Как жить?

Что ждет рядовых IT-специалистов? Позволю себе порефлексировать и дать какой-то прогноз, на нашем низовом (общечеловеческом) уровне.

А чтобы было предметно, приведу близкий многим пример. Каждый высказанный тезис - результат общения с неглупыми людьми (инвесторами, фаундерами и др.), либо выводы из очевидных фактов. И личного опыта, довольно грустного.

Допустим, есть абстрактный IT-специалист Василий 🧔‍♂, живет в России, 25-35 лет. Работает на местную компанию, з/п в рублях. Профессия позволяет работать удаленно. Он умеет-могёт: не было больших сложностей в смене места работы. Английский, указанный в CV - upper-intermediate.

1. Рублевая зарплата Васи обесценилась на треть, и учитывая однозначные прогнозы инфляции этого года (20%+ при хорошем раскладе) - не приходится надеяться на те же возможности со старым доходом. Что делать? Верно, искать работу с з/п в валюте.

2. У Васи не было отбоя от эйчаров, сменить работу было просто. Но это в пузыре российского рынка труда. При выходе на мировой, оказывается, что квалификация не соответствует тайтлу, английский - заявленному, а культурный код - общепринятому жизнерадостному, без славянского хмура. Найти работу за $ оказывается не так просто. Но есть же куча компаний и стартапов с ru-командами!

3. Многолетняя схема “Продажи в штатах, разработка в СНГ” перестает работать уже сейчас. Есть четкие сигналы от инвесторов, энтерпрайзов, фаундеров. Об этом не напишут в медиа. Но постепенно у всех нас будет все меньше знакомых, работающих удаленно из Новосибирска, Винницы, Гомеля на западные компании и тем более венчурные стартапы. Да, это касается не только России и Беларуси, но и Украины, и соседних стран, которых задевает рикошетом война. Риски бизнеса, в частности для инвесторов, - они не про мораль и гуманизм, а про бизнес. Что ж, Вася задумался о переезде.

4. Я не склонен к панике, считаю очевидным, что сейчас в России - спокойный эпицентр урагана, а пиздец - лишь в среднесрочной перспективе. Но наверняка. Об этом в том числе ясно говорит и мировой рынок, довольно спокойно реагирующий на войну (!) Те, кто уезжают “переждать” - делают большую ошибку, потому что пережидать придется долгие годы. Несколько месяцев в другой стране нельзя назвать эмиграцией. Это ведет к лишним тратам, стрессу, дополнительным бытовым заботам, разрыву социальных связей, которые сейчас очень кстати. Все это точно не помогает расти.

5. Лучшая стратегия для Васи сейчас - не покупать дорогие билеты в Стамбул или снимать эйрбнб в Тбилиси за 3х от обычной цены, а сократить свои траты и неспешно искать стабильный источник дохода в USD. Желательно усмирить эго и искать доход, сравнимый с привычным рублевым, по текущему курсу. Например, если з/п была сто тыщ, то нужно поискать возможности на $1k/мес. Это помогает прежде всего двигаться поступательно, параллельно работая над описанным в п.2.

Можно на все посмотреть и с обратной стороны: если не удается получить оффер или нафрилансить на $1k/мес, то нужно очень серьезно призадуматься над причиной. Квалификация? Софт скиллы? Язык? Страхи? Личные качества? И срочно поработать над этим.

6. Уезжать Васе рано или поздно придется. Хотя бы потому, что будет все сложнее работать из России. Но это перспектива месяцев, если не лет. Когда получится стабильно зарабатывать удаленно $1.5-2k, то можно всерьез подумать над местом назначения. Про муки выбора здесь писать не буду - очень большая тема, как-нибудь потом. Но отмечу, что указанный доход - вполне себе ок для жизни в Европе, в южных (и прекрасных) странах - Испании, Италии, Греции и др. Большинство местных зарабатывает меньше.

7. За несколько месяцев можно без суеты (и очередей!) спланировать переезд, завершить дела. Благо есть куча программ эмиграции, а в ближайшие год-два их будет кратно больше. Квалифицированные люди нужны везде. Вы знаете, как смотреть на этот тезис с обратной стороны.

8. Вася - хороший человек, и единственное, от чего он будет по-настоящему грустить - это жизнь вдали от близких. Что ж, this is the way.

Что ждет рядовых IT-специалистов? Позволю себе впервые порефлексировать и дать какой-то прогноз, на нашем низовом (общечеловеческом) уровне. А чтобы было предметно, приведу близкий многим пример. Каждый высказанный тезис - результат общения с неглупыми людьми (инвесторами, фау...
Что ждет рядовых IT-специалистов? Позволю себе впервые порефлексировать и дать какой-то прогноз, на нашем низовом (общечеловеческом) уровне. А чтобы было предметно, приведу близкий многим пример. Каждый высказанный тезис - результат общения с неглупыми людьми (инвесторами, фаундерами и др.), либо выводы из очевидных фактов. И личного опыта, довольно грустного.

