{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как проходить собеседования в Америке? Опыт продакта по итогам 110 интервью

Анна Наумова, Senior Product Manager в Zello, сначала сама прошла 110 собеседований в Америке, а теперь сидит по другую сторону стола и помогает подбирать инженеров в команду. Попросили Анну рассказать, с какими трудностями она столкнулась и к чему готовиться во время интервью с продактами в США.

Привет! Начала карьеру я в 2006 году в Одноклассниках как маркетолог. Через шесть лет получила роль менеджера по продукту и развивала проект «Подарки», а еще несколько лет спустя запустила с нуля два мобильных приложения: конструктор подарков и приложение для мемов.

Отсутствием предложений по работе я никогда не страдала, но в России 10 лет работала и росла в одной компании. И хотя хедхантеры регулярно звонили — мотивации менять работу не было, так что на собеседования ходила только «для поддержания тонуса». Было единственное по-настоящему интересное предложение: позиция в Booking.com с релокейтом в Амстердам. Но в тот момент (2014 год) у меня было все плохо с английским — так что интервью я благополучно завалила.

Какое-то время спустя мой уже бывший муж выиграл в лотерею гринкарт (Diversity Visa Lottery), и мы переехали в штаты. А так как я человек технологий, было бы странно не попробовать изведать американский IT-рынок.

Тогда я присоединилась к Fasten — райдшеринг-сервису в Бостоне, а через год на хайпе криптовалют уехала в Долину и с компанией Bitclave провела успешное ICO. Теперь я живу в Остине, штат Техас, и развиваю Zello — приложение, которое делает из мобильного телефона — рацию.

Сначала устроиться в американские компании было относительно легко. Первые годы я работала в проектах с русскими основателями, поэтому с тем, чтобы «продать себя», проблем не возникало. Многие меня знали, и им было несложно проверить мой российский бэкграунд — опыт и образование.

Но я решила, что этого недостаточно: жаль терять возможности, ради которых я летела за океан.

Поработать в русских стартапах можно и в России, получить же американский опыт — только в американских компаниях.

Поэтому я захотела попробовать себя в чисто американских проектах. Тут и возникли сложности.

Взгляд соискателя: трудности при устройстве в Америке

Важно: они возникнут, если вы устраиваетесь на нетехническую позицию — менеджером по продажам, дизайнером, маркетологом. Инженерам таких серьезных требований к английскому или коммуникационным навыкам не предъявляют, но нужно совпадать с компанией по культурным аспектам (cultural fit) и, разумеется, успешно пройти техническое интервью.

  • Язык. Какой бы хороший английский у вас ни был, в штатах все равно придется многому учиться. Надо понимать множество акцентов, разбираться во фразеологизмах и устойчивых оборотах, разговаривать живо, а не как робот по книжке, учитывать культурные особенности: например, поддерживать small talk.
  • Предыдущий опыт. Американцам важен местный опыт — даже если в России вы работали в очень крутых проектах. Потому что, во-первых, российский бэкграунд сложно проверить: наврать можно что угодно. А во-вторых, скорее всего это значит, что вы еще не адаптировались к культурным особенностям работы в США — особенно это касается soft skills.

Другие принципы найма — буду говорить, как продакт.

  • Крайне важны коммуникационные навыки. Смотреть будут не на то, как ты дома молча сделал тестовое задание и принес готовый ответ. Интервьюерам интересно, как ты решаешь задачу «на лету» прямо на собеседовании, как ты презентуешь свой мыслительный процесс. Они дают какую-то проблему, и у тебя есть 30 минут, чтобы ее решить — вслух.
  • Много этапов собеседований. 5–6 этапов — норма и типичный путь отбора. Сделано это для того, чтобы посмотреть на кандидата с разных сторон. Зачастую интервьюирует чуть ли не вся команда, все те, кто потенциально будут работать с кандидатом. Поэтому понравиться надо всем, а не только руководителю.
  • Процесс найма — это надолго. Он занимает много времени — как для работодателя, так и для соискателя — из-за серьезной конкуренции и большого количества этапов. Так что надо запастись терпением и рассчитывать, что устройство в компанию займет 3–6 месяцев. Плюс — чем выше позиция, тем этот процесс дольше. К тому же надо быть готовым, что отказов будет больше офферов.
  • Работодателям очень важно резюме. Плохое просто не будут смотреть! Основные принципы составления хорошего резюме: умещается на одном листе, описаны только достижения — не процессы, и никаких личных данных типа возраста, хобби и фотографии.
  • Все вопросы на интервью известны — в отличие от России. У меня по этому поводу неоднозначное мнение. Хорошо, что ты знаешь, чего ожидать: можно подготовиться. Плохо, что эти вопросы знают все. Поэтому при выборе кандидата решающим является не то, насколько он умный, опытный или талантливый, а насколько хорошо презентовал свои знания.
  • Питч. Питч — это короткий рассказ о себе на 1 минуту, он должен отскакивать от зубов.
  • Работодатели не дают фидбек. Очень сложно понять, что конкретно им в тебе не понравилось, из-за этого замедляется процесс получения оффера.

Как готовилась я?

Решила применить свои скиллы продуктового менеджера, построила воронку: резюме → питч рекрутеру → собеседование 1 → собеседование 2 и так далее, а конверсию улучшала экспериментальным путем. На начальном этапе, когда я только приехала в Америку, было примерно так. Из 100 отправленных резюме, мне перезванивал один рекрутер. То есть конверсия была очень низкая, условно — 1%.

Понять, что не так в резюме, проще: редактируешь, обновляешь и смотришь, сколько приходит откликов.

С интервью сложнее. Во-первых, их в целом было меньше — а значит, меньше исходных данных для анализа. А во-вторых, как я упоминала, фидбек практически никто не дает. Поэтому непонятно, что конкретно стоит улучшить. Надо было отлавливать паттерны: какие вопросы задают, в каких ситуациях, и с чем, как мне кажется, я справляюсь не очень успешно.

Тут мне очень помогли mock-interview — это тренировочные собеседования с друзьями или такими же, как ты, менеджерами по продукту. Вы интервьюируете друг друга и даете честный отзыв, как все прошло. Это полезный опыт и когда ты отвечаешь на вопросы, и когда, наоборот, задаешь: замечаешь ошибки других, стараешься исправить их у себя. У меня было около 50 таких интервью. Кто-то берет коучей — я не брала, у меня денег не было.

На тренировочные интервью хожу до сих пор. Сама использую Stellarpeers, но есть еще Pramp и Exponent.

Сейчас я подняла конверсию из отправленных резюме в звонок рекрутера где-то до 30%. Последний мой опыт собеседований был 1,5 года назад: на 50 компаний, с которыми я перешла на этап интервью с рекрутером — 1 оффер. Есть к чему стремиться, но все не так плохо, как когда я только переехала.

Я и дальше планирую тренироваться в прохождении собеседований. Слышала, что это частая практика — постоянно собеседоваться или проходить mock-interview. Пригодится и чтобы «быть в тонусе», и чтобы понимать требования рынка.

К тому же, как я говорила, процесс найма в штатах занимает несколько месяцев. И лучше иметь офферы на руках и отклонить их, чем неожиданно потерять работу, быть морально не готовым к интервью и сидеть без денег.

Поэтому если вы захотите менять работу — как минимум я советую заранее готовиться и присматриваться, чтобы не упустить свой шанс, когда придет время.

Взгляд нанимателя: что спрашивают и что на самом деле хотят узнать

Теперь уже у меня есть опыт интервьюирования как людей из России, так и из США. Я заметила, что российские ребята плохо говорят о своих достижениях. Они обычно скромничают, даже если за спиной много хороших завершенных проектов. Думаю, это связано с культурными особенностями: нас с детства приучали не выпендриваться. В Америке обратная проблема: все умеют подать себя и расхвалить. Но если копнуть глубже, то часто не могут ответить ничего дельного.

На мой взгляд, обе крайности плохи. Но американский рынок устроен так: проверить неопытность гораздо легче, просто задав конкретные вопросы. А вот если человек не умеет уверенно говорить о своих достижениях — это не моя задача как нанимателя «раскапывать» его потенциал. Потому что продакт, например, должен уметь продавать свой продукт, и его главный продукт — он сам, как профессионал.

Стандартный американский образ интервьюера такой: надо быть максимально дружелюбным и вежливым, не показывать своей точки зрения, но в то же время задавать правильные вопросы, чтобы проверить компетенцию кандидата.

Инженеров я собеседовала только на совместимость с командой — cultural fit. Для проведения технических интервью у меня нет навыков, так что их я никогда не проводила. Если инженер его прошел, я уже верю, что кандидат технически хороший. Но чтобы достигать результатов, нужна еще и комфортная обстановка в работе.

Что обычно продуктовые менеджеры спрашивают у инженеров:

  • Почему вы хотите работать в нашей компании? Очень популярный вопрос везде и всегда. Тут надо показать свои знания о компании: ее миссию, технологический стек, инновации, юзеров, для которых делается продукт, близость культуры компании и т.д. Если разработчик идет работать в этот проект не только ради денег, скорее всего он не сбежит при первой трудности или когда придет контр-оффер.
  • Расскажите про процесс работы с продактом. Ответ на этот вопрос покажет, насколько у нас с разработчиком совпадает видение процесса, и берет ли он на себя инициативу.
  • Опишите вашего идеального продакт менеджера. Это — про ожидания кандидата и про то, насколько я соответствую этим ожиданиям.
  • Расскажите про проект, которым вы гордитесь. Таким образом мы выясняем, что важно разработчику получить в итоге.
  • Что бы вы хотели узнать обо мне или о компании? Классика всех интервью.

Что спрашивать на собеседовании

Разумеется, кандидаты — не пассивные персонажи. Совпадение по всем параметрам должно быть и со стороны соискателя, и со стороны проекта. Поэтому именно на этом этапе отбора вы можете оценить атмосферу в команде: насколько вам комфортно будет работать вместе. Я предлагаю задать менеджеру по продукту несколько вопросов.

Узнайте:

  • Как продакт ставит задачи. Есть те, кто любит давать свободу разработчикам, и задачи ставятся достаточно высокоуровнево. Это подходит сплоченным командам с сильными разработчиками, у которых глубокое знание продукта, и нужен определенный уровень свободы. Есть, наоборот, те, кто любит сильно вдаваться в детали. Это хорошо подойдет там, где разработчики не привязаны к определенной фиче и где много джунов.
  • В каком виде приходят задачи. User/job stories, PRD (product requirements), скетчи, прототипы и так далее.
  • Как он решает конфликты внутри коллектива.
  • Как продакт приоритезирует задачи. Потому что никто не хочет быть перегруженным из-за продакта, который хочет завтра сделать все и сразу.
  • Какой он видит идеальную команду, в которой хочет работать. Сравните с тем, что у вас есть сейчас.

В общем, выбирайте то место, что вам по душе!

Что будет после интервью

В идеале, кандидат должен уйти с собеседования в хорошем настроении. В Америке в крупных компаниях типа Facebook или Google высылают обратную форму, где ты можешь оценить интервьюера. Есть сервисы вроде Glassdoor, Indeed, Comparably: тут кандидаты делятся мнением о работодателе. Нельзя допустить, чтобы обиженный соискатель пошел, написал гадости и понизил рейтинг компании. Не только компании выбирают людей, но и люди выбирают компании, в которых работать.

Долго и кропотливо — и это только первый этап при найме в Америке. Еще есть много тонкостей в коммуникации между компанией и возможным сотрудником. Я могу рассказать про процесс получения офферов и то, как надо торговаться. Или про отказы: как с ними работать и как отказывать самому. Могу больше рассказать про резюме, какие вопросы задают продактам и как их нанимают в Facebook или Google. Было бы вам интересно? Пишите в комментариях.

Как получить оффер в зарубежной компании и переехать? В Телеграме можно настроить бот g-mate: @g_jobbot — будете получать вакансии по своему профилю прямо в чат. Есть позиции и для менеджеров, и для разработчиков, и для дизайнеров.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Killer

Как стать рабом, том 1.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Обоснуйте, не раб вы наш

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Raspaev

это что-то от свидетелей БМ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда