{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Релокация стартапа на Балканы

Личный опыт переезда в солнечную Сербию. Почему именно эта страна. Что мы делали перед вылетом в России. Как оказались в Белграде. Как открывали юр.лицо для нашего проекта. Как легализовались сами с русским паспортом. Что по срокам и деньгам. Подробно с фотографиями, как оно есть, по шагам.

В конце бонус для тех, у кого нет стартапа, но релоцироваться очень хочется =)

Егор Золотухин, CEO и co-founder Beams. Июнь 2022. Белград, Сербия.

Интро

Для начала, давайте знакомиться. Меня зовут Егор, я из Санкт-Петербурга. За свою карьеру побывал в разных ролях: UX/UI дизайнер в именитом агентстве, руководитель студии заказной разработки приложений и веб-сервисов, продакт-менеджер в популярном финтех-стартапе, евангелист креативного форума «Мечтатели». На текущий момент активно работаю над собственным стартапом Beams, который мы запустили в самый разгар пандемии.

Beams — это SaaS-платформа для виртуальных мероприятий с фокусом на бизнес и образование. На наших онлайн-площадках проводили свои форумы и конференции из России такие компании как: Oracle, Kaspersky, Pfizer, Сбер и многие другие.

В конце прошлого года со второй попытки мы бодро влетели в Сколково, привлекли первые инвестиции, записались в программу GoGlobal от ФРИИ и стали готовиться к «покорению мира» в 2022 году. География рынков изначально была выбрана исходя из предыдущего опыта проведения международных форумов и конференций на нашей платформе. В основном это англоязычные страны Европы и США.

Мы стартовали в начале февраля с менторами из GoGlobal… и 24 числа… началась она... «спецоперация»… Паника, границы закрываются, самолеты в ЕС больше не летают, вводятся беспрецедентные санкции, любимые бренды один за другим объявляют об уходе из России, сервисы отключаются, банковские карты не работают. В общем, вы сами всё прекрасно знаете. Конкретно нас, стартапа Beams, вся эта ситуация накрыла словно цунами: 1. так как мы привлекали инвестиции через Сколково в рублях, то из-за курса наши деньги начали быстро обесцениваться (сейчас курс играет в нашу пользу, но есть «ньюансы»); 2. СТО покинул стартап и ушел на старую «более надежную» работу с возможностью быстрой релокации в ЕС (справедливости ради, в качестве технического консультанта за небольшой процент он остался в проекте, за что ему огромное спасибо); 3. клиенты один за другим стали отваливаться; 4. все страны, на которые мы планировали выходить, внезапно стали «недружественными». Продолжать могу долго. Но, думаю, суть и масштабы бедствия понятны.

Итак, мы, как и многие российские стартапы с фокусом на международку, попали в «идеальный шторм». Наши действия:

Шаг 1: Понять что действительно происходит и принимать решение

Многие в первые же дни «операции» бросились скупать билеты по заоблачным ценам и улетать кто куда: Армению, Грузию, Турцию, Казахстан, ОАЭ и другие страны. Многие одним днем закрывали свои стартапы, увольнялись с российских компаний и судорожно искали работу зарубежом. А некоторые, наиболее предприимчивые, на волне импортозамещения стали стучаться в различные фонды за финансовой поддержкой.

Первое время со своей стороны мы также чуть было не поддались общей панике. Всё рушится прямо на глазах. Что делать? Закрываться? Замораживать проект? Оставаться в России? Уезжать из страны? Куда? Как? Зачем? Но довольно быстро мы собрались и решили, что для начала нужно перестать паниковать и собрать свою возможную информацию для дальнейшего принятия судьбоносных решений. Побежали общаться с другими стартаперами, релокантами, инвесторами, клиентами и партнерами, друзьями-разработчиками, зарубежными компаниями (кто хантил таланты из России), российскими фондами (ФРИИ, Сколково, Ингрия) и зарубежными акселераторами (Technopol, Emerge).

Отбросив все политические, этические и другие аспекты, исключительно с экономической точки зрения, для нас, как российского стартапа с международными амбициями, после сбора всей информации картина стала вырисовываться следующая: оставаться в России и на волне импортозамещения развиваться на внутреннем рынке с поддержкой российских фондов, или же собирать чемоданы. Находясь в России работать с нашими зарубежными партнерами и клиентами стало просто невозможно.

Так как перед нашими менторами, инвесторами и командой ещё задолго до 24 февраля мы договаривались о международном развитии проекта, то выбор был очевиден. Нужно релоцировать бизнес. Но куда с российскими паспортами нам сейчас податься?

Шаг 2: Выбрать страну

Изначально до 24 февраля стратегия по зарубежной юрисдикции строилась вокруг стартап-виз в Прибалтике, прежде всего в Эстонии (так как она максимально близка к родному Санкт-Петербургу). Но нашей заявке в апреле 2022-го «вежливо» отказали, так как мы из России. Начали изучать другие стартап-визы, коих (скажем честно) не так уж и мало сейчас, но у каждой есть свои требования (к проекту, фаундерам, финансам, процессам и так далее). Поняли, что для нас стартап-виза это история в долгую и довольно рискованная из-за постоянно меняющихся условий. Решили посмотреть более быстрые и понятные варианты. Составили свой список требований к новой стране для нашего стартапа:

  1. Доверие к выбранной юрисдикции со стороны европейских и американских клиентов и партнеров.
  2. Минимизация рисков (юридических, финансовых) со стороны выбранного государства.
  3. Простота и стоимость открытия, а также обслуживания юр.лица.
  4. Наличие ИТ-хабов, акселераторов и бизнес-тусовок.
  5. Простота и стоимость релокации фаундеров, а также остальной команды.

Полный список стран, а также требования к ним можно посмотреть тут. В основном выбирали между: Армения, Грузия, Казахстан, Турция, Литва (через местного друга), Кипр, ОАЭ, США, Сербия.

США отпали сразу, так как юр.лицо открыть в том же Делавэре довольно просто, но вот только открывается она удаленно, и существует удаленно. То есть с релокацией нам никак не поможет. Кипр, Турция и ОАЭ отпали следующими из-за своей дороговизны. Мы ещё не на том этапе развития чтобы разбрасываться деньгами на подобные авантюры. Армения, Грузия и Казахстан отпали из-за первого и второго пунктов (доверия и минимизации рисков). По итогу выиграла Сербия. Также в пользу Сербии сыграли следующие факторы:

  1. Сербия географически находится довольно близко к центру Европы с очень удобной для нас тайм-зоной.
  2. Культурно и исторически сербы очень близки к нам. Очень хорошо относятся к русским, хотя и одной ногой в ЕС. Если вдруг не знали, Сербия — страна-кандидат в ЕС, что тоже большой плюс для нас.
  3. Многие крупные ИТ-компании из СНГ, такие как JetBrains, ABBYY, Luxoft, Epam, Wargaming, SEMrush, Яндекс также открывают свои офисы в Белграде. Что потянет за собой развитие местных русскоязычных ИТ-сообществ и хабов.
  4. Сербия — это безвизовая страна для россиян с относительно удобным подходом «визаран», если вдруг за отведенные 30 дней туристического пребывания не успеваешь открыть компанию и легализоваться сам.
  5. Приятный бонус: прямой перелёт из Санкт-Петербуга в Белград.

Шаг 3: Подготовиться к поездке

Чтобы лишний раз не возвращаться на родину, как это сделали 85% «айтишников» по версии нашего премьер-министра, нужно как следует подготовиться к будущей поездке, ещё находясь в России.

Во-первых, не плохо бы собрать и апостилировать все свои документы. Мы не стали мелочиться и на всякий случай подготовили всё что было возможным: новые загран.паспорта на 10 лет, справки о несудимости, новые повторные свидетельства о рождении, свидетельство о браке, трудовые договора, 2НДЛФ (чтобы доказать легальное происхождение денег), дипломы о высшем образовании. Также сделали международные права и заказали шенгенские визы на два года (в Санкт-Петербурге в посольстве Финляндии их получить достаточно просто, если вы до ковида много раз посещали эту страну). Какие-то документы делаются сразу (как например повторное свидетельство о рождении), какие-то нужно подождать пару дней, а то и недель. Апостилирование каждого документа — это минимум две недели (часто больше) и 2500 рублей (через ГосУслуги можно оплатить со скидкой). Переводы в России мы не делали, так как их всегда можно сделать в стране пребывания.

Во-вторых, важно продумать финансовые потоки из России в постоянно меняющихся условиях. Первым делом решили открыть больше карт в негосударственных банках чтобы делать SWIFT-переводы: Тинькофф (на текущий момент уже не очень актуальный банк), Raiffeisen, МТС. Также по приезду в Сербию стоит завести аккаунт на Binance с сербскими данными (для надежности), чтобы гонять деньги через крипту. Плюс есть варианты перевода денег с помощью Почты России (внезапно) и специальные Telegram-чаты (где местные обменяют вам электронные рубли на местные динары).

Кстати, о чатах. В Telegram довольно много чатов с русскими мигрантами в Сербии: от простого общения до более специализированных (переезды, встречи, бизнес, родители, визараны и так далее). Рекомендуется заранее в них вступить, чтобы найти у «бывалых» ответы на все актуальные вопросы по релокации.

С авиабилетами и арендой квартир за границей сейчас сложновато, но решаемо. В Сербию можно долететь авиакомпанией AirSerbia. Билеты можно забронировать через их сайт. Оплату разрешается сделать в рублях через агентство, контакты которого указаны при бронировании. Стоимость наших билетов составила 32 тысячи рублей на человека в одну сторону с багажем. Жилье на первое время можно забронировать через booking.com с оплатой наличными на месте, либо, если есть возможность оплатить онлайн (например, через друзей в ЕС), через другие сервисы типа Airbnb. Мы выбрали второй вариант. Стоимость квартиры на месяц в центре Белграда обошлась нам в 900 евро.

Не забываем изучить для себя последствия возможной потери налогового резидентства России (лучше конечно сохранить), пообщаться с врачами (особенно зубными), оформить туристические страховки на первый месяц, прикупить валюты в виде налички на первое время (благо это всё ещё возможно, пусть и по завышенному курсу).

Также перед вылетом мы заранее искали варианты быстрой регистрации компании в Сербии через сербские чаты, контакты в Ингрии и ФРИИ. Нашли подходящих юристов и запустили процесс регистрации удаленно.

Ну, вроде всё готово. Можно лететь.

Шаг 4: Сесть в самолёт

Вид из Пулково, Санкт-Петербург. Июнь 2022.

Начитавших в СМИ и наслушавшись от знакомых всяких историй о допросах в российских аэропортах, мы уже было приготовились детально рассказывать зачем вылетаем из страны без обратного билета, но нас толком даже ни о чем не спросили. Весь диалог с инспектором:

— Цель поездки?

— Летим открывать компанию в Сербии, чтобы продолжить работу с нашими европейскими клиентами.

— Проходите.

Шаг 5: Получить «белый картон», купить местную сим-карту и открыть банковский счёт

По прилету в Белград первое, что нужно сделать — это «белый картон», обязательный документ, подтверждающий ваше легальное нахождение в стране. Делают хозяева арендованного жилья или менеджеры гостиницы. Действует ограниченный срок, максимум 30 дней. Важно добыть этот картон в первый же день, иначе потом могут быть проблемы.

Следующим на очереди стоит покупка сим-карты с местным номером. Для решения этой задачи идем в ближайший магазин оператора Yettel и покупаем за 600 динар туристический тариф. Действует две недели, потом нужно продлять через пополнение счёта в том же магазине или любом другом представительстве Yettel. В будущем, когда уже будет заветная наклейка о ВНЖ в загран.паспорте можно переоформить номер на нормальный обычный тариф.

Карта местного сотового оператора Yettel.

Дальше двигаемся открывать банковский счёт в ближайший филиал банка Raiffeisen. Для открытия счёта нас попросили предоставить: загран.паспорт, белый картон, трудовой договор на русском, 2НДФЛ на русском, выписка о движений средств в русском банке, местный номер телефона, email. Первичное оформление занимает примерно 20 минут. Придётся подписать кучу макулатуры на сербском и английском языках. У вас скорее всего будет много вопросов к сотрудникам банка, у них к вам тоже, но ничего криминального. Мультивалютный счёт создаётся примерно одну неделю, после ещё где-то через неделю можно получить две пластиковые карты (Visa и DinaCard (сербский аналог российского МИРа для покупок внутри страны)). Стоимость — бесплатно. Единственное, попросят сразу внести небольшую сумму (у нас было 100 динар) и провести первую операцию по покупке валюты через их приложение для активации счёта. Дальше можно сразу делать SWIFT-переводы из России. Кстати, SWIFT идёт довольно быстро: наш первый транш шёл меньше суток из российского Raiffeisen.

Сербские карты Raiffeisen Bank: Visa и DinaCard.

Итак, основные задачи выполнены. Идём смотреть Белград.

Шаг 6: Изучить новый город и познакомиться с местными «мигрантами»

Как частно бывает, стереотипные ожидания по стране могут быть обманчивы. Со мной такое уже не первый раз, когда летишь в страну и ничего от неё не ждёшь, а она тебя приятно удивляет. Тоже случилось у меня и с Сербией.

Первое, что сразу понимаешь оказавшись здесь (особенно в центре Белграда), что Сербия — это привычная нам Европа. Местами грязновая, местами не ухоженная, но все же Европа. Гуляя по улицам иногда можно словить флешбеки из какой-нибудь Барселоны, Турина или Таллина.

Второе — это люди. Сербы очень открытые и отзывчивые люди. В текущей «ситуации» прекрасно понимающие проблемы вынужденных русскоговорящих мигрантов. Всегда готовы помочь. Помимо сербов, как я писал, тут много русских. Со многими соотечественниками мне удалось познакомиться буквально в очередях на открытие банковского счета или на кассе в магазине. У всех очень похожие истории о «внезапной» релокации компаний или бизнесов.

Третье, здесь есть всё, что мы любим и что из-за «спецоперации» больше не доступно в родной стране: нормальные магазины, рестораны, сервисы, кино (на английском с сербскими субтитрами). Местные приложения вроде банкинга или доставки еды пока не на том уровне, что в России, но в целом сносно. Из привычного есть Yandex Go для такси. Правда в отличии от Москвы или Питера машин в городе маловато, из-за чего ждать подачи машины можно довольно долго. Однако, ожидание легко можно скрасить сёрфингом в Интернете благодаря быстрому и бесплатному Wi-Fi. Кажется, он тут везде: на улицах, парках, магазинах, транспорте и так далее.

По ценам жизнь в Сербии, особенно с текущим курсом (на момент написания статьи ориентируемся на 60 рублей за доллар), выходит примерно на 15-20% (в отдельных позициях до 30% и даже больше) дешевле, чем у нас было в России.

А ещё в Сербии очень приятный климат и много зелени, что после дождливого Петербурга не может не радовать.

Шаг 7: Открыть юр.лицо в Сербии

Как я писал ранее, процесс регистрации юридического лица на Балканах мы начали еще в России. Приехав в Белград на следующий день я отправился в офис к нашему юристу. С собой взял только паспорт и белый картон. Этого достаточно для открытия компании. Вместе с юристом выбрали название, тип компании (DOO), налоговую базу, собрали документы и отправились к нотариусу, чтобы сделать на юриста доверенность, по которой он уже дальше всё сделает сам. Через две недели после первой встречи пришло письмо о том, что наша компания зарегистрирована. Дальше идем открывать корпоративный банковский счёт и нанимать бухгалтера.

Общие расходы по открытию компании в Сербии примерно следующие:

  • 1800 евро — услуги юриста, которые включают в себя открытие компании, банковского счёта, уставной капитал, судебного переводчика и электронную подпись.
  • 100 евро в месяц — бухгалтер.
  • 50 евро в месяц — юридический адрес компании.

В целом, если поискать, можно найти юристов и подешевле или вообще сделать всё самому. Мы решили не рисковать и немного переплатить, но иметь гарантии. Ибо по многим отзывам из-за аномального наплыва русских предпринимателей случаются очень неприятные истории.

Регистрация компании в Сербии, помимо ведения нормальной коммерческой деятельности зарубежом, также дает возможность получить в этой стране ВНЖ. Только для этого ещё будет нужно получить разрешение на работу и устроиться к себе, можно без зарплаты. Да, ген.директор в Сербии может не иметь дохода в своей компании.

Шаг 8: Найти жильё в долгую

В сербских Telegram-чатах пишут много историй о том, как сложно арендовать жильё в Белграде. Цены завышены, квартир нет. Как только появляется что-то более-менее нормальное — сметают за считанные часы. Наш опыт говорит об обратном.

В Сербии есть множество сайтов, где можно найти квартиры в долгосрочную аренду (от 6 месяцев). Мы попробовали поискать на Halo Оglasi и City Expert. Скажем сразу: интересные варианты за вменяемые деньги встречаются достаточно часто. Мы ориентировались на бюджет до 1000 евро в месяц в Новом Белграде, срок — 1 год. Оставили примерно 20 заявок. В первый же день двое нам написали сразу, что жильё уже арендовано. Трое позвонили, представились агентами, задали несколько вопросов: кто мы, на какой срок ищем, какие районы интересны, и, видимо, ушли на поиски подходящих вариантов. Больше от них мы не слышали новостей. Ещё двое сразу же пригласили на просмотр квартир: одна в новом элитном доме за 700 евро (двухкомнатная 66 кв.м), вторая в более простом за 500 (двухкомнатная 46 кв.м.). В обоих случаях мы общались с агентами и хозяевами. Условия везде примерно одинаковые: депозит в размере одной или двух месячных плат и комиссия агентству 50% от месячной ставки. По итогу выбрали более бюджетный вариант (у него оказалось более удачное местоположение, новый ремонт, прекрасный хозяин врач, но меньше квадратных метров) и записались на сделку, которая прошла через 3 дня в офисе агентства в центре Белграда. Внесли депозит и оплатили комиссию наличными 500+250 евро. Далее за первый месяц перевели оплату хозяину уже лично в момент заезда где-то через неделю. Расходы на ЖКХ в среднем на такую квартиру составляют 80-100 евро в месяц.

Шаг 9: Оформить ВНЖ

Итак, все основные документы для оформления ВНЖ собраны:

  • Загран.паспорт на 10 лет.
  • Справка о несудимости из РФ.
  • Документ об открытии юр.лица в Сербии.
  • Договор о долгосрочной аренде жилья (1 год) в Сербии.
  • Банковский счет в Сербии с 3600+ евро (минимально рекомендуемая сумма на человека).
  • Две цветные фотографии 35 на 45 мм (остались ещё из России).

Собираем недостающие с сербским переводом:

  • Заявление.
  • Краткая биография о себе.

Добавляем:

  • Медицинская страховка.
  • Квитанция об оплате гос.пошлины.

Если вы с семьей, то ещё будут нужны:

  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельства о рождении детей.

Собрав весь пакет документов, записываемся по телефону на приём в местный МИД. Адреса, телефоны и почты ближайших отделений можно найти здесь. Мы выбрали отделение на Савской, 35 в Белграде.

Ну вот и всё. Осталось дождаться решения и получить заветную наклейку в свои загран.паспорта. Говорят, что сроки рассмотрения могут растянуться до 60 дней. Но мы уже никуда не торопимся.

Шаг 10: Подвести промежуточные итоги и продолжить движение

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что релокация в Сербию оказалась значительно проще и дешевле, чем казалось изначально. Мы не встретили никаких значимых проблем и сверх-расходов ни в одном из пунктов:

  • Подготовка документов в России (многие из которых по итогу не пригодились в Сербии, но возможно пригодятся в будущем где-нибудь ещё).
  • Покупка билетов на самолёт и аренда жилья на первый месяц.
  • Получение белого картона.
  • Покупка местной сим-карты и открытие персонального банковского счета с работающими SWIFT-переводами из России.
  • Аренда квартиры на долгий срок (1 год).
  • Регистрация компании и открытие корпоративного счёта.
  • Сбор документов и заявка на оформление ВНЖ.

Что дальше? Теперь можно спокойно развивать международные продажи и заключать партнёрства с европейскими и американскими коллегами, не опасаясь ни внешних, ни внутренних санкций.

Отдельно хочется изучить эту страну подробнее, а также другие балканские государства. Кажется, мы сильно недооценивали потенциал этого региона. А с учётом большого наплыва ИТ-компаний и талантов из России его ожидает бурный рост, который и без этого по итогам прошлого года составил свыше 7% ВВП.

Бонус: Что делать в Сербии если нет стартапа

Luxoft активно ищет таланты по всему Белграду.

Как я писал выше, в Сербию приезжают открывать свои офисы большое количество крупных ИТ-компаний из России. Напомню для примера это: JetBrains, ABBYY, Luxoft, Epam, Wargaming, SEMrush и даже Яндекс. Из-за чего здесь образовался большой спрос на ИТ-таланты. По инсайдерской информации (от наших юристов) на рынке не хватает более 17 тысяч специалистов. Также сербские чиновники (не путать с российскими) активно продвигают новые законы с очень привлекательными льготами для ИТ-сектора. Мы, кстати, в Beams тоже ищем разработчиков.

В общем, есть у вас стартап или нет, вы знаете что делать. Дерзайте!

Как вам такой подход к релокации? Что в целом думаете о переезде?
Уже переехал.
Изучаю варианты, собираю чемодан.
Остаюсь в России.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
114 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alice Hollend

Мы по приезду в Мае так и не смогли от МТС добиться нормальной симки и купили еттел, МТС в трех разных салонах от нас требовали ВНЖ доки. (ну либо нам так повезло и сотрудники неграмотные). Йеттел кстати можно пополнять в приложении через любую банковскую карту (естественно, как только приезжающий разживется нормальной), без походов в офис. А потом с бораваком можно перейти на нормальный тариф.

Ответить
Развернуть ветку
111 комментариев
Раскрывать всегда