(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

5 вещей, которые мы потеряли на удаленке. Вернутся ли они в нашу жизнь?

С сегодняшнего дня требование о переводе не менее 30% сотрудников компаний в режим дистанционной работы в Москве больше не обязательно. Стоит ли ждать массового возвращения в офисы или мир изменился навсегда?

Мы в Мегаплане уже почти год работаем удаленно. У нас не было технических проблем с переходом на работу из дома, потому что мы привыкли общаться и фиксировать задачи в CRM-системе, которую делаем сами. Но только покинув офис, мы обнаружили, как много в нашей жизни было приятных моментов, которые мы не ценили. Вот они.

Рабочий супруг

Коллега, которому мы придержим место на совещании, первому сообщим семейные новости, с кем разделим чашку кофе и ввяжемся в любой рабочий проект, может оказаться вашим рабочим супругом. Но на удаленке общение с ним превратилось в поддержку отношений на расстоянии. Вы активно чатитесь, но это уже не то. Вам никак не удается выпустить пар, нормально посплетничать (да и тем для сплетен стало меньше), да и просто «почесать об кого-то мозги» стало гораздо сложнее. Тот, кто разделяет ваши рабочие боли и понимает вас с полуслова, превратился в виртуальный образ на аватарке.

Чед Макбрайд, профессор коммуникационных наук из Крейтонского университета в штате Небраска, провел опрос, в ходе которого оказалось, что наличие «офисного супруга» напрямую влияет на счастье и эффективность сотрудников. Такие отношения не просто помогают лучше справляться с рабочими задачами, но и повышают лояльное отношение к компании.

Мы скучаем по своим коллегам и нерабочим беседам в границах офиса, скучаем по кикеру, в который рубились не по-детски и даже устраивали чемпионаты. Скучаем по соратникам, и виртуальное общение не может в полной мере заменить нам чувство поддержки, выражение лиц и вдохновение друг от друга. Даже возможность пожать руку по утрам приносила нам радость: эндорфины вырабатываются при любом прикосновении. Сейчас мы запоминаем новых коллег по аватаркам в мессенджерах, а об интонациях письменных сообщений можем только гадать.

«Несмотря на то что играть особо времени не было, скучаю по плойке. Радовал сам факт: сидишь такой на работе в офисе, а рядом игровая консоль с телеком на стене», — с грустью вспоминает Олег Малов, инженер по сопровождению коробочной версии Мегаплана.

Пройденные мили

Дорогу до офиса ненавидели все, но основные тысячи шагов мы нарабатывали, перемещаясь по коридорам: зайти к коллеге вместо того, чтобы позвонить; сбегать за кофе; выйти на перекус. Наматывая шаги, мы непроизвольно придумывали новые идеи.

Исследование компании Draugiem Group доказало, что те, кто в течение рабочего дня делают короткие перерывы, продуктивнее решают рабочие задачи. Идеальным соотношением исследователи считают 52 рабочих минуты на 17 минут отдыха. Но даже если идеальное соотношение поддержать не удастся, время от времени все равно следует выключать голову.

Дома стало меньше поводов продуктивно отвлекаться. Социальные сети и сериалы используют те же рабочие ресурсы, что и решение ежедневных задач. Перезагрузиться помогают разговоры, перекусы, небольшие прогулки или занятия спортом. Выиграв время в пути до офиса, мы потеряли такие удобные продуктивные привычки. Требуется большая сила воли, чтобы поддерживать их в границах наших квартир.

«Я любил во время работы пройтись по кабинетам, спросить, как у кого дела и кто чем занят. Это был своего рода обмен рабочей энергией. Помните, в сериале «Офис» такая привычка хождения непутевого босса в народ высмеивалась? На самом же деле она очень полезна: сразу понимаешь настроения в коллективе. Смеха много было, когда общались вживую. Сейчас не так», — говорит Сергей Козлов, директор Мегаплана.

Шум стаи

Мы страдали от офисного шума, пока не оказались заперты в наших тихих уютных квартирах. Теперь мы включаем музыку во время работы, ставим приложения для имитации опенспейса и даже начинаем бубнить себе под нос. Мы давно подсели на чужие разговоры офисного пространства и теперь, в одиночестве, нам не хватает ощущения стаи.

