{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Как прокачать команду, компанию и экологию: акселератор, который понравился бы Кофи Аннану

Рассказываем о простом и классном проекте, благодаря которому METRO развивает сотрудников и генерирует инициативы по устойчивому развитию.

В 2015 году ООН утвердила 17 целей устойчивого развития, о которых первым заговорил генсек организации Кофи Аннан. Они направлены на ликвидацию нищеты, защиту планеты и достижение благополучия. Их задача – подтолкнуть государства в сторону более осмысленного будущего. Но себе на заметку эти цели сразу же взял и бизнес.

Рассказываем, зачем компаниям «взваливать» на себя работу правительства по заботе о следующих поколениях и почему это нужно их сотрудникам.

В группе компаний METRO 36 стран и примерно 100 тысяч сотрудников. В России нас около 12 тысяч. Все мы отвечаем за то, чтобы наши клиенты получали самые качественные продукты и товары.

При таких масштабах наивно думать, что только один профильный отдел лучше всех знает, как сделать компанию более устойчивой, ответственной и экологичной – как завещает ООН. Но если в должностную инструкцию сотрудника не входит задача «‎менять мир к лучшему», как вовлечь в этот процесс всю команду?

Пять лет назад в штаб-квартире в Дюссельдорфе родилась программа METRO Sustainable Leadership Program (MSLP). С тех пор она позволяет работникам по всему миру не только придумывать эко-инициативы, но и влиять на бизнес, знакомиться друг с другом и бесплатно развивать свои навыки. Кассир из ТЦ в Будапеште может выпить кофе с генеральным директором METRO Россия и обсудить условия покупки зерна у фермера для производства особо полезных макарон под нашей торговой маркой.

Как эта программа устроена в METRO, почему она похожа на стартап-акселератор и причем тут «правильные» куриные яйца? Сейчас объясним.

Эко-тренды и ответственность

В России журналисты впервые стали спрашивать крупный бизнес о практиках устойчивого развития примерно три года назад. Все началось с лидеров мнений и интернет-площадок: люди заговорили об ответственности частного сектора. В первую очередь это было связано с экологической повесткой.

Компании последовали за трендами: забота об окружающей среде понятным образом связана с заботой о будущем. Для многих экологичность так и осталась единственным «‎лицом»‎ устойчивого развития. На самом деле это не так.

Устойчивое развитие в широком смысле — ответственное использование ресурсов и принятие взвешенных решений с оглядкой на будущее. Это про то, как вести дела с минимумом вреда для окружающей среды и общества. А еще лучше – как работать и при этом приносить долгосрочную пользу. Так что дело не только в заботе о планете. Вторая область внимания — люди: бизнес принимает ответственность за условия труда, благополучие и здоровье сотрудников.

Третья область — сам продукт и все этапы его путешествия от производителя к покупателю. В METRO мы интересуемся условиями производства или стараемся сделать товар и упаковку безопасными для окружающей среды. Мы работаем с продуктом так, чтобы подключить к идее устойчивого развития всех, с кем мы взаимодействуем: производителей, покупателей, партнеров и поставщиков. Компания настолько тщательно проверяет поставщиков перед тем, как пустить их на полку, что многим производителям приходится менять процессы и в итоге делать выбор в сторону более устойчивых решений. А если продукт уже на полке, мы проверяем постоянство качества. К примеру, с помощью лаборатории. Устойчивое развитие — одна из ценностей сотрудников METRO.

Главное для бренда тут — не скатиться в «‎гринвошинг»‎: когда компания только притворяется «‎зеленой» и сознательной‎, чтобы усилить свой маркетинг. Например, если магазин готов принять назад ненужные пластиковые пакеты, но на самом деле не имеет возможности их переработать — это гринвошинг.

Стартап-акселератор внутри торгового центра

METRO Sustainable Leadership Program — программа развития лидеров в области устойчивого развития. Это конкурс инициатив, открытый для всей команды METRO. Любой сотрудник, хоть из торгового зала, хоть из центрального офиса, может предложить проект, связанный с устойчивым развитием. Компания же помогает его реализовать – дать нужные навыки. Как там? Давайте не рыбу, но удочку?

Механика программы простая:

  • Собираем заявки. Мы предлагаем шаблон для описания идеи и просим снять короткое видео. Проект должен быть реалистичным. Автору нужно продумать идею «‎от и до» и приготовиться отвечать за ее воплощение. Описать идею проекта в двухминутном видео – тоже челлендж. Но так начинается путь любого предпринимателя. Дух предпринимательства – еще одна ценность METRO.
  • Выбираем лучшее. С заявками работают комиссии: сначала — команда внутри страны, затем — международное‎ жюри, в которое входят сотрудники из разных стран, активная группа центрального офиса и выпускники проекта. Они оценивают перспективы и отбирают около 30 инициатив.
  • Учим. До пандемии сотрудники собирались в одной из стран присутствия METRO и участвовали в живых сессиях. Идея была простой: если ты готов брать ответственность за проект, компания поможет тебе приобрести управленческие навыки, оплатит полет до места учебы и все сопутствующие расходы. Сейчас многие сессии временно проходят онлайн.
  • Развиваем сообщество. Тренинги по коммуникации и курсы по менеджменту совмещаются с нетворкингом: люди строят полезные связи, обсуждают идеи и чувствуют себя частью глобальной команды. Успех любой деятельности на 80% зависит от отношений внутри команды, поэтому внутренний нетворкинг — это огромный ресурс, который также получают участники программы. Взаимоотношения — третья ценность компании.
  • Приступаем к реализации. Воплощение проекта длится около года: без отрыва от текущих задач и в рамках рабочего времени. Это учит важному принципу проектной работы — грамотному планированию. Во время работы над проектом участники продолжают учиться и общаться, еще несколько раз принимают участие в сессиях. Сотрудник имеет возможность довести дело до конца, прочувствовать все этапы и быть настоящим лидером. Нетрудно догадаться, что четвертая ценность METRO — лидерство. :)
  • Делимся результатом. После того, как работа закончена, проводится конкурс на самые интересные и удачно презентованные проекты.

Жюри оценивает итоги по ряду критериев. Учитываются:

  • четкость донесения информации;
  • соответствие результатов миссии организации;
  • количество заинтересованных сторон;
  • масштабируемость;
  • запоминаемость и креативность;
  • реальность выполнения;
  • практическая польза не только для компании, но и для наших клиентов. Успех клиентов – пятая ценность METRO. Все, ценности кончились, больше не занудствуем :)

Хотя последний цикл мы проходили в формате онлайн-путешествия, участники все равно отметили пользу программы. К примеру, в этом году каждый получил возможность провести несколько коуч-сессий с генеральными директорами METRO из разных стран.

Я бы хотел, чтобы у нас в команде работали такие люди. Я был готов предложить некоторым переезд в Россию.

Мартин Шумахер, генеральный директор METRO в России

Немного примеров

В рамках MSLP появлялись самые разные проекты:

  • Впечатляющий результат. Сотрудница из Словакии предложила комплекс инициатив для сокращения количества пищевых отходов: хотела развить у сотрудников центрального офиса ответственное отношение к управлению ресурсами. В результате METRO Словакия вошла в списки лидеров по устойчивому развитию в стране. Food waste центрального офиса сократился на 70% за год. А внутренний показатель вовлеченности сотрудников увеличился на 10 %.
  • От локальной инициативы к продуктовому направлению. Проект сотрудницы из Пакистана был связан с особенностями рациона. Куриное яйцо — популярный продукт, но большинство яиц в продаже было от кур клеточного содержания. Такой способ ведения производства признан слишком травмирующим для кур. Он ухудшает качество яиц и мяса. Программа помогла вывести в продажу большое количество яиц от птиц, которых содержат в свободных условиях. Продукт появился на после всех ТЦ, в интернет-магазинах и у франчайзи бренда сети магазинов «Фасоль». После старта в одной стране компания приняла решение идти в сторону повсеместного сокращения продажи яиц кур клеточного содержания. Это стало программой для всех стран присутствия METRO.
  • Оправданные инвестиции. До 2020 года в Пакистане товары из ТЦ METRO доставляли покупателям на автомобилях. Для этой страны проблема качества воздуха стоит очень остро, и снижение трафика во время пандемии заметно улучшило качество окружающей среды. Одному из сотрудников компании пришла идея. Он инициировал переход доставки на электрокары местных производителей, чтобы помочь экологии даже после локдауна. Все началось с одного магазина, но постепенно автопарки всех ТЦ в стране поменялись. Это потребовало вложений, но сотрудник смог убедить руководство компании в их необходимости — и получить достойный результат.
  • Устойчивое развитие для HoReCa. Участница из России подготовила каталог готовых решений для гостинично-ресторанного бизнеса. Она предлагала ресторанам экологичные продукты и посуду наших торговых марок, изготовленную из перерабатываемых материалов.
  • Коммуникация и передача знаний. Сотрудница центрального офиса METRO Россия предложила создать единую «‎Базу знаний»‎. Проект включал несколько направлений: саму разработку ресурса и цикл активностей, которые помогли сотрудникам проще передавать знания новичкам и не терять информацию.
  • Спасение вымирающих видов. Помните, сколько комаров после поездки летним вечером оставалось на лобовом стекле 10 лет назад? И как мало их теперь? Одна участница предложила задуматься, почему так происходит. Из-за урбанизации в окрестностях крупных городов погибает целый сегмент биосферы. Но METRO могла бы внести свой вклад в решение проблемы. Например, организовать благоприятные зоны для определенного вида насекомых. Этот проект не прошел конкурс на релевантность для нашей бизнес-стратегии. Но сама идея была очень любопытной.

Итоги и преимущества

Программа MSLP дает преимущества всем участникам.

  • METRO получает решение практических вопросов с помощью устойчивого подхода, рост репутации и группу амбассадоров для внедрения устойчивых решений.
  • Сотрудники становятся в разы эффективнее, быстрее растут в компании, получают возможность иметь helicopter view на очень многие процессы.

Кроме обучения, авторам проектов программа предлагает возможность внести личный вклад в развитие бизнеса, уточнить свои цели, увеличить круг общения. Участники могут продолжать работу по внедрению устойчивых решений и становиться наставниками для следующего поколения проекта.

Программа устойчивого развития: чек-лист

Программы вроде MSLP могут быть у любой организации. Главное, чтобы руководство хотело услышать людей и предоставить им нужные возможности. А подготовить успешный проект помогут несколько шагов:

  • Вовлеките в инициативу ведущих топ-менеджеров. Они должны понимать значение и логику программы.
  • Определите, какие цели устойчивого развития близки именно вашей компании. Вот здесь можно выбрать одну или несколько из официального списка ООН.
  • Выберите организаторов внутри коллектива.
  • Информируйте коллег о программе. Когда даже тот, кто не предлагал проекты, почувствует себя вовлеченными, ценности устойчивого развития станут ближе.
  • Определите четкие критерии того, в какие проекты компания готова вовлекаться с помощью такой команды амбассадоров. Чем ближе сотрудники к текущей миссии компании, тем охотнее менеджмент поддержит проекты и тем больше инвестирует.

Малыми шагами компания может вовлечь всех сотрудников в устойчивое развитие и стать ближе к реализации гораздо более комплексных целей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда