{"id":13660,"url":"\/distributions\/13660\/click?bit=1&hash=829c3f4bd5611858ea9456b55832e0254413f056f0bd8b6fa3b9fccae541092c","title":"\u041b\u0438\u0434\u0435\u0440\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0433\u0434\u0435","imageUuid":"b21a2e96-c2cd-51bd-a6d9-39deeed48e3c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Миграция
Sasha Danilov

Зарубежная экспансия во время пандемии? А почему бы и нет

Любой бизнес, особенно с IT-корнями, рано или поздно задумывается о международной экспансии. Мотиваций для этого огромное количество, начиная от эго основателей и заканчивая законодательными ограничениями в родной стране. Мы, онлайн-аукцион по продаже просроченных долгов Debex, гендиректором которого я являюсь, тоже собрались за границу. В материале ниже я расскажу, почему.

Начнем с того, что Debex – это онлайн-площадка, где банки, микрофинансовые организации и коллекторы продают «плохие» долги другим организациям. Покупатели – это в основном коллекторские агентства, но иногда долги покупают и банки. «Плохие» долги образуются, когда по ним перестают платить, в результате чего банк, рано или поздно, выставляет такие долги на продажу.

В прошлом году общая сумма «плохих» долгов, проданных коллекторам, составила 414 млрд рублей. Для понимания, официально «плохие» долги составляют порядка 5% от суммы всех кредитов, выданных населению. В реальности эта цифра раза в два-три выше. Растет количество выданных кредитов – растет и объем невозвратных долгов. Ухудшаются дела в экономике – сразу же виден рост невозвратных кредитов.

Если же оценивать российский рынок “плохих” долгов не по сумме долга, а в проведенных сделках, то в прошлом году, по нашей оценке, он составил всего 160 млн долларов. Для сравнения, оборот этого рынка в Испании примерно в пять раз выше. Я уже не говорю о США, где «плохие» долги пять-шесть раз меняют владельца, а ежегодный оборот только по долгам потребрынка (без ипотеки!) достигает 4 млрд долларов.

Почему же в России с ее 140 миллионным населением оборот сопоставим с французским, где проживает всего 67 миллионов человек? Ответ очень простой и имя ему – «Базель III». Уверен, что 2/3 читателей никогда не слышали этой аббревиатуры. «Базель III» - это список рекомендаций по банковскому регулированию, который был принят в 2011 году Базельским комитетом по банковскому надзору в качестве ответа на кризис 2007-08 годов. По сути, это план реформы мировой банковской системы, основная идея которой кроется в повышении ликвидности банков и лучшем управлении рисками, что должно сделать всю систему более устойчивой в кризисные годы. Банки большинства европейских стран закончили переход к новым нормативам несколько лет назад. Не буду вас “грузить” деталями, скажу лишь, что, помимо прочего, кредитная политика европейских банков теперь должна соответствовать определенным нормативам в области ликвидности, за несоответствие которым можно лишиться банковской лицензии. А значит, все «плохие» долги, ухудшающие финансовые показатели банка, от греха подальше, лучше сразу же продать. Это конечно же приводит к «перекосам на местах», когда пропуск должником одного платежа по кредитке переносит кредит в разряд невозвратных, а владельца карты - в разряд неплательщиков. Но тем не менее, система настроена таким образом, чтобы сразу же избавляться от проблемных долгов. Не как у нас – через год или два, а через несколько месяцев.

Именно «Базель III» формирует конвейер «плохих» долгов, выставляемых на продажу. Просто потому, что процесс кредитования населения не прекращается ни на день и завтра в продаже будут новые долги.

Удивительно, но при таком объеме цессий в Европе фактически нет ни одной онлайн-площадки, где коллекторы могли бы купить долги с учетом своего профиля. А значит, мы могли бы выйти на огромный рынок с продуктом, который несложно адаптировать под местные реалии.

С постсоветским пространством все намного проще. Весь карантин мы готовились к работе в Казахстане. Это казалось относительно простой операцией из-за унифицированного в рамках Таможенного Союза законодательства и отсутствия языкового барьера. Однако, карантинные ограничения в Казахстане передвинули первые торги на середину осени.

Поэтому, первой страной, где начнет работу Debex, станут США. Следом за ними - Испания. Американский рынок является крупнейшим в мире, при этом он глубоко “аналоговый”. Испания чуть современнее, но все-равно, до российских стандартов далеко. В обеих странах пандемия также передвинула даты лонча, но не отменила его, заставив чуть больше времени посвятить продукту и его продвижению на местном рынке.

Темпы дальнейшей экспансии будут зависеть от того, насколько успешно мы запустимся в этих странах. На мой взгляд, следующий логичный шаг - еще несколько европейских государств. К этому подталкивают унифицированное законодательство и единые в ЕС правила ведения бизнеса. Конечно же, есть рынки, куда нам идти просто рано. Это Индия и часть стран Африки и Латинской Америки, где вроде бы много населения и невозвратных кредитов, но нет пока отработанной системы взыскания. То есть, нет сложившегося алгоритма, частью которого мог бы стать Debex. Другие страны, как например Китай, имеют довольно сложную схему регулирования, требуется много времени, чтобы понять, как там все устроено.

Возвращаясь к теме колонки. Разумеется, можно работать и в одной стране, если рынок безграничен и дает возможности для роста на годы вперед. Не стоит тогда бежать в другие страны - лучше сконцентрироваться на одной. Мы же довольно быстро уперлись в ограничения, связанными с российской спецификой. Российский бизнес Debex растет и будет расти на 20-30% в год. Но выход в любую новую страну для нас не слишком затратен и позволяет суммарно расти на 200-300% в год. В нашем случае, экспансия - это возможность, которой необходимо пользоваться. Просто потому, что второго шанса может и не быть.

0
1 комментарий
Валерий Иотченко

Как уверяет эксперт выход на рынок США может повысить оценку стартапа в4-10 раз, ЕС в 2-4 раза... Как думаете - это так?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null