Допустим, есть абстрактный IT-специалист Василий 🧔‍♂, живет в России, 25-35 лет. Работает на местную компанию, з/п в рублях. Профессия позволяет работать удаленно. Он умеет-могёт: не было больших сложностей в смене места работы. Английский, указанный в CV - upper-intermediate.

1. Рублевая зарплата Васи обесценилась на треть, и учитывая однозначные прогнозы инфляции этого года (20%+ при хорошем раскладе) - не приходится надеяться на те же возможности со старым доходом. Что делать? Верно, искать работу с з/п в валюте.

2. У Васи не было отбоя от эйчаров, сменить работу было просто. Но это в пузыре российского рынка труда. При выходе на мировой, оказывается, что квалификация не соответствует тайтлу, английский - заявленному, а культурный код - общепринятому жизнерадостному, без славянского хмура. Найти работу за $ оказывается не так просто. Но есть же куча компаний и стартапов с ru-командами!

3. Многолетняя схема “Продажи в штатах, разработка в СНГ” перестает работать уже сейчас. Есть четкие сигналы от инвесторов, энтерпрайзов, фаундеров. Об этом не напишут в медиа. Но постепенно у всех нас будет все меньше знакомых, работающих удаленно из Новосибирска, Винницы, Гомеля на западные компании и тем более венчурные стартапы. Да, это касается не только России и Беларуси, но и Украины, и соседних стран, которых задевает рикошетом война. Риски бизнеса, в частности для инвесторов, - они не про мораль и гуманизм, а про бизнес. Что ж, Вася задумался о переезде.

4. Я не склонен к панике, считаю очевидным, что сейчас в России - спокойный эпицентр урагана, а пиздец - лишь в среднесрочной перспективе. Но наверняка. Об этом в том числе ясно говорит и мировой рынок, довольно спокойно реагирующий на войну (!) Те, кто уезжают “переждать” - делают большую ошибку, потому что пережидать придется долгие годы. Несколько месяцев в другой стране нельзя назвать эмиграцией. Это ведет к лишним тратам, стрессу, дополнительным бытовым заботам, разрыву социальных связей, которые сейчас очень кстати. Все это точно не помогает расти.

5. Лучшая стратегия для Васи сейчас - не покупать дорогие билеты в Стамбул или снимать эйрбнб в Тбилиси за 3х от обычной цены, а сократить свои траты и неспешно искать стабильный источник дохода в USD. Желательно усмирить эго и искать доход, сравнимый с привычным рублевым, по текущему курсу. Например, если з/п была сто тыщ, то нужно поискать возможности на $1k/мес. Это помогает прежде всего двигаться поступательно, параллельно работая над описанным в п.2.

Можно на все посмотреть и с обратной стороны: если не удается получить оффер или нафрилансить на $1k/мес, то нужно очень серьезно призадуматься над причиной. Квалификация? Софт скиллы? Язык? Страхи? Личные качества? И срочно поработать над этим.

6. Уезжать Васе рано или поздно придется. Хотя бы потому, что будет все сложнее работать из России. Но это перспектива месяцев, если не лет. Когда получится стабильно зарабатывать удаленно $1.5-2k, то можно всерьез подумать над местом назначения. Про муки выбора здесь писать не буду - очень большая тема, как-нибудь потом. Но отмечу, что указанный доход - вполне себе ок для жизни в Европе, в южных (и прекрасных) странах - Испании, Италии, Греции и др. Большинство местных зарабатывает меньше.

7. За несколько месяцев можно без суеты (и очередей!) спланировать переезд, завершить дела. Благо есть куча программ эмиграции, а в ближайшие год-два их будет кратно больше. Квалифицированные люди нужны везде. Вы знаете, как смотреть на этот тезис с обратной стороны.

8. Вася - хороший человек, и единственное, от чего он будет по-настоящему грустить - это жизнь вдали от близких. Что ж, this is the way.

@kyrillic
Похожее пишу здесь ↑
0
375 комментариев
Написать комментарий...
Time Coder

Те, кто уехал (включая меня), исходили из вполне себе реального шанса, что со дня на день выезд может стать невозможным, в стране вполне могут начать мобилизацию, а экономика довольно быстро уйдёт на дно. В этом нет ни какого паникёрства, вполне трезвая оценка ситуации, не моя личная - обо всём этом говорили данные западной разведки (которые на всех предыдущих этапах войны были правы). Ждать пару лет, чтобы потом всё равно уехать - это пустая трата времени. Текущий момент - это пинок тем, кто хотел в принципе уехать, но не мог решиться.
Как автор предлагает остаться в России и работать за доллары - совершенно непонятно. Переводы перестали работать. Компании просто не могут больше платить зарплату.
Вариант остаться в России и работать на внутренний рынок - тоже вариант, уважаю тех, кто сделал этот выбор.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
208 комментариев
Valentin Budaev
исходили из вполне себе реального шанса, что со дня на день выезд может стать невозможным, в стране вполне могут начать мобилизацию, а экономика довольно быстро уйдёт на дно. В этом нет ни какого паникёрства, вполне трезвая оценка ситуации

Нет, это как раз чистые эмоции не имеющие ничего общего с реальностью

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rumyankov

Разве входящие переводы перестали работать? Наружу мы не можем отправлять валюту, а обратно я запретов не видел, ну кроме отказов непосредственно работодателей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Паскарь

Вопрос с переводами меня тоже немного смутил, но может у автора другие представления об этом

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gre Li

А вот и пошли вбросы, убеждающие не уезжать. Только спрос всё равно большой. Даже миддлов отрывают так, что 1k$ — это копейки. Если речь не про джуна, можно легко получать в разы больше. В идеале найти место просто с релокацией. И правильно подойдя к вопросу может не сразу, но такое вполне находится. Уже много материалов на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Нелинейная структура данных

Отрывают где и почему раньше не отрывали, а сейчас начали отрывать? Сейчас наоборот в РФ отрывают, большой спрос из-за бегущих. А вот на западе будет перенасыщение рынка, если ты не вместе с компанией уезжаешь. Да и взять на работу русского сейчас такое себе.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Гомбоев

Не понял где вы увидели "попытку убедить не уезжать"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergei Timofeyev

Через какое-то время сеньор может быть будет получать плюс-минус так. При условии опускания чебурнета и запрета на выезд. IT- рынок России очень маленький и на нём будет сильная конкуренция.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алексей Бобр

Два предложения, что-ли, из всего текста прочитал и решил ляпнуть не от большого ума? Где вы тут вброс увидели? Автор ведёт блог, про трудовую миграцию, да и сам из цифровых кочевников. Адекватная статья про то, что уезжать всё равно придётся и про то как это сделать максимально бескровно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
stonefield

Как быть джунам?(

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Russian lives matter

Ох уж эти хмурые славяне

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

и улыбчивые, жизнерадостные весельчаки скандинавы.

Ответить
Развернуть ветку
Freezer

Россия для грустных)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Исаев

Ещё и ноют вечно

Ответить
Развернуть ветку
Который тот

Тоже айтишник. Есть стабильная работа в российской компании (не гиганте) со среднерыночной зп. Контору пошатывает, но пока без потерь в зп и сокращений. Работодатель в целом ценит и не обижает. Валить некуда, английского нет от слова совсем, да и нет уверенности, что со своим менталитетом приживусь где-то, не чувствуя себя куском говна, выкинутым через забор. Решил, что самое время - сфокусироваться на смене профессии внутри it на более интересную (ну и более востребованную, чего уж там) и пустить все ресурсы на учебу. Заебали только причитать плакальщики кругом. Вы либо уже валите за бугор и планируйте как-то жизнь в Европе/США (если, конечно, вас там кто-то ждет), либо кончайте ныть и сосредоточьтесь на себе и своей ценности здесь и сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Д Хб

Какую профессию хотите?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Pavel Silin

Лучше скажите как теперь жить с осознанием того что все твое сообщество это в большинстве своем кучка инфантильных идиотов зарабатывающих хорошие деньги? Я никогда не думал что могу так в чем-то разочароваться. Как с этим жить?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

а что вы хотите от айтишников. ИТ, смузи, игрушки, технологии, достаток. Абсолютно нет времени думать про сахар, политику и социальную обстановку.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Нелинейная структура данных

Спасибо, за адекватное мнение без панических настроений. Каждый сам решает где ему будет лучше, но решение должно быть взвешенное и не на эмоциях.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Klimov

Пункт 2, что-то непонятное.

По факту, собеседования в Европейские компании (за штаты не скажу) проходят спокойнее, да и сами по себе легче. По деньгам, еще до всего ажиотажа давали больше, чем, скажем Тиньков и Сбермаркет (с просто Сбером не сравниваю, там свои приколы с премиями), но в евро.

Да, я сейчас не в ФААНГ компании работаю и в алгоритмах я разбираюсь максимум "со словарем", на парном кодинге не блистаю. Но этого вполне хватает. Атмосфера в моей текущей (немецко-чешской) компании - замечательная, к тому что я русский - только сочувствие, даже от украинских коллег по цеху.

Английский как был флюентом, по моему нескромному мнению, так флюентом и остался, проблем в общении никаких. Но даже если ваш английский ниже - это вообще не проблема. Главное уметь договариваться и достигать понимания. Не все компании англоговорящие сами по себе.

Особенно хмурым себя тоже не ощущаю. Разве что по началу, но я вообще медленно "вливаюсь" в коллектив. Это моя персональная особенность, к "русскости" отношения никакого.

В общем, я думаю, имеет смысл пробовать и выбирать из доступных предложений. Я как ДевОпс в дебри с алгоритмами заранее решил соваться ради общего образования скорее, вилку SRE для себя пока отсеял, для нее опыта не хватает объективно. И ничего, нашлась и для меня компания.
Доход - 280 евро в рабочий день. Месячный, соответственно, зависит от отработанных дней и в принципе количества рабочих дней в сутках. Стоит отметить, что оплачиваемого отпуска, при этом, нет и праздники "отмечаю" немецкие - это минус.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Я сейчас месяц работаю тоже в другой компании на Кипре через ИП, с праздниками такая же петрушка, но есть отдельно 10 дней в год на национальные праздники - бери как хочешь, хоть майские все отгуляй.
После начала операции сразу позвали релоцироваться, но у меня 2 детей, так просто не уехать да и смысла пока сильно не вижу.

Зп в евро, английский upper intermediate, но проблем вообще никаких нет с коммуникациями. Поэтому кто ищет - тот всегда найдет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
vic smirnoff
Благо есть куча программ эмиграции, а в ближайшие год-два их будет кратно больше.

Сильно сомнительно. Во-первых, иммиграционные квоты уже переполнены украинскими беженцами (у которых оснований свалить гораздо больше, чем у русских). Во-вторых, русских теперь везде так не любят, что будь ты хоть трижды профи в своем деле, тебе предпочтут другую нацию.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Protasov

Про то, что русских не любят - это ерунда, причем полная.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Uzabila

Вранье полное и про квоты и про Русских. Судят не по национальности, а по навыкам. А фраза "русских теперь везде так не любят" - это нацизм в чистом виде. В любой народности есть плохие и хорошие.

Ответить
Развернуть ветку
Мимопрохожий
Во-вторых, русских теперь везде так не любят, что будь ты хоть трижды профи в своем деле, тебе предпочтут другую нацию.

Т.е. тезис "русские - это новые евреи" таки верный? :)

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Антон Куликов

не очень вяжется с реальностью, работаю разработчиком, вот у меня в рублях доход по текущему курсу это чуть больше 4000$, в статье же пишется что мне надо стремиться к доходу 2к$ и потом ехать зачем то в южную европу, хотя есть изи релокейт в канаду, где оценивают мои навыки программирования ничуть не хуже чем в россии. я очень сомневаюсь, что автор имеет достаточный опыт в разработке и релокейтах, чтобы писать такой текст, либо вообще не имеет никакого опыта, кроме кнопки рандомно нажимать

Ответить
Развернуть ветку
color
доход по текущему курсу это чуть больше 4000$

4000 * 135 (реальный черный курс) = 540к.
А вы точно разработчик? (снимая трусы).

Шучу в общем. Тут скорее вопрос, что не мало ИТ контор схлопнется из за умирающего рынка (да, да, заграница для нас уже закрыта, апворки забанены, нерезидентам банально не удобно уже перечислять нам средства), останутся гос, всевдогос и связанные так или иначе с госом конторы + пара гигантов типа яндекса/мыла.

Во первых, на всех не хватит. Во вторых, сегодня это 4000, завтра это 2000.

К тому же будем откровенны, если вы сеньор/тимлид на 4к usd сейчас, то вам ничего не стоит скорее всего получить 5-6к+ оффер, а может и больше.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Evil Pechenka
Лучшая стратегия для Васи сейчас
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Тут ещё нужно учитывать, мягко говоря, своеобразное население Сочи и Краснодара, скажем так) не каждый захочет в таком обществе жить.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexei Ageyev

Совет, купи поливалку автоматическую, чтобы часами пальцем не затыкать, очень удобная вещь. Раз уж на бассейн и кубы воды хватает, на неё тоже хватит

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dmitriev

Это вам первый канал рассказал про раковину?
Во-первых такие раковины есть только в Англии, во-вторых это традиция, довольно дурацкая, если честно, и она осталась только в старых домах.
ЗЫ но про 2000 согласен, это уровень каких-то совсем джунов зеленых.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кметик

Ссылки на вакансии в сочи с 2к в студию.
Пробежал по хабр карьере. 1к по текущему курсу средняя по больнице.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Как жить айтишнику:
Так же как и раньше, получать оверпрайснутую зарплату и наслаждаться дефицитом квалифицированных кадров на рынке, позволяющим спокойно выбирать локацию и компанию.

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Вы слишком спокойный. Срочно повысьте тревожность.

Ответить
Развернуть ветку
Который тот

Вы абсолютно не в потоке. Тут нужно плакать, биться в истерике, говорить, как тут плохо и как везде лучше. И не в коем случае не озвучивать положительных моментов ЗА остаться. Надо валить в любом случае, как бы тут ни складывались дела. А то, знаете ли, чебурнет, еда по карточкам, ссылки на Сахалин…оно вам надо? Если вы так не считаете, значит смотрите первый канал и вас уже зомбировали)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Анюков

Либо валить, либо ждать, когда спрос в айтиспециалистах появится в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Кметик

Без панических настроений прогноз такой:
Работы будет мало. Заработных плат такого же уровня уже в начале следующего года не будет. И типичная схема 10 вакансий - 1 с опытом выбирает что хочет закончилась уже сегодня.
Самые уязвимые - фронт.

Из этого уравнения пропали куда-то исчезнувшие с рынка серверы.
А значит веб-разработчики(а это основная масса разработчиков) начнет терять работу. И это не паника, это реальный взгляд на ситуацию.

Даже если серверы появятся в стране, то будет либо очень дорого, либо дорого и медленно(привет китайские решения). А все это влечет рост цены сервисов для клиентов. Учитывая общую экономическую ситуацию, то падение клиентской базы у всяких "сервисов" самое первое и очевидное.

Короче на круг, айти - не лучший вариант в ближайшем будущем. Особенно вайти. Люди с опытом останутся на плаву, кому-то повезет найти на работу на западе, если получится выехать(только не в Турцию или Грузию).

Ответить
Развернуть ветку
Bob Sinclar

вот так просто серверов не будет? да вы что говорите. а во время сухого закона, люди делали состояние на выпивке. если есть спрос - будет и предложение. будут завозить сервера челноками - бери не хочу. новые, списанные, какие хотите. история с майнерами и дефицит видеокарт показывает, что бизнесу плевать как делать бизнес, главное делать план продаж. а то что греет где-то там воздух, и экологии от этого плохо - плевать хотели.

работы как было много так и будет. в любом направлении. да даже SAP, IBM, RedHat, HP, Salesforce стеках.

а если "золотой стандарт" в виде доллара между странами для взаиморасчетов упадет, то цена рубля и юаня может вырасти. природные ресурсы просто так под ногами не лежат.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Товарищ

Ну все. Все фронтендеры на завод, потому что так сказал Алексей Кметик. Будет 1 вакансия всего на hh и 2000 резюме.

"Короче на круг, айти - не лучший вариант в ближайшем будущем."

Лучше кассир в пятерочке...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kubik

Не соглашусь. Да, кого-то затронет. Но, например в тяжело-промышленной разработке все только вверх идёт и санкции только на руку. Сам на прошлой недели прошел такой квест:
Среда- письмо от hr с предложением
Четверг - созвон с hr. Оклад запросил + 150к от текущего. Почему 150? Да просто с потолка. Менять работу пока не планировал.
Пятница утро- тех интервью.
Пятница вечер- оффер.
Оффер пока не принял. Но думаю, если откажу, начнут закидывать бонусами.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Stepanov

Да и по ощущениям первая же оценка по выехавшим приведет к блокировке загранпаспортов

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ремонт Ноутбуков

Читается именно как "все пропало". Откуда сроки!? Откуда такие прогнозы? Если вебу придет конец, как в вашем пророчестве, то придет он не только к фронтам. Бэк, девопс. Им тоже серваки нужны. Дбо, аналитики, админы. Почему фронты стали самыми уязвимыми? Как по мне, дык наоборот. Исход с российского рынка всяких заграничных тяжеловесов, в теории, должен спровоцировать рост потребности в итэшниках.

Ответить
Развернуть ветку
Мимопрохожий
Когда получится стабильно зарабатывать удаленно $1.5-2k, то можно всерьез подумать над местом назначения. Про муки выбора здесь писать не буду - очень большая тема, как-нибудь потом. Но отмечу, что указанный доход - вполне себе ок для жизни в Европе, в южных (и прекрасных) странах - Испании, Италии, Греции и др. Большинство местных зарабатывает меньше.

в соседнем топике про Португалию автор писал о затратах на аренду в 1000 евро и "на жизнь" на человека 800 (это будет скромная жизнь). Сам он на троих тратит 4к/мес чисто на аренду и житуху. 1,5к-2к долларов , боюсь, не хватит?

Ответить
Развернуть ветку
DMITRY AKIMOV

можно еще больше свою жену послушать и виллу с огромным бассейном арендовать )))

Ответить
Развернуть ветку
Bob Sinclar

автор живет в самом дорого районе Португалии.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Valerian Valkin

Если кратко - есть два пути:
- работать на запад как часть русскоязычной команды, нужно быть сильным разработчиком
- трудоустроиться в западную компанию, возможно с релокейтом. Тут важен еще и хороший английский

Мы помогаем с обоими вариантами в 2vmodules.com и 2vjobs.com. Пользуясь случаем, если вы сильный разработчик (Middle и выше) и ищите варианты работы с привязкой зп к USD - пишите на [email protected], заграница нам поможет :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Andrey Dmitriev

Я чего-то вообще не понял логики в том, чтобы оставаться в урагане и на смешную штуку баксов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кочергин

Больше смутило про потерю возможности работать на западный бизнес удаленно в перспективе ЛЕТ, да тут день-другой и привет, чебурнет.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Я так понял, что штука была абстракцией, символизирующей текущий доход Васи.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

тут, глядя на ситуацию в мире, начальник захотел найти пару опытных JS сеньёров из СНГ, на зп в баксах и предложением релокации.

складывается впечатление, что их крайне мало и все уже прибраны, откликнувшиеся просят 5-6к, при медиане 3750, на которую был расчет, о том, чтобы найти специалиста ниже медианы вообще можно и не мечтать.
упомянутых сеньёров работающих в русских компаниях за рубли, вероятно, не существует :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Ахметшин

Напиши в личку, я как раз ищу похожее предложение:)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Юлия Новикова

А напишите мне тоже пожалуйста про вакансию

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Никитин
складывается впечатление, что их крайне мало и все уже прибраны, откликнувшиеся просят 5-6к

Может им известно про flippa.com?
После общения с HR-ами бодишопов у меня сложилось впечатление, что они об этой площадке не знают.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кудин

А не ИТ, что делать? Уже можно вешаться?)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бобр

Купи сварочный аппарат и выучись на сварщика - они реально получают не хуже айтишников.

Ответить
Развернуть ветку
S.E. GOV

Ты же не белка) в огороде картошку выращивай да исе...

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Выучиться на айти не вариант? Или вам уже за 70?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Василий Степанофф

картоха, самогон и чем там еще планируют спасаться те, кому санкции не по чем.

Ответить
Развернуть ветку
DMITRY AKIMOV

не айти ещё реально на много больше вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Виктор

Размышление хорошее, но не в ту сторону.

Васе не следует уезжать, а следует отстаивать свои интересы тут. Не обязательно ходить на митинги или писать экстремистские призывы в ВК. Но нужно обсуждать проблемы с родственниками, друзьями. Уговаривать, просвещать

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Warfare Designer

Ха, кодил я тут бота для одной компании, которая организует сходки "стартаперов", "инвесторов". Много умных слов говорили, всовывали свой любимый "инглиш" в речь, рассказывали, как всё круто. Понты вообще через край.
А потом выяснилось, что фронтенд рисовали ребята с Украины, база тоже там зависла, босс убежал в Дубаи как только запахло жареным и вся команда осталась жить на снятой боссом квартире без средств на существование.
И, блин "мы в жопе, поработай на нас сейчас, а когда всё устаканится мы оплатим".
Пусть российское IT очистится от всего этого хлама. Пусть уедут те, кто мечтает работать за баксы - освободятся ниши, я в это верю.
Нам ещё на QP OS переходить, там тоже стресса дофига))))

Ответить
Развернуть ветку
Murad Kakabaev
Но постепенно у всех нас будет все меньше знакомых, работающих удаленно из Новосибирска, Винницы, Гомеля на западные компании и тем более венчурные стартапы.

Я бы поставил на то, что немалая часть этих знакомых продолжат работу через прокси-компании в полудружественных неподсанкционных странах.

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Проще с индусами работать или поляками без всяких платежных заморочек
Чем через пень-колоду с дарагими расеянами

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
segamega

1. На какую такую треть она обесценилась? По мифическому курсу Центробанка если только смотреть. Но это просто цифры с потолка.

3. Зато проверенная рабочая сила подешевела на ту самую мифическую треть из 1 пункта.

4. Спросите себя на сколько в вашей голове была вероятна мысль о том, что происходит сейчас на 20 февраля, проведите аналогию с мыслями о выездных визах.

5. Если это удается в формате бесконечных фоновых мыслей о 4 пункте, попробуйте приложить магнит к яйцам

6. Нет другого лучшего времени, чем сейчас - Толя Робинс

7. Пункт 4

Ответить
Развернуть ветку
makol

Прочел статью - и комменты коллег, вывод закрадывается один, находить дыру для получения бабок из зарубежья, накопить и валить.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Popov

Кого валить? :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Barone Rosso

Ещё жареным по-настоящему не запахло, а тревожные васи срочно уезжают.
В этом есть определённый положительный момент: чем больше тревожных уедет, тем больше устойчивых останется.
Странно что некоторые люди до сих пор не поняли простой истины - относиться к своей работе надо как к ремеслу, расти профессионально, трудиться, тогда всегда сможешь заработать.

Ответить
Развернуть ветку
Который тот

У них почему-то есть уверенность, что они в Европе будут работать лучше. Ну или что их там с какого-то хера будут больше ценить работодатели. Не, это так не работает. Если ты не востребован в Воронеже, в Лондоне тебе светит не сильно больше

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Safonov
Ещё жареным по-настоящему не запахло,

Когда запахнет — уже будет поздно. Про запрет на вывод денег одним днём объявили и вывести я уже не успел, например.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Я здесь живу и своими действиями или бездействием отвечаю за происходящее. Так что остаюсь, поборемся еще. Да и не думаю, что все схлопнется. Отъезжающих тоже понимаю, поэтому от покупки змей и черепах воздерживаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Руфина Хасанова

Спасибо вам за вашу статью.

Вы озвучили мои мысли. Я полгода жила в Грузии и вернулась, как все это стало происходить.
Жить заграницей не зарабатывая в $ - это самоубийство сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gong

В эмиграции есть много подводных камней. Работать и получать хорошую зарплату - это не все, что нужно для счастливой жизни. Культурная интеграция очень сложный процесс, и с большой долей вероятности вообще невыполнимый, особенно если тебе за 30. Многие только уехав, через какое-то время понимают, что такое ностальгия на самом деле, хотя казалось бы и тосковать особо не по чему (это со слов многих давно уехавших). Я вот не хочу уезжать из своей страны, верю, что когда-нибудь все наладится. Всем уезжающим удачи, точно не помешает.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Zolotaryov

Как человек, весьма близкий к IT, имеющий свою команду разрабов, электронщиков, монтажников, пусконаладчиков и т.д., собственно давным давно уже интересуюсь таким вот вопросом: вот эти вот ваши все "айтишники"... мммм... а чем они заняты? Где их великие продукты? Где изменившие мир прорывные технологии? Где плоды их гениальных трудов? Кто то может примеры млщных программных продуктов привести? Ну только про 1С не надо, там понятно. Их млщность запредельна даже для них самих. Что-то ПОЛЕЗНОЕ есть? Вот уровня автокада? 3д макса? афтерэффекта? матлаба? альтиума? солидворкса? фрутилупса? Да хотя бы уровня долбаного и ненавистного всем офиса 365?

ГДЕ?

Ну вот где?

Как ни посмотришь, куча "айти" компаний, у них куча вакансия джава-разрабов, куча вакансий девопсов, умеющих все возможные виртуализации, тестирования, оркестрации, джиры, канбаны и т.д. и т.п. И? Где их ВЕЛИКИЕ продукты? Где их ВЕЛИКИЕ распределенные системы? И чем, собственно, они "великие"? И, самое интересное, КТО и ЗАЧЕМ за это все платит?
Когда-то, в далеком 2012г. когда гугл был почти еще только поисковик, и только начинал пытаться поработить весь мир, с величайшей помпой был презентован.... GMail... ПОШТА, лять... в 2012 году... они придумали ПОШТУ! А еще, самое вкусное, пол-года спустя они придумали.... КАЛЕНДАРЬ! ДА! Фича? Еще-бы! Он мог кривенько синхронизироваться между девайсами в одном аккаунте. Просто величайший прорыв, с учетом изобретения OSI и СУБД в 50-х годах прошлого века. Так вот, возвращаясь к вопросу... собсно... Где результаты труда этой орды ойтишников? Особенно отечественных?

Нет, разумеется я могу перечислить (помимо 1С) наверное с 50-60 крупных продуктов, проектов, стартапов и т.д... но это даже меньше, чем капля в море. Да и в мировом плане, если посидеть и 10 минут подумать, а что, окромя геморроя в последнее время полезного придумали? Я молчу про банальности по типу того, что 8 ядер... 4ГГц... куча конвейеров и супер мега технологий оптимизации и ускорения... датацентры, кластеры из серверов по 256 ядер каждый... вы вообще представляете себе скорость вычислений всея этого? И? Что вычисляется? Вращающийся синий шестигранниче ЕСИА?... Объясните, а?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Safonov
а чем они заняты?

Код пишут.

Где их великие продукты?

Ээээ. Везде? У вас в телефоне приложения сами растут? Сайты из воздуха появляются?

Где изменившие мир прорывные технологии?

nginx, clickhouse, tarantool, какой-нибудь postgres тоже русские в заметной части пишут. Это из совсем очевидного.

Что-то ПОЛЕЗНОЕ есть?

Да, все сервисы полезные, если кому-то нужны. Я в своё время ресёрч лекарств от рака автоматизировал в аутсорс-конторе. Брендинг там, очевидно, американский, но писалось всё шестью сотнями разрабов в Питере — если вы не видите, не значит, что этого нет. Достаточно полезно или нужна какая-то более великая цель?

альтиума?

Альтиум в России пишется, так-то. Я к ним несколько лет назад на собес ходил даже.

Где их ВЕЛИКИЕ продукты?
Где их ВЕЛИКИЕ распределенные системы? И чем, собственно, они "великие"?

Яндекс, Озон, Сбер, Widlberries, VK — всеми ими пользуются десятки милллионов людей и бизнесов. Заставить работать продукты на таком масштабе — нетривиальная задача.

И, самое интересное, КТО и ЗАЧЕМ за это все платит?

Вы перестали ездить на такси, заказывать еду домой, покупать вещи с доставкой, банком пользоваться онлайн вместо стояния в очереди с бабками? Вот клиенты за удобство и платят .

GMail... ПОШТА, лять... в 2012 году... они придумали ПОШТУ!

Для начала, в 2004.

Во-вторых, да, придумали нормальную почту без лимитов в два мегабайта на письма. Собственно, как до айфона и андроида были смартфоны, но пользоваться ими было не особо удобно.

Что вычисляется? Вращающийся синий шестигранниче ЕСИА?

А что, плохо что ли? Госуслуги заметно проще всю бюрократию сделали.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Eugene Popov

"Ну вот где?"
Т.е. вы хотите сразу продукт уровня конкурентов, где уже н-цатая версия?
Проблема проста - большинство из вас таких выберет проверенный и привычный. И даже если бы вдруг кто создал достойную альтернативу, то нашли бы еще вагон отмазок чтобы пользоваться привычным.
Реальность же такова, что для создания и развития нужно поступательное движение, за каждый этап которого кто-то должен платить. В случае западных продуктов такое финансирование началось давно и просто уже не угнаться. Даже вон весьма технологичные китайцы что то не стремятся наплодить альтернатив перечисленному.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин
всех имигрантов попросят в первую очередь

Отберут приложения в сторах и домены?
В РФ же речь идет о чебурнете уже, на любой чих нужно будет разрешения оформлять.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Komorebi

Не знаю как вам, а мне все еще приходят предложения, не смотря на гражданство.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Многолетняя схема “Продажи в штатах, разработка в СНГ” перестает работать уже сейчас

Ну это можно не афишировать имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Почему не нужно афишировать, что конторы в РФ перепродают разрабов на внешние рынки?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Картаев

Где то я уже это читал

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

А как вася будет получать эти килобаксы от доброго западного господина, если все международные платежные системы ушли из рашки, а пресловутый свифт даже не у подсанкционных банков работает через пень колоду?

Ответить
Развернуть ветку
Denis

Свифт работает, пока …

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

свифт работает у всех, кроме банков завязаных на оборонку (Промсвязь, ВТБ) , Альфа, Тинькофф, открытие - ок.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Denis

А где сейчас можно искать клиентов, если upwork и fiverr заблокированы???

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

купи готовый аккаунт на левые данные

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Попробуйте в л/днр

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Портнягин

Озвучу мысли, почему я считаю не стоит переезжать в Европу или США на ПМЖ.

1) Пропаганда мужиков-оленей, баборабов, феминизма, можно ещё как-то назвать такой персонаж наверно. Вчера ходили на относительно новый фильм. И уже в самом начале, там как обычно чувак в разводе, херовый муж, и он как всегда понимающий и виноватый во всем бегает за бывшей.

Я в РФ могу открыто сказать в своей семье, что такую бабу надо гнать пинком от себя подальше и никаких колебаний.

2) Тоже самое что первое ,но касается геев. Я отрицательно отношусь к этому явлению и называю их пидарасами. Но там я так уже сказать не смогу.

3) Могут забрать ребенка если узнают, что ты не воспитываешь его толерантным к ценностям обозначенным в п. 1-2

4) Как оказалось , и до не давнего времени я не считал это возможным, правительство может начать или поддержать русофобию. И тут грань уже пройдена. Таким образом, нет никаких оснований верить, если РФ сломят, то перекинуться на уехавших и проживающих у них. Начнут давать плохие школы, платить ниже за и т.д. Это может выглядеть просто , вашего сына там оскорблят или побьют в школе. Тут ты бы просто сказал сыну , вот в следующий раз ударь вот ответ его во так, а там ты не можешь , иначе найдут предлог тебя выпекать из страны. Короче будешь жить там как мышь, что даже пикнуть нельзя.

—---

Что я предлагаю?

1) Работать удаленно и жить в РФ. Можно поехать туда, открыть счёт, чтобы получать деньги и оставаться в РФ.

2) Если ты пока без семьи, то можешь сделать релокейт к ним временно, но семью там не создавать и свою не везти, если не хочешь проблем выше.

3) Если ты устроен в местную компанию в РФ, которая платит хорошую ЗП, типа 4000-5000$, не стоит вообще даже париться

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Как-то автор совсем обходит стороной локальный рынок труда. А меж темы госы и придворные интеграторы просто пылесосят людей с рынка. 1к$ - почти уже джунская з. п. в каком-нибудь сбере или почтатехе

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Сказ о бедном IT--шнике, как же выжить то ему, когда гречка подорожала в 2 раза, при средней зарплате в IT, в 200 т.р.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лопырев

Немного о кандидатах на собеседованиях за прошедшие пару недель https://vc.ru/hr/383535-para-dobryh-sovetov-soiskatelyam-na-remout-v-valyute-ili-s-relokaciey

Ответить
Развернуть ветку
Ремонт Ноутбуков

И чо, в итоге? Все пропало, или еще нет?? Гипс сняли? Клиент уехал?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Имхо

Прекрасный нарастив, что уезжать все равно придется🤦🏻‍♂️
Только вот вопрос, какие риски что с тобой не только удаленно не будут работать но и в офисе? все по той же причине...
При переезде ты ой как сильно упадешь в уровне жизни, не говоря о том что придется привыкать к новому месту, без знакомых и т д
Так что переезжать нужно как можно раньше или уже обустраиваться там где живёшь.

Ответить
Развернуть ветку
Скобелев Дмитрий

Здравствуйте! Начинаю переквалификацию с рус юриста на Python - разработчика. Язык только начал осваивать. Пожалуйста, скажите, какими навыками и знаниями нужно обладать, чтобы начать искать удалённую работу с последующим релокейтом? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Данила Багров

🤑🤮

Ответить
Развернуть ветку
372 комментария
Раскрывать всегда