Как я делал бизнес в Сербии

В 2015 году мы с женой переехали из Ростова-на-Дону в Белград. Причина прозаичная — пытались найти более комфортное место для жизни. Забегая вперёд, скажу, попытка удалась: Белград действительно комфортный город, и мы ни разу не пожалели.

Уезжали мы не «в», а «из», поэтому выбирали страну. Выбирали по нескольким параметрам: хотелось Европу, мягкий климат, а главное — с минимальными бумажной волокитой и финансовыми потерями. За полгода до переезда обзорно проехались по балканским безвизовым странам, Сербия приглянулась. Мы люди активные, с неутоляемой жаждой культурных событий, развлечений и тому подобного, поэтому остановились на столице, хотя рассматривали и Нови Сад.

Немного о стране и её гражданах. Сербия — страна небогатая, с трудом оправляющаяся после войн и кризиса 1990-х годов, уже несколько лет претендует на членство в ЕС, которое постоянно откладывают. По моим ощущениям, здесь нечто среднее между Россией и Западной Европой. У сербов схожий с нашим менталитет, только они более приветливы и открыты.

Важная черта сербов, которой мы учимся, — умение наслаждаться жизнью, каждым её моментом, получать удовольствие от простых вещей. Ещё сербы очень любят русских. Это странное чувство, когда тебя любят просто за твою национальную принадлежность. Украинцев и белорусов, кстати, не выделяют и тоже считают русскими.

Цены в Сербии в среднем ниже российских. Зарплаты, впрочем, тоже: €400–500 по Белграду и €250–300 по стране. Если говорить о Белграде, то тут очень комфортная городская среда: множество заведений, парков, детских и спортивных площадок, мест для культурного досуга, хорошо развит общественный транспорт, пробок почти нет. Но главный комфорт — психологический. В Белграде чувствуешь себя как дома. А ещё тут безопасно в любое время суток.

На территории Сербии россиянам можно находиться в течение 30 дней, потом необходимо пересечь границу: совершить так называемый «визаран». Многие соотечественники этим пользуются и живут в Сербии годами, выезжая раз в месяц в соседние страны.

Главный минус такого способа проживания — он не даёт официального статуса, фактически ты вечный турист. Для легального долгосрочного пребывания со всеми вытекающими привилегиями необходимо основание: брак, учёба, работа или бизнес, владение недвижимостью. Мы выбрали бизнес.

Стоит сказать, у меня не было предпринимательского опыта. Весь мой опыт — десятилетний стаж в банковской сфере и год на госслужбе. Начать своё дело, к тому же за границей, казалось немыслимым, но мотивация и желание круто изменить свою жизнь делали своё дело. Я «проглатывал» одну бизнес-книгу за другой, шерстил профильные сайты, делал пометки, записывал ключевые советы — такой себе диванный предприниматель. В чём конкретно будет заключаться мой бизнес, я ещё не знал.

Тогда в России на подъёме было всё экологичное и натуральное. Совершенно случайно я вспомнил, что жена привезла из Сербии какую-то натуральную косметику. Нашёл сайт производителя и написал, мол, скоро переезжаю в Сербию и хочу продавать ваш продукт в Россию. Я понятия не имел, как и что для этого надо. Производитель ответил: «Это честь для меня. Приезжайте, встретимся, обсудим». С такими предварительными договорённостями и уверенностью, что половина дела сделана, мы поехали в Сербию.

Переговоры прошли успешно, фактически мне сказали: «Что хочешь, то и делай». И я начал делать. С помощью специального человека (их называют «открывашками») зарегистрировал аналог нашего ООО и получил разрешение на пребывание в Сербии. Теперь предстояло придумать, как и кому продавать сербскую косметику.

Изначально я хотел предлагать товар мелким оптом небольшим магазинам. Ага, такой наивный. Быстро выяснилось, что напрямую я это делать не могу, должен быть импортёр, который возьмёт на себя все налоги, сборы, пошлины, сертификацию и логистику. Большинство моих попыток установить контакт c потенциальными импортёрами оказались безуспешными.

После санкций оживился внутренний российский рынок, как грибы после дождя стали появляться и заполнять его локальные производители натуральной косметики. С новыми никому не известными зарубежными марками никто связываться не хотел. Хотя и были заинтересованные.

Однажды почти удалось договориться об эксклюзивной дистрибуции, но в последний момент рубль очередной раз упал (в 2015–2016 годах он падал регулярно), и импортёр умыл руки. Пару раз переговоры заканчивались на этапе обсуждения цены: импортёр хотел закупочную цену, в пять раз меньше розничной на локальном рынке, а для малого производителя, коим являлся мой партнёр, это просто в убыток.

Потом ещё на меня выходил один импортёр, с горящими глазами предлагал стать партнёром, обещал золотые горы, лишь бы я договорился со своим брендом о существенных скидках. Я договорился, бренд готов был пожертвовать прибылью, чтоб выйти на зарубежные рынки, но товарищ слился.

Так прошло полгода. Семейные сбережения, финансировавшие уплату налогов и содержание бухгалтера, заканчивались, а дела в бизнесе и не думали продвигаться. Надо было что-то срочно предпринимать. И я решил переключиться на непосредственных потребителей, то есть открыть интернет-магазин и доставлять косметику напрямую покупателям.

Платить за разработку магазина было нечем, поэтому я решил делать его сам. Никогда бы не подумал, что научусь делать сайты. Но в экстренных ситуациях мозг быстро соображает. За две недели у меня был готовый интернет-магазин с протестированной системой оплаты и доставки. На его запуск я не потратил ни копейки, кроме $10 индусу-фрилансеру за исправление бага и €15 на покупку упаковки для посылок.

Монобрендовый магазин — сами понимаете, это не очень хорошо. Я начал искать другие косметические марки, встречаться с владельцами, договариваться о размещении их продуктов в магазине.

Отмечу, сербские бренды не избалованы вниманием, поэтому соглашались на все мои условия, в том числе на закупку под заказ, чем я свёл все свои риски к нулю. Я не закупал товар заранее, не организовывал склад. Получил заказ — купил у производителя — отправил. Через три-четыре месяца я расширил ассортимент до продуктов питания и БАДов и представлял уже шесть сербских брендов.

Может показаться, что с таким поворотом дела наладились и пошли в гору. Нет, конечно. В среднем я получал один–два заказа в месяц. Для окупаемости их должно было быть по меньшей мере десять. Пришло время учиться маркетингу. Мне кажется, я испробовал всевозможные незатратные способы продвижения: от SMM и контент-маркетинга до рекламы в соцсетях и у блогеров.

Таргетированная реклама в соцсетях не принесла результатов, с моим рекламным бюджетом другого ждать и не стоило. То же самое касается рекламы у блогеров. Для меня стало откровением, что некоторые достаточно популярные блогеры и нишевые издания соглашались писать о товарах бесплатно просто потому, что они им нравились. Один известный сайт даже сделал большой обзор сербской натуральной косметики из тех продуктов, что я послал.

В общем, трафик на сайт периодически подскакивал, но в целом продажи шли вяло. Люди жаловались на дорогую доставку, ни в какое сравнение не идущую с внутрироссийскими тарифами и тарифами крупных зарубежных ритейлеров. Проблему частично удалось решить бесплатной доставкой от определённой суммы, заодно и увеличил средний чек.

Но всё равно заказов сильно больше не стало. Покупали в основном постоянные клиенты, новых приходило мало. Почти за два года существования магазина только два месяца были прибыльными. Стало понятно: пытаться выйти на большой и к тому времени уже сформировавшийся рынок из-за рубежа с нулевым бюджетом бессмысленно.

А на что же мы всё это время жили, спросите вы. Во-первых, жене удалось договориться с руководством компании, в которой она работала до переезда, об удалённой форме работы. Во-вторых, у меня совершенно случайно появился параллельный бизнес.

Мы очень любим Белград, любим его изучать, интересуемся его внутренней жизнью. К нам иногда приезжают друзья, днём они осматривают город и достопримечательности, а вечером мы ведём их в самые колоритные места, секретные бары, о которых туристы даже не догадываются.

Однажды я подумал, почему бы не попробовать делать такие бар-туры для всех желающих, написал текст и разместил его на «Трипстере», не ожидая, что кому-то это будет интересно. А интересно стало многим. Людям надоели стандартные экскурсии, они хотят увидеть город с нетуристической стороны, заглянуть в интересные места, узнать подробности из личного опыта переехавших, а нам интересно этим делиться.

Что может быть естественней дружеской беседы за бокалом пива? В общем, пошло. Спустя год я запустил собственный проект «Београђанин» — альтернативный путеводитель по Белграду, нестандартные сити-туры и другие активности для туристов. Сейчас занимаюсь им, подрабатываю контент-менеджером на стороне и учусь на веб-разработчика (делать сайты понравилось). А магазин продаю — может, у кого-то получится лучше.

0
124 комментария
Написать комментарий...
Сергей Ермаков

Глянул магазин... у парня явно нет понятия о маркетинге, от слова совсем. Магазин весьма унылый, ценники не гуманные, не понятно для чего здесь что-то покупать. Шрифт негодный и к тому же мелкий. Главная страница в принципе не правильно сделана. Сайт - это не только витрина, но и душа и энергия, если этого огонька в нём нет, то и продаж не будет. Пишу не снобствуя чисто конструктивную критику.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Похвастайся пожалуйста своими успехами невъебенный маркетолог

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ермаков

Во...когда нет аргументов идёт мат. Мне хвастаться не нужно и я не инфобизнесмен чтобы пиариться. Я в 2012 году начал в вебе зарабатывать и начинал точно с этого же, что и автор - это и мой путь, но я вижу, что автор за 2 года нисколько не продвинулся в познании, т.к пишет одно, а картинка на сайте говорит о другом. Сейчас не товар продаётся, а маркетинг и не в том виде, в котором его преподают преподаватели-теоретики по информации из научных книг.
Я делал аудит десятков сайтов и видел много унылого г, например видео с Путиным в автозапуске на сайте строительной экспертизы и прочими нелепостями. УТП на сайте автора нет и наивно полагать, что это бизнес который кому-то можно продать, цена сайта максимум 5000 рублей, но смысл покупки мёртвой витрины отсутствует.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Всё ясно Серёжа

Ответить
Развернуть ветку
121 комментарий
Раскрывать всегда