третий друг – Александр, который работал в сфере ИТ, но интересовался музыкальными инструментами и занимался их ремонтом. Александр стал отвечать за разработку моделей балалаек.

На тот момент у нас была стабильная ситуация: у Сергея — банковская зарплата, у меня — ИТ-заказы. И мы полезли туда, в чём вообще ничего не понимали. Всё, что зарабатывали, вкладывали в развитие бизнеса. Параллельно занимались маркетингом: выходили на ярмарки, ездили по России, занимались популяризацией инструмента.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

В 2015 году партнёры нашли первое помещение — друг-адвокат предложил свой офис в центре Ульяновска. «БалалайкерЪ» разместился в трёх комнатах исторического здания, не приспособленного под производство.

Полный цикл производства организовать в офисном помещении с низкими потолками не удалось, и какое-то время производство работало на частичном аутсорсе. Подрядчик из Краснодара присылал готовые заготовки, которые собирали в офисе «БалалайкерЪ». При таком варианте работы оказалось сложно обновлять модельный ряд. Постепенно объёмы увеличивались, и стало понятно, что нужно искать новое помещение, куда можно поставить станки для полного цикла производства.

В 2017 году партнёры арендовали помещение в здании бывшей швейной фабрики. Помещение искали на «Авито». Главным критерием при поиске была близость к центру города.

Платим 60 тысяч рублей в месяц за 300 кв.м., плюс — электричество, отопление и вывоз мусора. По московским меркам — это бесплатно, но для Ульяновска — это высокая цена. На окраине можно найти более подготовленные помещения дешевле раза в два, но там атмосфера не та — балалайки не будут хорошо звучать.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Специальных норм для музыкального производства нет. Но есть нормативы, которые относятся к разным частям производства, например к столярному, и «БалалайкерЪ» их соблюдает.

Шаг шестой. Собрать команду

Производить музыкальные инструменты можно тремя способами:

  • мастеровой подход — один человек делает всю балалайку от начала и до конца — на одну балалайку уходит до двух месяцев;

  • артельный – над балалайкой работает мастер и подмастерья, — в этом случае балалайка изготавливается чуть быстрее, примерно 2–3 недели;

  • фабричный — всё на потоке, инструмент движется по конвейеру, где каждый человек выполняет свою работу, — за один день фабрика изготавливает несколько десятков инструментов.

«БалалайкерЪ» — что-то усреднённое. Это мануфактура, где есть разделение труда, но нет конвейера, а инструмент может возвращаться в некоторые цеха на доработку. Балалайки производят партиями по 20–30 инструментов, срок изготовления такой партии – в пределах месяца. Работа на производстве разделена на цеха:

  • станочный участок, где из досок формируются заготовки будущих деталей;

  • кузовной участок, где вручную при помощи рубанка собирают «кузов» балалайки;

  • сборочный участок — здесь «кузов» доводится до состояния практически готового инструмента; это самая трудоёмкая часть производства, — состоит из тридцати различных операций;

  • на шлифовальном участке балалайку подготавливают к лакокрасочным работам;

  • на лакокрасочном участке балалайка может провести до трёх дней, пока её покрывают морилкой, грунтом и лаком, с обязательной просушкой каждого предыдущего слоя;

  • настроечный участок – здесь устанавливают фурнитуру, натягивают струны и настраивают балалайку;
  • упаковочный участок – готовую балалайку упаковывают и готовят к отправке покупателю.

За месяц «БалалайкерЪ» изготавливает 160–200 инструментов. На производстве работает команда из 15 человек, — средний возраст сотрудника — 25 лет. Людей сначала искали через друзей, а потом на «Авито». Образование не важно, главное желание учиться и работать. Обучение на производстве занимает от трёх месяцев до полугода. Через год работы такой сотрудник может сам обучить нового работника.

Подготовленных кадров по специальности «мастер музыкального инструмента» нет с начала 1990-х годов. Сначала мы искали мастеров-столяров, которые работали на мебельных производствах. Но не всегда получалось сработаться: часто это были взрослые люди с тяжёлым прошлым и грустными глазами – с таким подходом сложно делать музыкальные инструменты. Тогда мы стали брать молодых ребят с «прямыми руками» и обучать.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Шаг седьмой. Найти клиентов

Сейчас продажи балалаек идут по нескольким направлениям:

  • около 20% – продаются в розницу покупателям, которые звонят напрямую на производство или делают заказ в группе в «ВКонтакте»;

  • 50-60% приходится на дистрибуцию – продажу балалаек крупным агентам, которые распространяют инструменты по России;

  • около 30% – дружественные дилерские магазины, которым удобнее заказывать товар напрямую с производства.

Есть текущий выпуск балалаек, который соответствует общему запросу рынка — изготавливаются те модели, которые чаще продаются у дистрибьютеров. Также производятся новые модели, которые «БалалайкерЪ» хочет продвинуть на рынок.

Первых крупных клиентов искали в соцсетях и на крупных выставках. На европейских выставках часто происходит знакомство с российскими дилерами и завязывается партнёрство. В этом году «БалалайкерЪ» планирует расширять российскую дилерскую сеть и постепенно выходить на европейский рынок.

Зарубежные покупатели пока существуют в формате розницы – продаём через магазин на eBay и по частным запросам из Европы. Основная проблема в таких продажах – высокая стоимость доставки, которая составляет 20-30% от стоимости инструмента. Плюс из-за коронавируса посылки идут довольно долго.

Сейчас появилась новая возможность для поставок за рубеж: в Европе при поддержке Минпромторга создали платформу для экспорта – дистрибьюторский центр, куда мы, как российский производитель, можем поставлять товары на хороших условиях. При этом государство берёт на себя все вопросы с растаможкой товара, это значительная помощь.

Планируем выйти на Европу в ближайшие год-два. Но на текущий момент у нас переспрос – инструменты проданы на полтора месяца вперёд. Поэтому пока пытаемся заполнить внутренний рынок, уходить в Европу, «оголив» Россию, мы не хотим.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

Шаг восьмой. Посчитать, сколько всё это стоит

Чтобы открыть музыкальное мелкосерийное производство с нуля, нужно запастись временем и терпением. Для мануфактурного производства понадобятся базовые инвестиции – в районе 10 млн рублей. Для построения конвейерного балалаечно-гитарного производства затраты будут выше – 25-30 млн чистых инвестиций.

Для начала нужно найти технолога. Первый год и 1–1,5 млн потратить на отработку технологий, разработку базовых моделей и производство тестовых образцов. Параллельно нужно собрать и «воспитать» штат из 5–7 человек. Зарплата одного сотрудника в регионах – 25–35 тысяч рублей в месяц.

2–3 млн закладывайте на станочное оборудование. Станки нужны все и сразу. Можно взять старые на «Авито» за 1,5 млн – мы начинали с таких, но тут нужно понимать, рабочие они или нет. Аренда и ремонт помещения под станки – это ещё в районе 1 млн в год.

С третьего года можно выйти на годовой оборот в 10–12 млн рублей. Это если всё хорошо идёт. А чтобы приблизиться к реальности, затраты нужно умножить вдвое, а ожидания — разделить на два. Всё-таки это непросто – обучить людей, найти поставщиков. Мы это налаживали около трёх лет.

Евгений Харламов, сооснователь «БалалайкерЪ»

После подсчётов можно начинать работу – оплачивать аренду и ремонт помещения, переводить деньги поставщикам и зарплату работникам. Когда бизнес небольшой и нужно всё успеть, совершать платежи и подтверждать банковские операции удобно прямо с мобильного телефона. Чтобы это было не только оперативно, но и безопасно, МегаФон предлагает приложение «Антивзлом».

Оно защитит смартфон от блокировки, предотвратит утечку данных и убережёт от кражи денег. При подключении к незащищённой интернет-сети, «Антивзлом» позволяет убедиться, что сеть не представляет угрозы данным. Кроме того, «Антивзлом» блокирует фишинговые ссылки и вирусы, которые могут приходить в мессенджерах или по смс.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Khabib96

у Мегафона случаем нет сервиса "АнтиФлуд"--чтобы подключить его за 19.99 и больше не видеть вкраплений джинсы?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горький

Отличный материал про прекрасный проект ! Делать музыкальные инструменты это вам не из байтиков очередной маркетплейс складавать.

Ответить
Развернуть ветку
Asf
Делать музыкальные инструменты это вам не из байтиков очередной маркетплейс складавать.

Можно перефразировать иначе:
Писать чистый код, с грамотной архитекторой, это вам не дерево на ЧПУ вырезать "😄

">С третьего года можно выйти на годовой оборот в 10–12 млн рублей
Если не для муз. школ, где все по 44фз, в основном. Сложно представить куда 1300+ балалайка (взял медиану в 9тр) "впихнуть"))
Это по ~3.7 проданных балалайка КАЖДЫЙ день 🤫🤫..

Кроме балалаек, на производстве периодически делают гусли, укулеле и такие редкие инструменты, как колёсные лиры.

По Питеру когда гуляешь , сразу бросается в глаза БЕГЕННАЯ популярность балалаек, и, особенно, гуслей- каждый 2 уличный музыкант в вышиванке и лаптях наяривает на этих инструментах, а аккомпанирует , обычно, медведь с гармошкой 😁😆🤣😅
Пишите еще)))
Нужно перед НГ настроение людям поднять )))

Когда "банковский" работник и "айтишник" начинают заниматься гуслями и балалайками => большая перспектива развития/дохода.
Начинаешь подозревать, или с банками и it у нас все ещё хуже становится, или. ...))))))

Ответить
Развернуть ветку
Klyuchnikov Sergey

Чистый код тоже сами пишем, не волнуйтесь // 1300 балалаек - это маловато, текущий объём в пределах 2 тыс.шт. Да, в России есть такая штука под названием музыкальные магазины // Не знаю бегает ли по Питеру медведь с гармошкой, но Нейромонах Феофан с тех краёв // Айтишник, клерк и математик - это всё, что нужно для музыкального бизнеса. Всем рекомендуем попробовать))   

Ответить
Развернуть ветку
Asf

Я убежден, мой скепсис относительно проекта (в рамках финреза) будет побит отличными результатами Вашего проекта =)
Необычный проект)))
Успехов Вам....
ПЫСЫ: если это мануфактура, посмотрите в сторону Etsy

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Мишин

Молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Максим Новоселов

С удовольствием  прочитал!  Балалайки :) надо - же!! Смело и красиво

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда