{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Не хотите терять 10 спринтов разработки — учитесь на нашем опыте

МегаФон делится главными уроками, которые усвоили, разрабатывая новое мобильное приложение.

Компании, которые были созданы до эпохи ИТ и пришли в эту сферу позднее: классические банки, телекомы, страховые — часто совершают одну и ту же ошибку. Когда приходит пора меняться, такие организации решают создавать продукт с нуля, а старые разработки отправляют в корзину. И эта мысль выглядит очень соблазнительно: создать всё с чистого листа, сразу сделать корректную архитектуру, разом избавиться от технического долга и старых костылей. Но в реальности разработать с нуля программный продукт с сотней фичей для миллионной аудитории гораздо труднее, поскольку он будет в разы уступать старому продукту по стабильности и корректности работы. В итоге — потерянное время и деньги.

После успешных запусков принято рассказывать о победах. Но МегаФон считает, что делиться нужно не только успехами, но и извлеченными уроками, поэтому директор по диджитал-решениям Григорий Савенок поделился тремя советами.

Не пытайтесь создать продукт с нуля — обновляйте существующий

МегаФон запустил мобильное приложение в 2014 году — в тот момент оно было лидером в диджитал-среде. Но со временем конкуренты стали догонять. К тому же, системного развития приложения не последовало: появлялись отдельные функции, но с точки зрения структуры, стиля и архитектуры приложение развивалось медленно.

К 2018 году стало понятно, что дизайн приложения устарел, а существующая структура не позволяла внедрять новые идеи. И тогда решили, что пора системно обновлять приложение.

Команда МегаФона начала работать над концепцией нового приложения: проводила исследования, искала референсы, интересные идеи. Чтобы собрать лучшие практики, компания проанализировала 8 зарубежных операторов из разных стран мира — Германии, Англии, США, Кореи, Австралии. Команда горела желанием сделать продукт, который обеспечит лидерство не только в момент запуска, но и в дальнейшем.

К тому времени приложением пользовались около 7 млн человек, поэтому важно было не только освежить дизайн, но и провести качественные и количественные исследования, чтобы новый интерфейс отвечал потребностям абонентов.

Цель качественных исследований — выяснить, чего ждут пользователи от мобильного приложения, почему они устанавливают или не устанавливают его, какие есть барьеры. Мы хотели понять, какие функции наиболее важны и востребованы, и в ходе редизайна сделать их нагляднее и удобнее для пользователей. Старое приложение показывало на главном экране только баланс, всё остальное было спрятано в навигации.

На основании исследований и тестов команда разработала концепцию дизайна: новая структура, навигация, новый стиль и дизайн-система. При этом привычные сценарии использования приложения были сохранены. С точки зрения мобильной разработки это было новое приложение, которое команда создавала с нуля.

Для разработки приложения мы выбрали нового подрядчика — он предложил написать приложение с нуля. Мы подумали, что это хорошая идея — оставить все «костыли» в прошлом и собрать сильный и архитектурно корректный продукт.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Трудность, с которой мы столкнулись на данном этапе — тестирование и проверка качества. Приложением МегаФона к тому времени пользовались 7 млн человек, все они находились в разных условиях: тарифы, устройства, опции, — не каждому были доступны все блоки информации, виджеты и подсказки. Кроме того, в самом приложении было более ста уникальных функций, каждая из которых могла работать по-особому для разных групп абонентов.

Каждая функция многократно тестировалась в момент внедрения. И часто потом перепроверялась в каждом новом релизе. В итоге за 4 года существования приложение прошло тысячи проверок и тестов и было действительно стабильным. Когда команда начала воссоздавать старые функции в новом приложении, оказалось, что справиться с этим не так просто — нужно тестировать всё и сразу, во всех вариациях и проверять все «узкие места». В рамках таких проверок находились сотни багов, требующих исправления. Всё это увеличивало объём разработки в геометрической прогрессии.

И несмотря на то, что в старом приложении было много проблем: дизайн, который не был готов к масштабированию, код, который писался несистемно, технологические ограничения, — у этого приложения было преимущество. Оно работало стабильно на аудиторию в 7 млн человек: абонент с любым тарифом мог зайти в приложение с любого устройства и получить нужную информацию.

Мы решили, что можем создать «новый классный мир». Это очень соблазнительная идея на старте. Но она губительна.

Григорий Савенок,

директор по диджитал-решениям

Кроме того, МегаФон оказался в ситуации, когда идёт развитие существующего приложения, а параллельно «строится» новое приложение.

Замораживайте все доработки старого продукта на время разработки нового

Полгода команда МегаФона работала сразу над двумя приложениями. Старое приложение, которым пользовались абоненты, команда улучшала, добавляла новые функции. А параллельно — разрабатывала новое, «идеальное» приложение. Но новое постоянно оказывалось в позиции отстающего: только воссоздали функции из старого приложения, как в нём появилась ещё одна. Так новое приложение устаревало, ещё не дойдя до пользователя.

Чтобы прекратить эту гонку нового приложения за старым, нужно было заморозить доработки старого приложения. Существующее приложение продолжало стабильно работать для пользователей, но в нём перестали появляться новые функции. Федеральной компании было сложно пойти на такое решение, но это стало ключевым фактором успеха. Все ресурсы, которые раньше были разделены между двумя приложениями, теперь были брошены только на запуск нового.

Ценой этого решения стала остановка бизнес-инициатив на полгода — все доработки старого приложения и предложения по добавлению новых функций отправлялись в бэклог. За эти полгода в приложении могли появиться 80 новых функций разного размера, из них 7–8 крупных продуктовых изменений.

За полгода мы внедрили только 2 крупных изменения, о которых договорились «на берегу». Все остальные — ждали. И только в январе 2020 года, после запуска, мы начали разгребать скопившуюся очередь.

Григорий Савенок,

директор по диджитал-решениям

После запуска, на протяжении всего 2020 года, команда продолжала работать над улучшением приложения и начала внедрять функции, которые ждали полгода.

Не забирайте у пользователей функции

Мы могли споткнуться за метр до финиша и испортить себе грандиозный релиз. Но тогда мы этого ещё не понимали.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Когда МегаФон направил все силы на новое приложение, разработка пошла быстрее. Команда готовилась к федеральному запуску в январе 2020 года.

К концу 2019 года новое приложение было готово, за исключением одной функции — виджета для смартфона, который позволял видеть баланс на экране, не заходя в приложение. Виджетом активно пользовались. Но команда не успевала его доработать и решила, что запуск без виджета не будет сильно критичен для пользователей.

Мы посмотрели на ключевую метрику — MAU — и поняли, что все те, кто пользуется виджетом, заходят и в приложение. То есть виджет скорее носит сервисную функцию и помогает пользователю сориентироваться. Но на метрики бизнеса он особо не влияет. И мы подумали, что запустимся без него, а в следующем релизе, через 3 недели, «докатим» виджет.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Перед федеральным запуском мы решили сделать тестовый релиз в Huawei AppGallery — несмотря на все тесты, мы понимали, что новый продукт нужно обязательно проверить в «боевых условиях» перед всеобщим релизом. И такой подход действительно спас запуск. Аудитория Huawei AppGallery была на тот момент не очень большой — 20–30 тысяч пользователей, и на такой аудитории можно было относительно безопасно получить обратную связь.

В декабре 2019 года мы запустили приложение в Huawei AppGallery без виджета и поняли, что запуск без него разозлит пользователей и поставит успех перезапуска приложения под угрозу. Эта ошибка могла перечеркнуть всю нашу работу за полтора года.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

Тогда команда приняла решение выйти работать в новогодние праздники и выиграть дополнительную неделю на разработку.

С 15 января 2020 года МегаФон запустил приложение с виджетом на Android, а ещё через 2 недели — на iOS. За полгода использования приложения рейтинг в Google Play вырос с 3,9 до 4,4.

Редизайн мобильного приложения МегаФона — это не просто новый UI. Это полная пересборка структуры, визуального кода, архитектуры приложения — по сути мы «создали новый мир» вместо старого. Но, усвоив прошлый опыт, в дальнейшем мы решили «строить новый мир» эволюционно — вдумчиво и аккуратно улучшая старый.

Григорий Савенок, директор по диджитал-решениям

МегаФон приглашает тех, кто хотел бы принять участие в разработке подобных глобальных проектов. Так, в команду Григория Савенока требуются IOS разработчик, менеджер проектов, дизайнер, системный аналитик.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
sardelkin

интересно было бы узнать какой % читает истории, это какой-то тренд устраивать избу-читальню из приложения, которое не для этого

Ответить
Развернуть ветку
Mike Rudine

Тоже так думал, пока не стал зависать надолго в историях Тиньков. Притом что я нигде не смотрю истории, ни в фб, ни в инсте, ни в вк.

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

я сам почитываю статейки из journal.tinkoff, анонсы которых они постят в твиторе, но тут это же что-то совершенно бессодержательное, в стиле инстаграма, выдаваемое их отделом рекламы и маркетинга, отдельный экран с заголовками journal.tinkoff и были бы норм истории, а то что сейчас это какие-то истории курильщика на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Savin

"Тогда команда приняла решение выйти работать в новогодние праздники и выиграть дополнительную неделю на разработку" 

Интересно оплатила ли компания время на разработку в праздники? 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Гладких

Думаю премировала, а потом платных услуг на номера на эту сумму подключила :) 

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

"Когда приходит пора меняться, такие организации решают создавать продукт с нуля, а старые разработки отправляют в корзину." Потому, что наемные менеджеры, которые приходят к вам имитируют бурную деятельность и говорят, что до вас все было говно, мы сделаем лучше.
Запускают новый проект, через 5 лет меняют работу. приходят новые менеджеры и так по кругу. 
На новом проекте результат показать куда проще, чем на старом. И по этому прежде чем дир начинает писать новый продукт, пусть покажет свои результаты на старом и запущеном.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

А почему разобраться в старом легаси это проще и лучше, чем сделать новое приложение с новой архитектурой?

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Потому, что бизнес логика приложения, т.е. продуктовая составляющая остается прежней и она никуда не изчезает. 
Как правило хотят все переписать на новых технологиях красиво можно молодежно и получают то же, что и имеют сейчас.
По этому чтобы проверить менеджера, он должен показать как он лютое говно умеет трансформировать и делать из него конфетку, а с нуля наговнякать - это люобй сможет.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Бизнес логика в таком говне как раз размазана по куче мест, как обычно. И как раз приличный менеджер должен после определенной границы выкинуть говно и сделать на основании новых данных новый продукт. И не стонать про челленджи и должности трансформации, а посчитать - что дешевле и показать это в бюджете. Дешевле говно поддерживать-трансформировать, ок. Нет ? Значит все в передел. А не вот это АРЯЯЯ ОН ДОЛЖЕН ТРАНСФОРМИРОВАТЬ, РЯЯЯ Я СКОЗАЛ, РЯЯЯ.

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич
  Он предложил написать приложение с нуля. Мы подумали, что это хорошая идея
Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

сделали, ну и молодцы; но есть другой вопрос:
а нафига вообще это приложение и тем более все эти бессмысленные, но регулярные маркетингово-дизайнерские извращения так уж нужны (ну, кроме вытягивания бабла, конечно)? - в целом понятно, вся армия работников "творческого умственного труда" хочет есть и получать ЗП, но тем не менее, число энергичных юношей и девушек, которые каждый день хотят вкусно и модно поесть, полечиться, поразвлекаться, покататься в отпуск и тп (т.е. потреблять совсем не виртуальные блага, а вполне физические, которые делают совсем другие люди) как-то визуально зашкаливает уже имхо; одних чиновников и прочих членов госинфраструктуры как будто мало, кого приходится кормить за пустой выхлоп - берега то надо видеть...  но это риторический и бесполезный аргумент, понимаю.
просто слегка раздражает, когда люди (явно не понимая, чем они реально занимаются с т.з. общественной и общечеловеческой полезности) так выпячивают свои пустые достижения; хотя, наверное, если допустить, что при давно замененных морально-нравственных КПЭ на метрики скорости и энергичности выполнения команд, от исполнителей много требовать не надо - тогда напрасно бурчу, сори. хотя все это бесчисленные вариации игры с нулевой суммой, по-большому счету. только фантики меняются с бешеной скоростью, и деньги переходят из кармана в карман.

по топику: я вот абонент мегафона и еще пары операторов и так скажу -  изредка в апп захожу с тлф если надо посмотреть остатки по пакетам и баланс, иногда стату по расходам и все - думаю, вполне типичный шаблон, могу легко без обновления мультиков и прочих UX/UI мулек прожить - лишь бы связь и ШПД услуги устраивали; все технически работает и норм, на кой хрен из моего тарифа я платил 2 года команде чуваков, которые  мутили непонятную хрень за ...лионы/лиард рублей и потом такие длинные истории об этом пишут (я и сам немного разраб - но, прежде всего human-user - и понимаю, в чем суть данного вопроса, так что это не пенсионерское брюзжание :) )
... вот уж, воистину, где же ты, мудрое руководство, которое бы направило всю эту кипучую молодую энергию на какие-нибудь действительно полезные вещи и проекты, эффективного исполнения которых так не хватает :( 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Потому что новый дизайн будет чаще удерживать новых абонентов. Да, не сильно, но даже такого процента на их обороте хватит и на зп дизайнерам, и на прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

Да какой нафиг дизайн, удерживать … вот прямо сон в руку: вчера денег Мегафону на счёт положил, а интернета «пока нет», техподдержка говорит «заявка составлена, ждите по регламенту рассмотрения от «1 до 3х дней»; ага, жду …. Хорошо что с собой есть ещё другие симки которые за 10сек просто можно в модем перекинуть.
 С таким сервисом и процессами которые ни туда, ни в красную армию, только новый редизайн ясное дело и есть самое важное с т.з. маркетингово-дизайновых експертов :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Ну а у меня за 8 лет использования - ни единой проблемы. Как-то так.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

За предыдущие 5-6 лет тоже вроде не было, но какая разница что было раньше? Важно что сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Михнов

Не усвоили главное - если приложение новое, не значит, что полэкрана должны занимать никому ненужные ИсТоРиИ

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kostrov

Мне кажется, вы просто не смогли, вы, ваши маркетологи, аналитики и подрядчики. Кстати, в 2014 году ваше приложение было очень далеко от того, чтобы называться хотя бы хорошим. Оно в целом годилось только для того, чтобы посмотреть баланс. Уверяю вас, мобильное приложение вашего текущего уровня вполне можно переписать "с нуля" без боли и страданий хорошей командой.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor
Тогда команда приняла решение выйти работать в новогодние праздники и выиграть дополнительную неделю на разработку.

1. Почему нельзя было подвинуть дедлайн?
2. Вышли только рядовые сотрудники или топ-менеджмент, ответственный за данное решение тоже отменил свой отдых и пошёл работать с командой?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

 
Я вообще пришел к выводу что нельзя уже созданный и работающий софт воспринимать исключительно  как что-то устаревшее и нуждающееся в переписывании.
Это же ведь кейсы использования, паттерны применения и границы применимости - уже сложившиеся, обкатанные и работающие. 'Use feel as is'.
Бывает что кнопку в другое место переставили и все - стало неудобно, а вы про переписывание с 0.

Технология вообще вещь десятая, для тех же нелюбителей дельфи: ну взгляните на Total Commander для примера, его до сих пор два чувака пилят на 5й (!) дельфе.
И уверяю вас что 'use feel' от его использования не повторить переписав на плюсы, шарп или джаву - очень многие пытались и все такие проекты передохли.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко

Звучит красиво, только толку-то, если на даче мегафон не работает, приходиться оплачивать на выходные Билайн.
P.S. в личку писать не буду, параметры дачи я вам отправлял

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон
Автор

Здравствуйте! Что-то не видим ваши сообщения. Напишите нам еще раз, пожалуйста, в личные сообщения. Во всем разберемся. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко

ребят, не позорьтесь, сервис вашей комании по отношению к людям убогий и вы это в открытой переписке уже доказали, повторю еще раз, лично писать не буду, ищите переписку

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон
Автор

Здравствуйте! Очень жаль, что у вас сложилось подобное мнение. Для решения вашего вопроса, пожалуйста, напишите нам. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко
Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

Теперь у гудлайна голосовая помощница, которой надо сказать в чем проблема, она вроде как должна понять и переключить на нужного специалиста. На деле пытаешься сформулировать ей десять раз, что нет интернета, она нихера не понимает, потом говоришь "хочу подключиться", она как понимает и включает человека. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко

я говорил про гудлайн в период с 13 по 17 годы, тогда он был огонь... сейчас возня, спецы реальные разбежались а боссы проги пишут пачками... идей не осталось

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

У меня друг туда в 13м году устроился джава разработчиком. Посадили писать какое-то говнецо на делфи, ну он посидел месяц, посмотрел на огонь и уволился. Наверное сразу после этого все хорошее и началось.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко

тогда в основном внутренний код писали, я продажи двигал из нвкз, меняли технологии продаж, обучения удержания. клиент был ценноитью а не массой серой и не статистикой.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Да, в бой или отбой, мы первые, бегайте впереди клиента хвост ему заносите, я шашлыки поехал есть в эти выходные, метнулись кабанчиком передо мной. Менеджер среднего звена в быстро растущей компании детектед. Процессы строить не буду, зогчем - главное в бой или в отбой, ряя.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тищенко

что то в этом духе

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Татьяна Митрофанова

Вот меня жутко бесит видео-заставка в приложении. Пользователю она не нужна совсем, особенно когда нужно быстро баланс глянуть или пополнить, в итоге это отнимает вдвое больше времени.

Ответить
Развернуть ветку
Йолаф Скайболтер

Так она отключается же в настройках)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гонтарев

за 4 года с 14 по 18 написали неподдерживаемое приложение, непонятно кто пишет, отдано на аутсорс, а те другим на аутсорс, а потом еще и новую команду заставляют кранчить на новогодние праздники

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Olenev

Ваше новое приложение упорно не хочет показывать оставшееся количество минут и смс из пакета, хотя они там есть и много. Зато хорошо показывает кучу ненужной фигни - реклама сервисов и безумных "выгодных" предложений:

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон
Автор

Здравствуйте! Мы всегда готовы помочь, для этого достаточно написать нам в личных сообщениях официальных сообществ в ВКонтакте, Facebook или Twitter. Дополнительно укажите, пожалуйста, ссылку на комментарий. Обязательно разберемся!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда