«Чем успешнее люди, которые переезжают в США, тем хуже они адаптируются»

Бывший консультант McKinsey и серийный предприниматель Антон Урбанас — о жизни и бизнесе в Калифорнии.

Работая в консалтинге, Антон Урбанас столкнулся с тем, что большая часть рабочего времени тратится на оформление презентаций, и создал DeckRobot – плагин для PowerPoint, который экономит время офисных работников.

Предприниматель рассказал vc.ru о переезде в США, проанализировал бизнес-ошибки и подсчитал, сколько нужно зарабатывать, чтобы комфортно жить в Кремниевой долине.

Переезд

Мне было легко переехать в США — я работал в McKinsey и решил перевестись в американский офис в разгар последнего финансового кризиса в 2015 году. Консультантов было слишком много, и проектов на всех не хватало. Так происходило не только в McKinsey, но и в остальных консалтинговых компаниях. Люди ездили по всему миру: например, в Австралию, Новую Зеландию или Арабские Эмираты.

Я выбрал именно США, потому что давно хотел заниматься своими проектами. Где делать стартап, если не в США? Ведь большая часть венчурного капитала находится там, при этом самый большой «кусок пирога» достаётся Калифорнии — в частности, заливу Сан-Франциско.

В первый раз я хотел уйти из консалтинга и заняться бизнесом после полутора лет работы в McKinsey, но меня отговорил знакомый инвестор. Тогда у меня не было какого-то серьезного проекта. Во второй раз я начал готовиться заранее — даже написал черновик прощального письма. У меня был проект для покупки электроники в рассрочку, и я даже нашёл инвесторов.

Но не сложилось — 17 декабря 2014 года ЦБ за одну ночь поднял ключевую ставку до 17% годовых, и про любой финтех-стартап в России можно было забыть. Фондирование проектов стало очень дорогим — мы планировали привлекать инвестиции под 25%, но после поднятия ставки так не мог даже «Сбербанк».

Из-за кризиса закрывались даже очень сильные проекты. Летом 2015 года я помогал основателям Wikimart — Камилю Курмакаеву и Максиму Фалдину. Тогда они подняли не один раунд, в том числе от американских инвесторов. Казалось, ребята должны были стать миллиардерами. А через пару месяцев по ним ударил кризис — речь уже шла о том, чтобы просто удержать проект на плаву. Но в итоге он всё равно закрылся.

В апреле 2015 года я окончательно решил переехать. Спустя три месяца я уже был в США — рабочую визу мне оформляла McKinsey, поэтому с этим проблем не возникло.

Основное различие консалтинга в США и в России — это клиенты. Они более продвинутые в плане инноваций и чаще пользуются услугами консультантов. Не было такого, как в России, когда приходили люди и были готовы платить огромные деньги за красивые презентации.

В США мой социальный статус резко упал. В России, особенно когда я уезжал, «Большая тройка» (BCG, Bain, McKinsey — vc.ru) была единственным местом, где можно было столько зарабатывать. А если смотреть на США, то там самое престижное место работы — это уже хедж-фонды. И самые амбициозные ребята после выпуска идут туда. Если же им хочется меньше работать и меньше получать, то они выбирают стартапы.

В консалтинге в основном работают люди из других стран, потому что компании инвестируют в обучение сотрудников и получение грин-карты. Статус у консультанта в США примерно как у аудитора в России — вроде бы занимаешься интеллектуальными вещами за зарплату, которая выше средней по рынку, но до большого заработка нужно десять лет карабкаться по корпоративной лестнице.

Когда я только переехал, меня это очень удивляло. Как-то я сказал коллегам: я не могу привыкнуть, что я средний класс — ведь McKinsey престижная компания с жёстким отбором. Один из моих собеседников посмотрел на меня круглыми глазами и спросил, что в этом плохого. В Америке средний класс — это надежность и предсказуемость, к которым многие стремятся.

Поэтому главное, что я советую людям, которые хотят переехать, — это умерить свои ожидания. По моему опыту, чем успешнее приезжают люди, тем хуже они адаптируются. Те, кто в России в 25-30 лет зарабатывали $7-15 тысяч, делали интересную работу и чувствовали себя королями, переезжали и разочаровывались. Они продолжали зарабатывать столько же, но уровень жизни вокруг был в пять раз выше.

Люди, которые ожидали, что при переезде будут жить так же, как в Москве (или круче), обычно возвращались обратно.

Когда эмигрируешь, то становишься никем и должен начинать с низов своей профессии. Например, в Москве я уже руководил проектами, а в Бостоне мне снова пришлось строить финансовые модели в Excel.

Нужно заново зарабатывать весь свой капитал — социальный, профессиональный, финансовый. Здесь никому не важен диплом Высшей школы экономики — даже название нормально не переводится — Higher School of Economics. Когда я говорил о ВШЭ, меня постоянно переспрашивали и думали, что я говорю про старшую школу.

При переезде статус всегда падает — но теперь для меня это не так важно. Гораздо важнее возможности, интересные люди и стабильность общества, в котором живёшь. Я стал меньше зарабатывать, особенно когда занялся стартапом, — но приобрёл высокое качество жизни.

Поэтому важно понять, зачем ты хочешь переехать. Как правило, люди переезжают, потому что им плохо в России и у них есть нереализованный потенциал. У меня был очень сильный дискомфорт: я руководил проектами в McKinsey и не понимал, как мне развиваться дальше. Можно было пытаться стать партнером фирмы и всё.

Нужно понять, в чём заключается дискомфорт и можно ли его закрыть переездом. Кому-то может быть плохо из-за того, что рядом моря нет, — тогда нужно уезжать на Бали и купаться.

Я проработал в McKinsey в Бостоне два года, прежде чем решился основать свой стартап. Тогда я должен был переходить на позицию менеджера проектов — перед этим консультантам несколько недель читают тренинги, чтобы они поняли, чем хотят заниматься.

Я решил обсудить c коучами предпринимательство, и один из них предложил: «Поставь себе горизонт — и если ты не начнешь делать стартап, то смирись и работай там, где работаешь. Бизнес — это не твоё». Это было в 2016 году. Сначала я решил начать поиск идей параллельно работе — придумывал гипотезы и тестировал их.

Потом я понял, что если пытаться подстелить соломку и заниматься двумя вещами одновременно, ничего путного не выйдет — нужно решаться и уходить. Так я взял себе три месяца неоплачиваемого отпуска и не вернулся из него.

Как понять, что готов начать свой бизнес? Да никак, только попробовать.

После увольнения я начал работать над GoCarrot, приложением, которое в игровой форме мотивирует пользователей заниматься спортом и следить за здоровьем.

Я подошел к выбору проекта «по-консультантски» — прежде чем начать, полгода работал над задачами в сфере здравоохранения и понял, что большая часть трат на медицинское обслуживание зависит от образа жизни. В итоге мне пришла идея: нужно мотивировать людей к здоровому образу жизни через знакомых, создавать сообщество, где люди друг друга контролируют.

Приложение GoCarrot

Мы долго занимались разработкой продукта — а стоило заниматься продажами. Ещё нужно было уделить больше внимания тому, удовлетворяет ли продукт запросам клиентов, и удастся ли его монетизировать. Мы хотели продавать услугу страховым компаниям, приходили к ним с идеей. Проект им нравился, но был не очень нужен, и мы так и не нашли достаточно клиентов.

Когда я стал предпринимателем, мой доход упал в пять-восемь раз. При этом у меня очень сильно поменялся уровень личной свободы, и выросло качество жизни: я общаюсь с людьми, с которыми хочу, трачу время так, как хочу. В консалтинге всё иначе — тебя могут послать как на проект в Бостон, так и в какую-нибудь Небраску. В стартапе даже если я еду куда-то, куда мне не очень хочется, то я понимаю, зачем я это делаю.

Официально зарегистрировать GoCarrot было несложно. В США, чтобы зарегистрировать компанию, нужны $300 и голова на плечах. Не нужно, как в России, стоять в какой-то регистрационной палате. Даже если у основателя туристическая, а не рабочая виза — заходишь на incorporate.com, собираешь документы и подаешь заявку.

На основание компании у меня ушло около пяти тысяч долларов. Я потратил их на регистрацию бизнеса, логотип и дизайн. Сейчас я понимаю, что большей части трат можно было избежать.

В идеале запускать проект нужно с сооснователем или сооснователями, с которыми вы закрываете все стартовые потребности проекта. Даже одного человека хватит,чтобы сделать первоначальный прототип и проверить гипотезу на рынке — нужна она вообще кому-то или нет.

Пока не появилась гипотеза, не нужно вкладывать деньги — можно будет потратить бесконечно много и так и не добиться результата.

В первый раз я специально искал кофаундера — мы пересеклись на какой-то технологической тусовке в Сан-Франциско. Так делать не всегда разумно — сложно понять, как человек обычно себя ведёт, как действует в стрессовых ситуациях. На таких встречах видно только то, как вы друг другу себя продаете — как на свидании вслепую.

Это не значит, что нужно делать бизнес с друзьями. Когда я делал уже следующий проект, мы с моим кофаундером не были лучшими друзьями — просто друг друга знали. У каждого человека есть довольно большая сеть знакомств — около 1000 человек, про которых он точно знает, адекватные они или нет.

Удастся ли получить первые инвестиции, зависит от похожих вещей. Инвесторы хотят удостовериться, можно ли доверять основателю: не пропьёт ли он деньги и не спустит ли на офис с бассейном и пальмами.

GoCarrot проходил акселерацию в Batchery — это не очень известный акселератор в Сан-Франциско. Акселераторы как вузы — их много, и не на все стоит тратить время. Как с экономическими факультетами в России — есть ВШЭ, есть РЭШ и с натяжкой МГУ. Так и здесь — есть YCombinator, 500 startups, TechStar и есть всё остальное.

Есть смысл идти в отраслевые инкубаторы — например, к компаниям, которые растят проекты «под себя». Или, например, помогают с продажами. Если бы был акселератор в сфере здравоохранения — мы бы за любые деньги туда пошли. А если в акселераторе пытаются «учить жизни», это, как правило, не очень помогает.

Идти в акселератор по принципу «куда получится, туда и пойдем» — не очень правильно. Это как идти в вуз, чтобы избежать армии.

Сейчас мы заморозили проект — но если найдутся классные ребята, которые захотят заниматься операционной деятельностью в GoCarrot, то мы готовы снова вернуться к его продвижению.

DeckRobot

Пример работы DeckRobot

К сервису для автоматического создания презентаций DeckRobot мы подошли иначе — стартовые инвестиции составили всего $1200. Причём большую часть вложенных средств мы потратили на поездку к первому клиенту. Проект я делал со старым знакомым, у которого я спал в гостиной, когда сдавал свою квартиру на Airbnb, чтобы подзаработать.

Мы подходили к проекту не как к чему-то масштабируемому, что позволит выжать побольше денег из инвесторов, а хотели решить «боль» консультантов, с которой сталкивались сами. Я проработал в консалтинге около семи лет, а мой сооснователь Иван — два года.

Как-то Иван рассказывал про своего знакомого, который сделал плагин для Excel. И одна крупная технологическая компания была готова его купить за достаточно невменяемые деньги. Молодой человек был очень уверенным и запросил вдвое больше — и только тогда ему отказали.

Мы сошлись на том, что рынок всяких дополнений для офисных программ очень привлекательный и начали думать над идеями проектов. Первым, что пришло мне в голову, был PowerPoint. Так как Ваня занимается машинным обучением, мы сразу задумались о том, чтобы делать из черновиков на бумаге готовые слайды.

Мы пришли к консультантам, чтобы протестировать гипотезу, и поняли, что это максимум 5-10% их запросов. Остальное — просто выравнивать объекты на слайдах и корректно их размещать. Мы подумали, что это не очень классно, но решили всё-таки сделать. В дальнейшем мы планируем предлагать и функцию распознавания — это прикольная штука, которая привлекает внимание, но денег только на ней не заработать.

Наш продукт отличается от макросов и ThinkCell тем, что с его помощью можно не только редактировать отдельные элементы или менять тип слайда — можно отформатировать всю презентацию одним кликом. Но отсутствие прямых аналогов не означает отсутствие прямых конкурентов. Наши конкуренты — все плагины для PowerPoint.

Мы ориентируемся в первую очередь на консалтинг, аудит и юридические фирмы. Также начали работать с компаниями из Fortune 500. Первых клиентов мы нашли благодаря моему опыту в McKinsey — мои знакомые работали практически во всех консалтинговых фирмах.

Делать проект лучше в той сфере, где можешь своими связями обеспечить хорошие продажи.

Сейчас мы не раскрываем своих корпоративных клиентов, как, впрочем, и ThinkCell. Но в аудиторских и консалтинговых фирмах, которые пользуются нашим продуктом, работает больше миллиона человек.

Обязанности у нас с Ваней не пересекаются. Ваня консультирует команду по вопросам искусственного интеллекта и исследований, помогает выбирать правильные алгоритмы. Он закончил физический факультет МГУ и помимо DeckRobot руководит собственным бизнесом Wallarm. Ванина компания занимается ИТ-консалтингом и кибербезопасностью. Сейчас Wallarm уже достаточно большая для того, чтобы он мог помогать сторонним проектам.

В DeckRobot я занимаюсь бизнес-процессами: стратегией, продажами и наймом сотрудников. Но это не значит, что я всё делаю руками — например, в команде есть продажник, который помогает мне с привлечением клиентов. Остальные ребята — разработчики, сейчас в команде 15 человек.

DeckRobot закрыл два раунда — посевной и предпосевной. Мы уже привлекли средства от бизнес-ангелов и сейчас выбираем венчурный фонд. Но у нас нет лихорадки по поводу венчура. Мы набрали необходимый минимум от ангелов — от фонда будет зависеть только число продажников у компании.

Инвестиции от венчурных фондов всегда накладывают ограничения.

В общении с инвесторами важно не фокусироваться на переговорах, а заниматься продуктом или продажами. Если проект развивается, то инвесторы сами к нему придут.

Главный риск инвесторов на ранних стадиях заключается в том, что предприниматель окажется неадекватным и спустит их деньги не ветер. Поэтому важно, чтобы у вас с инвестором были какие-то общие знакомые, которые могут поручиться за проект, — но для этого нужно общаться.

Я бы посоветовал тем, кто занимается поиском инвесторов в первый раз, воспринимать только реальные действия и факты. Если инвесторы подписывают документ и, самое главное, дают деньги — это уже факт. А если говорят: «Да, здорово, накопите опыт и приходите», дальше есть тысяча способов сказать нет.

Что касается презентаций, стартап как твой ребенок, ты редко кому скажешь: «Он глупый и страшный». Поэтому я бы меньше волновался о том, что именно говорить инвесторам, и больше думал о том, есть ли на рынке спрос на продукт.

Команда DeckRobot

DeckRobot расположена в Сан-Франциско, но у нас есть и украинские разработчики, и ребята с Филиппин — у них сильный опыт, а на их рынке уровень зарплат гораздо ниже, чем в Калифорнии. Местные ИТ-специалисты дорого обходятся стартапам. А лучшие разработчики в Долине быстро становятся основателями собственных компаний или сотрудниками Facebook.

Мы стараемся нанимать сотрудников рано и растить их уже в компании. Важны не навыки, а интеллект, мотивация и готовность много работать. Даже если у человека есть какие-то проблемы с социальными навыками, когда он попадает в комфортную среду, это обычно проходит.

Пока никто из иностранных сотрудников DeckRobot не просил опционы — это непопулярный формат за пределами Кремниевой Долины. В Украине и на Филиппинах не принято давать опционы — это расценивается так, будто у стартапа нет денег. В Сан-Франциско всё наоборот.

Калифорния

В Калифорнии можно жить очень недорого. Мой прожиточный минимум — $4000 в месяц на семью из двух человек. Этого достаточно, чтобы снимать студию, ездить на общественном транспорте и не ограничивать себя в еде. Ниже $4000 — тоже можно, но уже некомфортно.

Дальше интересно — разница между образом жизни за, например, $6000 и за $14000 неприниципиальная — можно переехать в квартиру получше и путешествовать бизнес-классом. Но радикально на качество жизни это не влияет.

Стартап — это не тот бизнес, где можно быстро разбогатеть. Я видел мало основателей, которые вели роскошный образ жизни, и это обычно плохо заканчивалось. За $5000 можно закатить вечеринку, а можно найти пятерых разработчиков. Всё, что основатель тратит на свой образ жизни, он забирает у проекта. На начальных стадиях стартап требует аскетизма.

Экономить можно на ресторанах, на жилье — жить у своих знакомых или выбирать квартиру в недорогом районе, например, Сан Матео. За $2500 там можно найти хорошую квартиру. Я не советую жить далеко от Сан-Франциско, потому что так сложнее налаживать связи и общаться с нужными людьми.

Район Сан Матео

Долина сильно отличается от своего образа в поп-культуре — только 10% населения Сан-Франциско заняты в технологиях. В Кремниевой Долине немало людей, которые ненавидят технологии и считают предпринимателей негодяями, которые наращивают цены на недвижимость.

Во время прогулки не столкнёшься сразу с десятью предпринимателями, половина из которых миллиардеры. Можно и встретить кого-то — например, я сталкивался с основателем Abbyy Давидом Яном в баре. На контакт получится выйти только с людьми, с которыми у вас есть взаимный интерес. Не стоит ожидать, что если вы подойдете к случайному предпринимателю, то он даст какой-то совет или вообще захочет с вами общаться.

Одна из самых важных вещей в Долине — сообщество. Когда я жил в Нью-Йорке, у меня было довольно мало русскоязычных знакомых. Когда я приехал в Сан-Франциско, за пару месяцев у меня появилось человек двадцать, которых я был готов пригласить на Новый год — такого не было даже в Москве.

Классовости я не замечал — человек в дешёвом кафе вполне может оказаться новым Марком Цукербергом. Поэтому начинаешь внимательнее относиться к тому, кому и что говоришь. Похоже на боксёрские клубы в Москве — люди там очень вежливые. Потому что маленький сорокалетний мужичок, который сидит рядом с тобой, может оказаться кандидатом в мастера спорта. И всё, тогда ты попал.

Водитель Uber и сотрудник Google вполне может оказаться одним и тем же человеком — подрабатывать потому что ему, к примеру, не хватает на стартап. И перемещения между категориями «предприниматель», «наёмный сотрудник», «работник сферы услуг» не редкость — причём как вверх, так и вниз.

Люди, не занятые в технологиях, зачастую испытывают фрустрацию, но у них есть возможность переехать в Лос-Анджелес или на Восточное побережье. Нет стеклянного потолка, через который невозможно пробиться, нет какой-то касты неприкасаемых — можно просто быть недостаточно мотивированным. В Сан-Франциско самое динамичное и открытое сообщество, которое я видел.

Переезд в Кремниевую Долину научил меня трём основным вещам. Во-первых, я отбросил свою предвзятость по отношению к людям. Налёт заносчивости, который выработался у меня в консалтинге, исчез. Я начал меньше ценить достижения и больше ценить личность человека и его потенциал. В Сан-Франциско много примеров людей, которые начинали с низов и добивались успеха — как за счёт навыков, так и благодаря удаче. Когда понимаешь это, становится гораздо проще общаться с окружающими — и они сами охотнее идут на контакт.

Во-вторых, я понял, что научиться можно всему, а предпринимательство это навык. Нет какого-то склада характера, который автоматически сделает тебя предпринимателем. Несмотря на это, тебе пригодятся динамичность и стрессоустойчивость. Это как с огранкой алмазов — если человек неусидчивый, он, конечно может ей научиться, но удовольствие вряд ли получит.

В-третьих, среда — это очень важно. Когда я работал в Москве, Бостоне и Нью-Йорке, я думал: не важно, где жить, если можешь заниматься интересными вещами. Но я переехал в Сан-Франциско и понял: хорошая погода, стабильность и разнообразный круг общения гораздо важнее для твоего качества жизни, чем деньги.

0
206 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Malyshev

Буровая в Африке. Бурильщик стоит на тормозе бурит. А рядом на ветке сидит обезьяна и постоянно за ним наблюдает. Как-то раз бурильщик отошел поссать, возвращается, а обезьяна уже вместо него на тормозе стоит и бурит. И так каждый раз. Стоило бурильщику отойти, как обезьяна на его место вставала и бурить начинала. Начальник посмотрел на это дело и уволил бурильщика.
Через полгода звонят бурильщику с буровой и говорят:
- Иваныч, приходи к нам обратно, нам бурильщик нужен.
- Так у вас же обезьяна есть.
- Обезьяна уже мастером стала, и нам опять бурильщик нужен.

Консалтинг in a nushell.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ну, у каждого своё мнение:) жаль, что у вас такое мнение сложилось после работы в консалтинге

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Чигур

Расист

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bringo_call_tracking
За $5000 можно закатить вечеринку, а можно нанять в проект пятерых разработчиков

В Индии или Пакистане говнокодеров.
Статья интересная, но после прочтения статьи не покидает ощущение, что человек постоянно пытается себя убедить, что денег меньше чем было и это очень хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ну, не все рекрутеры дерут так много денег:) попробуйте djinni.co
Мало денег - это очень хорошо для стартапа, чувство голода активизирует мозговую деятельность :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexandre Svergoun

А что бы выбрали вы? 8К за скучную работу на дядю или заниматься своим любимым делом за 5К?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Ивахнов
В США, чтобы зарегистрировать компанию, нужны $300 и голова на плечах. Не нужно, как в России, стоять в какой-то регистрационной палате. 

В РФ регистрация ООО стоит от 3000р и не надо ни в какой палате стоять.
Это раз в 6 меньше чем 300баксов

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

если без всяких инкорпорейт, то в штатах тоже примерно $60 в зависимости от штата.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Tony Urban

Я, кстати, не знаю, откуда про рег палату появилось) но раньше онлайн точно нельзя было

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Anton

Ламповое чтиво, немного похоже на конспект бизнес-тренинга, но зато бесплатно. И на этом спасибо :0)

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ахаха, видимо бывший консультант сразу излагать мысли в формате тренинга :) спасибо за фидбэк! А вообще очень меняется стиль и акценты, когда твою речь записывают

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Безусловно. Более того, это уже случалось :) но это не влияет на комфорт "там"

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Надеюсь, было интересно:)

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

--- подсчитал, сколько нужно зарабатывать, чтобы комфортно жить в Кремниевой долине

опять???

примерно раз в месяц выходят сногсшибательные статьи как быть стартапером в SV и сколько там нужно денег. Ну по крайней мере на этот раз новая цифра - 4к в месяц. Как то совсем скромно получилось.

--- Даже если у основателя туристическая, а не рабочая виза — заходишь на incorporate.com, собираешь документы и подаешь заявку.

и не можешь работать в своей компании никем. СЕО тоже не можешь, если чо. И президентом не можешь. Можешь быть директором в борде, но это все.

И, открою секрет (Полишинеля), даже и виза то не нужна, чтобы открыть корп или ллс. И этот сайт не нужен, потому что он все равно посылает документы в штат, это только для ускорения процесса, вместо 2-3 недель будет за 2-5 дней

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

А зачем Вам быть CEO или президентом?:) Ну, там ещё есть compliance watch, но да, можно и самому отправить. Виза, конечно же не нужна. Но всё таки адрес нужен для корреспонденции. Ниже $4к не удавалось вдвоем, это впритык, но реально. Можно ещё было комнату вместо квартиры - было бы $3-3.5к. но это уже совсем хардкор и distraction. Один японец спал в нашем инкубаторе в переговорке, пока не забрали))

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Alexandr Drobushevsky

Добрый день. Спасибо за статью. Расскажите, пожалуйста, как монетизируется ваш продукт? Почему продвигаете продукт в Украине, России и Польше? Разве в США и Канаде не более платежеспособная аудитория? Так же, посещаемость в месяц составляет порядка 300 человек, что соответствует случайному трафику. Хотелось бы больше цифр, если есть такая возможность. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Vladi Baskakov

А с каких пор продажи b2b стартапа и рынки сбыта должны обязательно коррелировать с трафиком?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Ivanov

Мой прожиточный минимум — $4000 в месяц на семью из двух человек.=

Сразу вопрос - а мед.страховка у вас откуда? Стартап свой обычно не дает ее. Это влет 1000 на двоих.

Транспорт 200 в месяц на двоих? ЭЭЭЭЭ... Своих машин нет (хотя бы одна - лиз и страховка и бензин - еще под 1000)? ну допустим..

Но на убер и общ.транспорт тратить за месяц 100 на человека?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Urban

Все верно, 4к это деньги на которые можно прожить вдвоём, скромно конечно. Машина больше нужна если ты живешь в Долине. По Беркли все перемещения пешком ( максимум 20 мин). До Сан Франциско доехать на метро 4.5 доллара. Убер line тоже очень дешевый.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
sf

меня больше удивило 1200 на еду и развлечения

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eugene Varnavsky

1000 на двоих? Массачусеттс, $2200 на двоих. PPO, 1000 deductible.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Nekoval
За $5000 можно закатить вечеринку, а можно нанять в проект пятерых разработчиков.

WUT

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ну, тут были трудности перевода :) имеется ввиду, что можно на какую-нибудь ерунду потратить ту же сумму, что на рекрутинг бонус для нескольких сотрудников:) вообще всё начинаешь мерить в зп инженеров :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь V

Спасибо за статью! Очень интересно было читать. Если не получится со стартапом, можно писать книги)

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ахаха:) ну, писал не я, а журналист VC

Ответить
Развернуть ветку
Atticus Fincher

Статья крутая! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я может не в тему скажу, но в который раз убеждаюсь что люди с типичной немецкой ... французской ... британской .. американской .. внешностью, как магнитом притягиваются в страну, к которой принадлежат внешне. Фото автора в начале - это ведь типичный улыбчивый капитан американского футбола из молодежных комедий :)
...
Как это работает, я пока не понимаю. Но один из ярких примеров - одноклассница с фамилией -Ко (южного малороссийского типа), .. которая после школы поработала ассистентом на Good Will Games 1994, и на них же вышла замуж за итальянца и он увез ее к себе.
..
Что бы Вы думали? Пересмотрев за последующие годы много итальянских фильмов с 60-х до 90-х ... я во многих видел ее (именно ее) типаж - обычно на ярких ролях второго плана.
...
Т.е. итальянец уехал за чем-то там Лениград/Петербург, зацепился среди прочих именно за "родное" понятие красоты и не устоял, женился.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Нежданчик :) многие говорят, что после пары лет жизни в штатах я стал внешне похож на американца:) тут скорее обратная связь. Жил бы в Индии - был бы другой внешний вид, наверное

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Avramov Max

Интересная статья, спасибо. Яна, поправьте пожалуйста:

Нужно понять, в чём заключаетс* дискомфорт и можно ли его закрыть переездом.
Но контакт* можно только с людьми, с которыми у вас есть взаимный интерес.
Ответить
Развернуть ветку
Яна Павловская
Автор

Исправила, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Христенко

Как-то я сказал коллегам: я не могу привыкнуть, что я средний класс - ЧТО ???

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Хотим мы этого, или не хотим, но родители никогда не учили нас быть средними

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Rastaturin

Это в Сан-Франциско хорошая погода? ) Почти все лето +15..+18...

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

самый противный город на всем побережье, погода, бомжи, налоги

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Tony Urban

Это в июле-августе, и не всегда. Март, Апрель, Май, Сентябрь, Октябрь - очень теплые. Ниже +11 днём температура не падает даже в январе. Это, действительно, тепло по изотерме. Плюс, никогда нет адской жары, что важно для продуктивности

Ответить
Развернуть ветку
Антон Чигур

Я думаю главная проблема при переезде у людей из РФ с хорошим достатком в том, что в США они не могут пов#ебываться там, смотрите какие мы дарахие и бахатые, мы князья, а вы смертные лижите нам ноги

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Ого, так я оказывается серийный предприниматель, так сказать стартапер со стажем. С 2009 года выпустил несколько приложений …
Мои посевные инвестиции составили $ 200.
Мои бизнес ангелы – это мама и папа, которые верили в меня и инвестировали в меня своё время, деньги и нервы…

p.s.: Ничего личного, но до статьи я был лучшего мнения о McKinsey и о консультантах в целом…

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Не понял в чем суть претензий, если честно :(

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexandre Svergoun

У автора уже команда из 15 человек. А это уже очень серьёзно. Написать приложение - это самое лёгкое. А вот продать, создать команду, получить инвестиции - это в десятки раз труднее.

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Отличная статья, понравился пункт про иммиграцию и уровень жизни

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мастер
> ...У каждого человека есть довольно большая сеть знакомств — около 1000 человек, про которых он точно знает, адекватные они или нет...

Неужели? Вот прям около 1000? И прям ТОЧНО знает? Ну и полёт фантазии...

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Школа: 50-100 чел
Университет: 200-500
Каждое место офисной работы: 100-200

Если Вы успели поработать хотя бы в 3 офисах и не интересовались ничем кроме работы и учебы, то все равно тысячу контактов набрать несложно.

Даже если вы не очень хорошо знаете всех этих людей, точно найдутся общие знакомые, которые смогут дать рекомендацию на каждого.

На самом деле, если у вас активная жизнь, то будет намного больше людей, которых Вы знаете или на которых Вы можете сделать due diligence

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Thanks! Hope it was fun to read

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Хорошая история. Очередной раз убеждаюсь что любую хорошую идею можно превратить в стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Спасибо:) не знаю, любую или нет. Но вот любой востребованный продукт/сервис - можно. В одном из последних выпусков YCombinator был маркетплейс для парикмахерских ориентированных на людей с африканским происхождением (сложнее за волосами ухаживать). Никто до них не сделал - они отлично выстрелили

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Klykov

понравилось сравнение с боксерскими клубами, где все вежливые ))
и еще, почему у чуваков на фото три цвета футболок? бэк-енд/фронт-енд/продажи? )

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ahahaha:) так не думали. Просто три корпоративных цвета - каждый выбирал, что нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Erin

Спасибо за статью и удачи со стартапом!

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Tyufyakin

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Thanks!

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Petrov

Не знаю почему, но вспомнил blood boy из silicon valley...

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Польщен

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Котенко

Расскажите про визу, пожалуйста. Вот у вас была рабочая виза от McKinsey (L1?) — вы сейчас уволились и занимаетесь своим бизнесом? По какой визе? Это вопрос, который часто не раскрывается в подобных статьях.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gotsulyak

Не, в Москве 20 друзей на Новый Год не собрать. Все работают :)

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Это была позиция JEM/Senior ASC. Хотелось что-то создать "своими руками", на 100 % брать ответственность, не размазывать ответственность на клиента. Плюс, сама по себе карьера мне не очень интересна. Карьера - это про отношения с начальством. В своём бизнесе нет начальника.

Помогло отсутствие детей и на тот момент семьи ("если не сейчас пробовать, то когда"). Плюс было пару последних проектов, когда результат твоих усилий мало к чему приводил. Не знаю, просто в какой-то момент накопилось и решился.

У всех свои "источники энергии". Лично мне всегда нужно, что то новое. Растущий стартап - это новый род деятельности каждые пару месяцев (задачи меняются). В этом плане похоже на консалтинг. Плюс, амбиции, конечно, помогают. Ну, а, когда видишь, что получается продукт - это вообще кайф.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря
Не стоит ожидать, что если вы подойдете к случайному предпринимателю, то он даст какой-то совет или вообще захочет с вами общаться.

хм... судя по некоторым рассказам на виси, ходя по долине через каждый метр встречаешь инвестора-миллионера, готового вложиться в твой проект

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ахаха:) вот не стоит все статьи на VC.ru и сериал Silicon Valley воспринимать как документалистику))) даже здесь в статье как-то всё слишком легко и гламурно выглядит

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Антон Христенко
Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Rodin

Спасибо за статью, очень интересно. Можешь посоветовать, на какие мероприятия ходить чтобы знакомиться с людьми вне своей компании? (это к параграфу про 20 русскоговорящих друзей).

P.S. А где в СФ хорошая погода? Мы мерзнем все лето...

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Не знаю, только по знакомым. Все официальные мероприятия, где я был - обычно waste of time. Ну, не 30 летом, но и не -15 зимой) для меня это отлично

Ответить
Развернуть ветку
Антон Христенко

Доктор Стержнеслав (для тех кто не в курсе - это тип который приследует меня и ставит минусы), ты опять активизировался? Ты уже сделал все дела по дому ? Вымыл пол? Окна? Протёр пыль ? Сделал жене приятно ? Угодил тёще? И вот нашлось время почитать? Хвалю!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов
В России, особенно когда я уезжал, «Большая тройка» (BCG, Bain, McKinsey — vc.ru) была единственным местом, где можно было столько зарабатывать.

Это он про какие циферки говорит?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

7-15 тысяч долларов. Грубо - 450-1М.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Senya Lopukhin

;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Кстати, всех разработчиков с опытом в С# и ML (Phyton) рады видеть на собеседовании. Присылайте свои резюме на:
[email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Кстати, если есть разработчики, готовые поделиться опытом, посылайте их докладчиками на Moscow Python Conf - http://conf.python.ru (заявки принимаются до 7-го сентября).
А если нужна помощь по ML на аутсорсе, пишите на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Кстати, еще бОльший эффект Вы можете достичь, разместив вакансии на платной основе - вот тут :)

Разместить вакансию
https://vc.ru/job/new
Стоимость размещения – 5000 рублей за 30 дней.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пешков

прикольно, спасибо за статью.
в следующий раз, когда будете делать плагин для экселя, прикрутите к нему блокчейн. )

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Ахаха:)

Ответить
Развернуть ветку
Maria Vasileva

Вопрос по поводу регистрации компании. Имеет ли смысл регистрировать в US, если все основатели базируются в Лондоне и pre-seed/seed round будет искаться в UK/EU, но US - один из основных target markets.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Не знаю, я не юрист. Для нас это было логично, так как у нас и фаундеры, и основной рынок в Штатах. Думаю, что контракты можно и с иностранными юрлицом заключить?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Volc O'Hara

однозначного ответа нет
сид (где-то еще дают пре-сид?) лучше всего искать там, где зарегистрирован. И там, где рынок. Потому что ангел редко желает давать деньги в другую страну. И не менее редко желает давать деньги на рынок другой страны.

Может просто рынок сначала локальный попробовать?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Berzoy

А где в вашем бюджете медицинская страховка и вообще расходы связанные со здоровьем? Скажем, зубная страховка если ее не спонсирует работодатель смысла не имеет, но хотя бы чистку зубов, если ничего не беспокоит, все равно необходимо делать 1-2 раза в год.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Нигде :) до 35 лет это не особо беспокоит. Зубной страховкой надо долго пользоваться, чтобы она имела финансовую выгоду. Проще слетать в Мексику/Восточную Европу :) бюджет в $4000 - это не средний класс, это чтобы выжить. Что нормально для early stage startup

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Есть интересные моменты - про продажу слайдов за бешеные бабки в консалтинге (в Мск и в мире тоже) говорят постоянно, но я впервые слышу это именно про McKinsey. Сразу прозвучало странно - Вы же все-таки руководили проектами в Мск, неужели все они сдавались как презенташка? Ну не может быть - а где норм. рекомендации по оптимизации налогов и диверсификации всяческой? Ну даже для госорганов - оптимизации расходов? Вы же экономист, а не маркетинг-менеджер :(
 
Падение статуса при переезде в США - расходы - прочее - интересно. Но не очень, потому что Вы пишете что переехали вдвоем (раз уж квартира на двоих), и потом уехали из Бостона в Сан-Франциско - но мало что о том, как справляетесь вдвоем, и как именно Ваш доход просто уменьшился тогда, когда Вы "3 месяца изучали вопрос с точки зрения консультанта". Т.е. есть серые зоны в рассказе. Ну и некий кризис 2015 года особенно радует ... тогда многие потянулись наружу, практически все кто имел такую возможность. Только кризисом это _экономисты_ не называли, просто стране краник с дешевым долларовым финансированием закрыли и спек. деньги ушли. "Это не кризис, это пц" (с) О чем говорят мужчины
 
По сути проекта - прочитал наконец - где она, где суть? Получились опять путевые заметки про жизнь во Фриско, Be sure to wear some flowers in your hair при переезде в гей-столицу США ... А по делу-то что? Ну хоть бы слайды с примерами, что за ДекРобот, и что за ТинСел .. на сайте глянул можно заказать некое демо на почту, а для чего тогда сайт? Это доступ к базе шаблонов PowerPoint, что-ли? :(
 
P.S. Экономические терки -- классика жанра про репу заведения - ВШЭ не МЭШ, шэ не мгу, барин, во мху я! и тут где-то сбоку высовываются питерские и интеллигентно замечают что юр. фак ЛГУ так-то дал нашей стране первых лиц ... а филфак в перестроечные годы подкинул массу бизнесменов первой волны во все СП, так что потом экономистам действительно осталось ходить и консультировать - не важно откуда именно они выпускались :)

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Сергей, Вам, к сожалению, очень тяжело по сути вопроса отвечать. Gap в менталитете слишком большой, мы с Вами немного на разных языках говорим (что ни плохо, ни хорошо).

Ответить
Развернуть ветку
sf
Мы долго занимались разработкой продукта — а стоило заниматься продажами.

типичная ошибка кст

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

"Переезд в Кремниевую Долину научил меня трём основным вещам. Во-первых, я отбросил свою предвзятость по отношению к людям. Налёт заносчивости, который выработался у меня в консалтинге, исчез. Я начал меньше ценить достижения и больше ценить личность человека и его потенциал"

Понравилась эта часть, сам жил в США и,действительно, со временем приходит эта трансформация в мозгу. Причем когда начинаешь относиться к людям без предупреждений это открывает множество возможностей.В России с этим вот всегда проблемки были.

Спасибо автору статьи за свою историю и желаю ему только удачи в покорении его мечт. God bless America 🇺🇸😉

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

thanks a lot ;)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

Автор, последнее фото в png!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Loktev

Антон, спасибо за статью! Узнал во многом себя и свои размышления. Это про первую часть статьи: когда работа перестала удовлетворять и появились новые потребности. Рискованный, всё-таки, шаг уходить с "социцального статуса" и позиции EM в Маках. Что вами двигало тогда? Откуда появилась смелость сменить работу?

И более общий вопрос: как считаете, откуда у вас энергия?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Varnavsky

Как получилось с рабочей визы уйти в свободное плавание?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
203 комментария
Раскрывать всегда