Саунд-дизайнер Стефан Пиджен, создатель генератора офисного шума Calm Office, считает, что за годы работы мы стали зависимы от определенного звукового фона. Стук клавиш, скрип кресел, мерный гул вентиляции так долго ассоциировался у нас с работой, что теперь является ее признаком.

А еще не стоит забывать про зеркальные нейроны: мы скучаем по смеху коллег, который поднимает нам настроение, по чужим рабочим созвонам, которые настраивают на деловой лад. Мы отвлекались от работы, когда поблизости собиралось больше трех коллег, и фонтанировали идеями, когда рядом с нами устраивали спонтанный мозгоштурм. Сегодня мы круглосуточно можем писать в рабочий чат, но наше время работы и отдыха не синхронизировано и в ответ мы чаще получаем спустя несколько часов.

«Вроде бы стало проще проявлять свою индивидуальность: мы можем есть чеснок и рыбу на обед – никто не пожалуется на запах. Мы больше не стоим в очереди, чтобы разогреть еду в микроволновке или сварить кофе, не спорим, включить верхний свет или оставить только лампы на столах. Теперь всех этих раздражающих факторов нет, но нет и поводов выпустить пар, поспорить и помириться, нет эмоциональных связей, без которых жизнь теряет вкус», — рассказывает Виктор Шелике, коммерческий директор Мегаплана.

Чужая ответственность

Работодатель обязан обеспечить нас всем необходимым для работы. Так было до того, как мы покинули свои рабочие места и обосновались дома. И если за уютные пижамы и пледы мы готовы сами нести ответственность, то что нам делать, когда понадобится сканер, которого дома нет?

Компания Yota еще в 2017 году проводила эксперимент по переводу офисных сотрудников на полную удаленную работу и за месяц сэкономила два миллиона рублей. Это те расходы, которые частично взяли на себя сами сотрудники. Ведь если не брать в учет аренду офиса, то на удаленке люди уже сами тратят деньги на завтраки, проплаченные обеды, канцтовары, уборку, интернет и электричество. Прибавьте сюда еще расходы на психолога, в услугах которого, по данным исследования SuperJob, нуждается каждый десятый работающий из дома.

Некоторые задачи легко решались в пределах офиса, но превратились в трудновыполнимый квест на удаленной работе. Получить подпись коллеги, отксерить документы, раздобыть стикеры, вызвать сисадмина. Теперь мы тратим на это личные средства и ресурсы, а раньше могли даже не отвлекаться от работы. Эти офисные блага мы оценили только сейчас. Мы очень скучаем по тем сотрудникам, которые могли быстро решить наши проблемы и тем, кто готовил офис к работе. Теперь мы сами вытираем пятна от кружек кофе со стола и относим ноутбуки в ремонт. Кажется, ответственности за рабочий процесс у нас стало больше.

«Лично у меня в офисе была серверная, было удобно, немного ностальгирую по ней. И не только я», – жалуется на удаленку системный администратор Мегаплана Евгений Щелкин. Женя, тебя иногда очень не хватает!

Пятничные ритуалы

Мы стали работать больше. Не потому, что изменилось количество задач, а так как размылась граница между рабочим и личным временем. Мы отвечаем на сообщения в полночь и выходные, а если в рабочее время появляются свободные часы, испытываем чувство вины. Пока рабочее и личное пространство разделяли расстояния, мы не так нуждались в пятничных вечеринках, как сейчас. Теперь границы между временем на себя и временем на компанию проходят только у нас в головах.

До пандемии в офисе Dropbox устраивали виски-пятницы, в интернет-магазине Enter объявляли тематический дресс-код, а в Badoo каждая пятница традиционно заканчивалась вечеринкой. В Мегаплане, кстати, тоже. Такие мероприятия не только сплачивали сотрудников и увеличивали их лояльность, но и создавали завершающие ритуалы перед выходными.

Сегодня пятничные посиделки заменили дистанционными настольными играми, онлайн-квизами, зум-посиделками. В компании StackOverflow специальный алгоритм соединяет для видеозвонка трех малознакомых коллег, а в OneTwoTrip проводят совместные занятия йогой и конкурс «Угадай коллегу по детской фотографии». Экстраверты страдают без общения, интроверты – потому что не могут посидеть в уголке и помолчать, одновременно находясь в коллективе. Новое время диктует новые правила.

Вот что рассказывает менеджер по продажам Мегаплана Анна Ильич:

«Не хватает рабочего гула голосов. По вечерам (особенно зимой, когда темнеет быстро) было интересно устроить уютные рабочие места и негромко переговариваться между собой. Получилось что-то типа интересных историй с котом у лампы. В обед было прикольно в столовой обсудить с коллегами нерабочие вопросы, поржать от души. Не хватает «праздничных поводов» заказать еды на всех – не собираемся для поздравлений, только удаленно».

Что же дальше?

Уровень заболевших неуклонно снижается. Открываются выставки и музеи, дети возвращаются в школы и не за горами возвращение в любимый офис. Мы привыкли к бонусам удаленки и, возможно, мир изменился так основательно, что прежнего фул-тайм офиса уже никогда не будет. Но теперь мы знаем, зачем сами будем приходить на свое рабочее место. Мы убедились, что разделять дом и работу правильно. И мы приготовили для вас несколько рецептов, как это сделать самостоятельно, если пока вы работаете из дома.

Утренние ритуалы. Заведите себе привычки только для будних дней. Сварить кофе со специями, носить патчи для глаз, надеть офисную одежду – сам ритуал не важен, важно действие, которое приготовит вас к старту рабочих задач, перезагрузит голову и подарит силы на весь день. Выполнять до начала рабочего дня, не меньше получаса.

Помидорный отдых. Нелишним будет вспомнить о «помидорной технике», где через каждые 25 минут работы следует пятиминутный перерыв. Она, конечно, подходит не всем, но мы и не требуем загонять себя в рамки. Просто запланируйте перерывы тогда, когда вам это удобно: каждый час, после каждого видеозвонка в Мегаплане или после каждой выполненной задачи. Даже если «вы в огне», от пятиминутной перезагрузки выиграет любая задача. Выполнять регулярно.

Рабочее гнездо. В разгар пандемии мы вдоволь поработали на диванах, кухнях, креслах и пришли к выводу, что рабочее место все-таки лучше. Отделите себе рабочую зону и проводите там время только в течение рабочего дня. Не так важно, будет ли это офисный стол или вы будете сидеть в этом кресле только по будням. Главное – закрепить привычку. И никогда не работайте в постели. Поверьте, это вредно для здоровья.

Пятничный беспредел. Теперь ваши пятничные вечеринки в ваших руках. И они вам просто необходимы. Пока мы заперты в рамках наших квартир, сложно отличить будни от праздников. Зато вам не придется делить с коллегами увлечения, которые вам не близки. Придумайте любое занятие, которое приносит радость, и обязательно посвятите ему пятничный вечер. Хотя бы танцы: потанцуйте десять минут, чтобы отпраздновать окончание рабочей недели. Даже будильник стоит поставить, чтобы не забыть. Через неделю обязательно повторить. Выходной детокс. Мы в Мегаплане любим свою работу. И тем больше соблазн заняться любимым делом на выходных. Но от такой передозировки пострадает в первую очередь любимое дело: оно может наскучить, мы не будем видеть в нем новые возможности, нас перестанет посещать радость от «встреч после разлуки». Потому выходные должны оставаться выходными: посвятите их семье, созвону с друзьями, прогулкам. Всему тому, что не входит в ваши будничные ритуалы. И в понедельник с новыми силами приступайте к работе. Поверьте, если вы будете соблюдать все эти советы, вас ждут только новые открытия.

А как изменились ваши отношения с удаленкой за год? Поделитесь в комментариях: вы по-прежнему хотите работать из дома или уже потираете руки от предвкушения офисной суеты?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Suhar

2 часа в день * 247 рабочих дней = 20 полных свободных дней вместо метро и автобуса, это бесценно, у нас отпуск 28 дней в год

Ответить
Развернуть ветку
Олеся tedeligo Далинина

Рабочее место дома реально помогает работать. Я уже шесть лет работаю на удаленке и рабочее место организовала себе только через полтора года. Заметила очень интересную вещь: в выходные и во время отпуска я вообще к нему не подхожу :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kozlov

Ого!))

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Nazarov

Мощная сила воли у Вас:))

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Тылинская

У нас небольшой офис и нет рядом парковки. Я пока опасаюсь общественного транспорта, особенно поездок в метро, Парковки рядом платные - 350 р. в час, не могу себе позволить такие дорогие поездки на работу.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда