{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

От Армении до ОАЭ: 7 стран для релокации стартапов и IT-специалистов

С конца февраля россияне стали активно изучать вопросы переезда за границу как временно, так и на «постоянку». В первую очередь, это коснулось представителей международного бизнеса, сообщается в Коммерсанте. Европа и США закрыли свои воздушные границы, ряд стран приостановили выдачу виз россиянам, но есть направления, куда все еще можно уехать, в том числе с целью бизнес-релокации. Сообщество Heg.ai рассказывает о семи странах, в которые сейчас активно уезжают российские специалисты и фаундеры. В этой статье мы разбираем основные аспекты переезда в каждую из этих стран:

1. Армения: потенциально перспективное направление для стартапов

Страны СНГ удобны для россиян по двум причинам. Первая — прямые рейсы без сложных маршрутов. Вторая — работают карты «Мир»: риски внезапно остаться за границей без денег низкие.Также, есть и минусы — для стартапов экосистема в СНГ пока развита значительно хуже, чем в Европе — даже в таких маленьких странах, как Латвия или Польша. Однако, Армения все же набирает популярность и рассматривается россиянами как вариант для релокации.

Россияне могут въезжать в Армению по внутреннему паспорту (если лететь самолетом), по земле понадобится загран. Виза не нужна, находиться в стране можно до 90 дней. Если планируете оставаться дольше или перевозить стартап, существует возможность получить краткосрочный годовой ВНЖ на основании регистрации бизнеса — за это необходимо заплатить госпошлину в размере 105 тыс. драмов (примерно $204). Продлить краткосрочный ВНЖ можно только на 30 дней. Допускается оформить такой же годовой ВНЖ на супруг(а), родителей и детей.

Документы на краткосрочный ВНЖ:

  • заявление;
  • три фотографии размером 3x4 см;
  • заграничный паспорт (копия и оригинал) с переводом на армянский и нотариальным заверением;
  • российский внутренний паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • результаты медицинского освидетельствования (занимает полчаса).

Подавать заявления и все необходимые документы необходимо при личном присутствии в отделении МВД. Поэтому, сначала въезжаете в Армению, потом занимаетесь вопросами ВНЖ. Срок рассмотрения заявки — 30 дней. Если необходимо продлить ВНЖ, это нужно сделать за 30 дней до окончания его срока действия.

Компанию можно зарегистрировать почти моментально, предварительно оформив социальную карту, как пишут уже релоцировавшиеся предприниматели. Международные переводы свободные, как и открытие банковского счета. Стоимость жизни в Ереване примерно в два раза ниже, чем в Москве. Также, в Армении можно остаться в качестве самозанятого, если ваш годовой доход не превышает 24 млн. драм (около $47 тыс.). Для этого, нужно подать соответствующее заявление в налоговую.

*Все цены и информация актуальны на 14 марта 2022 года.

Базовый список документов, который необходимо собрать для релокации (независимо от страны):

1. Справка о несудимости: действует три-шесть месяцев (всегда нужна в Европе).

2. Диплом о высшем образовании: требует перевод (нотариально заверенный) и апостиль, который можно проставить только в Министерстве образования. Будет быстрее, если делать апостиль на дубликат (копию) диплома.

3. Свидетельство о рождении: тоже нужен апостиль, поставить можно только там, где свидетельство выдано. Если вы находитесь в другом городе, стоит запросить дубликат свидетельства в загсе.

4. Свидетельство о браке (если есть).

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов в Армении:

  • Hay’Li Human Development — помощь с релокацией, адаптацией и открытием бизнеса.
  • Impact Hub Yerevan — техно-хаб в Ереване с бизнес-инкубатором и общественным центром социальных предприятий.
  • Enterprise Incubator Foundation (EIF) — крупный технологический бизнес-инкубатор, а также консалтинговая компания.
  • Granatus Ventures — первый в Армении венчурный фонд.

2. Грузия: быстрая релокация, но с банковскими сложностями

Въезд в Грузию для россиян свободный, однако прямых рейсов нет: в основном, все добираются через Ереван или Стамбул. Виза в Грузию не требуется, без нее в стране можно находиться до 360 дней по загранпаспорту. После, достаточно пятидневного пребывания вне Грузии и срок обнулится — можно опять вернуться на 360 дней. К тому же, с 1 марта в страну пускают по одному лишь ПЦР-тесту.

Если вы релоцируете стартап, с регистрацией бизнеса не возникнут проблемы: все можно оформить за два дня. При этом, будет облегченный налоговый режим и бесплатное бухгалтерское обслуживание на первые два месяца. Документы нужно подать в Public Service Hall (Дом Юстиции в Тбилиси).

Документы для регистрации компании:

  • загранпаспорт;
  • устав на грузинском и русском языке (форму можно запросить в Доме Юстиции);
  • юридический адрес компании.

Для юридического адреса нужен договор аренды или собственности, либо разрешение на использование адреса. Если вы не снимаете помещение для офиса, можно обойтись арендой адреса — эту услугу предоставляют местные граждане прямо у входа в Дом Юстиции. Оформление обойдется в 100 лари ($30). Главное, как советуют релоцировавшиеся, платить по факту, а не перед совершением услуги. В том же Доме Юстиции есть отделения банков, поэтому можно сразу открыть счет для юрлица. Также, вам понадобится зарегистрироваться в налоговой на сайте и приехать в отделение, чтобы подтвердить электронную подпись.

Без статуса резидента можно спокойно открыть счет в банке TBC — все делают за сутки, причем у банка есть неплохое приложение с функцией интернет-банкинга. Но, с конца февраля периодически возникают отказы для россиян, хотя никаких официальных документов нет. Если транзакции поступают в долларах, лучше открывать счет в SOLO. Либо выбрать Bank of Georgia.

Мы рассматривали несколько стран для открытия компании, в основном целились в Европу, но оказались в Грузии. Никакого негатива к себе не встретили, все либо доброжелательны, либо нейтральны. Спокойно открыли счет физлица в банке, а вот с юрлицом оказалось сложнее: обычно заявление рассматривают сутки, но мне сказали, что мое требует рассмотрения. Юрист говорит, что сейчас это в порядке вещей — большая нагрузка, поэтому сроки увеличены. Никаких официальных приказов об ограничении работы с российскими паспортами для банков нет

Роман Штых, CEO Metalamp

Старшее поколение в Грузии более-менее знает русский язык, молодежь значительно хуже. Однако здесь в ходу английский — по крайней мере, в разных структурах вроде банков с ним все в порядке. Тем не менее, стоит подучить хотя бы базовые слова и фразы для бытового общения, если планируете жить в стране не один месяц.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов в Грузии:

Я в Грузии нахожусь с января. Большой разницы в отношении к русским не заметила. Да, в центре есть волнения, но в целом, в Грузии всегда рады гостям — это такая ментальность, поэтому на бытовом уровне никто никого по национальности не оценивает. В целом, в стране все спокойно, жить комфортно. Тут очень хорошо с недвижимостью, цены на уровне российских регионов. Например, мой друг сейчас покупает таунхаус, площадь которого чуть больше 100 кв, и это обходится в $90 тыс

Рита Ситалиева, Founder Placemarket

3. Турция: максимально просто и недорого

Один из самых простых и недорогих вариантов для релокации: есть прямые рейсы в Стамбул от Turkish Airlines, виза россиянам не нужна. Находиться в стране можно до 60 дней, потом выехать и заехать еще раз, только уже на 30 дней — чтобы суммарно было не больше 90 в полугодии.

Если оставаться на более долгий срок и работать, лучше получить ВНЖ на год: достаточно купить недвижимость от $250 тыс. или арендовать его на год. Этот договор нужно будет приложить к заявлению и остальным документам. Можно даже найти друга, который уже арендует жилье, и вписаться в его договор. Важно понимать, что продлить ВНЖ по жилью не получится, придется или выбирать другие варианты, или менять страну.

Документы для ВНЖ по недвижимости:

  • копии загранпаспорта;
  • четырех стандартные фотографии для документов (3*4 см);
  • медицинская страховка на год;
  • договор купли-продажи или аренды, нотариально заверенный арендодателем;
  • HES code — он понадобится, чтобы войти в миграционный офис (чтобы получить, нужно заполнить форму на сайте);
  • чек об оплате госпошлин.

Заявку можно подать на сайте e-ikamet (но только физически находясь в Турции), приложив копию документа аренды или купли-продажи. Ответ придет в течение 15 дней. После этого, вас пригласят в миграционный офис, где нужно будет пройти интервью, оплатить пошлину за ВНЖ и саму пластиковую карточку ikamet (карта резидента). В сумме это около 500 лир ($33). Через две недели, в течение которых можно выезжать из Турции, вы получите ВНЖ и ИНН. Подтверждение дохода для такого разрешения на пребывание в стране не требуется.

После получения ВНЖ можно бесплатно открыть счет в турецком банке, предоставив российский паспорт и копию его страницы с пропиской (нужен перевод и заверение от нотариуса), ИНН и загранпаспорт. Точные условия и набор документов будут зависеть от конкретного банка. Счет может быть в местной валюте, евро или долларах. Внутренние и международные транзакции полностью доступны.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов в Турции:

  • StartersHub — хаб для проектов на ранней стадии в Стамбуле.
  • Gedik Girisim — венчурный фонд.
  • Startup Turkey, Startup Istanbul — ежегодные мероприятия для стартапов от акселератора Etohum.
  • ТГ-чат по релокации в Турцию.

Сейчас есть ощущение, что Турция станет «вторым Кипром» для IT-специалистов и стартапов, поэтому мы планируем начать с нее и развивать идею ко-ливинга. Сообщество, которое живет вместе не только экономит на жилье, но и получает пользу от общения с такими же специалистами и фаундерами

Яна Османова, CEO Brandquad School

4. Северный Кипр: подходит и стартапам, и отдельным специалистам

Россияне въезжают на Северный Кипр по про-визе, но в марте ее выдачу власти остановили, потому что между странами нет прямого авиасообщения после закрытия неба ЕС. Сейчас въехать можно по многократному шенгену или национальной визе Северного Кипра. Билеты есть с пересадками в Сербии и Турции.

Несколько лет в Северный Кипр можно было въезжать по стартап-визе, но программа оказалась непопулярной, поэтому, похоже, на 2021-2023 год ее государство не продлило. Сейчас ее заменяет Digital Nomad Visa — виза «цифрового кочевника», по которой въезжают фрилансеры. Она дает право на работу в стране и действует год. После этого, можно подать заявление на продление еще на два года.

По Nomad Visa могут приехать также супруг(а) и дети заявителя, но они не будут иметь права работать на Северном Кипре. С визой «цифрового кочевника» необходимо жить в стране не меньше 60 дней, а улетать за пределы — не больше чем на три месяца. Срок рассмотрения заявок — пять-семь недель.

Список документов на Nomad Visa:

  • подтверждение месячного дохода не менее €3500;
  • медицинская страховка;
  • справка об отсутствии судимости;
  • подтверждение занятости (например, трудовой договор);
  • паспорт;
  • договор аренды или купли-продажи жилья на Северном Кипре;
  • оплата госпошлины в размере €70.

На Северном Кипре нет двойного налогообложения с 62 странами, снижена ставка налога на прибыль для бизнеса — до 12,5% (самый выгодный вариант в Европе). А, если стартап создает интеллектуальную собственность, то ставка падает до 2,5%. К тому же, на Северном Кипре действует английское право, благодаря которому юридические аспекты довольно просты и понятны.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов на Кипре:

CYENS Techub — хаб с акселератором в Никосии для научно-исследовательских стартапов.

Gravity — инкубатор в Никосии.

IDEA — акселератор, в который можно обратиться за менторством, нетворком, инвестициями.

Инструкция по открытию компании на Северном Кипре.

ТГ-чат про релокацию на Северный Кипр.

Невысокая стоимость жизни, простота въезда и получения ВНЖ — основные плюсы Северного Кипра. Для бизнеса еще одно преимущество состоит в том, что это — фактически Турция, поэтому нет проблем в работе с зарубежными клиентами. После получения ВНЖ на территории Кипра, становиться легко открывать счета как в местных банках, так и в турецких. Единственная сложность состоит в том, что сейчас огромный наплыв иностранцев, активно открывающих свои компании. Поэтому, процесс регистрации и оформления счетов для юрлиц сильно затягивается: точные сроки предугадать невозможно

Максим Федоров, СЕО New Layer

5. Бали: стартап-экосистемы нет, но жить комфортно

Начиная с 8 марта, власти Бали отменили карантинные меры. Однако, прилететь на Бали все еще непросто. Во-первых, прямых рейсов на Бали нет — в лучшем случае со стыковкой в Сингапуре. Во-вторых, обязательна вакцинация («Спутник V» одобрен), проведенная за две недели до въезда или ранее. Информацию нужно внести в приложение PeduliLindungi. Во-третьих, необходимо бронировать отель на четыре дня или больше — выбирать из списка вариантов, которые одобрены государством. После прилета и на третий день путешественники сдают платный ПЦР-тест. Если второй тест окажется отрицательным, вам позволят выбираться из отеля.

Также, на Бали возвращают оформление виз по прибытии, но россиян это не касается. Нужно оформлять бизнес-визу: в среднем она стоит $300. В аэропорту нужно будет четко объяснить иммиграционному офицеру, каким именно бизнесом вы собираетесь заниматься на Бали. Виза действует 30 дней, после чего ее можно продлевать четыре раза на тот же срок. В это время нельзя выезжать из страны, потому что виза однократная — для обратного въезда придется оформлять заново. Примерные сроки ожидания — до двух недель.

Документы для бизнес-визы:

• паспорт;

• медицинская страховка;

• скан сертификата о вакцинации (на английском языке);

• квитанция оплаты госпошлины.

Подача электронная, консульство посещать не нужно. На членов семьи виза не распространяется — каждый подаётся и платит за себя отдельно.

В основном, по бизнес-визе на Бали прилетают фрилансеры. Если вы планируете релоцировать стартап, то можно открыть компанию с иностранным капиталом. Получение рабочей визы на Бали (Китас) стоит около $3-5 тыс. разовых платежей и, в последующем, поддержка юридического лица.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов на Бали:

  • Bwork — коворкинг и комьюнити, предлагающее не только пространство, но и досуг: от йоги до серфинга.
  • Tropical nomad — еще один коворкинг с сообществом предпринимателей.

Я живу на Бали уже четвертый месяц. Выезжал по бизнес-визе, она стоит около $300. Карантин в марте уже отменили. Основная проблема только в стоимости билетов, которая увеличивается на 10-20 тыс. руб. в день. Цифра уже какая-то запредельная. В целом, на Бали очень спокойно. Пока ещё можно получить карту в местном банке — я делал с поручителем-индонезийцем, который приезжает в банк и ставит несколько подписей. Расстраивает только курс валют. Для меня огромный плюс — то, что нет инфополя, поэтому все новости узнаю только из Instagram или Facebook. Сейчас на Бали уже человек 30 из нашего комьюнити, собираемся на митапы, общаемся

Павел Хегай, Основатель сообщества Heg.ai

6. Бразилия: просто, быстро и недорого

Для россиян въезд в Бразилию свободный, виза не нужна, но если вы планируете переехать и работать — оформляйте Visa Nomada: она появилась в феврале. Общий смысл и требования те же, что у виз «цифровых кочевников» в других странах — соответствие минимально допустимому уровню дохода и подтверждение постоянной трудовой деятельности вне Бразилии. Visa Nomada выдается на год, но ее можно будет продлить еще на такой же срок. Как долго ее делают — неизвестно, поскольку процесс выдачи только запустился. Предположительно, это должно занять три-четыре недели.

• паспорт;

• медицинская страховка;

• квитанция об оплате консульского сборов;

• подтверждение дохода от $1500 в месяц (или наличие $18 тыс. на счету);

• справка об отсутствии судимости;

• подтверждение удаленной занятости — трудовой договор или иные документы;

• заполненная анкета.

По оценкам релоцировавшихся, в Бразилию перебраться проще, чем в Штаты или Европу благодаря минимальной бюрократии. Особенно с Visa Nomad сегодня. После четырехлетнего проживания в стране можно претендовать на гражданство. На IT-специалистов есть большой спрос, можно попасть в крупную компанию — местный офис Google или Microsoft. Английского языка для них будет достаточно: португальский учить не нужно. К тому же, в Бразилии удобный часовой пояс для работы с международным рынком. Но при этом, стоимость жизни в Бразилии выше, чем в России, в том числе и аренда жилья: от $1000 в месяц.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов в Бразилии:

Startup Farm — акселератор и поддержка стартапов в Сан-Паулу и других городах Бразилии. В первую очередь, для совсем начинающих фаундеров с идеей, а не прототипом.

Aceleradora.net — один из первых бизнес-акселераторов в стране с трехмесячным курсом.

Academy21212 — онлайн-платформа от сети акселераторов, созданная для поддержки стартапов.

Основная проблема Бразилии — высокая преступность. Все зависит от района: чем южнее, тем лучше ситуация. В маленьких городах хорошо, но не в Сан-Пауло. Кроме того, сейчас здесь середина политического кризиса. В остальном — все довольно просто. Если говорить про личный релокейт: появились визы «цифровых кочевников» с низкими требованиями к доходу. Есть виза инвестора, для нее необходимо $20 тыс. и процедура получения сложная. Еще, в Бразилии могут остаться беженцы, но такие заявления власти рассматривают годами. Проблемы могут возникнуть только с языком, потому что знание английского плохое — даже в международном аэропорту на стойке регистрации, — не то что в быту

Елена Никифорова-Фалескини, Переводчик

Билеты в Бразилию взлетели в цене моментально: я взял в воскресенье на среду Катарским авиалиниями за 57 тыс. руб., а уже на следующий день билеты на тот же рейс продавали за 300 тыс. руб. Вылетел из Пулково, на границе меня спросили о цели визита и через какую страну я лечу. Паспорт смотрели очень долго, чуть ли не с лупой — фото с лицом сверяли, но дополнительных вопросов не задали и выпустили

Денис Буркацкий, CEO Head of growth

7. ОАЭ: дорого, перспективно и без надежды на гражданство

Въезд в ОАЭ для россиян свободный, но чтобы развивать стартап или просто работать, необходимо получить визу. Есть несколько вариантов: первый — виза «цифрового кочевника» или Visa Nomada. Она подходит тем, у кого месячный доход начинается от $5000. Срок действия Visa Nomada — год, но его можно продлить. Программа дает доступ к банковским услугам, аренде жилья, обучению детей в школе. Для этого необходимо предоставить договор с работодателем на срок не меньше года, платежную ведомость и банковские выписки за три месяца, чтобы подать заявление. Либо, можно подтвердить право собственности на компанию, которая существует больше года, и также показать трехмесячные банковские выписки. Остальные документы стандартные — паспорт и медицинская страховка. Расходы на оформление визы — $611 (включен медосмотр).

Вариант второй — программа Golden Visa для талантливых предпринимателей. Виза выдается на пять лет и доступна тем, у кого уже есть опыт создания бизнеса. По ней можно перевезти с собой семью и троих руководителей компании, если вы релоцируете бизнес. Заявитель сначала получает шестимесячную визу на въезд, а потом оформляет пятилетний ВНЖ, уже находясь в Дубае.

Требования и документы:

  • минимальный капитал от 500 тыс. дирхамов ($136 тыс.) или одобрение аккредитованного бизнес-инкубатора в ОАЭ (AREA2071 в Дубае);
  • доказательства предыдущего бизнес-опыта;
  • паспорт;
  • результаты медицинского освидетельствования.

Главная особенность ОАЭ — то, что бизнес можно запускать только в особых экономических зонах. Каждая из них заточена под конкретную отрасль: например, в Dubai Media City появляются только медиа-проекты. Условия открытия компании и налоговая политика у каждой зоны, соответственно, тоже своя. К тому же, если открывать свою компанию, то нужен партнер из местных.

Полезные контакты и ссылки для стартапов и tech-специалистов в ОАЭ:

Department of Economic Development — портал Министерства экономразвития для решения вопросов, связанных с регистрацией компании.

Dubai Startup Hub — экосистема для стартапов с рабочим пространством, образовательными программами, мероприятиями, инкубатором.

Dubai Technology Entrepreneur Campus (DTEC) — помощь в регистрации и ведении бизнеса, коворкинг.

У каждой экономической зоны ОАЭ есть свои интернет-ресурсы для онлайн-регистрации компании, у многих есть свое приложение для смартфона. Все максимально технологично и просто. Например, Dubai Internet City назначают созвон для решения вопросов. Есть и общий для Дубая портал Министерства экономразвития (Department of Economic Development), на котором нужно зарегистрироваться. Но, фактически, проще взаимодействовать с ресурсами конкретной зоны. В целом, релокация в Дубай — недешевое удовольствие. Сбор и подача документов на регистрацию бизнеса через агентства обходится в среднем в $2000-3000. Поддержка компании — лицензии, их продление, бухгалтерские услуги и прочее — потребуют в год еще 1-1,5 млн руб. по текущему курсу

Станислав Скакун, Основатель Biodata

Чек-лист отъезжающего:

  • Освободить холодильник и морозилку на случай отключения электричества и внезапной порчи продуктов.
  • Купить страховку на квартиру — раньше можно было это сделать прямо в приложении Сбербанка.
  • Отключить воду в стиральной машине. Перекрыть канализационные краны.
  • Купить необходимые лекарства, которые могут вам понадобиться, потому что не везде они есть (например, при остром приступе аллергии, которой никогда не было).
  • Оставить ключи от квартиры доверенному человеку.
  • Оформить доверенность на близкого человека для взаимодействия со всеми госорганами и получения документов, в том числе почте.
  • Оформить доверенность на банковские операции — можно прямо в банке. Это необходимо в возмом случае кражи вашей карты.
  • Оформить полный доступ к Госуслугам и к личному кабинету налогоплательщика (понадобится ИНН).
  • Оставить себе сим-карту, к которой привязан интернет-банк — например, Сбербанк признает только российские симки.
  • Взять с собой все акты гражданского состояния: свидетельства о рождении всех членов семьи, в том числе взрослых, а также документы об образовании.
  • Проставить апостиль на документы — рекомендуем агентство Лингвариус.
  • Взять протоколы, повестки и прочие доказательства насилия и задержания на митингах (если такое было) — может понадобится для оформления статуса беженца.

Перечисленные семь стран — не единственные, куда можно релоцироваться со стартапом или в одиночку для устройства в международные компании. В настоящий момент эти направления являются самыми популярными и относительно доступными: с прямым перелетом или простыми условиями для въезда.

Больше экспертных статей об участниках сообщества и их опыте в нашей колонке на vc.ru. Узнать подробнее про нетворкинг можно в Телеграм- блоге.

0
4 комментария
Anton K

Кипр и Северный Кипр - это, по факту, разные страны.

Ответить
Развернуть ветку
Megalife

А что про Болгарию скажете? По мне так достаточно интересный вариант...

Ответить
Развернуть ветку
Anna Miro

Спасибо — это очень полезно :))

Ответить
Развернуть ветку
Coder Coder

мда, чедловек путает северный кипр и южным )) ну зато не забыл напомнить про "Освободить холодильник и морозилку" ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда